Источник

Глава II. Духовно-нравственная природа человека

1. Высокое достоинство человека

Высокое достоинство человека: особенности сотворения мира и человека, главный момент в сотворении человека – совет Святой Троицы и наделение его Своим образом; получение человеком «дыхания жизни» и право владычествовать над сотворенным миром и его обитателями; духовно-телесный состав человека; дух – средоточие «образа Божия» и одухотворение им сил души – ума, чувства и воли

Какие особенности Священное Писание указывает в деле сотворения человека?

Будучи особым творением Божиим, человек наделен высоким достоинством. На это указывают первые страницы Библии. Они начинаются с описания творения мира и человека. Согласно им, человек творится иначе, чем весь остальной мир.

Весь мир и все остальные виды жизни на земле созидаются творческим повелением Бога: «да будет». Так сказано о творении света (Быт. 1, 3), тверди (ст. 6), небесных светил (ст. 14). Божественным словом: "да произрастит земля» – дано было начало жизни зелени, кустарникам, деревьям (ст. 11–12). Повелением: "да произведет вода» положено было начало существования всех живых душ, населивших воду, пресмыкающихся по земле и живых существ, живущих на земле и в воздухе. Этими живыми существами явились рыбы, птицы и разнообразное множество других животных (ст. 20–21).

Творение самого человека было выделено в особый ряд творческих действий Бога. Главным моментом здесь был предваряющий совет Святой Троицы. Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1, 26). Вслед за таким намерением Бог действительно «сотворил человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их» (ст. 27).

Какие главные мысли Писания подчеркивают достоинство человека?

Из факта особого творения человека возникают для нас три главные мысли о достоинстве человека. Во-первых, человек творится по образу Божию. Во-вторых, он творится по телу из земли и получает от Бога дыхание жизни. Сразу после сотворения человек вводится в соприкосновение с окружающим миром и с правом владычествовать над ним и над его обитателями. И в-третьих, человек в результате своего положения в мире становится посредником между Богом и сотворенным миром.

Что свидетельствует о духовно-телесном составе человека?

По своему составу и земному положению человек является существом духовно-телесным. При творении человек получил тело, совершенное по своей организации. Душа его была наделена специальными свойствами для связи с окружающим материальным миром. Эти духовные способности позволяют душе обеспечивать управление физическим телом и внешним материальным миром через мозг и нервную систему.

От чего зависит деятельность человеческой души?

В своей деятельности душа зависит не только от сотворившего ее Бога, но и от заложенного в ней самой духа. В духе – средоточие «образа Божия», духовного самосознания человека. Духу свойственна глубокая потребность в связи с Богом и с духовным миром. При этом дух сам начинает развиваться и раскрываться в человеке, одухотворяя и подчиняя себе все естественные силы его души – ум, чувства и волю.

2. Духовная направленность жизни человека

Духовная направленность жизни человека: воздействие духа на душу человека, вызывающее ее духовную бодрственность и направленность; помощь со стороны души своему духу через разум, совесть, честь, ответственность побеждать желания плоти; возрастание в нас интенсивности духовной жизни

Как дух человека воздействует на его душу?

Дух человека, как духовный источник жизни, воздействует на плоть, но не непосредственно, а через душу, через ее духовную бодрственность и направленность. Душа имеет разум, совесть, чувства добра и зла, чувство чести, ответственности за весь ход человеческой жизни. Призывные голоса разума, совести, долга всегда звучат в душе и побуждают ее помогать духу в его борьбе с плотью. Горе душе, если она действует заодно с плотью, усиливая её вожделения своим соучастием и одобрением. В этом случае она пренебрегает разумом, совестью, долгом, голоса которых идут из сокровенной глубины человеческого духа.

Почему наибольшая ответственность за направленность нашей жизни ложится на душу?

Это происходит потому, что именно душа поддерживает ту или иную сторону и ратует за те или иные интересы. Если она заодно с плотью, то горе ей, если же она печется о непрестанном совершенствовании духовных сил человека, то способствует укреплению «прав» своего духа и развитию его подлинно высокого достоинства, соответствующего духовно-нравственным основам его природы.

От чего возрастает в нас интенсивность духовной жизни?

Примем во внимание, что мы, студенты Московской регентско-певческой семинарии, призваны быть не только рядовыми христианами, но и сотрудниками Церкви Христовой. Поэтому ответственность за нашу духовную направленность и связанную с ней интенсивность духовной жизни возрастает. Обратим внимание и на слова апостола Павла, сказанные его ученику Тимофею: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным...» (2Тим. 2, 15).

3. Духовная природа человека

Духовная природа человека: дух человека – самое главное в нем, способствующее восприятию личной самосути в его предстоянии Богу и в его достоинстве; воля к Совершенству, дар очевидности, способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению, потребность священного, жилище совести, импульс молитвенного обращения к Богу; наделение человека духом как творческим началом, творческой силой, активной волей к победе Совершенного, концентрирующих силы на практическом осуществлении своих требований; способность личного духа в самостроительстве и самоуправлении; центр любви и созерцания, имеющий цель возобладать над законами причинности и подчинить их духовным целям

Что есть дух человека?

