Источник

1-е

Покров Пресвятой Богородицы

В начале X века, в 910 г., во время вторжения Сарацин в пределы Греческой империи, св. Андрей юродивый и ученик его – Епифаний, находясь в 1-й день октября во Влахернском Константинопольском храме, в коем хранилась риза Богородицы, при всенощном воскресном пении, видели на воздухе чудное явление Пресв. Девы Богородицы, окружённой как венцом – пророками, Апостолами и ангелами, солнечным светом сияющей, молящейся о грешном мире и покрывающей христиан честным Своим омофором. Сподобившийся этого видения Андрей спросил ученика своего Епифания: «видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всём мире?» «Вижу, св. отче, отвечал ему Епифаний, и ужасаюсь». Видение прославлено было сперва молящимися во храме, потом во всём Константинополе. Праздник же Покрову Богоматери установлен в Церкви Русской, которая и освятила день явления его торжественным празднованием. Видение последовало 1-го октября, и так в этот день Церковь установила праздник ежегодного воспоминания явления ей особенного над ней покрова Богородицы. Прославляя свою Небесную Заступницу, Церковь поёт: «Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашаго, спасти души наша». «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными Апостолы, и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолися, Твоего покрова праздник в Российстей земли прославльшия». Сими словами объясняется, что праздник Покрова действительно установлен в России. Праздник Покрова Богородицы особенно почитается в правосл. России. Он есть великий, и кроме Богослужения, приличного ему, Правосл. Церковь имеет акафист Покрову Богоматери.

Празднование Псково-Покровской иконе Богородицы

Сия икона находится в Псковоградской Покровской церкви, а точный с неё список в Московском Успенском соборе, над южными дверьми придела во имя св. Ап. Петра и Павла, в деревянном киоте. Празднование Псково-Покровской иконе во Пскове установлено в память избавления Пскова в 1581 году от упорной осады Польским королём Стефаном Баторием.

В 1581 году августа с 26-го числа Стефан Баторий обступил с своими войсками Псков. Августа 27-го числа, за несколько дней до приступа, назначенного Баторием, на угол крепости при Покровском монастыре, ныне приходской церкви, один благочестивый старец, именем Дорофей, кузнец, сидел в сенях своей кельи и скорбел о бедствии города. Вдруг увидел он необыкновенный свет, который, подобно столпу, возвышался до небес над Печерской Псковской обителью, шёл от неё ко Пскову через реку Великую, по левую сторону Мирожского монастыря. В этом свете узрел он Пресвятую Богородицу, шедшую по воздуху и сопутствуемую по левую руку преподобным Антонием, начальником Киевских пещер, а по правую – Корнилием, игуменом Успенской Псково-Печерской обители. Богоматерь, пройдя по воздуху через городскую стену, вошла вместе с сими преподобными в церковь Покровскую. Вышедши из церкви и ставши вместе с теми преподобными на стене города, спросила: «где Мирожский строитель Нифонт, еп. Новгородский?» При сих словах её св. епископ предстал пред Ней и, поклонившись с видом глубокой скорби, сказал: «Владычица! в моём монастыре сего лета не бяше литургии». На сие Богоматерь рекла: «Сыну Моему и Богу тако изволившу». Потом воззвала: «где избранные Божии, пребывающие в церкви Св. Троицы?» И тотчас предстали перед Ней благоверные князья Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади же их, на расстоянии как бы полусажени, стал блаженный Николай и св. Евфросин с Саввой, и все с благоговением поклонились Ей. Богоматерь, взирая на город с видом скорби, сказала: «о, люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего, Господа и Бога, и осодомили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас беда, велия». В это время стоявшие с правой руки игумен-Корнилий и Евфросин с Саввой и блаженный Николай, падши перед Ней, со слезами молились: «Владычице! Есть грех на людех и беззаконие, не прогневайся на них до зела, но помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших». После сего и все благоверные князья, припадши к ногам её, со слезами молили Её о защищении города. Тогда Богоматерь воззвала к Себе старца, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя стоящим у ног Богоматери, Которая сказала ему: «старец! иди немедленно к Боголюбивым воеводам и к Печерскому игумену, и в собор Пресв. Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стреляния из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры». Указывая рукой означенные места, Пречистая Богоматерь повелевала ему объявить людям, чтобы они плакали о грехах своих и молили милостивого Бога; «а Я, присовокупила Богоматерь, буду молиться Сыну Моему и Богу о прощении ваших грехов».

