4-е
Св. мученика Вавилы Никомидийского и с ним 84-х детей мужеского и женского пола
Вавила, наставник детей, во время гонений при Максимиане, затворившись в своем доме, поучал детей разного возраста истинам веры христианской; за это был взят вместе с его 84-мя учениками. Все они, потерпев биение и заключение в темнице, были усекнуты в Никомидии, откуда мощи их были перевезены в Византию.
Сохранились известными имена только двух из этих 84-х детей: Аммония и Доната.
Св. пророка Моисея Боговидца
Церковь православная, совершая память св. пророка Моисея, чтит в нем величайшего из Ветхозаветных пророков, через которых Бог многократно и многообразно сообщал в древности людям Свое Божественное откровение; чествует в нем провозвестника истин, приготовлявшего ветхозаветное человечество к спасению через веру в Грядущего Искупителя мира.
Наименование пророка существовало в глубокой древности. Пророком называется в св. Писании патриарх Авраам (Быт.20:7). Слово пророк употребляется «в Писании Ветхого Завета12 в значении праведника и заменяется иногда именем человека Божия (3Цар.13:4), который посвятил себя на служение Богу и Его спасительному домостроительству; в значении учителя и истолкователя воли Божьей (Исх.7:4, 13. Лк.1:76); в значении песнопевца (1Цар.10:5); – но чаще всего в значении предсказателя, провидящего и предсказывающего будущее» (2Петр.2:16).
Во всех этих значениях Моисею преимущественно принадлежит наименование пророка.
Законодателем Моисей называется потому, что его постижением был принят от Бога, его устами изречен человечеству в лице еврейского народа нравственный закон, выраженный в 10-ти заповедях, закон, про который и Спаситель сказал, что пришел не нарушить его, но исполнить.
Боговидцем Моисей назван потому, что Сам Бог «говорил с ним лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим…» (Исх.33:11). – На значение Моисея, как представителя Ветхого Завета, указывают слова Иисуса Христа, обращенные к неверующим иудеям, которым Он указывает не Моисея, как на самого важного свидетеля об ожидаемом Мессии: «не думайте, что Я буду обвинять вас перед Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин.5:45–47).
В своем послании к Евреям св. Апостол Павел, говоря о значении веры и воспоминая исторический ход ее проявлений, в нескольких чертах представляет действие ее и в жизни Моисея: – «верой Моисей, по рождении, три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления13. Верой Моисей, пришедши в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение; и поношение Христово почел большим для себя богатством, чем египетские сокровища. Ибо он взирал на воздаяние».
«Верой оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. Верой совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. – Верой перешли они через Чермное море, как по суше, на что покусившись, египтяне потонули» (Евр.11:23–29).
Моисей родился около 1500 лет до Р.Х. Вскоре после его рождения, Бог чудным образом спас этого младенца, которого предназначал быть вождем и избавителем Еврейского народа от рабства в Египет. В то время, как по повелению египетского царя, убоявшегося размножения еврейского народа, были преданы смерти все еврейские младенцы мужеского пола, Моисей не только не погиб, но и был взят самой царской дочерью из тростника, куда укрыла его мать в надежде на спасение таким образом жизни своего сына, и получит блистательное воспитание во дворце врага своего народа, которое и послужило ему впоследствии орудием для борьбы с поработителями его родного народа и для осуществления предсказанного Богом Аврааму избавления его и переселения в землю обетованную. До 40 лет жил Моисей при царском дворе и поучался египетской мудрости, сердцем же принадлежал своему родному народу, скорбеть об его бедствиях и стремился всеми своим желаниями облегчить его участь. Однажды, когда он находился в тяжелом настроении по этому поводу, случилось ему быть свидетелем обиды, нанесенной одному еврею египтянином. Сердце Моисея переполнилось негодованием, и он, защищая своего единоплеменника, убил обидчика. Спасаясь от мщения египтян, он удалился в землю Мадиамскую, где поселился у одного священника, именем Иофора, женился на его дочери Сепфоре и пас овец своего тестя.