По своему существу человек есть живой, личный дух. Дух в человеке – самое главное. Он есть верное восприятие человеком своей личной самосути в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Дух являет человеку волю к Совершенству и к совершенствованию в себе самом, в своих деяниях и во внешнем мире. Дух человека наделен даром очевидности – он видит Совершенное, принимает его и проявляет себя способностью к бескорыстной любви и самоотверженному служению. Духовная природа человека заявляет о себе потребностью священного, импульсом молитвенного обращения к Богу и жилищем совести.

Каждому человеку непременно надо испытать и самому увидеть, духовно прозрев, свою духовную природу – свое родовое гнездо, в котором можно обрести подлинный религиозно-нравственный опыт.

Какой способностью дух наделяет человека?

Дух есть начало творческое, начало энергии – творческая сила, активная воля; ему свойственно скорбеть о несовершенном и радеть о победе Совершенного. Он есть не только энергия видения, но и энергия действования, концентрирующая силы человека не только на восприятии Совершенного, но и на его осуществлении.

Главное призвание и отличительная способность личного духа состоит в самостроительстве и самоуправлении. Поэтому по своему существу человеческий дух есть самостоятельный, творческий центр: центр любви и созерцания. Он наделяет человека способностью возобладать над законами причинности, воздействия, влияния, наследственности, овладеть ими и подчинить их своим духовным целям: добровольно и цельно определить себя к путям Совершенства.

В осуществлении этого ему вторит нравственная природа человека.

4. О нравственной природе человека

О нравственной природе человека: истоки нравственности: нравственное влечение, нравственная потребность, нравственное чувство добра и зла, сообщающие человеку требование – все согласовывать с ними и нравственным законом; формирование нравственных проявлений человека внутренним движением разумной души, ее сердечных влечений и требований, стремлением к добру и отвращением от зла; общение людей согласно требованиям своей нравственной природы

В чем суть нравственной природы человека?

Истоки нравственности следует искать в самой духовно-нравственной природе человека. Основы ее заложены Богом в наше существо, они присущи всем людям, они общечеловечны. К ним относятся: нравственное влечение, нравственная потребность, нравственные чувства добра и зла. Эти нравственные основы сообщают каждому человеку внутреннее требование: все в своей жизни согласовывать с нравственным чувством и нравственным законом.

Как формируется характер нравственных проявлений человека?

Он формируется из внутренних движений разумной души, ее сердечных влечений и требований, из ее стремлений к добру и отвращения от зла. Апостол Павел удостоверяет, что нравственные потребности написаны в сердцах людей (Рим. 2, 14) и имеют силу постоянно действующего закона внутри самой же человеческой природы.

При помощи чего происходит общение людей?

Человек живет на земле согласно требованиям своей нравственной природы. При всех обстоятельствах жизни эти требования не оставляют его. Особо остро и настойчиво они заявляют о себе при общении людей, когда один человек обращается к нравственной природе другого человека. Следовательно, общение людей зиждется на одних и тех же нравственных основах, которые заложены Богом в естество человека.

5. Нравственный инстинкт

Нравственный инстинкт: инстинкты биологической природы и их суть; инстинкт духовной природы человека и его суть; инстинкт, действующий в нравственной природе человека, – влечение одного человека к другому с чувством довольства и радости; социальный инстинкт, интуитивная моральная оценка при установлении человеком своих отношений с другими людьми; от нравственного влечения к нравственному чувству

Виды инстинктов биологической природы человека и в чем суть этих инстинктов

В глубине биологической природы человека лежат неосознанные органические импульсы к действию, которые называются инстинктами. Среди них три основных, постоянно действующих: питания, размножения и самосохранения. Они обеспечивают сохранение и преуспеяние названной природы человека.

Какой инстинкт присущ духовной природе человека?

Духовной природе, как разумно-сознательной, присущ свой инстинкт – влечение к Богу, как к своей высшей, идеальной норме; влечение к Совершенству и совершенствованию, влечение к Святости. Он обеспечивает жизнь человека способностью стремиться к Богу и быть в общении с Ним.

Какой инстинкт действует в нравственной природе человека?

Нельзя вступить в добрые отношения с Богом, имея недобрые отношения к человеку, нашему ближнему.

Поэтому в нравственной сфере человек видит действие инстинкта добра, которое ему и надлежит всячески развивать в своей жизни. Существо нравственного инстинкта составляет влечение одного человека к другому с чувством довольства и радости. Например, у ребенка такое влечение к матери является ответом на чувства матери и ее участие в его развивающейся жизни.

Какой инстинкт обнаруживает себя при общении человека с другими людьми?

