№ 68 Мнение Митрополита Филарета о крещении незаконнорожденных детей в Прибалтийском крае
12 Июля 1848 г.
В Июне 1818 года Министр Внутренних Дел43 писал Обер-Прокурору: «в наказе, Евангелическо-Лютеранскому духовенству, приложенному к Высочайше утвержденному 28 Декабря 1832 года уставу для церквей сего исповедания в России, разрешается незаконнорожденных детей в Прибалтийском крае крестить по обрядам Лютеранской церкви. Бывший Остзейский генерал-губернатор Е. Головин, сообщая мне свои сомнения в приложении означенного закона, спрашивал: «не должно ли, при крещении незаконнорожденного младенца, принимать в соображение вероисповедание отца, например: Православного или Римско-Католического». О сем я представил на усмотрение Правительствующего Сената, который, при рассмотрении сего вопроса, приняв в соображение, что в Лютеранском уставе разрешено незаконнорожденных детей матерей протестантского исповедания, а равно подкидышей –крестить по обряду церкви Лютеранской, признает смысл сего закона не подлежащим сомнению.
Имея в виду значительное теперь количество православных в том крае и принимая в соображение, что вопрос этот непосредственно касается прав церкви господствующей, я долгом считаю сообщить о сем Вашему Сиятельству и покорнейше просить Вашего по сему предмету заключения». Отношение это было препровождено к Преосвященному Филарету, который дал следующее мнение:
Сиятельнейший Граф,
Милостивый Государь!
От 5 сего июля № 4445 Ваше Сиятельство требуете моего мнения по вопросу о крещении незаконнорожденных детей в Прибалтийском крае, о чем в отношении г. Министра Внутренних Дел из Наказа Евангелическо-Лютеранскому Духовенству приводится следующее: «разрешается незаконнорожденных детей в Прибалтийских губерниях крестить по обрядам Лютеранской церкви». Если в Наказе действительно в таком неопределенном виде дано сие разрешение, то оно, очевидно, не ограждено от неправильных приложений. Пример представить нетрудно. В Риге живут несколько тысяч раскольников беспоповщинского толка, у которых брака, в строгом смысле законного, нет, а самодельные браки, простолюдинами совершаемые, и потому самими брачущимися неуважаемые, легко разрываются; и потому число незаконнорожденных детей должно быть значительно. Если таких детей, по разрешению Наказа, будут крестить в лютеранское исповедание, то сие будет, как в нарушение прав господствующего вероисповедания, которое одно имеет право присоединять к себе раскольников, принадлежавших ему в своих предках и за особое вероисповедание непризнанных, так и во вред единству Русской национальности.
Посему справедливым и нужным представляется разрешение Наказа ограничить следующим или подобным следующему образом:
1) В Прибалтийских губерниях, незаконнорожденных детей, которых матери Лютеранского исповедания, а отцы неизвестны, разрешается крестить по обряду Лютеранского исповедания.
2) Незаконнорожденных детей, которых родители неизвестны, как-то найденных или подкинутых, которых посему наследственной принадлежности к вероисповеданию нельзя определить, крестить преимущественно в господствующее православное исповедание, где к тому есть способы.
3) Но если таковые младенцы оказываются среди народонаселения Лютеранского, и призрение могут получить только чрез Лютеранские семейства: в сем случае разрешается крестить их по обряду Евангелико-Лютеранскому.
С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга
Филарет М. Московский
1 июля 1848 г.
Дело Канц. Об.-Прокурора
№ 41851.
* * *
Граф Лев Алексеевич Перовский.