30-е
† Преставление преподобного Григория Пельшемского
Сын галичских дворян Лопотовых, воспитанный в благочестии, преп. Григорий с юности возлюбил Господа465. На 15 году возраста его родители хотели сочетать его браком; но прежде чем выполнили намерение, несогласное с расположениями сына, переселились в вечность. Григорий, раздав имение бедным, поступил в Галичский Богородичный монастырь, что у озера. Здесь, приняв иночество, охотно служил он братии, смирял тело трудами и жил Богоугодно. Здесь же за чистую жизнь свою удостоился он сана священства. Подвиги искреннего благочестия, при известности рода его, скоро доставили ему уважение многих, так что детям Галичского князя был он восприемным отцом. – Тяготясь известностию и близостию родных, оставил он обитель родины своей и отправился на поклонение св. Леонтию Ростовскому. Келья Аврамиевой обители понравилась ему своею тишиною, и он остался здесь подвизаться. Иноки Ростовского Спасского монастыря, что на песках (ныне в стенах Яковлевской обители), узнав Григория, пожелали иметь его своим настоятелем; Ростовский архиепископ Дионисий присоединил к их желанию свою волю; преподобный отклонял от себя почесть и только от послушания архипастырю не отстранил ее от себя; приняв звание настоятеля, он удвоил труды свои, и назидательная жизнь его привлекла в обитель многих посетителей. Поскольку же дух его постоянно стремился к безмолвной жизни, то спустя два года тайно оставил он Спасскую обитель и удалился в Вологодские леса. В келье Сосновецкой пустыни нашел он себе желаемый покой и в духовной дружбе с преп. Дионисием Глушицким стал совершать подвиги, освещаемые советами опыта. Здесь в течение нескольких лет собрал он довольно духовной опытности не для одного себя. – Приятна была ему тишина уединенной жизни; но он почувствовал нужду послужить и спасению других. Духовный друг и наставник его Дионисий одобрил мысли его466.
С крестом на плечах отправился Григорий искать в лесной стороне место удобное для иноческого пребывания и на берегу р. Пельшемы водрузил крест в основание обители. Первым пришел в пустынную келию его священник Алексий и был пострижен им с именем Александра; затем стали приходить другие. Благоговейный и богатый поселянин Мартин пожертвовал землю и лес для новой обители. И в 1426 г. построен был первый храм.
Преп. Дионисий, с любовию посетив духовного друга своего, принес для нового храма его «иконы праздников Господних и книги пролога, поныне, говорит древнее житие, видимые в обители». По благословению святителя Ефрема, Дионисий освятил новый храм в честь собора Богоматери. Преподобный Григорий сам списывал разные священные книги для обители. Такие книги умножались преподобными для пользы других, – Это не те книги и книжонки, которых такое множество плодится ныне и из которых нечему перейти в бессмертную душу, кроме пустоты и суеты, кроме пищи растлевающей и отравляющей Богосозданную природу нашу. Преподобными предлагались книги то примерами святой жизни, то с врачевствами против того или другого греха нашего. – Под влиянием наставлений преп. Григория, обитель его цвела братскою любовию и иноческими подвигами. Потому многие христолюбцы усердно жертвовали ей плоды трудов своих. Много пришлось ему потерпеть и неприятностей за обитель свою. Раз ночью похищены были разные хозяйственные орудия обители. Братия сильно опечалились; но преподобный, утешая их, сказал, что все возвращено будет, – и действительно скоро у пойманных воров все было отобрано.
Чья душа полна была любовию к Господу, тот не мог быть равнодушен к тревогам и бедам отчизны. В 1433 г. преп. Григорий отправлялся в Москву, где тогда князь Юрий Димитриевич управлял великим княжеством, выгнав Василия Васильевича из Москвы. Преподобный убеждал Юрия возвратить Василию на следственную собственность его, к общему покою, и Юрий возвратился в Галич. В следующем году сын Юрия, князь Димитрий Шемяка, стал опустошать Вологодскую страну, принадлежащую Василию; жители оставляли свои жилища и иные умирали с голоду, другие скитались, не зная, где приклонить голову. Толпы народа собрались за пищею в обитель Григория, и он щедро подавал помощь. Воспламененный святою ревностию, отправился он к Шемяке. «Князь Димитрий!, – говорил пустынник, – ты творишь дела язычника, – ступай в сторону язычников, к незнающим Бога; христианские вдовы и сироты вопиют против тебя пред Богом: сколько людей гибнет от тебя и голодом и стужею!» Шемяка, взбешенный гордостию, приказал брооить старца с моста. Преподобный несколько часов лежал без чувств, сильно разбитый. Придя в себя, сказал он окружавшим: «каков господин, таковы и слуги, но несчастные погибнут они». Шемяка, как ни был черств, уступил обличениям преподобного и оставил Вологду467. Это мужественное ходатайство святого за несчастных, награжденное так прекрасно Шемякою, усилило в народе уважение к преподобному и его обители.
