Источник

9-е

Св. праведных Иоакима и Анны

Св. праведный Иоаким происходил из колена Иудина, племени царского, а праведная Анна из колена Левиина, рода Ааронова. Сии супруги были праведны перед Богом, ходя во всех заповедях и оправданиях Господних беспорочно. Высокое их избрание Промыслом – быть родителями Богоматери – показывает их святую и богоугодную жизнь, потому что им дана дщерь всех святых святейшая, паче всех Богу угоднейшая и херувимов честнейшая. «О, блаженная двоице, прославляет их Церковь, вы всех родителей превзыдосте, яко твари все преимущую прозябле есте.» Иоаким и Анна дожили до глубокой старости. Св. Иоаким преставился через несколько лет по введении во храм благословенной дщери своей для посвящения Ее Богу, имея около 80 лет от роду; св. же Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета, где жила с Иоакимом, в Иерусалим и обитала при храме Иерусалимском, близ благодатной Марии. После двухлетнего пребывания в Иерусалиме праведная Анна преставилась, имея от роду около 70 лет.

Св. праведные Иоаким и Анна, по рождению от них Матери Бога нашего наречены от Церкви Богоотцами. Церковь ежедневно по окончании божественной службы своей, на отпусте, испрашивает исходящим из храма помилование и спасение от Господа молитвами Богородицы и св. праведных Богоотец Иоакима и Анны, и ежегодно совершает память их.

Память Богоотец празднуется на другой день Рождества Богородицы: ибо после праздника рождеству Богоматери прилично славить и св. Ее родителей. Церковь прославляет их с древних времен. На основании древнего предания, в VII веке св. преподобный Андрей Критский в слове своем на Рождество Богородицы говорит: «Иоаким был муж кроткий, благочестивый, воспитанный в законе божьем. Живя целомудренно и ходя перед Богом, он был бездетен до старости: цветущие лета его не произвели плода чревного. Равно и Анна была жена боголюбивая, трезвенная, жившая с мужем своим во всякой чистоте, но оставалась бесчадной. Почитая первым и единственным долгом своим чтить заповеди Господни, она однакож уязвлялась жалом безчадства, печалилась, скорбела и сокрушалась, перенося поношение своего неплодства. Иоаким и Анна сетовали о том, что не имели преемника рода своего. Впрочем, искра надежды еще не погасла в них совершенно: оба они воссылали молитвы к Богу о даровании им чада для продолжения семени их. Оба, подражая услышанной молитве Анны (1Цар.1:10), не отходили от храма, усердно прося Бога, дабы Он разрешил неплодство и даровал плод им бесчадным, что и исполнилось. Дар упования их, приятнейший Богу, не оставлен без воздаяния Подателем даров. Вседетельная сила Божия скоро предстала на помощь к пролившим умиленные и горькие слезы перед Богом, и состарившуюся чету соделала способной к произращению плода. Таким образом от неплодных родителей, как от дерев отцветших, произрос для нас преславный плод – пренепорочная Дева. Узы неплодства разрешились; молитва чудесно произрастила плод; безчадная родила чадо; бездетная соделалась счастливейшей матерью».

Воспоминание св. Вселенского Третьего собора

Воспоминание св. Вселенского Третьего собора, – см. сведения в «Памяти шести Вселенских соборов», 16-го июля.

† Преподобн. Иосифа Волоколамского (Волоцкого)

В ряду прославленных Богом мужей преп. Иосиф, игумен Волоколамский, известен не только как строгий подвижник благочестия, но и как наставник веры и благочестия. Ученик преп. Пафнутия Боровского, в 1479 г. основал он свой монастырь, где под руководством его образовались строгие подвижники благочестия; – с пламенной ревностью защищал он св. веру против жидовствующих. Как для утверждения благочестия, так и в защиту евангельской веры он писал много сочинений и почил от трудов 9 сент. 1515 г.72

Предлагаем здесь из «Просветителя» преп. Иосифа наставление его, как надобно служить единому Богу.

