Зло
Если не в наших силах остановить стремление зла, то по крайней мере ненавидеть и стыдиться его есть не последняя степень благочестия (1).
* * *
Кто далек от зла, тот всего менее подозревает зло (1).
* * *
Порочный человек скорее готов следовать злу, нежели удерживаться добром (1).
* * *
Людям доставляют громкое имя не одни благодетельные, но и злые дела, когда они не находят себе одобрения даже у порочных (1).
* * *
Кто с трудом преклоняется на зло, тот медлителен и в подозрении худого (1).
* * *
Если верно установишь весы и взвесишь все, что в жизни приятного и что прискорбного, то одна чаша, до верха нагруженная злом, пойдет к земле, а другая, напротив, с благами жизни, побежит вверх. Война, море, возделывание земли, труд, разбойники, приобретение имущества, описи имений, сборщики податей, ходатаи по делам, записи, судьи, неправдивый начальник – все это еще детские игрушки в многотрудной жизни. Посмотри и на приятность жизни: пресыщение, обременение, пение, смех, гроб, всегда наполненный сотлевшими мертвецами; брачные дары, брак, брак второй, если расторгнут прежний, прелюбодеи, поимка прелюбодеев; дети – тревожная скорбь; красота – неверная приманка; безобразие – невинное зло; заботы о добрых детях, печаль о худых; богатство и нищета – сугубое зло, презорство, гордость – все это как шар, летающий из рук в руки у молодых людей.
Итак, видя, снедаюсь сердцем, если почитают лучшим то, в чем больше зла, нежели добра. Не плачешь ли, слыша, сколько было скорбей у живших до нас? Впрочем, не знаю: будешь ли ты при этом плакать или смеяться. Мудрецы древности находили для себя приличным и то, и другое.… И кто злострадал, и кто благоденствовал – у всех нет ничего, кроме гроба (2).
* * *
Злые имеют преимущество перед добрыми, блюстители законов могут быть куплены той и другой стороною. И если злой имеет у себя больше достатка, то он и лучший. Кто же с такими людьми может без помощи Божией избежать множества лжи и хитросплетений? Ибо необходимо или опрометью бежать и оставить все злым, или очернять свое сердце, как приближающийся к злому дыханию истребительного огня носит на себе печальные знаки или пламени, или дыма (2).
* * *
Много худого говоришь ты обо мне, любезнейший; а зло делаешь себе самому. Для меня врачевством в этой беде служит такое рассуждение. Если великий Бог благоволит к тебе, то в ином благоволит и ко мне. А если прогневается на тебя, то, во сколько строже будет суд (2)!
* * *
Приступите к истине, перемените жизнь свою, пока не поздно, чтите Бога более, нежели насколько привыкли! Перемена жизни нимало не постыдна, напротив – хранение зла гибельно (2).