Источник

Библиография

Основные курсы и руководства: O. Bardenhewer, Patrologie, 1894, 3 Aufl. 1910; Geschichte der altkirchlichen Literatur, Bd. 3, 1912; Bd. 4, 1924; W. v. Christ, Geschichte der griechischen Literatur bis auf die Zeit des Justinians, Bd. II, 2, 6 Aufl. bearbeitet von O. Stählin, 1924 (Iw. Müllers Handbuch, VII. 2. 2); A. Puech, Histoire de la littérature grecque chrétienne, t. 3: Le IV siècle, 1930.Срв. Fessler-Jungmann, Institutiones patrologie, t. 1–2, ed. altéra, Oeniponte, 1890–1896; Ed Norden, Die antike Kunstprosa, Bd. II, 1898; Kihn, Patrologie, Bd. 1–2, 1904–1908; G. Rauschen, Grundriss der Patrologie mit besonderer Berücksichtigung des Lehrgehaltes der Väterschriften, 1903, 6–7 Aufl. bearbeitet von J. Wittig, 1921; J. Tixeront, Précis de patrologie, 7 édit., 1923; G. Bardy, Littérature grecque chrétienne, 1929. До сих пор сохраняют свое значение и ценность старинные труды: L. de Tillemont, Mémoires pour servir à l'histoire ecclésiastique des six premiers siècles, 16 vols, Paris, 1693; Venise, 1732; R. Ceillier, Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques, 23 vols, Paris, 1729–1763; 2 édit., 15 vols, 1858–1869; J. A. Fabri-cins, Bibliotheca gracca, 12 vols, éd. Harles, 1790–1809. – По-pycски можно указать немногое: Архиеп. Филарет (Гумилевский), Историческое учение об отцах Церкви, 3 тома, СПБ, 1859; 2 изд., 1882 (писано в 40-х годах); И.В. Попов, Конспект лекций по патрологии, Серг. Посад, 1914; Л.П. Карсавин, Св. отцы и учители Церкви, Раскрытие православия в их творениях, YMCA-Press, Paris (1927).

Основные черты богословской жизни IV-го века. – Для введения в догматическую проблематику IV-гo века см. общие курсы по истории догматов: Ad. Harnack, Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd. II, 1890, 4 Aufl., 1910; F. Loofs, Leitfaden zum Studium der Dogmengenschichte, 4 Aufl., 1906; R. Seeberg, Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd. II, 2–3 Aufl., 1909; N. Bonwetsch, Grundriss der Dogmengeschichte, 2 Aufl., 1919; J. Schwane, Dogmengeschichte der patristischen Zeit, 2 Aufl. 1895; J. Tixeront, Histoire des dogmes, t. II, 7 édit., 1924; J.F. Bethune-Baker, An introduction to thé early history of Christian doctrine, 1903. Срв. Hefele-Le clercque, Histoire des conciles, t. I, l, Paris 1906 (во французском издании ценные дополнения и примечания к этому замечательному, но отчасти устаревшему труду); H. M. Gwatkine, Studies in Arianism. 2 édit., 1900; A.E. Barn, The council of Nicaea,1925; A. D'Ales, La dogme de Nicée, 1926. O троическом богословии IV-го века См. J. Kühn, Katholische Dogmatik, Bd. II, 1857; Th. Regnon, Etudes de théologie positive sur la S-te Trinité, 4 vols, 1892–1898; K. Holl, Amphilochius von Ikonium in seinem Verhältniss zu den grossen Kappadoziern 1904 (содержание книги много богаче, чем выражено названием). Срв. D. Petavii, De theologicis dogmatibus (1643–1650), новое издание, Baris-Ducis, 1864–1870, т.