Чудесное видение Богоматери, бывшее Дорофею, изображено на иконе, на которой написана Богоматерь с преп. Антонием и Корнилием, с благоверными князьями Киевским и Псковским Гавриилом и Тимофеем и Николаем юродивым Псковским. На этой иконе помещено описание чудесного явления Богоматери и составлена особая на память сего служба. Икона сия прославилась чудесами и стала известна под именем Псково-Покровской, по церкви, в которой находится, и празднество ей совершается октября 1 дня.

А в Московском Успенском соборе совершается празднование сей иконе в благодарность за победу над Турками и Татарами после войны с ними с 1736 по 1740 год.

Преподобного Романа Сладкопевца, творца канонов

«И будет в те дни, излию от Духа Моего на всякую плоть». – И осуществление этих слов пророка (Иоил.2:28) составляет неотъемлемое и драгоценнейшее достояние мира. Проявившееся уже в избранниках Ветхого Завета излиянием даров Духа Святого на древних пророков, оно ещё изобильнее стало проявляться в лицах, озарённых Новозаветным Откровением. Нагляднее и, так сказать, существеннейшим образом оно проявилось на Апостолах, когда они, «при наступлении дня Пятидесятницы, пребывая единодушно вместе, исполнились все Духа Святого и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать» ... и одарены были таким образом, орудием распространения в мире словом той Истины, которую уже восприняли их сердца.

И с тех пор продолжались и не прерываются проявления силы Духа Святого в христианской Церкви в лице тех, кого Он избирает достойным сосудом для восприятия Его разнообразных даров: – «Дары различны, но Дух – один и тот же; и служения – различны, а Господь – один и тот же; и действия – различны, а Бог – один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом – слово мудрости, другому – слово знания – тем же Духом; иному – вера, тем же Духом; иному – дары исцелений, тем же Духом; иному – чудотворения, иному – пророчество, иному – различение духов, иному – разные языки, иному – истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:4–12).

Так и душу воспоминаемого сегодня Церковью св. Романа посетил и осенил Святой Дух, «любящий взирать на смиренного сердцем», – и убогого в глазах людей, но полного любовью к Богу, одарил орудиями ведения и слова, прославившими в нём силу Божию и превратившими его – безгласного – в славного «Сладкопевца», величаемого Церковью.– «Пресветлый и светозарный светильник, – восхваляет она Романа, – цитра сладкогласная, струна преславных слов Духа, звучно поёт и научает концы славить неумолкаемыми песнями единый свет Божества».

Роман родился и воспитывался в Емесе Сирском; в Берите состоял при церкви пономарём. С детства проводил он жизнь благочестивую и целомудренную, которая довела его до истинного подвижничества. Так, переселясь в Константинополь, где он жил при храме Божией Матери, называвшемся Кировым, он, не ограничиваясь трудами по храму, ночи проводил в поле, в молитве, или ходил на нощное бдение в храм Влахернский – за городом.

