Cod. 119. 12 сочинений пресвитера Пиерия

Прочел книгу пресвитера Пиерия, который, как говорят, подвизался подвигом [мученичества] вместе со своим братом Исидором, был наставником в церковных науках мученика Памфила и возглавлял училище (παιδευτήριον) в Александрии. Книга включает 12 сочинений (λόγους).

Стиль (φράσις) [Пиерия] отличает ясность, изящество (λαμπρός) и некая непринужденность; в нем нет ничего нарочитого, [речь] течет словно сама собой, плавно и спокойно.

Он говорит о многих вещах, которые чужды нынешним церковным установлениям, но, видимо, соответствуют обычаям того времени. Об Отце и Сыне он мыслит благочестиво, хотя и употребляет выражения «две сущности (οὐσίας)» и «две природы (φύσεις)», поскольку эти слова он употребляет (что ясно из контекста) в [том смысле, который мы вкладываем в понятие] ипостаси, а не как сторонники Ария. Однако о Святом Духе он учит весьма опасно и нечестиво, заявляя, что Его слава была меньше славы Отца и Сына.

В сочинении под заглавием «О Евангелии от Луки» есть отрывок, из которого можно показать, что честь и бесчестие образа (εἰκόνος) являются честью (или, опять-таки, бесчестием) прообраза (πρωτοτύπου).

Также Пиерий, следуя вздорной выдумке Оригена, намекает на предсуществование (προΰπαρξιν) душ. В «Слове на Пасху и о пророке Иосии» он говорит о херувимах, сделанных Моисеем и об столпе Иакова; он признает, что они были сделаны, но пустословит, что, будто бы, они были попущены по снисхождению (οἰκονομίας δὲ λόγῳ συγχωρηθῆναι) и то ли вовсе ничего не значили, то ли были предназначены для чего-то другого, то ли должны были быть чем-то иным, а не тем, чем оказались; кроме того, он говорит и еще одну нелепость: якобы [эти херувимы] не имели никакой формы, но представляли собой просто изображения крыльев.

Этот Пиерий был пресвитером в Александрийской церкви, когда Феона совершал в ней свое первосвященническое служение, а Кар и Диоклетиан владели Римской державой. Говорят, что он был настолько усерден в работе и так даровит, а его всенародные проповеди были настолько приятны и вместе с тем полезны, что он получил прозвище «нового Оригена», поскольку в то время Ориген пользовался большим уважением. Говорят, что он был искусен в диалектике и риторике и возлюбил добровольную нищету и воздержание. Некоторые говорят, что он окончил жизнь мученичеством; иные же утверждают, что после окончания гонений он провел остаток своих дней в Риме.

Комментарии для сайта Cackle