т. 2 и 3, – свод и систематический подбор текстов; см. еще G. Bullii, Defensio fidei Nicaenae (1685), ed. Oxon. 1827. O троической терминологии: F. B. Strang, The history of the theological term: substance, Journal of theol. studies, 1901, 1902; J. F. Bethune-Baker, The meaning of homoousios in the Constantinopolitan Creed, 1901 (­ Cambridge Texts and Studies, VII. 1); P. Gallier, L'homoousios de Paul de Samosate, Recherches de science religieuse, 1922; S. Schlossmann, Persona und Prosopon im Recht und im christlichen Dogma, Kiel, 1906; A. Michel, Hypostase, Dictionnaire de théologie catholique, t. VI, 2, 1921; P. Stiegele, Der Agennesiebegriff in der griechischen Theologie des IV-ten Jh., 1913 (­ Freiburg. Theol. Studien, Hf. 12). К учению o Св. Духе см. H.B. Swete, On the history of the doctrine of the procession of the Holy Spirit, 1876; J. Langen, Die trinittarische Lehrdifferenz, Bonn, 1876; Th. Schermann, Die Gottheit des Hl. Geistes nach den griech. Vätern des IV-ten Jhs., 1904 (­ Strassb. Theol. Studien, IV, 4–5). Из русской литературы следуеть указать: B.B. Болотов, Лекции ло истории древней Церкви, т. IV, Пгр. 1918 (из «Христ. Чтения» 1913–1918 годов); Б.М. Мелиоранский, Из лекций по истории древней христианской Церкви, «Странник», 1910 и 1911 годов; А.П. Лебедев, Вселенские соборы IV и V в.в., 3 изд., Спб. 1904; прот. А.М. Иванцов-Платонов, Религиозные движения на христианском Востоке в IV и V в.в., 1888; А.А. Спасский. История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. I, Тринитарный вопрос, 1906; А.П. Орлов, Тринитарныя воззрения Илария Пиктавийскаго, 1908 (большая часть книги посвящена общей характеристике троическаго богословия III и IV-гo веков); В. Виноградов, О литературных памятниках полуарианства, Богосл. Вестник, 1911, 4, 7–8, 12; свящ, Д.А. Лебедев, Евсевий Никомидийский и Лукиан, Богосл. Вестн., 1912, 4, 5; К вопросу об Антиохийском соборе 324 года, Труды Киевской д. академии, 1914, 4, 7–8, 11; 1915, 1; Св. Александр Александрийский и Оригеи, там же, 1915, 10–11, 12; С. Кохомский, Учение древней Церкви об исхождении Св. Духа, Спб. 1874 (из «Христианского Чтения» 1873 года); А.Л. Катанский, Учение о благодати Божией в творениях св. отцов, 1902 (из «Христ. Чтения» 1900–1902 годов). Об аполлинаризме: A.A. Спасский, Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийскаго, 1895 (срв. отзыв В.В. Болотова, «Христ. Чтение», 1908, 8–9, 10) ; G. Voisin, L'Apollinarisme, Louvain, 1901; H. Lietzmann, Apollinaris von Laodicea und seine Schule, 1904; E. Weigl, Christologie vom Tode des hl. Athanasius bis zum Ausbruch des Nestorianischen Streites, 1925. Срв. еще J. Rivière, Le dogme de la Rédemption, étude historique, 1905. Св. Афанасий Александрийский. – Основное издание творений Lopin et Montfaucon (1698), с дополнениями повторено Justiniani (1777), – Миgпе, t.t. 25–28. Русский перевод в издании Моск. дух. академии, 4 тома, 1851 след., 2 изд. 1903. – J.A. Möhler, Athanasius der Grosse, 1827, 2 Aufl., 1844; Я. Voigt, Die Lehre des Athanasius von Alexandrien, 1861; L. Atzberger, Die Logoslehre des hl. Athanasius, 1880; K. Hots, Studien über das Schrifttum und die Theologie des Athanasius, 1899; A. Stülcken, Athanasiana, Texte und Untersuchungen, Bd. XIX. 4, 1899; E. Schwartz, Zur Geschichte des Athanasius, I-IX, Nachrichten der kgl. Gesellschaft der Wissensch. zu Göttingen, 1904, 1905, 1908, 1911; E. Weigl, Untersuchungen zur Christologie des hl. Athanasius, 1914 (­ Erhardt-Kirsch Forschungen, Bd. XII. 4). – A.B. Горский, Жизнь Св. Афанасия Великого (1851), в 1-ом томе русскаго перевода; И.