28-е
Преподобного Харитона исповедника
Благочестивый гражданин города Иконии преподобный Харитон в гонение Ликиниево взят был, как именитейший из жителей, на допросе, за непоколебимость в вере пытан был два раза дичеванием и огнем, и отпущен, когда пришла весть о низложении гонителя (в сентябре 323 года) и единовластительстве Константина.
Излечившись от ран, Харитон отвергся мира и пошел на богомолье в Иерусалим. Верстах в десяти от сего города захватили его разбойники и заключили в пещеру ущелья Фаре, где имели свой притон; не успели же сделать ему никакого зла, потому что поспешили на другой грабеж, а в отсутствие их змий ядом свои отравил сосуд с вином, и они, по возвращении, все по одному с жаждой напились вина того и погибли. Харитон же освободился от уз, и, найдя в пещере много богатства, частью роздал церквам и нищим, а остальное употребил (около 330 года) на устройство монастыря, и пещеру разбойников обратил в церковь. Он первый ввел обряд пострижения желающих вести монашескую жизнь. Дал он устав монастырю, которым предотвращались леность и праздность, а заповедывались воздержание, молитва и трудолюбие.
Бегая славы человеческой, он удалился на безмолвное житие в пустыню Иерихонскую; но и тут нашли его ревнители пустынных подвигов и составили новый монастырь. Тогда ушел он в пустыню Сукийскую, но и там нашли его случайно некие подвижники и умоляли позволить им остаться при нем. После сего и другие начали собираться к нему, и составился третий монастырь (известный под именем Ветхой Лавры). Преподобный же после сего взошел на верх находящейся там горы и поселился в малой пещере, и оттуда назирал за собранным стадом; ибо со всех трех монастырей приходили к нему за наставлениями. Достигши глубокой старости и чувствуя приближение смерти, перешел, по просьбе братии, в первый свой монастырь и мирно предал дух свой в руки Божии (около 350 года).
† Святой Вестохии
По стопам блаженной матери Павлы следовала блаженная дочь Евстохия.
Хотя Евстохия и воспитывалась под надзором благочестивой вдовы Маркеллы,440 но не легко было дочери сенаторской, девушке из самого аристократического и богатого дома, решиться на нищету Христову, тем более, что Евстохия – первая из благородных дев Рима решалась посвятить себя девству.441 Родные восстали с силой против ее монашества. Тетка Протекстата, аристократка высшего полета, по воле мужа, сбросила с Евстохии смиренную одежду ее и пышно нарядила ее, «желая победить решимость дочери и желание матери». Что же случилось? Бог – помощник добру и против греха. По известию блаженного Иеронима, «в ту же ночь видит она – тетка, явился ей грозный ангел и говорит: «ты ли смела предпочесть волю мужа воле Христовой? Ты коснулась святотатственными руками главы девы Божьей. Руки твои будут сохнуть, чтобы почувствовала ты себя; 5 месяцев приблизишься ты к гробу. Если будешь упорствовать в нечестии, лишишься и мужа и детей». Все выполнилось в свое время, и позднее раскаяние запечатлела смерть».442 Мужественная девушка твердо шла своим путем и не смотрела на суд гордого мира. Иероним справедливо писал: «кто храбрее Евстохии, которая обетом девства взяла в плен ворота благородства и гордость консульского рода».443