«Прежде всего, говорит преподобный, возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем умом твоим и крепостью; пусть не отлучает тебя от любви Божьей ни жизнь, ни смерть, ни настоящее, ни грядущее. Пусть все правила и привычки твои будут угодными Богу… Мало говори и много размышляй; не будь дерзок в слове, не излишествуй в беседе, не будь дерзок в смехе, украшайся стыдливостью. Трудись руками своими, благодари за все, терпелив будь в скорби, охраняй сердце от гордости и худых помышлений. – Не засматривайся на жизнь ленивых, а ревнуй житию святых; радуйся успехам добродетельных, но не завидуй. Плачь о согрешающих, но не осуждай их, – есть Судья, Который воздаст каждому по делам его. Не порицай обращающегося на добро. Не оправдывай себя, а признай себя грешником перед Богом и людьми. Не беседуй льстиво; не клевещи ни на кого и не слушай клеветы. Пусть ярость не делает тебе насилия и похоть не владеет тобой; не гневайся напрасно и не думай о мести, чтобы платить злом за зло. Пусть укоряют тебя, но ты не укоряй; пусть бьют тебя, но ты не бей; пусть обижают тебя, но ты не обижай. Остерегайся бесед женских и вина: то и другое отуманивает и умных. Совершая заповеди Господа, не будь печален, а жди награды от Бога и ищи жизни вечной.

Наставляй бесчинных, утешай малодушных, служи больным, принимай странных, храни братолюбие. С искренними в вере имей мир, удаляйся еретика.

Читай завещанные книги и отнюдь не читай запрещенных. Ищи небесного и не жаждай земных благ, – над ними растянута сеть, увязнешь как птица. Откажись от мирской мудрости и умудряйся во Христе. Иное дело мудрость Его, и другое – мудрость мира, который распял Христа, Господа славы.

Сегодняшнее приобретение держи, а завтрашнее передавай Богу. Он сказал: да будет свет, и стал свет. Давший день совершил его. Оставь земное, и получишь небесное. Пребудь в нищете на земле, чтобы быть богатым на небе. Пребудь в алчбе и жажде не земле, и на небе насытишься бесконечной радости. Таись здесь, и явишься там. Молчи здесь, и там смело будешь говорить перед Отцом. Будь сыном воскресения и жизни вечной; ищи отчизны своей, подвизайся по пути, пока достигнешь вечного града. Пока во плоти, не прекращай подвига; день за днем подвизайся для спасения. Не отлагай до времени. Перед смертью не приходит вестник. Будь скорбен и весел: печален по смирению, не прилепляясь к земной веселости; весел будь о Господе. Прилепись к Господу верой и любовью, и пусть не обольщают тебя красоты мира. Закрой глаза для видимого и смотри на будущее. Поработи тело и освобождай душу. Не давай льготы телу; плоть действует во льготе. Предавай себя труду, чтобы там радоваться. Жизнь эта – торг. Отбрось временное и возьмись за вечное; отдали от себя маловажное и приблизь великое. Не почивай прежде покоя вечного; не насыщайся благ земных прежде вечных.

Слушание бесполезных повестей пусть будет для тебя горечью, а чтение повестей святых и Писания Божественного – сотом медовым… Страх Божий пусть отворяет и затворяет уста твои. Когда надобно, смотри; когда надобно, говори; спрашивают, – отвечай, не спрашивают – молчи, чтобы подстрекаемый дерзостью язык не уязвил кого.

Пусть исходит из уст твоих слово утешения, укрепляя любовь к тебе других. Беседуй с лицом веселым, чтобы весело было и разговаривающему с тобой. Разговаривая с бедняком, не оскорби его: кто обижает нищего, оскорбляет Создателя. Не стыдись кланяться всякому, как созданному по образу Божию. Старшего летами постарайся почтить; с равными встречайся мирно; младших принимай с любовью; перед почтенными не ленись стоять. – Алчущего накорми, жаждущего напои, как повелел Господь, нагого одень, странного введи в дом, больного посети, дойди до темницы и узнай беду тамошний, чего требуют, подай, поскорби, вздохни и прослезись с ними; вспомни, что многие из них страждут за один какой-нибудь грех, а мы постоянно грешим и однако живем счастливо. Так скорби о грехах своих, воздыхай о соблазнах и падениях города, где живешь.

Ищи человека боящегося Бога и служащего Ему всей душей, и к нему прилепись душей и телом. Если ты нашел человека, – будь покоен: ты нашел ключ к Царству Небесному. Следуй ему во всем, внимай словам его, делай приятное ему. Монастыри и домы святых пусть будут для тебя пристанищем; прибегай к ним, прими в них участие и утешь их в нищете их. Если есть у тебя нужное для них, принеси им: ты отдашь это в руки Божии. Пойми, чего требует Царь Небесный от твари Своей? Малой и легкой милостыни. Подай же малость, и получишь вечное; подай немногое, и возвратят во сто крат. Милующий убогого дает заем Богу.

Праздники Божии и святых почитай, не сам упиваясь, но питая алчущих. Отвори дом твой не для богатых и знатных, а для бедняков и нищих, для сирот и вдовиц, не имеющих где приклонить головы. Богат ли, или беден дом твой, за все благодари Господа Бога. Все строится Божьим промыслом, все то зрит недремлющее око. Потому старайся отдавать десятую часть Богу, давшему тебе жизнь и по смерти обещавшему вечность.