В. Понов, Религиозный идеал св. Афанасия, Богосл. вестник, 1903, 12; 1904, 3, 5. Св. Кирилл Иерусалимский. – Основное издание Dom Touttée (1720, 1763), – Migne, t 33; срв. издание Reischl-Rupp, 1–2, 1848, 1860. Русский перевод в издании Моск. д. академии, 1855, 2 изд., 1891, с вводной статьей А.П. Лебедева. – J. Mader, Der hl. Cyrillus, Bischof von Jerusalem, 1891; Niederberger, Die Logoslehre des hl. Cyrill, Diss., 1923; J. Lebon, La position de St. Cyrille de Jérusalem dans les luttes provoquées par l'arianisme, Revue de l'histoire ecclés., XX, 1924. К истолкованию слов св. Кирила с литургической стороны срв. работы F. X. Dölger'a, Das Sakrament der Firmung, 1906; Der Exorcismus im altchristlichen Taufritual, 1909; Sphragis, 1911. Св. Василий Великий. – Основное издание Garnier-Uaran (1721–1730), повторено с дополкениями Sinner (1839), – Миgnе, т.т. 29–32. Русский перевод в издании Моск. дух академии, 7 томов, 1845–1848; 2 изд., 1891–1892. Срв. статью прот. А.В. Горского, Жизнь св. Василия Великаго в «Прибавлениях к изданию творений св. отцов», Ш, 1845. – С. R. W. Klose, Basilius der Grosse nach Leben und Lehre, 1835; F. Böhringer, Die drei Kappadozier, 1875 (­ Die Kirche Christi und ihre Zeugen, Bd VII); . Wütig, Die Friedenspolitik des Papstes Damasus, 1912; L. Schäfer, Basilius des Grossen Beziehungen zum Abendlande, 1919; Я. Weiss, Die grossen Kappadoziern, als Exegeten, 1872; F. E. Robbins, The hexaemeral literature, Chicago, 1912; C. Gronau, Poseidonius und die jüdischchristliche Genesisexegese, 1914; A. Jahn, De Basilio Magno plotinizante, 1838; C. R.W. Klose, Geschichte und Lehre des Eunomins, 1883; M. Albertz, Untersuchungen über die Schriften des Eunomius, Diss., 1908; F. Nager, Die Trinitätslehre des hl. Basilius, 1912; K. Holl, Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischem Mönchtum, 1898; Morison, St. Basil and his rule, 1912; Clarke, Basil the Gréât, a Stumy in Monasticism, 1913. Св. Григорий Богослов. – Бенедиктинское издание, начатое перед самой французской революцией, было закончено только в 1840 г., – Миgnе, т.т. 35–38. Из отдельных изданий нужно отметить A.J. Maton, The five theological orations of Gregory of Nazianze, 1899, – с очень ценным введением. Краковская академия приготовляет в настоящее время новое критическое издание. Русский перевод в издании Моск. дух. академии, 6 томов, 1843–1846; 2 изд., 1889. – C. Ullmann, Gregorius von Nazianze, 1825; 2 Aufl. 1867; E. Fleury, St. Grégoire de N. et son temps, P. 1930; H. Pinault, Le platonisme de St. Grégoire de N., 1925; M. Guignet, St. Grégoire de N. et la rhétorique, 1911; Les procédés épistolaires de St Grégoire de N., 1911. Для сравнения cm. o неоплатонизме: R. Arnou, Le désir de Dieu dans la Philosophie de Plotin, 1921. – J. Sajdak, Historia critica scholiastarum et commentatorum Gregorii Naz., Meletemata patristica, 1, Cracoviae, 1914; De Gregorio N. poetarum christianorum fonte, Archivum filologiczne, 1, Krakow, 1917, – (M. Салмиш), Жизиь св. Григория Б., «Прибавления», I, 1843; (И. E. Tpomudft), Последние годы жизни св. Григория Богослова, Христ. Чтение, 1863, II; А. Говоров, Св. Григорий Богослов, как христианский поэт, Казань, 1886; Н. Виноградов, Догматическое учение св. Григория Богослова, Казань, 1887. Cв. Григорий Нисский. – У Миgnе, т.