Часть четвёртая. Этюд третий. Любовь Израиля. Моисей.
Глава шеста. Тайны горы Хорив
Пришло второе сорокалетие, сорокалетие в пустынях Мадиама и Синая. И вот, происходит событие, которое положит начало третьему сорокалетию жизни Моисеевой; событие, через которое любовь Божия воспламенится и явится Израилю. И, открывшись Моисею на горе Хорив, любовь Божия в двух таинственных проявлениях уже никогда не покинет свой народ. Моисей отныне – Боговидец, а народ его – народ любви Божией, первенец Божий и даже возлюбленная Бога Небесного Супруга. На Хориве любовь Божия открывается синайскому пастуху в двух тайнах: тайне славы Божией и тайне Божественного имени. А вскоре после Хорива, после мук рождения десяти казней египетских, родится Первенец любви Божией – Израиль как Божий народ; в пасхальной тайне Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова сочетается с Возлюбленной своей.
Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву... (Исх. 3:1).
Любовь Божия в огненной славе и таинственном имени воспламенилась и нареклась на горе Хорив. А Моисей оказался там, пася овец своего тестя и весьма далеко углубившись в пустыню.
חרבה (Хорева), в LXX: Χωρηβ – это вся центральная гряда гор Синайского полуострова, а Синай – одна из этих гор на юго-западе. Арабы называют эту гору Джебель Муса (гора Моисея). Пастбища при Хориве в древности, как и теперь, изобиловали кормом и водопоями, достаточными для овец [191, т.1, с. 282], почему Моисей и привел сюда отары своего тестя.
Здесь, на горе Хорив, произойдет не одно Божие свершение:
здесь явится Бог в Неопалимой Купине и будет призван к своему служению великий Моисей (Исх. 3–4);
здесь Моисей ударом жезла источит воду из скалы для жаждущего и ропщущего народа (Исх. 17:6);
здесь будет дан народу Израильскому Закон.
Название горы Хорив חרבה происходит от глагола חרב (харав), означающего: «цепенеть», «истреблять», «уничтожать», «опустошать» [207, с. 312]. Само слово Хорив означает «разрушитель», или местность совершенно иссохшую, как бы уничтоженную [13, с. 1864]. Возможно, что это соответствует явлению Бога в огне. Все это указывает на пустынность местности.
В 19-й главе книги Исход, где описывается, как народ Израильский пришел к горе Божией, она называется уже Синай (Исх. 19:11) – סיני (Синай). Значение этого названия производят от слова שיח (сиях), означающего «куст», и тогда Синай это «покрытый кустарником», или даже «куст Ягве». В толковании Брюссельской Библии [13, с. 1864] название горы Синай производят также от имени бога (богини) луны на одном из ханаанских диалектов. Значение «куст Ягве» явно указывает на горевший и не сгоравший куст, в котором Ягве явился Моисею, на неопалимую купину. «Покрытый кустарником» – характеризует внешний вид горы, а созвучие с наименованием богини луны соответствует представлению язычников того времени о горе Хорив (Синай), как о горе Божией.
Моисей пришел с овцами Иофора далеко в пустыню к горе Божией. Гора, уже тысячелетиями почитаемая иудеями, христианами, а позднее и мусульманами, как гора святая и, воистину, гора Божия, почиталась таковой еще и до них язычниками. Местом особого богопочитания была эта гора, по-видимому, у мадиамитян [13, с. 1864], и пастух мадиамского священника мог оказаться здесь вполне не случайно. Древние язычники часто представляли себе некоторые горы местом обитания богов. Так, по угаритской мифологии, гора Цапану была местом пребывания Силача Балу, а, по финикийской, на горе Кармил жил главный бог Тира Мелькарт [314, с. 293]. Позднее греки на горе Олимп будут видеть местопребывание Зевса и других богов, они так и будут называться олимпийскими. Иосиф Флавий дает такое описание: «Однажды [Моисей, – Г.Ф.] погнал скот на гору Синай, которая выше всех тамошних вершин и представляла особенно хорошее пастбище, так как там росла отличная трава. Ввиду существования поверья, что тут обитает Божество, травы этой не трогали и пастухи не решались вступать на эту гору» [327, II, 12, 1]. Взойдя со стадами овец на эту гору, Моисей нарушил некое табу, некий соблюдавшийся всеми запрет. И когда из горящего куста Моисей услышал голос Говорящего «тут Моисею была указана дерзость, с которой он решился вступить в местность, на которую раньше, вследствие ее святости, не дерзал вступать ни один смертный, и был дан совет отойти как можно дальше от пламени и, как богобоязненному человеку и потомку великих мужей, удовольствоваться виденным, а не стараться глубже проникнуть в смысл всего этого» [там же].
Почему Моисей нарушил табу языческих племен и поднялся с овцами на гору Божию? А потому что он не был язычником. Он знал, что Бог, Бог его отцов Авраама, Исаака и Иакова, не на горах живет. Бог может являться людям, где изволит, но не обитает на местах земных. Гора Божия – гора, где Бог явился Моисею, а потом и всему Израильскому народу.
И произошли на горе Хорив два свершения.
Бог явил Свою славу.
Бог приоткрыл Свое имя.
В том и другом воспламенилась и излилась любовь Божия.
В дальнейшем предлагаем читателю два богословско-экзегетических этюда-раздела, раскрывающих любовь Божию к Своему народу: о славе Ягве и о имени Божием. А уже после этого заключительное суждение об исключительности великого пророка Боговидца и его исхода из этой жизни.