Получив назначение пономарём при Софийском храме, Роман, продолжая своё подвижническое служение Богу, не отличался однако же искусством в пении и чтении, какое требовалось от состоящих на служении при знаменитом столичном храме. Тем не менее патриарх Евфимий (490–504) любил и отличал его между прочими служителями и даже положил ему равный удел с клириками, составлявшими хор церковный, тогда как он занимал низшую должность при храме, занимался зажиганием свеч и лампад и соблюдением чистоты в церкви. Это возбудило зависть и злобу на Романа, клирики презрительно обращались с ним и преследовали его насмешками. Однажды в навечерие Рождества Христова, когда сам император Анастасий присутствовал в храме и Роман зажигал свечи, певцы стали принуждать его петь на амвоне и толкали его, говоря: – ты ведь получаешь равную часть с нами, так поди же на амвон и пой с нами... – Пристыженный своим неумением петь, осмеянный при всём народе, Роман, по окончании Богослужения оставшись в храме один, припал со слезами перед иконой Божией Матери и излил перед Нею скорбь о своём неведении и неумении воспевать Бога, как другие... Возвратясь к себе, он, «насытясь слезами и не вкусив хлеба», лёг и заснул.

Во сне же увидел Матерь Божию, Которая, подав ему свиток хартии, сказала ему: «открой уста и вкуси», и вместе с тем таинственно сообщила ему дар творения песней, так как, когда он проснулся, то почувствовал в сердце невыразимое утешение, а в уме – просвещение и необычное разумение...

Осенённый вдохновением свыше, Роман, по утрени праздника, в то время, когда певцу следовало петь кондак, взошёл на амвон и, к общему удивлению, прекрасным голосом запел в уме его составившуюся песнь:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; ангелы с пастырями славословят, волхвы же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог!»

Выслушав эту новую песнь, патриарх спросил Романа: кто его научил так петь? Роман передал ему бывшее ему видение Божией Матери, и тогда все прославили дар Божий, проявившийся в простом, не книжном человеке... Патриарх возвёл Романа в сан диакона, и посещённый Божией милостью ревностный служитель Божий стал изливать душу свою в многочисленных вдохновенных песнопениях, которыми с тех пор и поныне славит Бога Православная Церковь при Богослужении.

Число песнопений Романа (кондаков и икосов) простирается до 1000. Лучшими из них, кроме вышеизложенного, почитаются: 1) стихиры предпразднеству Рождества Христова: «Ангельские предшествуйте силы; вы, которые в Вифлееме, уготовьте ясли! Слово рождается, мудрость происходит; Церковь, приими лобзание, на радость Богородице. Народы воскликнем: благословен Грядущий Бог наш; слава Тебе!» – И 2) кондаки и икос на Вел. пяток. Первый кондак и икос известны по Триоди, 2-й кондак: «не надеялась Я, Чадо, видеть Тебя таковым, не доверяла Я тому, пока беззаконные не возложили на Тебя рук. Ибо вот дети взывают Тебе: благословен еси. – Желала бы узнать, для чего стала беда? Увы Мне! как погасает свет Мой! Как весь Он на кресте!» 3-й кондак: «отводят Тебя, Чадо, на беззаконное убиение – и никто не состраждет Тебе: не следует за Тобою Пётр, который сказал Тебе: не отрекусь от Тебя, хотя бы и умереть мне. Оставил Тебя Фома, воззвавший: умрём с Ним все. Прочие все, свои и знаемые, имеющие судить колена Израилевы, где они? Нет ни одного! Один умираешь за всех, Чадо единое, вместо того, что спасал всех и благотворил всем». 4-й кондак: «Мария сокрушалась от тяжкой скорби и тогда, как от великой горести взывала и вопияла, обратился к Ней Тот, Кто из Неё, и так вещал: что плачешь, Мати Моя? Что принесу всем прочим жёнам, если не постражду, если не умру? Как спасу Адама, если не вселюсь во гробе? Как привлеку к жизни сущих во аде, если не вселюсь во гроб? Ты зришь – распят Я неправедно. Что же плачешь, Мати? Паче взывай, что стражду по воле». 5-й кондак: «отгони убо, Мати, печаль Свою; Тебе неприлично плакать; Тебя называть будут благословенною; не закрывай сего явления рыданием, не уподобляйся немудрым, премудрая Дева; Ты среди брачного чертога Моего как бы стоящая душою вне его, не омрачай же сущих в чертоге, ибо каждый текущий слушает Тебя, когда Ты говоришь: где Он?» Кондак 6-й: «не принимай дня страдания за горький день: Тобою Я сладкий нисшел с неба, как манна; не на горьких водах прежде, но во чреве твоём явился; здесь усырен, как предвозвещал Давид об усыренной горе: помысли, Чистая: Я есмь. Будучи Словом, стал Я в Тебе плотию; в ней стражду, в ней спасаю. Не плачи убо, Мати, но взывай, радуясь: с любовью приемлет Он страдания».

