№ 8. Составленное Митрополитом Филаретом положение о занятиях и содержании воспитанников, окончивших Богословское учение
(Не раньше 1830 года и не позже 1834 г.)
В 5-м пункте Высочайше утвержденного в 6 день Декабря 1829 года положения Государственного Совета о преподании вящших способов к образованию духовного юношества написано: «Поскольку окончившие семинарское учение не вдруг вступают на священнослужительские места, но нередко остаются в ожидании вакансии, то дабы в продолжении сего времени не оставались они без надзора и руководства, и напротив, дабы вернее употребляли сие время на дальнейшее образование себя и на приготовление к будущему своему служению, сделать распоряжение, чтобы окончившие семинарский учебный курс состояли в семинарских списках и принадлежали к ведомству семинарий до действительного определения их на места священнослужительские, чтобы в продолжение сего времени они занимались повторительным слушанием Богословского учения, чтением писаний Святых Отцов и других книг руководствующих к будущему их служению, сочинениями, переводами и проповеданием Слова Божия, и чтобы беднейшие из них пользовались содержанием от семинарий». Комиссия Духовных Училищ, дав знать о сем постановлении подведомственным ей учебным заведениям, требовала от семинарских правлений мнения. По рассмотрении представленных семинарскими правлениями мнений, Комиссия Духовных Училищ признала полезным постановить на сей предмет общие правила, каковые и были составлены Преосвященным Филаретом.
Положение об окончивших Богословское учение.
1) В каждом семинарском правлении содержать особый полный список учеников, окончивших семинарский курс, по которому и иметь оных правлению в своем ведении до определения к местам.
2) Тех, которые имеют особенную нужду по бедности, или обещают особенную пользу, помещать при семинарии и содержать на счет остаточных училищных сумм.
3) Иных, также по бедности, можно помещать для жительства, и частью для содержания, в монастырях или при Архиерейских домах, смотря по удобности и способам сих мест.
4) Прочие могут жить у родителей, родственников и в других домах, не представляющих никакого опасения для чистоты нравов.
5) Тем, которые по бедности родителей, сельских или иногородних, и по другим обстоятельствам не могут жить в епархиальном городе, дозволять жить вне оного, при семействах духовного звания, с тем, чтобы на месте жительства объявляли о себе благочинным, которые обязаны давать о их поведении свидетельства в ведомостях о церквах и причтах, и с тем, чтобы один или два раза в год являлись к семинарскому начальству в назначенное им время, для отчета в своих занятиях.
6) Домашние занятия сих готовящихся к церковной службе могут быть следующие:
а) Чтение Священного Писания, сопровождаемое истолковательными на оное замечаниями, извлекаемыми из писаний Святых Отцов и прочих основательных толкователей.
б) Чтение Писаний Святых Отцов, с выпискою из оных мест, особенно достойных примечания и нужных для руководства, или и с обстоятельным разбором некоторых сочинений сего рода.
в) Чтение Церковной истории и житий Святых, с выписыванием того, что особенно примечательно и назидательно, а частью и с присовокуплением собственных размышлений читающего.
г) Чтение Богослужебных и истолковательных на Богослужение книг, с записками относящимися к разумению разных частей и принадлежностей оного.
д) Чтение Кормчей книги и выписывание нужнейших для священнослужителя правил, с посильными размышлениями об основании, цели и взаимном союзе сих правил.
е) Чтение книг о расколах, возникших в Российской Церкви или вкравшихся в Россию от инуды, и сочинение обличений на разные погрешительные мнения с доказательствами истинного учения.
ж) Сочинение поучений, для произношения в церкви с одобрения ректора семинарии или местного благочинного или цензора священнослужительских проповедей.
з) Переводы сочинений, относящихся до назидания в вере и нравственности с иностранных языков на Русский, или с Русского на какой либо местный язык, например в Кишиневской епархии на Молдавский.
7) Живущие в епархиальном городе могут посещать семинарские лекции по тем предметам, в которых желают дальнейшего усовершенствования, преимущественно же по классу Богословия.
8) На сих могут быть возлагаемы следующие должности:
а) Должность лектора по классам языков.
б) Должность старшего и домашнее руководствование учеников для усиления наставлений преподаваемых в классах.
в) Должность письмоводителя при Семинарском правлении.
9) Во время свободное от ученых занятий они должны, сколь можно чаще, ходить в церковь, как вообще для благоговейного занятия, так в особенности для усовершения себя в знании церковного чтения, пения и устава.
10) Смотря по местным соображениям каждое семинарское начальство назначит определенное время, в которое бы окончившие семинарское учение, но не определенные к местам, каждый год являлись к оному для отчета в своих занятиях. В сие время оно рассматривает их выписки, сочинения и переводы, удостоверяется, с пользою ли провели они год, в какой части знания сделали новые успехи, сохранили ли соответственную своему назначению чистоту нравов и доброту поведения, и с означением того, что окажется, делает на аттестате каждого надпись. Таковые надписи приемлются епархиальным начальством при определении на места в соображение с первоначальными в аттестатах показаниями успехов в науках и поведении.
11) Положение сие, смотря по местным и другим обстоятельствам, применить и к воспитанникам Духовных Академий, неопределенным на места службы. Ближайшие к месту Академии должны состоять в ее ведении; а проживающие в других епархиях, особенно отдаленных, могут быть причисляемы к ведомству семинарских правлений.
Положение сие было утверждено Комиссией Духовных Училищ и разослано всем Окружным Академическим Правлениям для исполнения 29 января 1834 года.
Дело К. Д. У.
3 марта 1830 г.
№ 3574.