Между тем, любовь к своему народу росла в душе Моисея и забота о нем увеличивалась вместе с умножением притеснений, которые евреи терпели от египтян. Этого-то человека, преисполненного любви и усердия быть полезным и возвышавшегося над народом и научным знанием, приобретенным им в Египте, Господь избрал орудием спасения народа, слезно вопиющего к Нему среди своих тяжких испытаний. Путем чудных откровений Бог научил и помог Моисею вывести еврейский народ из рабства египетского. Пораженный чудесами Божественного заступления за угнетаемых им евреев (10 казней), фараон допустил их, по требованию Моисея, выйти из Египта, и хотя раздумал через несколько времени отпускать из страны этот работящий народ и сам даже во главе войска погнался за ним с тем, чтобы возвратить евреев, дошедших в третий день исхода их из Египта уже до Чермного моря, но не успел догнать их, потонув в всем своим войском в тех волнах морских, которые расступились, чтобы пропустить народ Божий, поднявшийся во путь в свою землю обетованную…
«И избавил Господь в день тот израильтян из рук египтян; и увидели сыны Израилевы египтян мертвыми на берегу моря; и увидели израильтяне руку великую, которую явил Господь над египтянами, и убоялся народ Господа, и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: «пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. – Господь – крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он – Бог мой и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его! – Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. Пучины покрыли их; они пошли в глубину, как камень. – Десница Твоя, Господи, прославилась силой, десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. От дуновения Твоего расступились воды; влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря. – Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец в великих водах…
«Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? Ты простер десницу Твою, поглотила их земля.
«Ты ведешь милостью Твоей народ сей, который Ты избавил; провождаешь силой Твоей в жилище святыни Твоей.
«Услышали народы и трепещут; ужас объял жителей Филистимских, Тогда смутились князья Эдомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана.
«Да нападет на них страх и ужас от величия мышцы Твоей, да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит народ сей, который Ты приобрел. Веди его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка Господь будет царствовать во веки и в вечность!»
«И взяла Мариам пророчица, сестра Аарона, в руку свою тимпан, и вышли за ней все женщины с тимпанами и ликованием. И поспела Мариам перед ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море…» (Исх.14:30–31, 15:15–21).
Переход Израильтян «по суше среди моря» был торжественным началом чудес, сопровождавших все шествие их через пустыню в обетованную им землю. То Бог питал их манной с неба, то изводил воду из камня, то чудно помогал в войне с врагами. Особенно важным событием во время путешествия евреев было дарование им Закона на горе Синайской и при этом устройство скинии и учреждение священства.
Не смотря, однакоже, на все благодеяния, которые Господь расточал избранному Своему народу, соделывая для него «чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов» (Исх.34:10), евреи часто оказывались неблагодарными, малодушными, роптали на Бога и даже изменяли вере в Него. Так в то время, когда Моисей пребывал на Синае, всецело погруженный в молитву и чудное общение с Богом, народ приступил к брату его Аарону и сказал ему: «встань, и сделай нам бога, который бы шел перед нами; ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли египетской, не знаем, что сделалось…»14.
И Аарон, побуждаемый настояниями всего народа, не имел силы противодействовать ему и, собрав от него разные золотые украшения, «сделал из них литого тельца и обделал его резцом; и сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской…»
«И на другой день встали рано и принесли всесожжения, и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.
«И сказал Господь Моисею: поспеши сойти (отсюда); ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской.
«И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный. Итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.
«Но Моисей стал умолять Господа Бога своего и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли египетской силой великой и рукой крепкой… О, Господи, народ сей сделал великий грех, сделал себе золотого бога. Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал…15.
«И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой…»16.
Великий верой своей в истинного Бога, великий любовью к своему народу, за который так пламенно молился, что привлекал на него помилование Божие, в случае же предстоящей народу праведной кары Божьей, молился, чтобы и ему подвергнуться ей вместе с народом своим, Моисей был и «кротчайший из всех людей на земле»17. Но и любя свой народа, он сам строго наказывал его за отступление от Бога… Так, при сошествии Моисея с горы Синая, главные виновники идолослужения были преданы смерти.
