Источник

Заключение

Принятие и употребление Церковью священных канонов, исполняющих функции нормы и права, соответствует учению Священного Писания. Согласно этому учению закон как выражение благодати есть дар, который Бог даёт Своему народу. Закон – это средство воспитания и пастырского руководства, помогающее верующему восходить в свободу чад Божиих во Христе Иисусе.

Уяснение истинного смысла закона в Священном Писании и связи между законом и благодатью способствует правильному пониманию места священных канонов в деле пастырского руководства. Так мы избегаем двух опасных крайностей: с одной стороны – юридического подхода в деле пастырского окормления, свойственного католичеству, а с другой стороны – безначалия, свойственного протестантству.

После исследования этого вопроса во введении книги, в первой части дается анализ экклезиологических и канонических предпосылок пастырского служения.

Православное пастырское служение экклеэиологично по своему существу, то есть неотрывно от таинства Церкви. Только в Церкви, организме богочеловеческого общения во Христе, возможно истинное пастырское служение. Церковь – это начало и конец пастырского служения. Само пастырское служение предполагает то, что оно совершается в Церкви, но одновременно стремится к тому, чтобы глубже ввести человека в совершенное и теперь уже сознательное общение с Церковью – телом Христовым – для достижения обожения.

В священных канонах особо подчёркивается природа Церкви, как общения Бога и людей во Христе, которое совершается в таинствах, особенно же в таинстве Божественной евхаристии и других церковных собраниях.

Единство Церкви – это дар Божий, и этим оно отличается от любого другого, человеческого, единства, почему и называется «кафолическим единением». В кафолическом единстве Церкви верующий возрастает в «кафолического», то есть совершенного человека, человека, в котором вновь соединяются вместе все разрозненные части его естества, святого, поистине вселенского, человека.

Ещё одной задачей пастырского окормления является усвоение человеку истины, сохраняющейся в Священном Предании. Истина Церкви – это не логические построения, Истина Церкви ипостасна, это Богочеловек Иисус Христос, её Глава. Поэтому служение пастырского руководства, как открывающее и являющее Истину, коренным образом отличается от любых гуманитарных служений.

Далее следует рассмотрение характера и места, которые священные каноны занимают в жизни Церкви. Хотя священные каноны и являются своеобразным церковным законодательством, но, несмотря на это, коренным образом отличаются от любого другого законодательства, потому что, хотя и не лишены юридических формулировок, однако имеют богословский фундамент и предназначены для пастырского руководства. Они были составлены в ответ на конкретные пастырские нужды и выражают во времени вечную истину Церкви. Также в них выражена богочеловеческая воля Церкви, поэтому невозможно разделить священные каноны, с одной стороны, на относящиеся к праву божественному, а с другой, к человеческому (церковному), как делают это римо-католики, поскольку всё, что происходит в Церкви, – совместное действие божественного и человеческого факторов.

В Православии священные каноны не являются предпосылкой для образования Церкви, но её производная. Церковь не была основана как некое юридическое лицо, которое потом было исполнено благодатью Святого Духа. Она явилась как таинство богочеловеческого общения во Христе, через вочеловечение Слова, которое впоследствии должно было оградить и защитить себя посредством священных канонов.

Священные каноны, в силу своего богословского характера, по духу неизменны и непреложны, поскольку выражают во времени вечную истину и сущность Церкви. С другой стороны, поскольку они имеют пастырскую направленность, их буква и вид могут меняться и дополняться с учётом определённых условий. Уполномоченные церковные органы могут принимать новые правила, с тем чтобы плодотворнее реагировать на запросы и нужды, которые ставит перед Церковью современность. Но ни при каких обстоятельствах не могут видоизменяться или «модифицироваться» содержащиеся в священных канонах истины догматического или экклезиологического характера, поскольку это означало бы уклонение от богочеловеческой истины и реальности Церкви.

Наконец, каноническое благочиние не только не ограничивает свободы во Христе, но, наоборот, её обеспечивает и поддерживает, ведь там, где соблюдаются священные каноны, поставляется заслон действию человеческих страстей, которые вредят настоящей свободе.

