Источник

480. Слово в день Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея России чудотворца

(Говорено в Чудове монастыре февраля 12 дня)

1826 год

Имеяй ухо слышати, да слышит, что Дух глаголет Церквам: побеждающему дам ясти от манны сокровенныя. (Апок. II. 17).

Есть обыкновенная пища, о которой говорит Апостол: «брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит» (1Кор. VI. 13), то есть предаст истлению, и грубые оных действия прекратит. Была некогда необыкновенная пища, – чудесная манна, видимо сходившая с небеси, о которой глаголет Спаситель иудеям: «отцы ваши ядоша манну в пустыни, и умроша» (Иоан. VI. 49). Дух святый возвещает и обещает еще иной род пищи, совсем неизвестный обыкновенным людям, и потому названный «манною сокровенною»: «побеждающему, глаголет..., дам ясти от манны сокровенныя».

Кто же знает, что то за новая пища, без сомнения, лучшая других родов, потому что не всякому дают оную, а берегут для угощения победителя? – Для примера могу вам сказать, что сие знает сей, ублажаемый ныне, победитель греха, увенчанный нетлением. Ибо как приемлющие тленную пищу предаются и сами тлению: так, напротив, «Преподобный» Божий, которому "недано видети истления» (Пс. XV. 10), без сомнения, приготовлен к состоянию нетления нетленною и пищею, и следственно, предварительно «дано ему ясти от манны сокровенныя». Посему самому и гроб его соделался трапезою, от которой верующие, одним благоговейным приближением, или прикосновением уст, уже некоторым образом причащаются также «манны сокровенныя», то есть, силы духовной, укрепляющей, услаждающей,успокоивающей и восполняющей.

Пoелику же Дух, как пишет Тайновидец, о манне сокровенной «глаголет» Церквам, и следственно сия «манна» хотя и «сокровенная», обещается не каким-либо людям, но всем верно и мужественно подвизающимся в воинствующей Церкви Христовой: то и мы, хотя, может быть, более побеждаемые, нежели побеждающие, отважимся нечто гадательствовать о «манне сокровенной», и сею наградою побеждающих поощрять себя к подвигу и победе.

Все мы знаем, что тело подвержено гладу и жажде, и нужду имеет в пище и питии, которыми утоляются неприятные чувствования глада и жажды, услаждается вкус, подкрепляются силы, восполняется ущерб вещества в телесном составе. Но и дух не подвержен ли также гладу и жажде? Не имеет ли нужды в питании? Что может свойственным ему образом питать его? Знаем ли мы сие о духе так ясно, как о теле?

Един Бог есть существо самодовольное, в Себе Самом всегда полное и обилующее всяким благом, никогда ни в чем не оскудевающее отвне, и, следственно, не имеющее нужды ни в каком питании. Дух человеческий, как сотворенный и непрестанно зависящий от Бога, не есть самодоволен, потому что не есть Бог; а не будучи самодоволен, он имеет нужду приобретать потребное себе довольство, или свойственным себе образом питаться. Воля его, как пищи, алчет добра; ум его, как пития, жаждет истины. Но не в нем корень добра, не в нем источник истины: следственно, не имеет он пищи и пития в себе; надобно, чтобы оные ему даны были. В Боге корень добра, в Боге источник истины: следственно, для питания духа требуется не то, что восходит из земли, но что с неба нисходит, – «манна». «Хлеб», не только по происхождению, но и по свойству чисто «небесный» (Пс.77:24), нельзя положить на земле открыто пред очами телесными, воду жизни нельзя влить в сосуд из мертвого вещества; потому истинная пища духа, по необходимости, есть «сокровенная» для плоти.

Слово Божие часто говорит о сей пище, давая нам познать и восчувствовать существенный наш глад и обрести спасительное питание. Пророк Давид сказует, как сам он питался сею пищею: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: ...чаша Твоя упоявающи мя, яко державна» (Псал. XXII. 1, 5). Иногда изображает божественное обилие сей пищи для всех человеков: «умножил еси милость Твою, Боже: сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут. Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я. Яко у тебе источник живота» (Пс. XXXV. 8–10). Иногда, как угоститель, приглашает приступить к сему божественному пиршеству: «вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. XXXIII. 9). «Приидите, – взывает также божественная Премудрость, – ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам» (Прит. IX. 5). А иногда она и саму себя превращает в пищу и питие: «ядущии мя», – говорит, – еще взалчут, и пиющии мя еще вжаждутся» (Сир. XXIV. 23). Подобно сему и Воплощенная Премудрость глаголет: «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки» (Иоан. VI. 51). И к самаряныне глаголет: «иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды, текущия в живот вечный» (Иоан. IV. 14). И еще: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих» (Мф. IV. 4). И Апостол истинных христиан описывает, как «вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго, и добраго вкусивших Божия глагола, и силы грядущаго века» (Евр. VI. 4–5).