Мир этот прейдет мимо нас и слава его исчезнет; а придет Господь с небесными силами и поставит каждого на суд и каждому воздаст по делам его. Помни, что можешь завтра же увидеть, как разверзутся небеса, сойдут ангелы, и ты станешь перед страшным судилищем и будешь давать отчет во твоей жизни, в делах, словах и мыслях. Позаботься же о себе, вспомни грехи свои, вспомни о суде. – Помни, что ты человек смертный, немощный и подверженный страстям. Помни, что ты живешь в жизни печальной, погубившей многих добрых и злых, умных и неумных, богатых и бедных. Помни, что ты человек слабый, не могший вынести труда ни одного дня, ни бдения ночного. Вспомни, сколько ты грешил перед Богом в юности своей. Вспомни, что день и ночь борешься с грехом, как со львом. Подумай, сколько там под землей душ, оскорблявших Бога, желавших получить малый отдых и не получивших. Подумай, как часто поднималось море жизни нашей от плоти нашей, сколько бурь и мятежей, сколько ветров, сколько грехов, сколько слез по городам, домам и торгам! Подумай, сколько было людей после Адама и все прошли без следа. Прославились на небе и на земле лишь те, которые жили по заповедям Божиим. Что в этом мире – не ложь? Все полно болезни и страха. Рождение наше – со страстями, и смерть страшна. А что будет по смерти – неизвестно. Все пути наши – печальны. Плоть наша – неумирима. Здоровая воюет, немощная печалит нас; не давай ей хлеба – ослабеет. Кто в этой жизни прожил без скорби? Кто не пил соленой воды и не хлебал воды морской? Кто не стонал? Сколько обманутых жизнью! Подумай, что скоро-скоро оставишь ты все видимое – и эту землю и это небо и этих людей. Подумай, как ничтожен ты телом и душой. Малая скорбь треплет тебя, малое слово громит тебя, малая болезнь, как огонь, обжигает тебя и ввергает в скорбь. Каждое веселье света оканчивается печалью. Ныне играют свадьбу, завтра плачут над мертвецом. Ныне растем, завтра гнием. Ныне раждают, завтра погребаются. Ныне радость, завтра слезы. Ныне богат, завтра нагой. Ныне знатен, завтра кипит червями. Содрогнемся и вострепещем. Что с нами будет, не знаем. Покаемся теперь; после смерти нет покаяния. Что сделаем здесь, то и найдем там; что посеем, то и пожнем. Придет и не минует. Придет Божий меч на нас и не обойдет никого. Оставит человек все и пойдет один нищий и нагой, беспомощный, несмелый, неготовый. Поникший долу плачет и горюет, обливается потом, смотрит туда и сюда, скрежещет зубами, рвет волосы на себе, хочет бежать и не может, хотел бы получить помощь и нет ее. Малый огонь, а все ни во что; малая болезнь, а все – не на пользу; одна ночь, но глубокая, темная, страшная, мучительная; не ведут как осужденного в места страха и трепета, где не смех, а плач, не пища, а туга, где страх и трепет грешникам, беда великая, слезы необъяснимые, печаль неописанная, воздыхание непрерывающееся, огонь неугасимый, червь неусыпающий; – там без света, Судья страшный. Вытвердим себе все это, не минем же сего.

Забудем о прелестях мира, мы тем облегчим себя. Простимся с миром и его льготами. Простимся с заботами и суетами земли и скроемся от них. Все это гонит нас на убой. Будем внимать себе и Богу. Предадим тело свое на скорби и лишения: оно стоит того. Покаемся всем сердцем и скажем: вот мы все оставили и идем за Тобой; отказались от всего из страха перед Тобой. Пусть покаяние наше дойдет до облаков и стенание приблизится к небу. Молитвы и милостыня да придут перед Бога! Послужим Ему со страхом и трепетом. Потерпим все печальное и скорбное, чтобы насладиться благ, обещанных Господом для любящих Его.

Заповеди Божии – свет и жизнь; в твоей воле выполнять или пренебрегать их. Изучай их непрестанно и пребывай в них; напиши это слово на твоем сердце, обвяжи им шею твою. Оно вводит в жизнь. Этим желанным путем ходили все святые Ветхого и Нового Завет, в подвиге пота, в скорбях и нуждах, постнически и мученически угодили Богу; Ему Единому служили и ликуют с ангелами в лике вечном и нерушимом. Аминь.»73

Вот еще прекрасное наставление преподобного о молитве общественной.