Проведя у Синая около года, евреи вместе со скинией продолжали путь к земле обетованной. Приблизясь к ней, они избрали 12 мужей, по одному из каждого колена, чтобы они отправились осмотреть ту землю. Посланные возвратясь сообщили, что страна обильна, но населена сильным народом и имеет укрепленные города. Услышав это, народ возмутился, стал роптать на Моисея и Аарона и даже на Самого Бога. – «Лучше бы умерли в земле египетской, или умерли бы в пустыне этой! – говорили маловерные, снова забывая чудеса Божественной помощь и хранения их, – и для чего Господь ведет нас в землю эту, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет? – И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет…»
Снова была оскорблена этим неверием воспитываемого им народа полная верой и ревностью к славе Божьей душа Моисея…
«И пали Моисей и Аарон на лица свои перед всем собранием общества сынов Израилевых. И Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из осматривавших землю, разодрали одежды свои и сказали всему обществу сынов Израилевых: земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша. Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю эту и даст нам ее, эту землю, в которой течет молоко и мед… Только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли этой, ибо защиты у него не стало, а с нами Господь, не бойтесь их!»
«И сказало все общество: «побить их камнями!»
«Господь же сказал Моисею: доколе будет раздражать Меня народ этот? И доколе он не верит Мне при всех знамениях, которые давал Я среди него?
«Поражу его язвой и истреблю его, и произведу от тебя (и от дома отца твоего) народ многочисленнее и сильнее его…
«Но Моисей сказал Господу: услышат египтяне, из среды которых Ты силой Твоей вывел народ сей, и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и Ты идешь перед ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном; и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали Твою славу, скажут: Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвой обещал ему, а потому и погубил его в пустыне…
«Итак, да возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря: – Господь долготерпелив и многомилостив (и истинен), прощающий беззакония и преступления (и грехи), и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззакония отцов в детях до третьего и четвертого рода.
«Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе.
«И сказал Господь Господь Моисею: прощаю по слову твоему. Но жив Я (и всегда живет имя Мое), и славы Господней полна вся земля.
«Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мной в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз и не слушали гласа Моего, – не увидят земли, которую Я с клятвой обещал отцам их: (только детям их, которые здесь со Мной, которые не знают, что – добро, что – зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а) все раздражавшие Меня не увидят ее». «Доколе злому обществу сему роптать на Меня? Ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу. Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам…
«В пустыне сей падут тела ваши, и все вы, исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина. – Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели. – А сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне. По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, чтобы вы познали, что значит быть оставленным Мной»18.
Так и исполнилось определение Богом. Сорок лет странствовали евреи в пустыне под предводительством великого вождя их Моисея, который, вдохновляемый Божественными откровениями, поучал во все это время и утверждал в законе избранный народ Божий, чудно покровительствуемый и Самим Богом. Однажды, когда в 40-й год странствования расположились израильтяне станом в земле Моавитской, за Иорданом, то Моисей, беседуя с народом и воспоминая о событиях во время их путешествия по пустыне, между прочим, говорил:
«Когда мы были на горе Хориве, то Господь сказал: полно вам жить на горе сей, обратитесь, отправьтесь в путь и пойдите на гору Аморреев и ко всем соседям их, на равнину, на гору, на низкие места и на южный край и к берегам моря, в землю Ханааскую, и к Ливану, даже до реки великой, реки Евфрата. Вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвой обещал дать отцам вашим Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их. – И я сказал вам в то время: не могу один водить вас; Господь Бог ваш размножил вас, и во, вы ныне многочисленны, как звезды небесные. Как же мне одному носить тягости ваши, бремена ваши и распри ваши? Изберите себе по коленам мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими. Вы отвечали мне и сказали: хорошее дело велишь ты сделать. – И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и сделал их начальниками колен ваших, и дал повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его. Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого; ибо суд – дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его. – И дал я вам в то время повеления обо всем, что надлежит вам делать.
«И отправились мы от Хорива и шли по все этой великой и страшной пустыне, которую вы видели, по пути к горе Аморрейской. И сказал я вам: вы пришли к горе Аморрейской, которую Господь Бог наш дает нам. Иди (народ), и возьми во владение эту землю, которую Бог дает тебе, не бойся и не ужасайся»19.
Напомнив также о малодушном страхе высказанном евреями во возвращении посланных с осмотра земли, обещанной Самим Богом в наследие им, Моисей продолжал:
«И я сказал вам: не.