Блаженные Иероним, содействовавший советами Евстохии в решимости жить девой для Господа, в 383 году написал для нее обширное сочинение о девстве. «Пока мы живем в этом хрупком теле», писал он, «пока носим сокровище в глиняном сосуде (2Кор.4:7), и плоть борется с духом, как дух с плотью (Гал.5:17), дотоле нет верной победы. Потому постоянно необходимы смирение и труд. Особенно для молодого тела нужно воздержание: смирение и труд. Особенно для молодого тела нужно воздержание: свобода, какую дозволяют себе многие в этом отношении, вызывает жалкие последствия. Надобно уклоняться от сношения с лицами, от которых веет мирщиной. Редко ходите и на поклонение мученикам, покланяйтесь им в келье вашей. Трудно, чтобы душа человеческая не любила ничего, не увлекалась какими-нибудь чувствами. Путь же плотская любовь побеждается любовью духовной, пусть одно желание ослабляется другим. Обливайте, обмывайте ложе ваше, бодрствуйте в уединении; пойте сердцем и устами: «благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его, очищающего вся беззакония твоя, исцеляющего вся недуги твоя». Преимущества девственной жизни слишком высоки, чтобы не уважать и не любить их полной душой». Указывая на средства охранять дорогое сокровище, предлагает как можно более оставаться в уединении, заниматься молитвой, не слушать льстецов. «Не уверяйте себя, будто вы молоды, нежны, слабы и потом не можете заниматься рукоделием. Не отзывайтесь ни о ком дурно; попостясь несколько дней, не думайте, будто превосходите тем в добродетели людей, которые не постятся. Пусть Вы и поститесь, но можете быть нетерпеливы, заносчивы; а другой не постится, за то кроток и смирен». Надобно притом опасаться и тщеславия, не выставлять из себя особенности. «Когда поститесь, будьте веселы лицем. Одеяние ваше пусть будет довольно чисто, а не гнусно, чтобы проходящие не указывали пальцем». «Как и тщеславие, скупость – вещь дурная». Изобразив жизнь разных подвижников Востока, говорит: «не смотрите на тех, которые заботливы о плоти, о приобретении имущества, считают доходы. Не говорите: «та и та пользуется своей собственностью, в почете у людей, к ней собираются братья и сестры, и перестала ли она быть девой?» Бог смотрит на нас не так, как люди. Если по телу она и дева, но не знаю, дева ли она по душе? Апостол так определил деву: да будет святой по телу и по душе (1Кор.7:34)… Надобно нам смотреть не на жизнь грешных, а на жизнь святых, мучеников, апостолов».444
Прибыв в Иерусалим с матерью, посетив святые места его, побывав у пустынников Востока, Евстохия от имени своего и своей матери писала в Рим к Маркелле письмо,445 приглашая ее на Восток.
«Начиная со времени вознесения Господня и до сего дня», писала она, «как многие епископы, мученики, красноречивые учители посещали Иерусалим. Им как бы недоставало чего-то в их благочестии, уме, добродетели, если бы не поклонились Христу в тех местах, откуда распространился свет Евангельский, зажегшийся с креста. И в самом деле, если оратора осуждают за то, что не изучал он греческих наук в Афинах, а в Ливии, и с латинскими знакомился не в Риме, а в Сицилии, так как каждая провинция имеет сови преимущества, которых нет у другой, – как же верить, что, не посещая христианских Афин, могут восходить на высоту христианской мудрости?
«Не отвергаем, что Царство Божие внутреннее должно быть внутри нас и что есть великие, святые люди и в других странах. Но мы хотим сказать, что первые, лучшие люди всего света собираются здесь. Мы не принадлежим к первым, а к последним, и пришли сюда, чтобы видеть первых всех стран. Лучшие цветы, дорогие камни – это лики иноков. Британия, отделенная от нашей страны, так как хочет успевать в христианском благочестии, должна присылать своих с Запада на Восток, чтобы они могли видеть месть, которое знают только по слуху и по описанию святого Писания. Что сказать об Армении, Персии, Индии, Египте, столько плодовитом иноками, о Понте и Каппадокии, о Сирии и Месопотамии, о всем Востоке? Со всех сторон спешат сюда, и мы можем видеть разные образцы добродетели. Языки разные, а благочестие одно. Почти столько же ликов поющих, сколько разностей племенных. При этом первая добродетель христиан – обращение далекое от гордости и суетности; спорят только о том, чтобы превзойти в смирении».
Описав другие добродетели, которые видятся в опытах, обращается к Вифлеему. «Эти ясли, где лежало Божественное Дитя! Ах! Их надобно чтить более молчанием, чем словами. – Куда годятся обширные портики, великолепные комнаты, покрытые золотом, высокие здания, убранные трудом голодных и слезами рабов?... Вот в этой пещерке земной родился Творец мира; здесь повит пеленами, посещен пастырями, показан звездой, принял поклонение волхвов. Конечно, и в Риме есть церковь… Но самое величие города, его могущество и слава, надобность видеться и видеть, поздравлять и поздравляться, хвалить и бранить, слушать, или говорить, видеть такое множество людей – очень далеки от тишины и покоя иноческого. Если видим приходящих, теряем молчание; если не видим, считают это за гордость. Отдавая визит за визит, переступаем гордый вход, под бранью слуг входим в золоченые двери».
«В городке Христовом сельская простота и молчание; их нарушают только звуки псалмов. Куда ни посмотришь, слышишь хвалы Богу. Поселянин за плугом поет: аллилуия. Жнец, покрытый потом, оглашает себя псалмами, и виноградарь, обрезывающий лозу, издает звуки Давидовой песни. Псалмы – единственная песня в этой стороне; это – любимые песни здесь; это и песнь пастуха, и песнь пахаря».
После живого, картинного описания страны, Евстохия живо описывает воображаемое пребывание Маркеллы в святой земле.
«О! когда же ангел-путник принесет нам весть: наша Маркелла в гавани Палестинской! Когда лики иноков и инокинь суетливо будут готовиться к ее приему!... Вот наступает день, когда рука об руку вступаем в пещеру Спасителя, плачем на гробе Господа, плачем с сестрою, плачем с матерью; лобызаем крест; входим па Елеонскую гору и летим на крыльях духа вслед возносящегося Спасителя; видим Лазаря, обвернутого пеленами; видим реку Иордан, который так весел был при крещении Иисуса; посещаем пещеры пастухов и молимся в гробнице Давидовой446; видим пророка Амоса, как он на свале играет на пастушеской свирели. Спешим к Аврааму, Исааку и Иакову и к памятникам жен их447; видим поток, в котором Филипп крестил евнуха... Идем в Назарет и, по значению имени его, видим прекрасные цветы Галилеи448. Невдали отсюда встречаем Kawy, где Спаситель претворил воду в вино449. Потом идем на Фавор и желаем видеть пребывание Спасителя не с Моѵсеем и Илиею, как Петр, а с Отцом и Св. Духом. Потом мы на Геннисаретском озере и отселе в пустыне, где накормлены раз пять тысяч, в другой четыре тысячи четырьмя и семью хлебами (Мф.14:22, 15:38). Идем далее и видим городок Наин, при воротах которого воскрешен сын вдовы; далее в виду гора Хеврон и поток Эндор, при котором побежден Сисара450, еще Капернаум, избранное место чудес Христовых451. Теперь возвращаемся мы, сопровождаемые Христом, чрез Силом, Вефиль и другие места, где построены церкви, – победные знаки Иисуса, возвращаемся в свою пещеру. Кончив путешествие, мы будем часто плакать и еще чаще петь, молиться непрерывно и, уязвленные любовию к Иисусу, станем повторять: «я нашла Его, Которого любит душа моя; я нашла Его и держу Его и никогда не отпущу Его» (Песнь песн. III, 4).
Маркелла была уже дряхла для дальних путешествий; но письмо к ней о Востоке без сомнения произвело в Риме сильные движения. Оно может принесть пользу и тем жалким больным, которые больны сомнениями о Евангельской истории.
«И слово и походка и жизнь ее – училище добродетели», писал Иероним к Лете о Евстохии, советуя отослать дочь к ее тетке452. Павла точно воспитывалась у тетки, когда еще жива была св. бабка Павла, и внучка языческого жреца была потом искреннею инокинею.
Когда в 404 г. умерла св. Павла, потеря такой матери горько была оплакиваема дочерью. В утешение Евстохии Иероним красноречивым пером описал жизнь св. Павлы.
Евстохия теперь начальница общины, чем была мать. Надобно было заботиться о содержании обителей. Но было ли чем содержать? «Свидетель Иисус, писал Иероним, мать не оставила для дочери ни копейки; все роздано бедным; осталась только чужая медь, долги и множество братий и сестер. Содержать их трудно, а отсылать грешно. Но будь покойна, Евстохия: ты богата великим наследством, часть твоя – Господь»453.
Только с надеждою на Господа Иисуса и управляла общиною Евстохия. Блаж. Иероним продолжал помогать ей советами, ободрял ее утешениями небесными. Он перевел для Вифлеемских обителей иноческие правила св. Пахомия. Толкования на пророков Иезекииля и Исаию посвятил Евстохии, которая, под его руководством, давно изучила Еврейский язык. После молитвы изучение подлинного смысла св. Писания было для Евстохии самым приятным и освежающим трудом. Современник Палладий писал: «дочь блаженной Павлы, Евстохия, и ныне подвизается в Вифлееме; она, говорят, жена самая целомудренная и содержит общежитие 50 дев454.
В 416 г. Пелагиане, в бешенстве гнева на обличителя их Иеронима, ворвались в его монастырь, убили нескольких людей, в том числе диакона, ограбили и сожгли монастырь его; потом ворвались в монастырь Евстохии, ограбили, что могли захватить; инокини спаслись бегством, но вся прислуга была перебита остервенелыми. Блаженная Евстохия и младшая Павла писали в тоне весьма умеренном о постигшем их несчастии к п. Иннокентию; не называя по имени бунтовавших, они выставляли только беззащитное свое положение. Папа писал настойчивое требование к Иерусалимскому патриарху Иоанну – обуздать дерзости еретиков455. «Если ты не сделаешь того, то сам потребован будешь к церковному суду»456. Но Иоанн уже умер. Пелагиане усмирены были no соборному определению патр. Проилием457. В следующем 418 году страшное землетрясение навело ужас на всех в Палестине, – многие ожидали кончины мира458. Ряд скорбей приготовил подвижницу к переходу в блаженную вечность. Незадолго пред смертию глубокого старца-наставника, 28 сентября 419 г., почила преподобная Евстохия459.
† Преставление преп. Иродиона Идоозерского
Преподобный Иродион был учеником преп. Корнилия Комельского и им был пострижен в иночество. Под руководством великого подвижника ученик созрел в духовной жизни. – По кончине наставника своего (1537 г.), когда многие из братии стали расходиться по пустыням, блаж. Иродион удалился в Белозерскую страну и сперва жил в убогой хижине на берегу озера Удро, где провел довольно времени в уединении. Потом, по внушению высшему, перешел на остров Илоозера, купил у крестьянина остров, издавна называвшийся Озадским, в 15 верстах от Белоозера, построил на нем кельи и храм в честь Рождества Богоматери. Это было началом Илоозерской Озадской пустыни. Так как окрестные жители не имели приходских храмов, то они сходились в храм обители для молитв. Здесь же крестили детей их, отпевали усопших и венчали браки. По временам шумные собрания мирян тревожили преподобного, и он затворялся в своей келье; но он терпел эти неудобства для нужд св. веры, а нарушавших благоговение лишал своего благословения, которым дорожила простые сердца. Преподобный изнурял тело свое постом, проводил ночи в молитве и каждую субботу приобщался святых Таин, – Ангел возвестил ему о близкой кончине его; приняв схиму и приобщившись св.Таин, мирно почил он 28 сентября 1541 г. и похоронен был в часовне, построенной им. Некто Софоний неблагоговейно воткнул посох в могилу преподобного и внезапно ослеп; долго пробыв слепым, усердно молился он в часовне о прощении грехов своих; явившийся Иродион возвратил ему зрение; обрадованный Софоний велел написать икону преподобного в том виде, в каком явился он ему, и поставил ее в часовне. Инок Вассиан, иконописец, плыл по озеру в лодке. Поднялась страшная буря; отчаиваясь в жизни, Вассиан призывал на помощь блаженного Иродиона; на одной доске принесен он к берегу, и здесь явившийся ему Иродион сказал: «вот ты и спасен, брат мой! иди – живи у старца Иродиона». – В 1653 г., по благословению митрополита Никона, Белозерский архимандрит свидетельствовал чудеса, по временам совершавшиеся именем Иродиона. После того на месте часовни построен был каменный храм в честь Рождества Богородицы с приделом в честь преп. Иродиона Илоозерского460.
* * *
Hieronymi ер. 127. ed. Migne.
Ер. Hieronymi 22, quando prim a Romanae urbis viigo nobilis essent caepisti, tanto tibi amplius laborandum est.
Ep. ad Laetam 107 ed. Migne, p. 873.
Ep. ad Pammachium, ed. Migne, p. 640.
Ep. 22 ad Eustochiuui p. 394–425 ed. Migne.
Inter epistolas Hieronymi ep. 46 ed. Migne, p. 485–492.
Гробницы Иудейских царей на Сионе в царском саду. 3Цар.11:43; 25, 4. 2Пар.26:23; 28, 27; 32, 33. Деян.2:29. Ныне известные царские гробницы, на расстоянии 90 шагов от Дамасских ворот, принадлежат Иродовой фамилии. Иос. Флавий de bello lud. 5, 3, 2; 5, 4. 2.
Быт.49, 51. О пещере Авраамовой довольно говорит Даниил, который замечает: «а Рахиль лежит у Вифлиома на пути», стр. 64. То же, Зосима (Путеш., стр. 66, изд. 1849 г.).
Даниилово описание Назареты, стр. 130–133. Allioli bibl. Altherth. 2, 437–441.
Игум. Даниил полагал Кану Евангельскую в 9 верстах от Назарета. Г. Норов думает, что Кана эль Джемиль есть Кана И. Навина, 19, 28, расположенная в 2 часах пути от Назарета, а Евангельская Кана – есть Кана-Кефр, находящаяся в расстоянии одного часа пути от Назарета (Путеш. Д. 134. 136). Но Робинсон и старые западные паломники оправдывают Даниила Allioli Altherth. 2, 447. 448.
Наин на долине Езраелевой, в 2 час. от Фавора на юго-запад от него; Эндор между Наином и Фавором. О Фаворе Даниил, 126–128. Allioli. 164–168. 435. 436.
Капернаум, по частому пребыванию в нем Сласителя, называется Его городом. Мф.9:1; 17:21. Лк.2:28. Мк.2:1. Кафар-Наум поселение Наумово, во время Иеронима город, в VII веке уже без стен, при Данииле – село (стр. 120), с XVI столетия – развалины. Исследование о нем Норова в путеш. Даниила 123–125.
Epist. 107, р. 877.
Ер. 108, р. 905.
Лавзаик, гл. 110.
Augustinus de gestis Pelagianorum.
Int. epist. Hieronymi, стр. 137.
Папа от 21 сент. 417 г. писал в Карфаген: «вот у нас послание Проилия Иерусалимского епископа, поставленного на место Иоанна, который был когда-то защитником Пелагия... на соборе, где председательствовал св. Феодот, епископ Антиохийский, Пелагий уличен обвинителями, и его выгнали из св. мест Иерусалимских». То же, Марий Меркатор Common. 6.3.
Муравьева, ист. Иерусалима 1, 111, 112.
По Римскому мартирологу, сент. 28: «кончина св. Евстохии девы, дочери блаженной Павлы; она, воспитанная при яслях Господа с другими девами, сияла многими добродетелями и переселилась ко Господу». Усуардов умноженный мартиролог, сентября 28: «кончина девы Евстохии, дочери св. Павлы вдовицы; сколько уважал ее св. Иероним, показывают его к ней письма и к матери ее, равно и то, что называет он ее дорогим украшециеи девства и Церкви» р. 518 ed. Migne.
Ркп. житие ир. Иродиона в импер. биб. № 726. Ркп. святцы: «пр. Иродион пустынник, иже бысть на Иле озере, ученик пр. Корнилия, преставися в л. 7050 сент. 28 д.». Сведен. о монаст. 403.