Обогатив церковную сокровищницу своими творениями, в которых излилась его Боголюбивая душа, стяжав общее почитание своей благочестивой жизнью, преп. Роман скончался около 510 г. Был погребён в Кировом храме, где потом и совершалась память его с особым торжеством.

«Божественными добродетельми духа измлада украсився, Романе премудре, – воспевает творца церковных песен сама Церковь, – Церкви Христовей пречестное украшение был еси: пением бо прекрасным украсив ю, блаженне».

«Се питаеши обильно мудрыми учениями и красными песнопениями помыслы наши и исполнявши сладости Божественнейшия, Романе благогласе».

«Вдохновенными песнями ты, блаженный, возвестил неизреченное домостроение Христово и венчал всех святых хвалами; с ними, премудрейший отче, ты прославил чистую Деву и истинную Матерь Божию, с Коей предстоя Троице, помилуй нас!»

«Подаждь желающим Божественного дарования твоего, яко да вопием ти: радуйся, отче преблаженне, красота Церковная!»

Святого Апостола Анании от 70

Избранный Иисусом Христом в число 70-ти Апостолов, ученик Спасителя – Анания жил в г. Дамаске, когда Господь явился ему в видении и повелел пойти к Тарсянину, по имени Савлу, который «теперь молится и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел»1… И когда Анания выразил недоумение, как идти ему к человеку, сделавшему много зла святым Божиим в Иерусалиме, то «Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми, и Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё»2.

И тогда «Анания пошёл и вошёл в указанный Господом дом и, возложив руки на Савла, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа!»3. И когда Савл прозрел, то Анания крестил его; впоследствии же, когда Иудеи искали случая убить Павла за то, что из гонителя Христа он сделался ревностным проповедником учения Его, то Анания с другими учениками ночью, взяв Павла, спустили его по стене дома в корзине, чтобы спасти его от стороживших его у ворот дома Евреев.

Святой Апостол Анания принял мученическую смерть за проповедование Иудеям и язычникам об Иисусе Христе. Он после многих мук был побит камнями в г. Елевферополе, откуда мощи его были перенесены верующими в отечество его Дамаск, а впоследствии – в Царьград.

† Преподобного Саввы Вишерского

Преп. Савва4, уроженец гор. Кашина, был второй из восьми сыновей Ивана Васильевича Борозды, отрасль рода, отличавшегося в боях5. Воспитанный в благочестии, он и тогда, когда был ещё в первых летах молодости, не любил рассеянной жизни: нося мирскую одежду, постился и усердно ходил в храм Божий. Потом удалился он в Саввину Тверскую пустынь, где хранили тогда примерно-строгое житие. Здесь во всех монастырских службах был он рабом Божиим, послушливым и искренно-усердным. Братия столько уважали его высокую жизнь, что избрали его в игумена. Но ласки и уважение знакомых стали тяжелы для души его, и он, отказавшись от начальствования над другими, отправился на Афонскую гору6. Неизвестно, долго ли он пробыл на Афоне, но впечатления Афона надолго остались в душе, как это увидим по жизни: известно также, что он принёс с собой из Афона в Россию список Кормчей книги, которым пользовался потом Вассиан, архиепископ Ростовский7. – Вероятно, он же «недостойный и худый и ленивый мних Савва» говорит: «слышав и видев сицевый псалтырь (с уставом хотящим дрьжати псалтырь в молчании живущим иноком и белцем) написал Греческим языком, сжаливси, – понеже не разумел добре Гречески, – но – по силе изложих, елико мощь постигла, и предах вам торжником, да вы сотворите им прикуп». Сборник с этим уставом замечателен и потому, что здесь же помещены толкования на разные места св. Писания, с замечаниями против разных Русских слабостей8. По возвращении с Афона, преп. Савва странствовал в виде бедного инока по обителям Новгорода, отыскивая себе место для уединённого пребывания.