страшитесь и не бойтесь (идти туда); Господь Бог ваш идет перед вами; Он будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте, перед глазами вашими, и в пустыне сей, где, как ты (народ) видел, Господь Бог твой носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, который вы проходили, до пришествия вашего на сие место. Но и при этом вы не верили Господу Богу вашему, и Господь разгневался и поклялся, говоря: никто из людей сих, из сего злого рода не увидит доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим; только Халев увидит ее, ему дам Я зелю, по которой он проходил, и сынам его за то, что он повиновался Господу.
«И на меня прогневался Господь за вас, говоря: и ты не войдешь туда. Иисус, сын Навин, который при тебе, он войдет туда, его утверди; ибо он введет Израиля во владение ею…» (Втор.1).
«И молился я Господу в то время, говоря:
«Владыка Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и силу Твою, и крепкую руку Твою; ибо какой Бог есть на небе и на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое? Дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан… Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне об этом. Взойди на вершину Фасги и взгляни глазами твоими, потому что ты не перейдешь за Иордан сей. И дай наставление Иисусу, и укрепи его и утверди его; ибо он будет предшествовать народу сему, и он разделит им на уделы всю землю, на которую ты посмотришь20.
«Итак, я умру в сей земле, не перешедши за Иордан, а вы21 перейдете и овладеете той землей», – продолжал Моисей и, переходя от воспоминаний, обратился с поучением к народу: «вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которою вы вступаете, чтобы овладеть ею. Итак, храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш перед глазами народов, которые услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь Бог наш, когда ни призовем Его?
«И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который предлагаю вам сегодня?
«только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих».
«Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа Бога вашего, который Она постановил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающий что-либо, как повелел тебе Господь Бог твой. Ибо Господь твой есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор.4).
«Слушай, Израиль, Господь Бог наш Господь един есть. И люби Господа Бога твоего все сердцем твоим, и всей душей твоей, и всеми силами твоими. И да будут слова эти, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорой, и ложась, и вставая.
«Когда же введет тебя Господь Бог твой в ту землю, которую Он клялся отцам твоим дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться, – тогда берегись, чтобы не обольстилось сердце твое, и не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства.
«Господа Бога твоего бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись. – Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас. Ибо Господь Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа Бога на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли» (Втор.6).
«И помни весь путь, которым вел тебя Господь Бог твой по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем будешь ли хранить заповеди Его, или нет. – Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манной, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек.
«Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет.
«И знай в сердце своем, что Господь Бог твой учит тебя, как человек учит сына своего. Итак, храни заповеди Господа Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его» (Втор.8).
И еще предостерегает великий учитель народа своего, чтобы «не надмилось сердце его и не забыл он Господа своего», когда будет жить в прекрасной земле, данной в наследие, ему, и «чтобы не сказал он в сердце своем, что его (собственная) сила и крепость руки его приобрели ему богатство это»…
– «Слушай, Израиль, – поучает еще Моисей, – ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими, с укреплениями до небес; знай же ныне, что Господь Бог твой идет перед тобой, как огнь поядающий; Он будет истреблять их (народы) и низлагать их перед тобой; ты же не говори тогда в сердце своем, что за праведность твою привел тебя Господь овладеть той доброй землей, – не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие и за беззакония народов сих Господь Бог изгоняет их от лица твоего, дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову. Песему знай ныне, что не за правденость твою Господь дает тебе овладеть доброй землей, ибо ты – народ жестоковыйный… Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа твоего в пустыне: с самого того дня, как вышел ты из земли египетской, и до самого прихода вашего на место сие, вы противились Господу». «Вы были непокорны с того самого дня, как я стал знать вас…» (Втор.8, 9).
– «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло, – заключает свой завет с народом престарелый вождь его, – если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею, – заповедь же сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее.
«И не за морем она, чтобы можно было говорить: кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам ее услышать, и мы исполнили бы ее… Но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнить его.
«Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которой ты переходишь Иордан…
«Во свидетели перед вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятье…» (Втор.30).
Представляя на вид последствия того и другого пути, по которому пойдет народ, Моисей, вместе с тем, в провидении пророческом, с тоской восклицает: – «знаю я, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и впоследствии постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло перед очами Господа, раздражая Его делами рук своих…»
И изрек Моисей в слух всего собрания Израильтян предсмертную песнь свою, чтобы, когда постигнуть их бедствия и скорби, она была бы свидетельством против них, «ибо она не выйдет из уст их и из уст потомства их», «и написал Моисей песнь эту в тот день, и научил ей сынов Израилевых»:
– «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слово уст моих.