Скажут ли, что это суть только иносказания? Положим, если угодно, что то правда. Но как бы то ни было: пoелику духовное, по естеству своему, более заключает в себе существенности и силы, нежели телесное: то сии, если угодно так назвать, иносказания и уподобления должны заключать в себе более существенности и силы, нежели те вещи, от коих оные заимствованы. Если мысль о пище телесной и ее потребность не есть мечта, то кольми паче мысль о пище духовной и ее потребности есть истина.

Спросят ли: как можно представить питание духа, который, как существо простое, не знает ни ущерба, ни прибавления? Ответствую: в духе все должно представлять духовно. Тело лишенное свойственной ему пищи, наконец разрушается; а дух разрушиться не может. Но как тело от продолжаемого чрезмерно голода тоскует и слабеет: так и дух без пищи, ему свойственной, тоскует и слабеет. И сии состояния еще более относятся к духу, нежели к телу, которое только по действию духа может иметь живую силу и ощущение удовольствия. Как телесная пища и питие услаждают, подкрепляют, делают покойным и довольным чувственного человека: так духовная пища духовному человеку доставляет внутреннее, сердечное и умное услаждение, подкрепление, покой и довольство.

Спросят ли еще некоторые: как же мы не чувствуем в себе мнимого духовного глада или жажды? Пусть присовокупят к сему и еще вопрос: как же, когда мы слышим слово Божие, которое называют хлебом или водою жизни, мы не примечаем в душе нашей живых ощущений наслаждения, или внутреннего питания, и, когда слово умолкает, вскоре остаемся также пусты, как прежде оного? – Чтобы на сие ответствовать, спросите человека, у которого болезнь или грубая невозможность повредила вкус и естественное расположение к питанию: почему пища для него невкусна? Почему он не хочет принимать ее, или приняв, но не напитавшись, беспорядочно извергает? Неукрощенная чувственность и земные страсти расслабляют дух, заглушают его внутренние ощущения, повреждают его небесные желания.

Посему-то и не всякому обещается «манна сокровенная». Какая польза и как можно давать пищу тому, в ком болезнь произвела отвращение от нее и неспособность к питанию? Когда тело преодолеет борющуюся с ним болезнь: тогда может воспользоваться пищею. Когда дух победит чувственность и страсти: тогда способен будет во здравие духовное ясти967, от манны сокровенныя. «Имеяй ухо слышати, да слышит, что Дух глаголет Церквам: побеждающему дам ясти от манны сокровенныя». Подвизайся мужественно, христианин! Побеждай диавола, мир, плоть, самого себя. Побеждай гордость, как враждебную силу диавола, – похоть очес, или зависть и любостяжание, как порабощенную силу мира, – похоть плоти, или чувственное желание наслаждения, как бунтующую силу плоти; наконец, пoелику не одне внешние силы ведут брань против духа твоего и Духа Божия в тебе, но в тебе самом, в твоих неумерщвленных желаниях сердечных, в твоих неочищенных помыслах, есть благоприятствующая врагам твоим сила, – побеждай самого себя. Распинай «плоть... со страстми и похотми» (Гал. V. 24). Низлагай в себе «помышления... и всяко возношение взимающееся на разум Божий» (2Кор. 10:4–5). Тогда ухо услышит звуки слова Божия; а ум и сердце с услаждением найдут в них манну сокровенную или воду живую. Уста примут видимые дары Таинства; а любовь духа живым ощущением приимет Господа, входящего вечерять с тобою.

Душе Святый! Сам даруй и нам ухо слышати, и ум разумети, что глаголеши Церквам, и сотвори, благодатною Твоею силою, да «победим» и вкусим «от манны сокровенныя», юже Ты Един «даеши» побеждающим. Аминь.

* * *

967

В Чт. Общ. Л. Д. П. кн. 9.: жити.


Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.

Комментарии для сайта Cackle