Православное пастырство

Источник

Содержание

Предисловие

I. Пастырское богословие. История науки, важность, содержание и ее положение в ряду других богословских наук. Источники и пособия II. Предмет науки. Определение понятия «пастырское служение» в «Книге о должностях пресвитеров приходских» и у проф. В. Ф. Певницкого. Наше определение III. Понятие о царстве Божием. Царство природы. Проявление греха и его последствий в этом царстве. Роль человека – две обязанности: положительная и отрицательная. Орудия борьбы с грехом и его последствиями IV. Характеристика царства Божия с внутренней стороны: «Царство Божие внутри вас» (Лк.17:20–21). Учение св. отцов о царстве Божием. Устроение Христом Спасителем царства Божия. Виды пастырского служения V. Естественные основания для пастырского служения и его всеобщность в человеческом роде; его божественное установление. Христианское пастырство; избрание, посвящение, преемственность. Необходимость пастырского института, доказываемая учением о церкви как о теле. Наименования пастырского служения и пастырей в Св. Писании. Общий взгляд отцов церкви на пастырское служение VI. Пастырское призвание. Взгляд на него пасторологов. Призвание внутреннее и внешнее. Необходимость подготовки к пастырскому служению VII. Вопрос о пастырском настроении. Благодатный дар сострадательной любви. Отношение к нему пастырской личности. Вызываемые данными вопросами отделы нашей науки VIII. Христос пастыреначальник – образец для пастырей. Заповедь Самого Иисуса Христа Спасителя. Учение Апостолов. Примерный способ описания пастырства (У Блеки и Бека). Теория проф. С. А. Соллертинского. Вечное и временное в примере Иисуса Христа IX. Подготовка к пастырскому служению. Специализация. Образ пастыря в святоотеческом освещении. Обязательные качества пастыря по изображению св. отцов и пасторологов: внутренняя чистота, любовь к горнему миру, разнокачественность, уважение к святыне, знание природы своей должности X. Избрание и посвящение. Различие между православным, католическим и протестантским пастырством. Избрание пастырей в православной церкви. Изначальность пастырского посвящения. Посвящение Иисуса Христа и Апостолов. Признаки истинного посвящения. Настроение посвящаемого XI. Необходимость для пастыря дальнейшей работы над своим усовершенствованием. Неизбежные искушения на этом пути. Средства борьбы с ними XII. Школа служебная. Органы и средства служебного воспитания и совершенствования пастыря. Епископ, благочинные пастырские собрания, пастырские курсы XIII. Cвященник как учитель и как служитель культа. Две стороны христианского культа. Значение личности пастыря в христианском богослужении. Чрезвычайная важность богослужения в жизни христианских народов. Требования, предъявляемые к совершителю богослужения. Совершение литургии, таинств. Крестные ходы XIV. Душепопечение как особый вид пастырствования. Сущность душепопечения (Иез.1:10). Препятствия со стороны общины и самого пастыря. Более частное определение обязанностей душепопечителей (Иез.34:15–16; Иез.34:10–11). Образ душепопечительного пастыря в новом завете (Ин.10; Лк.15:4–6; Еф.4:11–13; Деян.20:31; 1Сол.2:9–12; 2Тим.4:5. 2). Отличительный характер душепопечения XV. Общие заботы пастыря: различие нужд верующих. Вера интеллигенции и простого народа. Положительные и отрицательные задачи пастыря в отношении веры пасомых. Научение вере детей и взрослых. Три группы взрослых, обращение пастыря с каждой из них. «Иные овцы». Иисус Христос и грешники. Процесс обращения грешника XVI. Борьба пастыря с явлениями, подрывающими веру: суевериями, вольнодумством и безбожием XVII. Борьба пастыря с инославной и сектантской пропагандой XVIII. Материальные нужды, отношение к ним пастыря XIX. Социальный вопрос и церковь. Коммунизм, его природа и способы церковной борьбы с ним XX. Отношение пастыря к предержащей власти и к политическим партиям. Допустимо ли несение пастырями общественных и государственных должностей? XXI. Война и церковь. Служение священника на поле брани XXII. Живые души XXIII. Таинство покаяния как могущественное средство в деле пастырского душепопечения и духовного возрастания верующих Заключение. Вечное и временное в пастырском служении. Наше «особое» время налагает на пастырей особые обязанности. Нужны пастыри подвижники и сплоченность пастырей. Материальное и духовное в жизни пастыря. Необходим VIII вселенский собор Приложения Приложение I. Архипастырское слово – обращение к рукополагаемому пред его посвящением в священный сан Приложение II. Поучение пред общей исповедью Епископ Иоанн. Отец Георгий Послесловие От издателя. Православное пастырство и христианское единство  

 

Труд последнего протопресвитера Русской армии и флота Георгия Шавельского представляет собой курс пастырского богословия, в котором автор подытожил опыт отечественных и зарубежных ученых-богословов в этой области, дополняя его примерами из собственной богатейшей пастырской практики.

