Источник

174. Слово в день торжества о рождении Великого Князя Николая Александровича

(Говорено в Успенском соборе, сентября 11; напечатано отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.)

1843 год

Известен вам тот обычай Святыя Церкви, что при наступлении праздника, еще в начинательном вечернем Богослужении, раскрывает она Священное Писание, и в нем показывает зеркало и образ того, что составляет предмет праздника. Например, празднуя память Праведника, она провозглашает из священной книги: «память праведного с похвалами» (Притч. X. 7). Таким образом духовная законность праздника утверждается словом Божиим; сущность или таинство праздника изъясняется, и радость праздника получает новый свет.

В настоящий праздник не могли мы сего исполнить до настоящей минуты: потому что сие торжество, хотя предварительно призываемое нашими желаниями, объемлемое надеждами, тем не менее, по свойству предмета, внезапно нас посетило. Исполним же теперь хотя отчасти церковный обычай: покажем вам зеркало и образ настоящаго торжества в священных книгах.

«Бысть слово Господне к Нафану: иди и рцы рабу Моему Давиду: – возставлю семя твое по тебе, иже будет от чрева твоего, и уготоваю царство его, и управлю престол его до века. – По всем словесем сим, и по всему видению сему, тако глагола Нафан к Давиду. И вниде царь Давид, и седе пред Господем, и рече: возлюбил мя ecи даже до сих. И мала cия пред Тобою суть, Господи мой Господи, и глаголал ecи о доме раба Твоего вдалеко. – И что приложит Давид еще глаголати к Тебе? И ныне Ты веси раба Твоего, Господи мой Господи. И раба Твоего ради сотворил ecи, и по сердцу Твоему сотворил ecи все величество сие сказати рабу Твоему, величия ради Твоего, Господи мой Господи. Несть бо ин, якоже Ты, и несть Бога разве Тебе во всех, яже слышахом ушима нашима. И кто якоже людие Твои Израиль, язык ин на земли? Яко настави их Бог еже избавити себе людей, еже положити Тебе имя, еже сотворити величие и просвещение» (2Цар. VII. 3–4, 12–13, 17–23).

Приметим в сем священном сказании, во-первых, что унаследование потомства Давидова на престоле Царства Израильского было делом особенного непосредственного Провидения Божия; во-вторых, что Давид узнал и принял сие устроение Божие со смиренным благоговением; в-третьих, что радость о даровании ему царственного потомства прежде всего принес он во храм Божий в жертву Богу, в благодарственной молитве; в-четвертых, что Божие благодеяние потомственного унаследования на престоле Давид относил не только к себе и к роду своему, но и ко всему народу Израильскому.

Какое это светлое зеркало настоящаго царственного торжества! Какой прекрасный образ прекрасного события в царском Всероссийском Доме!

Если мудрый, крепкий духом и благочестивый царь есть крепкое основание народного благоденствия в роде, в котором Он царствует; если достойный наследник престола обезпечивает сие благоденствие для следующаго рода: то благословенное рождение Наследника Наследнику Престола простирает радостныя надежды Царя и Царства до третияго и четвертаго рода. И кто же дал сей вожделенный дар Царю нашему, Россияне? Кто, как не Тот, Которому «отверзшу руку всяческая исполняются благости» (Пс.103:29), и особенно, Которым «царие царствуют» (Прит.8:15)? Хотя никакой Нафан не явился сказать Царю нашему: узриши Сына Сына Твоего: тем не менее сие есть Божие дело, Божий дар. Какая мать, могла когда-либо сказать: буду иметь плод? Какой отец мог сказать: буду иметь сына? – По сему-то Слово Божие признает детей не столько достоянием родителей, сколько собственностию Божиею: «се достояние Господне сынове, мзда плода чревнего» (Псал. CXXVI. 3). Итак, хотя не слышимо, но тем не менее действительно, Господь рек благоверному Цесаревичу: «будет Тебе сын». Господь рек благочестивейшему Царю: «yзриши сына Сына Твоего». И видит Он; и радуется с Ним Россия.

Общею с Царством радостию радуется и Церковь; потому что надежды благочестивого Дома Царева суть надежды и Церкви. И в особенности радуется она о том, что Царская радость, подобно как радость Давидова, прежде всего идет во храм, является пред Богом, приносит молитвенную жертву. И пoелику Благочестивейший Государь высокими обязанностями Своими увлечен на сие время от Своей столицы к одному из пределов обширного Царства: то единодушная с Ним как во всем, так и в благочестии, Царица непосредственным Своим словом призвала к благодарной молитве верноподданных, и по особенному благоволению, особенно в сем призвании воспомянула вас, «Церкви», и чада «первопрестольной столицы!»

Не имею нужды более возбуждать радость. Она полна и совершенна, без сомнения, во всех нас. Одно напомнить я должен: будем внимательны, да будем достойны радости, которою нас ущедряет Божие Провидение. Делами и жизнию веры в Бога и верности Царю тщательно да охраняем с нашей стороны благоденствие, которое благость Божия упрочивает для нас благословениями Своими над Царским Домом. Аминь.


Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.

Комментарии для сайта Cackle