На основе нравственного инстинкта, пробудившегося у человека, возникает так называемый социальный инстинкт. Его суть состоит в том, что через общение с одним у человека начинает развиваться влечение вступить в общение с другими людьми. При удовлетворении этого влечения человек формирует так называемый закон психического соответствия (совместимости) с другими людьми или же несоответствия (несовместимости), инстинктивно улавливаемый им.

Чем и с какой целью пользуется человек, устанавливая свои отношения с другими людьми?

При установлении своих отношений с людьми человек пользуется интуитивной моральной оценкой каждого незнакомого человека, чтобы при вступлении в действие закона психического соответствия нравственное влечение было удовлетворено соответствующим добрым поведением человека по отношению к другому и принесло ему довольство и радость.

Как нравственное влечение перерастает в нравственное чувство?

Когда нравственное влечение бывает многократно повторено, оно приводит человека к познанию нравственной потребности общаться с другим человеком, а удовлетворение этой потребности переходит в свое время в нравственное чувство.

6. Нравственное чувство

Нравственное чувство: основные силы души и их назначение, чувства – общее проявление нашей внутренней жизни, влияющие на качество и разумную направленность человеческих отношений; основные чувства человека и их проявление, нравственное чувство человека и его проявления; нравственное самосознание человека

Что нам известно о назначении основных сил души?

Разумная человеческая душа дает человеку знание о ее бытии через взаимодействие сил и способностей человека, и прежде всего – через действия ума, чувств и воли. Ум проявляет себя как рассудок или разум человека. Рассудок заявляет о себе через ощущения, восприятия, представления; разум – через анализ, обобщения, выводы. Умом человек познает окружающий мир. Чувство приобщает этот мир к внутренним переживаниям человека, к эмоциональным откликам на него. Воля вводит человека в реальную, практическую связь с ним.

Что такое чувство и о чем оно говорит человеку?

Из трех способностей души особым богатством и разнообразием отличаются чувства человека. Чувство это ответ нашего я на то, что идет в сознание совне или изнутри. Чувства – это общее проявление нашей внутренней жизни. От них зависит качество и разумная направленность человеческих отношений.

Какие основные чувства в человеке нам известны и как они себя проявляют?

Человеку свойственно наблюдать в себе действие основных пяти чувств: органического, умственного, религиозного, эстетического и этического (нравственного). Органическое чувство сигнализирует сознанию об общем состоянии нашего организма: здоров он или болен, и так далее. Умственное чувство сопровождает работу интеллекта и свидетельствует о качестве интереса человека к делу. Религиозное чувство, наполняя душу религиозным опытом, определяет отношение человека к Богу, а через Него и в Нем – к миру и другим людям. Ему принадлежит решающий голос во всех жизненных вопросах верующего человека и основное направление его жизни. Эстетическое чувство участвует во всем, что имеет отношение к личной жизни человека по линии истины, добра и красоты. Нравственное чувство четко и строго различает добро и зло, контролирует и определяет, что из себя представляет каждый человек: честный он или бесчестный; правдивый или лживый, человечный он или плохой, неотзывчивый, чужой. Оно управляет естественным ходом человеческой жизни. Нравственное чувство наделено особой зоркостью видеть стремление человека к Совершенству через наличие его в помыслах, словах, намерениях; оно имеет своей целью выявить в них (помыслах) присутствие доброго, святого, совершенного или же злого, безнравственного и предсказывает их последствия. Оно при этом оценивает нашу личную волю, проявляющуюся в наших действиях. Оно одобряет или порицает нас же самих за эти действия, выполняя роль самоконтроля.

Как заявляет о себе нравственное чувство?

Рождаясь из недр нашего духа, нравственное чувство сразу же оценивает все то, что воспринято человеком. Оно само, помимо мышления, сразу же одобряет или не одобряет нашу волю, совершившую определенный поступок. При этом нравственное чувство заявляет о себе то в виде стыда, то в виде укоров совести, то в виде требований долга, то в виде сознания обязанностей и ответственности за свое поведение. Все эти нравственные состояния появляются в душе с чувством добра и зла, которые из-за них переживает душа.

Что обеспечивает нравственное самосознание человека?

При выполнении этой жизненной задачи нравственное чувство ведет себя как ответственное внутреннее судилище, где всякое действие, согласное с Законом Божиим, оценивается как доброе, достойное внимания человека, а всякое уклонение от согласования с ним и выполнения расценивается как зло, бесчестие и недостойное поведение. Процесс оценки нравственных переживаний в этих случаях совершается самосознающим я нашего духа и называется нравственным самосознанием человека. Побуждая волю человека отвергать зло, нравственное чувство готово всеми силами души бороться за добро, за его претворение в жизнь. При этом оно заявляет о себе нравственными переживаниями стыда, совести, долга, обязанности, ответственности, вменения.


Источник: Основы христианской нравственности / прот. Геннадий Нефедов. - Москва : Паломник, 2006. - 287 с.

Комментарии для сайта Cackle