«Польется, как дождь, учение мое, как роса – речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.
«Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу вашему!
«Он – твердыня; совершенны дела Его и все пути Его праведны. Бог верен и нет неправды в Нем; Она праведен и истинен.
«Но они развратились перед Ним, они – не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный.
«Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?
«Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих – и они скажут тебе.
«Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых.
«Ибо часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его.
«Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой; ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего.
«Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит на перьях своих:
«Так Господь один водил его, и не было с ним чужого Бога.
«Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, питал его медом из камня и елеем из твердой скалы, маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучной пшеницей, и ты пил вино, кровь виноградных ягод.
«И (ел Иаков, и) утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.
«Богами чуждыми они раздражили Его, и мерзостями своими разгневали Его.
«Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей, и о которых не помышляли отцы ваши.
«А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя.
«Господь увидел и вознегодовал, и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих, и сказал: сокрою лице Мое от них, и увижу, какой будет конец их, ибо они – род извращенный, дети, в которых нет верности. Они раздражили Меня не богом, суетным своими огорчили Меня, и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их.
«Ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор.
«Соберу на них бедствия и истощу на них стрелы Мои:
«Будут истощены голодом, истреблены горячкой и лютой заразой и пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле.
«Отвне будет губить их меч, а в домах ужас – и юношу, и девицу, и грудного младенца, и покрытого сединой старца.
«Я сказал бы: рассею их и изглажу из среды людей память о них.
Но отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его не возомнили и не сказали: наша рука высока, и не Господь сделала все сие.
«Ибо они – народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
«О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!
«Как бы мог один преследовать тысячу и двое – прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!
«Ибо заступник их не таков, ка на Заступник; сами враги наши – судьи в том.
«Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их – ягоды ядовитые, грозды их горькие.
«Вино их – яд драконов и гибельная отрава аспидов.
«Не сокрыто ли это у Меня? не запечатано ли в хранилищах Моих?
«У меня – отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них…
«Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне.
«Тогда скажет Господь: где боги их, твердыня, на которую они надеялись, которые ели тук жертв их и пили вино возлияний их? Пусть они восстанут и помогу вам, пусть будут для вас покровом!
«Видите ныне (видите), что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей.
«Я подъемлю к небесам руку Мою и (клянуся десницей Моей и) говорю: живу Я во век!
«Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим, и ненавидящих Меня воздам.
«Упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и плененных, головами начальников врага.
«Веселитесь, небеса, вместе с Ним, и поклонитесь Ему, все ангелы Божии. Веселитесь, язычники, с народом Его, и да укрепятся все сыны Божии! ибо Он отомстит за кровь рабов Своих и воздаст мщение врагам Своим, и ненавидящим Его воздаст, и очистит Господь землю Свою и народ Свой!
«Когда Моисей изрек все слова сии Израилю, тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещайте из детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это не пустое для вас; но это – жизнь ваша, и через это вы долго пробудете на той земле, в которую идете через Иордан, что овладеть ею…»22
Благословив перед смертью своей весь народ и всякое из колен Израилевых отдельно, Моисей, человек Божий, отпустил их со следующими словами:
«Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам пронесся на помощь тебе, и во славе Своей на облаках. Прибежище твое – Бог древний, и ты – под мышцами вечными. Он прогонит врагов от лица твоего и скажет: истребляй!
«Израиль живет безопасно, один; око Иакова видит перед собой землю обильную хлебом и вином, и небеса его каплют росу.
«Блажен ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их…»
«И взошел Моисей с равнин Моавитских на рогу Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана.
«И всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну, и равнину долины Иерихона, город пальм, до Сигора.
«И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: семени твоему дам ее. Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь.
«И умер Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню.
«И погребен на долине в земле Моавитской, против Веффегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня.
«Моисею было 120 лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась.
«И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских (у Иордана близ Иерихона) тридцать дней.
«И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу…» (Втор.33, 34).