т. 44–46, перепечатаны очень неисправные старые издания. Отдельныя творения были изданы критически в прошлом веке. В последние годы Берлинская академия предприняла полное критическое издание; вышло два тома: книги против Евномия (Jaeger, 1921) и письма (Pasquali, 1925). Русский перевод в издании Моск. дух. академии, 8 томов, 1861–1872, – над ним работал прот. П. Делицын. – J. Rupp, Gregors, des Bischofs von Nyssa, Leben und Meinungen, 1834; F. Dlekamp, Die Gotteslehre des hl. Gregor von Nyssa, I, 1896; H. Koch, Das mystische Schauen beim hl. Gregor von Nyssa, Theol. Quartalschrift, 80, 1898; A. Krampf, Der Urzustand des Menschen nach der Lehre des hl. Gregor von Nyssa, 1889; F. Hut, Des hl. Gregor von Nyssa Lehre vom Menschen, 1890; J. B. Aufhâuser, Die Heilslehre des hl. Gregor von Nyssa, 1910. – Apx. Порфирий (Полов), Св. Григорий, епископ Нисский, «Прибавления», XX, 1861; В.И. Несмелов, Догматическая система св. Григория Нисского, 1887; А. Мартынов, Эсхатология св. Григория Нисскаго, «Прибавления», 1883; Антропология св. Григория Нисскаго, там же, 1886; Д. Тихомиров, Св. Григорий Нисский, как моралист, 1886; М.Ф. Оксиюк, Эсхатология св. Григория Нисскаго, 1914; С.В. Троицкий, Об именах Божиих и имябожниках, 1914. Меньшие богословы ИV-ro века. –

1. Св. Евстафий Антиохийский. Основное издание Алляция (1629), – Migne, t.18; книга против Оригена переиздана А. Jahn'ом Texte und Untersuchungen, H, 4, 1886; новое издание фрагментов F. Cavallera (1905). См. F. Cavallera, Le schisme d'Antioche, 1905; свящ Д.A. Лебедев, Из эпохи арианских стюров, Павлин и Зинон, епископы Тирские, Виз. Временник, XX, 1913; Н.П. Кудрявцев, Евстафий Антиохийский, Богословский Вестник, 1910, 3, 5, 7–8, 9; F. Zöpfel, Die trinitarischen und christologischen Anschaungen des Bischofs Eustathios von Antiochien, Theol. Quartalschrift, 1923; Д. V. Seilers, Eustathius of Antioch, and bis place in the early history of Christian doctrine, 1928. 2. Дидим слепец. Творения собраны y Migne, т. 39. Книги о Троице впервые изданы I. Мингарелли в 1769 году. О фрагментах см. Devreesse, Chaînes exégétiques, Pirot, Supplement au Dict. de la Bible, t. I (1930); срв. A.A. Cпасский, Кому принадлежат четвертая и пятая книги св. Василия Великаго против Евномия, Богосл. Вестник, 1900, 9; J. Leipoldt, Didymus der Blinde von Alexandria, Texte und Untersuchungen, XXIX, 1905; G. Bardy, Didyme l'Aveugle, 1910. 3. Св. Амфнлохий Иконийский. Первый свод фрагментов принадлежит Комбефизу, – Migne, т. 31. Дополнения и исследование в названной выше книге К. Holl'я. Срв. еще G. Ficker, Amphilochiana, l, 1906; F. Cavallera, Les fragments de St. Ampyloque dans l'Hodegos, Revue d'histoire ecclésiastique, 1907. 4. Св. Епифаний Кипрский. Основное издание Д. Петазия (1622) с замечательным комментарием, но текст неисправен, – Миgпе, т.т. 41–43. Срв. издание Диндорфа, 5 томов, 1859–1862. Начатое под редакцией К. Голля критическое издание Берлинской академии еще не закончено, – вышло два тома, печатается третий. Сюда входят только «Анкорат» и «Панарий», – очень ценны цримечания с указанием на возможные источники Епифания. Русский перевод в издании Моск. дух. академии тоже не окончен, вышло 3 тома, 1863–1872, – только «Панарий» и без конца. Срв. B. Eberhard, Die Betheilung Epiphanius am Streite über Origenes, 1859; K. Hott, Die Schriften des Epiphanius gegen die Bilderverehrung (1916), Gesammelte Aufsätze, Bd. II, 1927; G. Ostrogorsky, Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites, 1929.

