Источник

Премудрость Божия

И кто сочтет песок морской, и капли дождя, и глубину бездны (см. Сир. 1, 2–3)? Равным образом, кто может во всем исследовать глубину премудрости Бога, которой Он и сотворил все, и управляет всем так, как хочет и как знает? Довольно для нас по примеру божественного апостола удивляться только ей и почтить молчанием непостижимую и неудобозримую глубину ее. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как не постижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим. 11, 33)! И кто уразумел дух Господа (Ис. 40, 13)?.. И кто отважится то, что выше всякой меры, измерять соображениями удобопостижимыми (1)?

* * *

Первое и особенно готовое у них (евномиан) изречение есть следующее: Господь созда мя начало путей Своих в дела Своя (Притч. 8, 22)197. Как отвечать на это? Не станем ни обвинять Соломона, ни отвергать прежнего за последнее его падение, ни толковать, что здесь представлена говорящей Премудрость, то есть то ведение и тот художнический ум, по которым все сотворено.… Положим, что это слова самого Спасителя – истинной Премудрости. И рассмотрим их несколько внимательнее. Какое из существ не имеет причины? Божество. Ибо никто не скажет нам причины Бога; иначе она была бы первоначальнее самого Бога. Но какова причина того, что Бог ради нас приемлет человечество? – Та, чтоб все мы были спасены. Ибо какой быть иной причине? Итак, поскольку здесь находим и слово «создал», и другое ясное выражение «рождает меня» (Притч. 8, 25), то объяснение просто. Сказанное с присовокуплением причины припишем человечеству, а сказанное просто, без присовокупления причины, отнесем к Божеству. Но не слово ли «создал» сказано с присовокуплением причины? Ибо Соломон говорит: созда мя начало путей Своих в дела Своя (Пс. 110, 7)198, для которых помазан Он Божеством, потому что это помазание относится к человечеству. Но слово «рождает меня» употреблено без присовокупления причины, иначе укажи, что к нему прибавлено. Итак, кто будет спорить, что Премудрость называется «творением» по рождению дольному и «рождаемой» – по рождению первому и более непостижимому?

Из этого происходит и то, что Сыну дается наименование Раба, оправдающего многих (см. Ис. 53, 11) и что Ему велено назваться рабом Божиим (см. Ис. 49, 6). Ибо действительно для нашего освобождения послужил Он плоти, рождению, немощам нашим и всему, чем спас содержимых под грехом. А для низости человека что выше того, как соединиться с Богом и через такое соединение стать Богом, и столько быть посещенным Востоком свыше (Лк.1, 78), чтоб и рождаемое Святое нареклось Сыном Всевышнего (Лк.1,35), и даровано было Ему имя выше всякого имени (а это что иное, как не то же, что быть Богом?), чтоб преклонилось всякое колено (Флп. 2, 9–10) Истощившему Себя за нас и образ Божий Соединившему с образом раба, чтоб знал весь дом Израилев, что и Господом и Христом Его Бог сделал (Деян. 2, 36)? Ибо это было как по действию Рожденного, так и по благоволению Родителя (1).

* * *

197

В синодальном переводе: Господь имел меня началом пути Своего прежде созданий Своих. – Прим. ред.

198

В переводе Юнгерова: Дела рук Его – истина и правда. – Прим. ред.


Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0

Комментарии для сайта Cackle