Цель
Цель другого врачевания (врачевания душ священниками) – окрылить душу, исхитить из мира и предать Богу, сохранить образ Божий, если цел, поддержать, если в опасности, обновить, если поврежден, Духом вселиться Христах в сердца (Еф. 3, 17); короче говоря, того, кто принадлежит к горнему чину, сделать богом и причастником горнего блаженства. Этого хотят для нас и пестун закон, и посредствующие между Христом и законом пророки, и Совершитель и конец духовного закона – Христос, и истощившее Себя Божество, и воспринятая плоть, и новое смешение – Бог и человек – единый из Божества и человечества, и через единого то и другое. Для этого Бог примесился к плоти через посредство души, и далекое между собою совокуплено через сродство посредствующего за тем и за другим; все соединилось воедино за всех и за единого Праотца, – душа за душу преслушную, плоть за плоть, покорившуюся душе и вместе осужденную, Христос, непричастный греха и высший греха, за Адама, бывшего под грехом. Для этого ветхое заменено новым; страданием воззван страдавший; за каждый наш долг воздано особо Тем, Кто превыше нас; и открылось такое таинство – человеколюбивое Божие смотрение о падшем через непослушание. Для этого – рождение и Дева, для этого – ясли и Вифлеем; рождение вместо создания, Дева вместо жены, Вифлеем вместо Едема, ясли вместо рая, малое и видимое вместо великого и сокровенного. Для этого – Ангелы, славящие Небесного, соделавшегося потом Земным, пастыри244, видящие славу на Агнце и Пастыре; звезда путеводствующая, волхвы поклоняющиеся и приносящие дары, чтобы прекратилось идолослужение. Для этого Иисус приемлет крещение и свидетельство свыше; для этого постится, бывает искушаем и побеждает победившего. Для этого изгоняются демоны, исцеляются болезни и великое дело проповеди поручается малым и совершается ими. Для этого мятутся народы и люди помышляют тщетное. Для этого – древо за древо и руки – за руку; руки, мужественно распростертые, за руку, невоздержно простертую; руки пригвожденные – за руку своевольную, руки соединяющие во едино концы мира – за руку, извергшую Адама. Для этого вознесение на Крест за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть, тьма для света, погребение за возвращение в землю, воскресение для воскресения. Все это было для нас Божиим некоторым детоводительством и врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный (1).
* * *
Несомненно то, что человек есть тварь и образ великого Бога. От Бога всякий исшел и к Богу идет, кто-то устремив мысль горе и плоть оковав духом, вождем своей жизни имеет милосердого Христа, а стяжание свое, язык и слух, самый ум и силу – все посвящает грядущей жизни, кто-то, из всепоглощающего мира исхищая все, чем возобладал похититель чужого достояния, богопротивный Велиар, вносит это в сокровищницы, которые тверже земных и расхищаемых и разрушаемых, чтобы узреть самого Царя, чтобы, совлекшись плоти и противоборствующей дебелости, сделаться богом и духом, стать в чине светозарного Ангельского лика, за великие труды стяжать еще большую награду, не как прежде, взирая на легкий образ скинии, на письменное и разрушаемое изображение закона, но чистыми очами ума созерцая саму истину и устами воспевая праздничную песнь. Такова цель жизни – к этому обитателей земли возводит великость Христовых страданий. Ибо Христос, будучи Бог, Начальник жизни, превысший века, всегда всецелый образ бессмертного Отца, принял вид раба, вкусил смерть, вторично встретил жизнь, чтобы от рабства и от уз смерти избавить меня, возвращающегося к лучшей жизни (2).
* * *
Здесь имеются в виду пастухи, пришедшие поклониться новорожденному Христу.