Во второй части работы анализируется тема освещения канонами Церкви вопросов пастырского служения. Работниками на поприще пастырского окормления являются поставленные посредством рукоположения служители Церкви; епископ, священник и диакон, который им помогает. Они не имеют собственного священства, но участвуют в священстве Христа как Его образ и должны иметь безукоризненное житие.

Разделение членов Церкви на священство и мирян не онтологическое, а функциональное. Каждый, согласно мере данной ему благодати, несёт в Церкви определённое служение. Пастырям дана благодать окормления, в то время как пасомым – благодать свидетельства истины Церкви.

При прохождении пастырского служения пастыри должны действовать соборно, то есть каждый их шаг и каждое действие должны свидетельствовать о соборном характере устройства церковной жизни. Соборный способ решения церковных вопросов не исчерпывается только созывом различного рода соборов, но должен выражаться в каждом факте церковной жизни и пастырского руководства. Соборность – выражение природы Церкви, как богочеловеческого общения во Христе, поэтому любое уклонение в деле пастырского руководства от принципа соборности есть уклонение от православной экклезиологии.

Другая важная сторона православного пастырского служения – это врачевание немощствующего грехом человека. Грех как болезнь, имеющая разнообразные проявления, вызывает духовную смерть человека, разлучая его от Бога – источника жизни. Исцеление от греха возможно только посредством покаяния. Стяжанию духа искреннего покаяния способствует несение епитимий. Епитимии – это средство врачевания, а не кара и наказание. При наложении епитимии необходимо следовать некоторым принципам, указанным в священных канонах.

Тяжкая и трудно исцелимая форма греха есть ересь и схизма, являющиеся также средством, которое употребляет дьявол с тем, чтобы сделать невозможным спасение человека, оторванного от животворного церковного тела.

Священные каноны далеки от того, чтобы воспринимать ересь в свете синкретизма и релятивизма. Святые отцы занимают по отношению к ереси позицию однозначно непримиримую, осуждая её как нечто ужасное и отвратительное. То же самое касается и раскола. Однако к людям, впадшим в ересь, они относятся с любовью и употребляют все возможные средства для их возвращения в Церковь, широко пользуясь при этом принципом икономии. Но принцип икономии действует только в том случае, если человек обращается из ереси и возвращается в Церковь. Он неприменим к упорствующему в своём заблуждении.

Пастырская задача Церкви состоит также и в том, чтобы помочь христианину в его шествии в Царствие Небесное по пути, который он сам избрал для себя. Это может быть либо путь девства во Христе и монашества, либо путь христианского брака.

И тот и другой ведут ко спасению. И тот и другой, и девство и брак, хороши и святы, хотя девство и выше, в силу своего эсхатологического характера. В священных канонах имеются ценные замечания, относящиеся к пастырскому руководству как монашествующих, так и христиан, состоящих в браке. Принципиальная позиция учения святых отцов, выраженная в священных канонах, состоит в том, что не только монах, но и христианин, живущий в браке, должен проводить жизнь в духе подвижничества, с учётом особенностей того образа жизни, который он избрал. Подвиг и воздержание – необходимое условие для формирования в человеке православного духовного облика, его перехода из противоестественного состояния в состояние жизни по естеству, с тем чтобы далее из естественного возрастать в вышеестественное.

При смиренном рассмотрении священных канонов в духе православного понимания человек осознаёт, какое они имеют значение для обеспечения церковного единства и мира и правильного пастырского руководства. Он видит в священных канонах драгоценный дар Божий Церкви, Творца и Создателя пастырям и пасомым и ощущает в сердце потребность в чувстве глубокой благодарности Господу совозгласить с отцами VII Вселенского Собора: «...охотно приемля (священные каноны), воспеваем с богоглаголивым Давидом, ко Господу Богу глаголюще: “На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве” (Пс. 118,14). Такожде: “Заповедал еси правду, свидения Твоя во век: вразуми мя и жив буду” (Пс. 118, 138, 144)».


Источник: Пастырское служение по священным канонам / архим. Георгий (Капсанис) настоятель афон. монастыря Григориат ; [пер. с греч. Антона Данилина]. - Москва : Святая гора, 2006. - 299, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle