Источник

29-е

Преподобного Kириака отшельника

Преподобный Кириак, Коринфянин, сын священника, восемнадцати лет от роду (около 465 года) тайно от родителей отправился в Иерусалим и, св. места, перезимовал в одном монастыре близ а потом пошел в пустынную лавру преп. Евфимия (20 января), который, испытав, постриг в иночество и послал на Иордан к преп. Герасиму (4 марта). Герасим велел ему жить в общем монастыре на различных послушаниях. По смерти же преп. Герасима (475 года), Кириак возвратился в лавру преп. Евфимия (умершего несколько прежде) и испросил у игумена Илии позволения жить в уединенной келии. Это было на двадцать седьмом году возраста его. Он имел собеседником только монаха Фому, совершенного житием, но и с тем скоро разлучился. Ибо посланный в Египет по монастырским делам, Фома был удержан Александрийским патриархом Тимофеем и посвящен во епископа Абиссинии.

Десять лет пробыл он в лавре и сделан был диаконом; затем, по случаю раздора между монахами, удалился в монастырь Сукийский (Ветхую Лавру), где, только после четырехлетнего искуса, допущен к диаконскому служению, а через три года после сего и пресвитерства удостоен. Пробыв тут тридцать лет, семидесятилетний Кириак удалился на безмолвное житие в пустыню и провел там 15 лет. Затем возвратился в Сукийскую обитель и преставился тут, более 107 лет от роду, в 557 году.

Святой преп. Марии Палестинской

Была чтицею при храме Воскресения во Иерусалиме; злой дух уязвлял многих ее красотою. Узнав о сем, она отошла в пустыню; где прожила 18 лет, питаясь мочеными бобами и водою, взятыми при отшествии ее в. пустыню, но которые благодатию Божиею не истощались до ее кончины, последовавшей в 553 году. Подробно ее жизнь см. 7-го февраля, вместе с житием св. Мастридии и двух неизвестных по имени подвижниц.

† Преставление преп. Киприана Устюжского

Во время Ростовского князя Константина Всеволодовича, так говорит Устюжский летописец, землевладелец Двинской трети и Устюжской волости, презрев прелести мира, принял на себя иноческий образ и назван Киприаном. Когда принял он иночество, граждане Великого Устюга убедили его устроить святую обитель иноческую близ города Устюга на удобном месте. – Обойдя город, осмотрев места удобные для жития иноков, избрал он место при озерках, за Острожскою осыпью. Здесь поставил он себе малую келийцу. С 1212 г. инок Киприан начал строить обитель в честь Введения Богоматери во храм и св. архистратига Михаила. Граждане, видя Богоугодную жизнь его, приносили нужное для устроения и содержания обители; а иные стали и жить вместе с ним. Он принимал всех с радостию и любовию, а примером жизни учил тому, как достигать спасения и избавиться вечных мук. – Впоследствии отдал он обители все свое имущество, села, деревни, пахотную и сенокосную землю, которая была у него в Устюжской и во многих других волостях. С того времени святая обитель его стала распространяться и не имела ни в чем нужды. – Преподобный отец Киприан признан был начальником святой обители и пастырем Христова стада». Так говорит летописец461. Поныне сохраняется в обители дикий камень – памятник подвигов преподобного: этот камень то служил ему возглавием, то держал он его в руке, во время yочи, чтобы не давать себе сна и бодро молиться духом462. «В 1279 г. сентября 29 дня, продолжает летописец, инок Киприан, начальник архангельского монастыря, скончался и погребен был в обители своей близ св. ворот. Впоследствии над гробом его построен храм Преполовения, и гроб его остался внутри церкви, за левым клиросом, у стены; над ним устроена гробница»463.

По известию ХVII в., в 1621 г. один из монастырских слуг, возвращаясь из Верхотурья, под Пыскорским монастырем, неосторожно грыз корень какого-то растения, данный ему в виде лекарства, и от того сделался так болен желудком, что его, едва живого, с трудом могли довесть до своего монастыря. Здесь он лежал больным целый год. Перепытав разные лекарства и не получив пользы, он обратился с усердною молитвою к преп. Киприану, «обещался отслужить в часовне над гробом его панихиду и положить покров на гробницу». Лишь только окончена была панихида и положен был покров, больной Иоанн стал так здоров, как бы никогда и не был больным464. 

* * *

461

У Савваитова в опис. Устюж. монаст., стр. 34–40. Спб. 1848 г.

462

Ист. иер. III, 692. 312. Карамз. 3, пр. 186.

463

Савваитова опис. мон., стр. 140. Сведен. о мон. 60.

464

У Савваитова в опис. мон. 44. Святцы: «преп. Киприан, строитель Архангельского монаст., иже на Устюге».


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Сентябрь. - 1900. - 388, IV с., [1] л.: ил.

Комментарии для сайта Cackle