«Пришедши в св. храм, стой здесь, как на самом небе, с силами вышними; – не только не держи тела неприлично, но собери весь ум и сердечные чувства – не занимайся шептанием, смехом или пустым разговором; сложи руки, мысль и сердце устреми к небу и испрашивай милости у Бога со слезами и стенанием. Господь любит тихость и крепость. Кто беседует и с царем земным, старается выказать благоговение к нему, – говорит только то, что угодно царю, и если бы заговорил о стороннем, был бы строго наказан. А ты, стоя перед Царем Небесным, перед Которым трепещут ангелы, говоришь о пустом, оставив беседу с Ним? Какому суду подвергнешь ты себя за оскорбление? Как не страшишься, как не трепещешь, несчастный?... Страшно впасть в руки Бога живого. Он испытует сердца и утробы. Пророк со страхом говорит: «из глубины воззвах к Тебе, Господи» (Псал. CXXIX, 1). Видишь, как он говорит и молится из глубины сердечной, усердно, с болью души и сокрушением сердца. Такая молитва и восходит к Богу… Внегда скорбети ми, призвах Господа, и услыша мя (Пс.17:1). Сокрушим душу памятованием о смерти, об ответе за грехи, памятью о суде без милости, о Судии без прощения, об огне темном, о бездне, о непроходимой пропасти, о подземном пламени…

Если имеет силу молитва одного человека, тем более имеет она силу, когда возносится в собрании верующих. Что холоднее камня? Но когда будем ударять камень о камень, посыплются искры. Когда души наши совокупятся в молитве, она будет сильна и пламенна. Можно молиться дома, но нельзя так молиться, как в церкви, где возносится единодушно пение, где единомыслие, согласие, союз любви… Здесь возносятся молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы немощные молитвы народа, придерживаясь за их более сильные, взошли вместе с ними на небо.»74

Раскольники-беспоповцы вслед за стригольниками толкуют: «премнози древне жительствующие по пустыням не причащахуся св. Таин, овии через многие лета, овии же через всю свою жизнь, обаче спасошася.»75 Св. Иосиф вот что говорит об этом: «ничтоже нужнейше есть божественного крещения и причастия св. Христовых пречистых Тайн. Во множайших житиях апостольских и мученических и отеческих не явлено есть о сем… Еда убо не вси крещени быша или не все причащахуся св. отцы и мученицы и преподобнии? Ей, и все крестишася и вси причащахуся. Но сего ради не писаху, яко не нужно о сих писати: все бо человецы ведят, яко не мощно христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается Христовых Таин.»76

† Память о святом Иоакиме Опочском

По рукописным святцам, «преподобный отец Иоаким, игумен Опочского монастыря св. пророка Илии на реке Шеломе, преставися месяца сентября в 9 день».

По другим памятникам, преп. Иоаким называется основателем монастыря в Оспочском погосте, что ныне в Порховском уезде, в 20 верстах от Порхова. По писцовой книге 1582 г. видим в Опочском монастыре игумена Нафанаила с несколькими братьями,77 и следовательно кончина преп. Иоакима последовала около 1550 г., если только он жил, как полагают, в XVI в.78 Мощи его почивают в приходском, прежнем монастырском храме прор. Илии память его местно чтится 9 сентября в день его кончины.79

Обретение и перенесение честных мощей иже во святых отца нашего Феодосия, архиеп. Чернигов., нового чудотворца

Обретение и перенесение честных мощей иже во святых отца нашего Феодосия, архиеп. Чернигов., нового чудотворца. См. житие под 5-м числом февраля.

* * *

72

Подробно и отчетливо описана жи8нь преп. Иосифа в прибавл. к твор. отц. Ц. 1849, стр. 225–270. По ркп. «житие и подвиги препод. отца игумена Иосвфа чудотворца, иже созда обитель Пресвятые Богородицы честного Ея успения близ града Волоколамска, списано бысть учеником его смиренным епископом Саввою Сарским, глаголемым черным, по благословению преосв. Макария митрополита».

73

Просветитель, стр. 361–373. Казань 1859.

74

Духов. грам., гл. 1, слово 7.

75

Раскольничий дух. меч, ч. 3, отд. 1, гл. 3.

76

Слово II Просветителя.

77

Неволин о пятинах в приб. стр. 116. 81. Спб. 1853.

78

Словарь, стр. 129, полагает даже, что оп жил в конце XVI и в начале XVII в., что непримиримо с писцовой книгою. – По описи 1662 г. за Опоцким Ильинским монастырем 12 дворов.

79

Ист. иер. V, 366. 367. Свед. о монаст. 456.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Сентябрь. - 1900. - 388, IV с., [1] л.: ил.

Комментарии для сайта Cackle