Старец подвижник не изменял своих правил до гроба, соединяя смирение с подвигами любви к Богу и ближним; после молитвенной беседы с Господом, утешением для него было принимать странных и оказывать возможную помощь нуждающимся. – Приблизясь к кончине своей, он назначил ученика своего Александра в настоятеля обители; потом приобщился св. Таин и, преподав наставление братии, о себе сказал: «когда умру я, не воздавайте мне никакой почести, а, взяв за ноги, оттащите меня в болото». Сент. 30 1441 г. он предал дух свой Господу468.
Мощи его почивают под спудом в каменном храме, сооруженном в его имя, и обитель поныне удерживает его фамилию, называясь Лопотовою. Она стоит в 40 верстах от Вологды и в 7 от Кадникова469.
«Итак, братия, мы не обязаны плоти жить по плоти. Если живете по плоти, то умрете; а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим.8:12–13). «Любовь познали мы в том, что Он (Сын Божий) положил душу Свою за нас: посему и мы должны полагать души за братьев. Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин.3:16, 18).
† Св. Григория, просветителя Великой Армении
Григорий, сын Анака, убийцы Армянского царя Хозроя (Парфянской династии) в 253 г., еще младенцем спасен был от мести друзьями дома и отправлен в Римские земли – в Кесарию Каппадокийскую, где крещен, воспитан в благочестии и вступил в брак, от коего имел двух сыновей: Ортана и Аростана. По смерти жены возвратился в Армению и вступил в службу Тиридата царя, сына Хозроева. Тиридат, следуя примеру Римских императоров, объявил гонение на христиан и велел убить св. Рипсиму и других 36 дев, укрывавшихся в Армении после бегства из Рима (вместе с Ниною – 14 янв.), а Григория еще до того после бичеваний бросил в глубокий нечистый ров на голодную смерть. Тут святой провел немало времени, питаемый вдовою, пока лютость Тиридата против христиан не обратилась в болезнь и сумасшествие.
Сестра Тиридата, вследствие видения, велела извлечь Григория и умоляла его исцелить брата. Григорий прежде всего спросил о телах убитых дев, лежавших уже девять дней без погребения, и, собрав разметанные останки, предал земле недалеко от Вагаршапата, столичного города. Посем учил народ покаянию и вере и повелел устроить церковь на месте покоища мучениц. Сюда привел он и Тиридата и, помолившись вместе с ним, исцелил его. Тогда (около 305 г.) царь послал Григория в Кесарию Каппадокийскую для посвящения во епископа. Григорий, возвратившись со множеством священников, крестил царский дом и всю страну. Ск. в 325 г. Часть мощей его и доныне хранится в Эчмядзинском монастыре, устроенном на месте погребения Рипсимии и других с нею.
* * *
Житие пр. Григория описано неизвестным со слов служившего преподобному Тихона.
И в ркп. житии и в прологе 30 сент. сказано, что пред. Григорий жил в ските с 1412 г. и прожил до 1422 г. Но это не так было. Дионисий, архиеп. Ростовский, посвятивший Григория в архимандрита Спасского, управлял Ростовскою паствою 1418–1426 г. Если же Дионисием поставлен Григорий в архимандрита, то в Сосновец прибыл он в начале 1421 г. Поскольку же в 1426 г. уже создав был храм на Пельшме, то в Сосновце прожил Григорий не более 5 лет.
Сл. Арцыбашева повеств.
Пролог. 30 сент. Ист. иер. V, 21–23.
Сведен. о монаст. 65. Память пр. Григория 30 сент. в святцах устава ХVI в. у Толстого 1. № 100. 113. Служба пр. Григорию, «новому чудотворцу», в Сборнике 1698 г. По подлиннику, древ. Григорий «сед».