В семи верстах от Новгорода, на р. Вишере, понравилось ему тихое место. Он поставил здесь крест9, а вблизи хижину, и стал подвизаться отшельнически. Здесь видна живая память об Афонском отшельничестве. Но преп. Савва жил, как жили и живут многие. Случилось одному из Новгородцев проходить мимо того места, где подвизался Савва. День был знойный, а инок пустынный стоял на молитве, недвижимый; лицо его покрыто было комарами и истерзано до крови, а он как бы ничего не чувствовал, погружённый в молитву. Изумлённый тем, Новгородец рассказал другим, какого видел он раба Божия. Когда до архиепископа Иоанна дошла молва, что в его епархии явился неведомый отшельник, он послал спросить, как дозволил себе тот жить в его епархии без его благословения? «Одна девица, поручил отвечать Савва, сидела у окна близ площади и бесстыдно смотрела на всех проходивших, другая же, сидя у другого окна, бережно хранила чистоту души своей. Люди добрые осуждали первую и одобряли вторую: не будет, говорили, добра в той суетной и рассеянной. Поселясь в этой пустыне, я убегаю только мира, а не архипастыря, которого молитв и благословения жажду». – Архиепископ понял по такому ответу, что отвечающий – старец духовной жизни, и захотел посетить его. Он встретился с Саввой на пути и, не узнав его, покрытого рубищем, едва уговорил ехать с ним до кельи Саввы. Беседа во время пути показала архиепископу в спутнике смиренномудрого раба Божия, и архиепископ полюбил Савву, прежде чем узнал его. Перед кельей своей Савва назвал себя по имени, и архипастырь с живейшею радостью любви благословил Савву. – Разделив с ним пустынную трапезу и насладясь духовной беседой его, архиепископ Иоанн прислал потом свои дары для пустыни Саввы.

По случаю спора, поднятого иноками Лисичьего монастыря за землю, преп. Савва обратился к начальникам Славянского конца с просьбой отвести ему место на р. Вишере для пустынной обители, и они с любовью отвели10. В 1418 г. по благословению блаж. архиепископа Симеона преподобный построил деревянный храм в честь Вознесения Господня и поставил кельи для братий11. Когда строил он своими руками храм, явились к нему удалые молодцы, надеясь поживиться чужим добром. «Детки, сказал Савва, помогите мне поднять дерево на стену». Он указал им на тонкий конец бревна, а сам взял за толстый. Те никак не могли поднять своего конца, а Савва легко поднял и положил свой конец на место. Разбойники переглянулись между собой; «худо нам будет», думали они, «если такой черноризец вздумает разделываться с нами», и поспешили уйти от него12. К преп. подвижнику стали являться ревнители пустынной жизни. Он принимал их с любовью, встречая ещё далеко от своей обители, там, где водружён был крест. Преподобный трудился для новой обители более других. Инок другого дальнего монастыря, оставшись в обители Саввы для отдыха, слышал, как в соседней келье Савва всю ночь до утрени молол рожь жерновом и в то же время читал псалмы, а потом отправился на утреннее пение.

