Умеренность
Я избегаю излишества, не даю места неумеренности; согласен лучше быть менее должного деятельным, нежели пытливым; если нельзя избежать того и другого и сохранить умеренность, согласен лучше быть робким сверх надлежащего, нежели дерзким (1).
* * *
Хотя первым законом Христовым для человека было первоначальное наслаждение, однако же Эдем, и рай с цветущими деревьями, и источник, разделенный на четыре начала, не золото, не электр, не серебро, не приятность доброцветных и прозрачных камней, какие дает земля преклонившимся долу, – напротив, Эдем одними плодами обильно питал того, кто был делателем Бога и божественного наслаждения. И здесь положен был предел удовольствию, приведенному в меру. Закон удалял от древа познания противоположностей и, не соблюденный, лишил меня всего, предал бедствиям матери моей земли. Одно из этих бедствий – иметь у себя более необходимого, не знать никакой меры в приобретении, врачевством от худого избирая худшее и разгорячая себя питьем, тем больше чувствовать жажды. А из-за этого смотри, какая бывает несообразность! Всегда считаем себя бедными, стараясь приобрести, чего еще недостает у нас, а в приобретенном не можем найти для себя утешения, потому что сердце мучится о том, чего нет.
Поэтому первый закон – жить умеренно (2).
* * *
Покажем себя умеренными и преодолеем зависть, чтобы не подать против себя никакого повода лукавым и напрасно на нас враждующим (2).