Клятва
Весьма худо и давать клятву, и требовать ее; в обоих случаях оскорбляешь правду (2).
* * *
Что хуже клятвы? Я рассуждаю, что ничего нет хуже (2).
* * *
Самая большая из стремнин есть ложная клятва (2).
* * *
Ложная клятва, как давно уже это доказано, есть отречение от Бога (2).
* * *
– Скажи же, что приобретают те, которые много клянутся? – Осмеяние. – А к этому, что еще присовокупить? – Разве то, что им не верят, когда говорят и правду.
* * *
– Когда же, какие и при каких случаях дозволишь ты клятвы?
Например, дозволишь ли, когда настоит нужда?
– Пусть так.
– Но присовокупи: какая именно нужда. Не та ли, чтобы иных избавить от опасности?
– Тогда, по крайней мере, полезна клятва.
– Или и себя избавить от обвинения в гнусном преступлении.
– Да! Но клятва никогда не должна служить мне к приобретению имущества, потому что это представляется крайне гнусным и весьма легко может вовлечь в ложную клятву. Да и что, кроме корысти, чаще приводит к ложным клятвам? Как скоро касается дело до денег, весьма многие оказываются злонравными (2).
* * *
– Каких же клятв особенно избегать должно?..
– Тех, в которых упоминается Божие имя.
– А в которых упоминаются Писание, Христовы страдания и приношения Богу?
– И это равно таинственно (2).
* * *
Одна волна воздвигает другую, когда в тебе дышат, может быть, гнев, а может быть, и страсть к деньгам. Ибо много сетей, и человек не почитает страшным делом расточаемых им клятв (2).
* * *
Избегай всякой клятвы. Но чем же уверить других? – Словом и жизнью, удостоверяющей в слове. Ложная клятва есть отречение от Бога. K чему тебе призывать в посредники Бога? Сделай, чтобы посредником твоим были твои добрые нравы (2).
* * *
Клятва есть уверение при посреднике Боге. И соблюдение того, в чем клялся, есть верность клятве (2).