3-е
Св. священному. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним свв. мучч. Феодила, диакона, Гликерия пресвитера, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы, Агафии и Феофилы – дев и Евфимия
Анфим, избранный в епископа отечественного своего города Никомидии, принял управление Церковью в тяжелое время в особенности для Никомидийских христиан, так как на них преимущественно обрушивалось гонение, воздвигнутое в это время императорами Диоклитианом и Максимианом, жившими большей частью в Никомидии. Когда же случился пожар, истребивший часть императорского дворца, и который был приписан Христианам, то издано было повеление истреблять беспощадно и всякими мерами тех, которые признавались опасными врагами государства. В самый праздник Рождества Христова в одном храме в Никомидии было сожжено до 20 000 христиан.
Главным образом преследуемы были пастыри Церкви и потому были приняты меры для разыскания и Анфима, который, по особенному внушению Божьему, пребывал в это время в одном окрестном селении, откуда он рассылал письменные увещания для подкрепления и утешения своей бедствующей паствы.
Узнав об его местопребывании, гонители послали воинов, чтобы привести его в Никодимию. Когда они дошли до того селения, где был Анфим, то встретив его самого, спросили у него: где тут скрывается учитель христианский Анфим?
– Войдите ко мне в дом и отдохните, – отвечал им епископ, уразумев, что наступило время его подвига, – я вам укажу, где скрывается тот, которого вы ищете…
И приняв в свой дом пришедших взять его, Анфим радушно их угостил и потом сказал им: я – тот епископ Анфим, за которым вы посланы, возьмите меня и ведите к пославшим вас. – Тронутые незлобием почтенного старца, так приветливо принявшего их, воины смутились и не решались взять его… – Постарайся скрыться, – предложили они ему, – мы же скажем, что нигде не могли тебя найти…
– Нет, отвечал им святитель, – великий грех перед Богом – поступить против правды; преступно – обмануть кого бы то ни было, и тем более царя своего, и допустить обман при исполнении долга. Исполните честно порученное вам, вы не виноваты в исполнении незаконного поручения, возложенного на вас… – И Анфим отправился с воинами. Дорой он беседовал с ними и так подействовал на их простые сердца, что они во время самого пути, подойдя к одной реке, пожелали немедленно принять крещение.
Анфим же, представ перед гонителями, твердо исповедовал веру и с такой же твердостью перенес все истязания и, наконец, был усекнут мечем10.
Около того же времени (302–303 г.) пострадали: пресвитер Гликерий, с дерзновением возразивший на угрозу Максимиана истребить христианское имя, после муки сожжен; Зинон воевода, обличивший всенародно суетность идолослужения, после истязаний усечен; Феофил, приносивший христианским узникам утешительные послания от епископа Анфима, убиен камнями и стрелами; Дорофей, препозит Италийский – усекнут мечем; Мардоний – сожжен; Мигдоний, живой зарыт в землю; Индис – евнух, Горгоний и Петр постельничий – ввержены в море; слуги придворные Максимиана скончались от разных мук. Три святые девы: Агафия – настоятельница отшельниц, Домна – до крещения жрица богини Цецеры, после крещения, которое приняла от св. Кирилла, епископа Никомидийского, предшественника св. Анфима, чтительница святых мучеников, приняла мученический подвиг 14-то лет и Феофила и, наконец, Евфимий, – усекнуты мечем.
(Пам. Этих свв. мучеников и мучениц вторично – 28-го декабря).
Св. мученицы Василисы Никомидийской
И детский возраст на спасал от преследования во время страшного гонения при Доклитиане. Так пострадала и девятилетняя Василиса, устоявшая в твердом исповедании веры Христовой, когда, как христианка, представлена была на суд гонителя игемона Александра в Никомидии. Но, пораженный и непоколебимой твердостью ребенка, и многими знамениями сверхъестественного заступления за нее Высшего Существа, сохранившего Василису невредимой и среди огня, и среди зверей, игемон сам уверовал в Бога истинного, Всемогущего. – «Это – дело Божье!» воскликнул он, вразумленный чудесами, совершавшимися в глазах его в то время, как истязали Василису по его повелению, – и, приняв св. крещение, сделался истинным христианином.