Книга предназначается для священнослужителей и учащихся духовных школ Русской Православной Церкви, а также всех интересующихся православным богословием и историей Русской Церкви.

Предисловие

Предлагаемая книга содержит круг лекций, читанных студентам Богословского факультета Софийского Державного Университета в 1927–1928 гг. по предмету Пастырского Богословия.

Лекции эти не представляют собою всеобъемлющего и всеисчерпывающего курса по Пастырскому Богословию, не затрагивают и тем более не разрешают всех вопросов разнообразной, как сама жизнь, многосложной пастырской деятельности. Они лишь дают посильный ответ на вопросы: в чем сущность и где основы пастырского служения; что требуется для формирования личности доброго пастыря; в чем его задача, долг и секрет его влияния на пасомых и т. д.? По содержанию этих вопросов книге дается заглавие: «Православное пастырство» (основы, задачи и дух православного пастырского служения). Таким образом, предлагаемая книга охватывает общую, основную часть науки – Пастырского Богословия. Частностей же она касается лишь постольку, поскольку эти частности могут служить иллюстрацией для трактуемых общих положений. И совершенно она не претендует на то, чтобы дать читателям исчерпывающее практическое руководство по пастырствованию. Если же она все-таки преследует некоторую практическую цель, то эта цель сводится к тому, чтобы в умах и сердцах читателей заложить определенный, твердый фундамент для пастырствования в современных многотрудных и до крайности сложных условиях жизни.

Памятуя слова Великого Святителя, что пастырское служение является «наукою из наук и искусством из искусств», искусство же всегда, в известной степени и в известном отношении, современно, я не мог не придать своим чтениям характера некоторой современности. Думаю, что это не может противоречить научным задачам и цели, которые я в чтениях преследовал. Если же эта современность действительно, как неоднократно заявляли мне мои слушатели, придает делаемым выводам жизненность и практичность, то она тогда является сугубо нелишней. Во всяком случае, решаюсь заявить, что упомянутая «современность» диктовалась не какими-либо либеральными настроениями и соображениями, а долгим, проверенным опытом автора, самыми разнообразными его пастырскими переживаниями и существенными потребностями нашего лукавого времени, предъявляющего к современному пастырству исключительные запросы.

В своих чтениях мне приходилось часто пользоваться уже готовыми выводами и положениями. Если же читатель найдет в моей книге нечто новое, интересное, способное вдохновить его, дать ему руководящую нить, так или иначе умудрить его; если моя книга принесет некую пользу нашему многострадальному православному пастырству, то это будет лучшей наградой за мой труд.

Русскому читателю может показаться стоящей особняком и даже излишней самая обширная глава: «Таинство покаяния как могущественное средство пастырского душепопечения и духовного возрастания верующих». Русским пастырям как будто не надо разъяснять важность и необходимость таинства покаяния: не только русский священник, но и каждый православный русский человек знает, что исповедь и причастие Св. Тайн составляют непременный долг христианина, который он должен выполнять ежегодно. Помещая эту главу, я имел в виду не столько русских, сколько других православных христиан. Приходится с грустью констатировать факт, что в некоторых восточных православных церквах таинство покаяния если не совсем забыто, то находится в крайнем пренебрежении: в непременный долг верующим оно не вменяется; не только множество мирян, считающих себя добрыми христианами, но и немало пастырей никогда не приступают к этому таинству. Восстановить забытое таинство не так легко. И указанная глава является попыткой наметить путь к восстановлению забытого, но крайне важного в духовной жизни таинства покаяния. При всем том, я решаюсь думать, что и для русского православного пастыря эта глава не окажется бесплодной.

В заключение прошу читателя милостиво отнестись к недочетам моего труда. Беженские условия: постоянная перегруженность всякого рода работой ради куска хлеба и общественного блага, отсутствие нужных книг и вообще вся весьма неблагоприятная для усидчивой работы обстановка не могли не отразиться на моем труде1.

Автор

* * *

1

Настоящая книга фактически является вторым изданием. Первое издание на болгарском языке было выпущено (в 3000 экз.) в 1929 г. на средства Болгарского Св. Синода. Так как это последнее издание предназначалось для болгарского духовенства, то естественно, что в настоящем издании кое-что пришлось изменить и дополнить, опустив все, касавшееся специально болгарского народа и болгарских православных пастырей.


Источник: Православное пастырство / Протопресвитер Г. И. Шавельский; [Послесл. М. А. Антипова]; Рус. христиан. гуманитар. ин-т. - СПб. : Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 1996. - 679,[5] с., [1] л. портр. (Серия "Живая традиция").

Комментарии для сайта Cackle