Св. Иоанн Златоуст. – Основное издание Montfaacon (1718–1738), – Migne, т.т. 47–64. Полный русский перевод в издании Спб. д. академии, 12 томов, 1895–1906. – Новейшее изследование: Р. Chr. Baur, O. S. B., Der hl. Johannes Chrysostomus und seine Zeit, 2 Bde, 1929–1930; срв. егоже книгу: St. Jean Chrysostome et ses oeuvres dans l'histoire littéraire, Louvain, 1906. В обеих книгах подробная библиография. Особо нужно назвать: Neander, Der hl. Johannes Chr. und die Kirche, 2 Bde, 1821–1822, 3 Aufl., 1848; A. Puech, Un reformateur de la société chrétienne au IVe siècle. St. Jean Chrysostome et les moeurs de son temps, 1891 (есть русский перевод); L. Ackermann, Die Beredsamkeit des hl. Johannes Chr., 1889; Fr. H. Chase, Chryspstom, a Study in the history of biblical interprétation, 1887; Haidacher, Die Lehre des hl. Johannes Chrysostom über die Schriftinspiration, 1897; A. Nagle, Die Eucharistielehre des hl. Johannes Chr., 1900 (­ Stras. Theol. Studien, III. 4–5); J. H. Juzek, Die Christologie des hl. Johannes Chr., 1912. Об Антиохийской школе срв. H. Kihn, Die ältesten christlichen Schulen, Bd. I u II, 1865– 1866 ;Ueber Theoria und Allegoria nach den verlorenen hermeneutischen Schriften der Antiochener, Theol. Quartalschr., 62, 1880; L. Maries, Le Commentaire de Diodore de Tarse sur les Psaumes, 1924; L. Pirot, L'oeuvre exégétique de Théodore de Mopsueste, Rome, 1913 (библиография об Антиохийской школе вообще); свящ. Н. Фетисов, Диодор Тарсский, Киев, 1915. О срциально-этических взглядах Златоуста срв. G. Uhlhorn, Die christliche Liebestätigkeit in der alten Kirche, 1882; Seipel, Die wirtschaftsethischen Lehren der Kirchenväter, 1907 (есть русский перевод); O. Schilling, Reichtum und Eigentum in der altkirchlichen Literatur, 1908; B. И. Экземплярский, Учение древней Церкви о собственности и милостыне, Киев, 1910. – И.В. Попов, Иоанн Златоуст и его враги, Богосл. Вестник, 1907, 11, 12; А. Кифиллов, Догматическое учение о таинстве евхаристии в творениях св. Иоанна Златоусга, Христ. Чтение, 1896, 1–2, 5–6. – О литургии Златоуста см. сборник: Chrysostomica, Studi e ricerche, 1908. Учители крайнего Востока. – История древней сирийской литературы разработана еще мало. До сих пор сохраняет свое значение старинный труд Assemani, Bibliotheca Orientalis Cle-mentino-Vaticana, 1719 squ. Основное и новейшее руководство: A. Baumstark, Geschichte der syrischen Literatur, 1922, – здесь подробно указана литература. Срв. еще Wright, A short history of Syriac literature, 1894 (есть русский перевод с ценными дополнениями акад. Коковцева, 1902); R. D uval, La littérature syriaque, 3 édit, 1907; Burkitt, Early Eastern Christianity, 1904 (русский перевод в Христ. Чтениях, 1913 и 1914 г.г.).

1. Иаков Афраат, Основное издание Parisot, Patrologia syriaca, t. I (1894) et II (1907). Срв. P. Schwan, Afrahat, seine Person und sein Verständnis des Christentums, 1907; И. Климюк, Иаков Афраат, его жизнь, творения и учение, Учено-богословские и ц.-проповеднич. опыты студентов Киевской д. акад., 63 курса, 1910. 2. Преп. Ефрем Сирин. Основное, но неудовлетворительное издание Assemani, 6 томов, с латинским переводом, 1732–1746. Критическое издание Mercati остановилось на I томе, 1915. Срв. еще издание Lamy, Hymni et sermones, 4 тома, 1882–1902; G. Bickell, Carmina Nisibena, 1866. Русский перевод в издании Моск. д. академии, 8 томов, 1851–1913. – С.A. Lengerke, Commentatio critica de Ephraemo Syro S. Scripturae interprète, 1828; De Ephraemi Syri arte hermeneutica, 1831; F.J. Lama, L'exégèse en Orient au IV siècle, Revue biblique, 1893; G. Eirainer, Der hl. Ephraem der Syrer, Eine dogmengeschichtliche Studie, 1889; Emerau, St. Ephram le Syrien, son oeuvre litéraire grecque, 1918. – (A.K. Соколов), Жизнь св. Ефрема Сирина и характер его сочинений, «Прибавления», VП, 1848; Некоторые черты из учения св. Ефрема Сирина, Там же, Ѵ40;Ш, 1849; А. Жданов, О толкованиях преп. Ефрема Сирина на Свящ. Писание Ветхого Завета, там же, XLIII, 1888; П. Смирнов, Проповеди св. Ефрема Сирина, 1895 (из «Трудов Киевской д. академии»).


Источник: Восточные отцы IV века / прот. Георгий Флоровский. - Минск : Изд. Белорусского Экзазхата, 2006. - 303 с.

Комментарии для сайта Cackle