Восхваляя «славных мужей и отцев» еврейского народа, Иисус, сын Сирахов, говорил, что Бог произвел от Иакова «мужа милости, который приобрел любовь в глазах всякой плоти. Возлюбленного Богом и людьми Моисея, которого память благословенна.
«Бог сравнял его в славе со святыми и возвеличил его делами на страх врагам.
«Он его словом прекращал чудесные знамения: прославил его перед лицем царей; давал через него повеление к народу его, и показал ему от славы Своей.
«За верность и кротость его Он освятил его, избрал Себе из всех людей, сподобил его слышать голос Его; ввел его во мглу; и дал ему лицем к лицу заповеди, закон жизни и ведения, чтобы он научил Иакова завету и Израиля постановлениям Его…»
(Кн. Премудр. Иисуса, сына Сирахова, гл. XLV, 1–6).
Все события временем Моисеевых описываются в книгах Моисеевых: Исход, повествующей о выходе евреев из Египта и шествии их в землю Ханаанскую; Левит, содержащей описание обязанностей потомков Левиина колена, избранного на служение Богу в скинии; книге Чисел, в которой содержится исчисление евреев по племенам, и книге Второзаконие, содержащей повторение Закона Божия, подробно сделанного Моисеем. Эти книги читаются при вечернем и утреннем Богослужении христианском, особенно в праздничные дни. Чтения из них известны под именем Паримий и представляют прообразование событий Новозаветных.
Моисей же писал книгу Бытия, в которой рассказана жизнь первых людей и бытия всего мира до смерти патриарха Иосифа, одного из сыновей Иакова, умершего в Египте, около 3540 лет до Рождества Христова.
Многие из постановлений Моисея утратили впоследствии внутреннее значение свое, так как большинство евреев ограничивалось исполнением только внешних обрядов, и в этом смысле говорит св. Апостол Иоанн Богослов, что «закон был дан через Моисея; благодать же и истина произошла через Иисуса Христа» (Ин.1:17), Который пришел восстановить сущность и дух учения Божественного, был Сам, как Богочеловек, высшим и непосредственным откровением Божества – человечеству.
Явлением своим на горе Фаворе во время чудного Преображения Иисуса Христа Моисей, приготовлявший людей к принятию Спасителя утверждением в них веры и любви к Единому истинному Богу, как бы засвидетельствовал истину и исполнение боговдохновенного учения, преподаваемого им народу иудейскому с неутомимо-ревностным усердием до конца его долголетней жизни.
Новозаветная Церковь воспевает пророку Моисею: «На высоту доброделей возшел еси, пророче Моисее, и сего ради сподобился видеть славу Божию, скрижали благодатные закона прият, и нечертаний благодать в себе нося, и пророков был еси честная похвала, и благочестия великое таинство» (Тропарь).
«Лик пророческий с Моисеем и Аароном веселием днесь веселится, яко конец пророчествия их на нас исполнися: днесь сияет Крест, имже нас спасл еси. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас!» – (Кондак).
Свмч. Вавилы, епископа Антиохийского, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана и Еполлония.
Священномученик Вавила занимал престол Антиохийский с 238 по 250-й год, и пострадал в гонение Декия. Когда его с позором вели по городу, за ним шли три отрока 12, 9 и 7 лет, родные братья, учившиеся у Вавилы. Царь, узнав, что они христиане, допросил их, и не смогши убедить отречься от веры, после наказания розгами велел обезглавить вместе с Вавилой. – Мощи всех их, в одном каменном гробе, цезарь Галл в 352 году перенес в церковь, построенную им в роще Дафны, близ Антиохии; но император Юлиан в 362 году велел христианам взять оттуда, и они перенесли в самую Антиохию.
Празднование образу Неопалимой Купины
Празднование образу Неопалимой Купины. Сия чудотворная икона находится в Московской церкви Неопалимой Купины в Хамовнической части.
* * *
«Дни Богослуж.» Дебольского, ч. I.
Т. е. строгого приказа фараона убивать всех Еврейских младенцев мужеского пола.
Кн. Числ., гл. XIV.
Второзак., гл. I.
Второзак., гл. III.
Те из народа, которым не было 20-ти лет в то время, когда Господь произнес приговор, о котором теперь, около 40 л. по произнесении его, воспоминает Моисей.
Второзак. XXXI, XXXII.