Избегнув смерти, совершившая мученический подвиг Василиса мирно скончалась в 309 г.
Св. Фивы диакониссы
Св. Фивы диакониссы, служившей Церкви в Кенхреях, Коринфской веси. О Фиве, через которую св. Ап. Павел доставил свое послание Римлянам, упоминает он в этом послании: «представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу Церкви Кенхрейской; примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницей многим и мне самому» (Римлян. XVI, 1–2).
† Память о блаженном Иоанне Власатом, Ростовском
В Ростовском храме св. Власия почивают под спудом мощи блаженного Иоанна Власатого. На гробнице его лежат серебряный крест и псалтирь на латинском языке. На последней написано: «в л. 7089 (1580) сентября 3, в царство велик. госп. и вел. кн. Иоанна Вас. В Богоспасаемом граде Ростове преставился угодник Божий Иоанн Власатый и погребен в церкви св. священномуч. Власия, что в Заровье. От гроба его подаются ицеления больным, с верой приходящим. В л. 1702 в царствование вел. гос. ц. и в. кн. Петра Алексеевича, в неделю 2 поста, марта 1 д. прииде в Ростов преосвящен. Архиепископ Дмитрий и прия престол митрополии Ростовской и Ярославской. От времени преставления блажен. Иоанна Власатого и милостивого даже доселе бяше на гробе его книжица сия, зело ветха, псалтирь Давида на латинском диалекте, юже угодник Божий, молився Богу, чтяше; и видев ю ветху и раздирающуся, преосв. Митрополит Димитрий повелел ю вновь переплести; обновив паки на гроб блаж. Иоанна положи, да лежит неотъемлемо в последняя лета».
Так почтен был блаж. Иоанн св. Димитрием.
Кто был сей блаж. Иоанн?
Если он мог читать латинскую псалтирь, то это, по тогдашнему времени означало, что он получил лучшее образование и был не из простого звания. Иностранные языки знали тогда в России чиновники, служившие при посольском приказе. По ркп. житию, блажен Иоанн подвизался в Ростове, но откуда пришел он и кто таков был? – оставляет оно в неизвестности. По обстоятельствам времени Грозного царя весьма вероятно, что он скрылся из Москвы от ужасов Грозного, чтобы в тиши и неизвестности служить Господу. В Ростове жил он, сказано в кратком житии его, в виде юродивого, терпя нужды и скорби; не имея жилья своего и приходя только по временам для отдыха то к одной престарелой вдове, то к духовнику своему, Всесвятскому священнику Петру, он проводил время в умной молитве и внимании к душе своей. По житию Иринарха Ростовского видно, что блаж. Иоанн, сам возрастая в духовной жизни, подавал и другим советы на счет духовной жизни; так утешал он изгнанного из обители Иринарха. После долгих подвигов мирно почил он 3 сентября 1580 г. и согласно с завещанием своим погребен был за алтарем Власиевой церкви вдовой и духовником.
Вскоре после кончины его начали истекать благодатные исцеления от его гроба. Ростовский митрополит Кирилл, будучи в преклонных летах, долго оставался без употребления ног и рук; услышав о чудесах блаженного, он велел нести себя к его могиле и здесь после молитвы получил исцеление. Это было за полтора года до его смерти и, следовательно, в 1618 г.
Память блажен. Иоанна местно чтится в день кончины его и 12 ноября11.
Св. новомуч. Полиодора
Св. новомуч. Полиодора, за веру пострадавшего от турок в Новом Ефесе в 1794 г. (см. «Христ. мучч.» Соловьева, стр. 244).
* * *
В память св. еп. Анфима построены два храма – императорами Иустинианом и Львом Великим: один на противоположном берегу Рога, а другой близ Ксироцирка.
Ярослав. епарх. ведом. 1860 г. № 26. 1862 г. № 18. 19. Ркп. святцы: «святый и блаженный Иоанн, юродивый Христа ради, преставися в л. 7089 сент. 3 д.».