По устроении обители, преподобный построил себе столп невдали от обители и стал подвизаться на нём в молитвах. Чудная свобода жизни духовной! Посетитель Афона полюбил Афонскую отшельническую жизнь, но, опытом дознав, что точный вид её не совсем совместим и с местностью, и с его расположениями, он избирает новый вид уединения – жизнь на столпе. Зато какая точная верность своему правилу жизни! Родной брат, долго не видевший Савву, пришёл повидаться с ним; Савва сошёл со столпа, молча благословил брата и возвратился на столп. Преп. столпник, так называется Савва и в ркп. святцах, сходил к братии со столпа в субботу, слушал службу воскресного дня, разделял с братией трапезу и потом удалялся на столп. «Поселясь в чужой стране и войдя в пустыню безмолвную, здесь ты, преподобный, создал столп и на нём приобрёл богатство небесное: сеяв в посте и слезах, весело пожинаешь плоды трудов твоих. – Не оставь же обитель с учениками, снисканную трудами твоими; молись Христу, отче, чтобы спаслись души наши»13. Так поёт обитель прославленному Савве. Он и в земной жизни, хотя жил на столпе, по-видимому удалённый от обители и забот о ней, хранил её своими молитвами. Раз недобрые люди подошли к монастырю, чтобы ограбить его. Преподобный, увидев их издали со столпа и поняв намерение их, стал стучать жезлом по стене, и воры в я страхе убежали14. В другое время преподобный привёл на вече медведя и, жалуясь, что он убил у него двух рабочих лошадей, просил суда посадничего. Медведь осуждён был работать вместо лошади и работал до смерти святого. Конечно это было уроком и для посадников, не очень щадивших бедность.

Под руководством Саввы образовались люди высокой жизни. Ученик его Андрей, принимавший после него начальство над обителью, до того изнурил тело своё постом и бдением, что у него остались только кожа и кости; преп. Ефрем Перекопский также был учеником его. На 80 г. жизни, приблизясь к кончине, преп. Савва приобщился св. Таин и мирно предал дух свой Господу, 1 октября 1460 (6969) года.

Вскоре после кончины преподобного монастырь и столп его сгорели; но часовня над гробом Саввы уцелела среди пламени. Это было первое чудо, которым Господь указал в почившем Савве угодного Ему раба. Потом некто Захария видел во сне старца, который говорил ему: если хочешь видеть Савву, иди за мной и увидишь. Захарии казалось, что он пошёл за старцем, дошёл до гробницы преподобного, увидел нескольких святителей и между ними преп. Савву, который сказал ему несколько слов в назидание. Настоятель Саввиной обители Геласий заболел от отравы; в крайности своей обратился он с молитвой к преп. Савве; задремав потом, увидел он старца в светлой одежде, молящегося о Церкви, и пробудясь нашёл себя совсем здоровым. Новгородский святитель Иона, узнав о чудесах преподобного, приказал написать икону преп. Саввы, составить в честь его службу и описать житие, что и было исполнено просвещённым иноком Пахомием15. В летописи читаем, что осенью 1522 г. освящён был в Саввиной пустыни каменный храм Покрова Богоматери над мощами преподобного: «ту и гроб преп. Саввы Вышерского», замечает она16. От гроба его продолжали истекать исцеления17, и преп. Савва известен был с именем Новгородского чудотворца18. Грехи людей продолжали творить своё, – разрушение и гибель; благодать Божия, обитая в святом, вносила жизнь и благоустройство в само общество людей грешных. «В 1571 г. июня 7 дня, говорит летопись, в Саввиной пустыни на Вишере освятили церковь Покрова, где лежат мощи преп. отца нашего Саввы Вишерского, Новгородского чудотворца, и устроили новую раку; это – на другом году после того, как ратные люди государевы разрушили гроб чудотворца»19.

На шёлковом покрове с изображением преп. Саввы надпись говорит: «лета 1721 положил сий покров на святого чудотворца Савву посадник бурмистр Фома Иванов сын Ларин, по своему обещанию от потопа, по себе и по своих родителях»20. Ныне мощи преподобного почивают под спудом в Покровском храме; на новой гробнице стоит древняя икона преподобного; в его имя – два храма в обители21.

