Cod. 118. Памфил и Евсевий, «В защиту Оригена»

Прочитал книгу Памфила Мученика и Евсевия [под заглавием] «В защиту Оригена». Сочинение в шести томах, пять из которых были написаны Памфилом в тюрьме при участии Евсевия. Шестой том был дописан Евсевием после того как мученик, лишенный жизни [ударом] меча, разрешился и [отошел] к Богу, Которого вожделела его душа. В то время было немало и других выдающихся лиц, писавших в защиту [Оригена].

Как говорят, Ориген во время гонений [императора] Севера писал своему отцу Леониду, побуждая его вступить на путь мученичества, и тот превосходно выступил в этом «забеге», так что получил награду. И Ориген также горячо желал выйти на ту же «арену» [мученического] подвига, но его мать удержала его в этом порыве, несмотря на его сопротивление, о чем он сам свидетельствует в собственном письме.

Мученик Памфил и многие другие, которые составили точное жизнеописание Оригена со слов тех, кто лично знал его, говорят, что он скончал сию жизнь славным мученичеством в Кесарии, когда [император] Деций свирепствовал против христиан. Другие говорят, что он дожил до времен Галла и Волузиана и на шестьдесят девятом году жизни скончался в Тире, где и был похоронен. Этот рассказ ближе к истине, если, конечно, те письма Оригена, которые, как считается, относятся ко временам после гонения Деция, не являются подложными.

Говорят также, что Ориген и сам изучил, и другим преподавал все виды наук (παντὸς δὲ μαθήματος ἰδέαν φασὶν αὐτὸν καὶ μετελθεῖν καὶ διδάσκειν). Говорят также, что сей Ориген, которого также называли Адамантием, потому что его рассуждения были подобны адамантовым цепям, был учеником и Климента, автора «Стромат», и его преемником на посту главы церковного училища в Александрии. Климента же называют учеником Пантена, унаследовавшим от него место главы училища; Пантен же, в свою очередь, был учеником тех, кто видел апостолов, более того, сам непосредственно слушал кого-то из них.

Говорят, что движение против Оригена возникло следующим образом. Димитрий, епископ Александрийский, высоко ценил Оригена и считал его один из своих ближайших друзей. Но когда Ориген собирался уехать в Афины, он был без разрешения своего епископа незаконно (οὐ δέον) возведен в сан пресвитера. Это самочинное рукоположение совершил Феотекн, правивший архиерейский закон в Кесарии Палестинской, с одобрения Александра, епископа Иерусалимского.

После этого Димитрий сменил любовь на ненависть и похвалы – на поношения. Против Оригена был созван собор епископов при участии некоторых пресвитеров. Как сообщает Памфил, на этом соборе было постановлено, что Ориген должен покинуть Александрию и более не имеет права в ней жить или преподавать, однако никоим образом не должен быть лишен чести пресвитерства. Но Димитрий совместно с несколькими египетскими епископами изверг его также и из сана, причем под этим решением подписались и те, кто ранее поддерживал Оригена. После того, как он был изгнан из Александрии, Феотекн Палестинский с радостью позволил ему жить в Кесарии и дал ему полную свободу учить. Таковы, как сообщается, причины, из которых проистекали нападки (διαβολάς) на Оригена.

Как мы уже говорили, апология Оригена написана Памфилом, когда он был заключен в темницу вместе с Евсевием; она была отправлена тем, кто за имя Христово страдал в рудниках. Начатком их плодов был Патермуфий, который вскоре после отшествия Памфила закончил вместе с другими свою жизнь на костре.

Учителем Памфила был Пиерий, глава александрийского училища. Пиерий также был мучеником и сподобился венца вместе со своим братом Исидором. Как говорят, благочестивые люди воздвигли в их честь святилища и храмы. Божественный Памфил был пресвитером и, как говорят, собственноручно переписал многие из толкований Оригена на Божественное Писание.

Комментарии для сайта Cackle