«Не прельщайтесь, говорит нам жизнью своею св. Савва, Бога не обманешь: что посеет человек, то и пожнёт. Да не унываем, делая добро: ибо в своё время пожнём, если не ослабеем» (Гал.6:7, 9).

* * *

4

Житие препод. Саввы, описанное Пахомием, в минее м. Макария. Пахомий говорит: «я не мог подробно описать все дела такого мужа». К удивлению, он ничего не говорит о пребывании Саввы в Саввиной пустыни; говорит только: «пострижеся в иноческий чин в некоем монастыре, идеже житие живяху жестокое». Он описывает только пребывание Саввы в Новгородской стороне. То же Костомаров (севернорус. народопр. 2, 349–353).

5

О Бороздиных родослов. кн. в времен. общ. ист. X, 115. 175. «У Ивана Борозды восемь сынов: большой Андрей Юшко да Сава Яря бездетен да Феодор Челей (и от того пошли Челеевы)» и проч. Далее прямо сказано, что сей Савва Вишерский чудотворец. – У пр. Иосифа «Савва Бороздин, нарицаемый Ера». Духовн. гл. X. Царств. кн. 345. Борозда древнее военное название окопа, траншеи. Сл. Лакьера Геральдика, стр. 409.

6

Духовн. граи. пр. Иосифа, гл. X. Сл. о пр. Савве Тверском мар. 4 д.

7

Ркп. Толстого I. № 169.

8

Сборник XV в. ныне находится в архиве минист. иностр. дел. См. архив Калачева, кн. 2, 1, пол. стр. XX–XXVIII.

9

Крест и теперь стоит в часовне при монастыре, но обложенный досками и с лицевой стороны литыми из алебастра изображениями святых. Макария древности I, 628. Так как преп. Савва виделся потом с архиепископом Иоанном (1387–1415 г.), то поселение его на Вышере было не позже 1415 г. и водружение креста напрасно относят к 1417 г.

10

Известна печать с крестом в средине и с надписью вокруг: «печать Славенского конца», а на обороте с изображением святого в венце и с надписью: «Павел исповедник» (Лакьера Геральдика, стр. 50). По этому видно, что в Славянском конце было своё управление. Грамоты, данные правлением конца Вишерскому монастырю и дошедшие в списках, изд. в ист. иер. III, 559.

11

Собр. л. III, 236. «В л. 6826 (1418) – поставиша вознесение Христово в Савине пустыни у Саввы Вышерского».

12

Об этом говорится и в песни канона. Минея на октябрь м. 1645 года.

13

Стихира в службе преп. Савве октября 4.

14

Об этом поёт и стихира службы.

15

Пахомиева служба препод. Савве у Румянцева № 397, у Царского № 563. Она же и в печ. минее. Преставление преп. Саввы октября 1. – В святцах устава и псалтири XVI в. У Толстого 1. № 100. 113.

16

Собр. л. 6. 281. Летоп. у Карамзина 9, пр. 398. 383.

17

В минее Макария, кроме жития, 17 чудес пр. Саввы.

18

По летописи, в 1552 г. «кн. Феодор Троекуров был в Саввиной пустыни, у гроба чудотворца... Игумен благословил князя образом чудотворца Саввы» (Собр. л. III. 156). То же – в 1558 г. (ibid. ПИ, 158). В 1572 г. архиеп. Леонид «ездил молиться чудотворцу Савве Вишерскому» (ibid. III, 171). В обители Евангелие с припиской: «л. 7080 (1572) – Евангелие тетр – положил Леонид архиепископ В. Новгор. в пречестную обитель преп. отца нашего Саввы чудотворца, иже над Вышерой рекой» ... В этом Евангелии имя Иисуса пишется Ис и Иис.

19

Собр. л. III, 262.

20

Макария древн. Новг. 2, 311.

21

Сведен. о монаст., стр. 372.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Октябрь. – 369, IV с.

Комментарии для сайта Cackle