Источник

30-е

Святого Апостола Андрея Первозванного

Андрей был родом Еврей, из Вифсаиды Галилейской, рыбарь и брат Ап. Петра и первоначально ученик Иоанна Крестителя. Как только Предтеча указал на грядущего Христа: се Агнец Божий, вземляй грехи мира, Андрей первый сделался учеником Иисуса Христа (Ин.1:35–42), первый исповедал Его Мессиею пред старшим братом своим Симоном Петром: мы обрели Мессию, глаголемого Христа, и назван Первозванным. От ловитвы рыб на море Галилейском, Андрей призван Самим Господом в звание Апостола и, по исчислению Евангелиста Матфея, занимает между Апостолами второе место (Мф.4:18–19; 10:2). В числе четырех учеников Господа Андрей удостоен был Им доверия услышать пророчество Его о будущих судьбах Церкви и мира (Мк.13:3–5) и особенной близости обращения с Иисусом Христом (Ин.12:21–22). В Сионской горнице, вместе с прочими учениками, Андрей утешен явлением Воскресшего и принял от Него вместе с прочими Апостолами власть вязать и решить грехи. В той же горнице сподобился сошествия Св. Духа, страдал за проповедь Евангелия в Иерусалиме от Иудеев и участвовал в соборе Апостольском, бывшем около 50 года по Р. X. (Деян.15:28).

Подъемля труды и болезни во благовестии Христове, Аи. Андрей обтек с проповедию своею многие страны Азии и Европы, Вифинии и Пропонтиды, Греции и Македонии, Фракии и Скифии. Для проповеди Евангелия он совершил три путешествия из Иерусалима и Иудеи, – первое в Антиохию Сирийскую, в Тиану, город Каппадокии, откуда доходил до Синопа в пределах Скифии, бывшего столицею Понта, где доселе жители указывают памятники его пребывания. Из Синопа Первозванный был в Амисии или Амасии на берегу Понта; посетил также Трапезонт, откуда отправился в Иверию, отселе в землю Парфян или в Самхетию и возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

После праздника Пятьдесятницы св. Ап. Андрей предпринял второе свое странствование для проповеди Евангелия и устроения церквей. Из Иерусалима он опять прибыл в Антиохию Сирийскую, в Ефес, в Лаодикию, в Одисс, город Мисии, в Никею в Вифинии, где Апостол обратил многих ко Христу и крестил. Пробыв в Никее два года, Первозванный странствовал в соседнюю Никомидию. Оттуда отплыл морем в Вифинский город Халкидон, потом посетил морем Ираклию и Понтийский Амастр или Амастриду, в которой оставался долгое время, и просветил многих светом Евангелия. Из Амастриды прибыл в город Харикон. По насаждении спасительной веры в этом городе, Апостол отплыл в Синоп и был вторично в Амисии и Трапезонте. С большим успехом проповедал веру Христову в Неокесарии и достиг до города Самосата в Армении, откуда возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

Из Иерусалима Первозванный отправился в третие и последнее свое путешествие для обращения к Христу Иудеев и язычников и прибыл в Эдесс, посетил Сванетию, пределы Осетин. Из Осетии отправился в Абхазию и остановился в городе Севасте (Сухуме); отселе вдоль Помория в землю Джигетов. Потом посетил приморский город Понта Эвксинского – Керчь или древний Воспор, лежавший в земле Таврогуннов. Следуя вдоль южного помория Тавриды, посетил Феодосию, и путешествовал на западную оконечность полуострова, – в город Готфов – Херсонес. Отсюда, предполагают, Апостол отплыл вверх по Днепру в Скифию. По древнему преданию, основанному на сказании Ипполита и Оригена – писателей III века, и, что всего важнее, допускаемому и Церковию, Первозванный Апостол был даже и в ненаселенных тогда горах Киева, где он, водрузив крест, прорек будущее просвещение России христианскою верою. «Видите ли горы сии? прорек Апостол своим ученикам; на сих горах воссияет благодать Божия, имать град велик быти и церкви многи имать Бог воздвигнути». Место, где водружен был крест Первозванным, ознаменовано в Киеве храмом во имя его. От гор Киевских Ап. Андрей доходил до озера Ильменя. Возвратясь в Херсонес, св. Андрей опять посетил Воспор, оттуда переплыл Понт и в третий раз прибыл в Синоп, где усердными трудами его уже утвердилось христианство. Посетив многие города и селения, где были основаны церкви, Апостол Андрей с берегов Анатолии отплыл для проповеди Евангелия в Византию, и в нынешнем предместии Константинополя, Аргирополе (серебряном граде), рукоположил для Византии епископом Стахия (Рим.16:9), одного из 70 учеников Христовых. Из Византии Первозванный прибыл во Фракийский город Ираклию и там насадил христианство. Потом Апостол благовествовал Евангелие в Фессалонике и утверждал в вере обращенных в христианство Ап. Павлом в Пелопонесе и в Ахайском городе Патрах. Здесь начальник области Агеат, злой язычник, видя возрастающее число христиан и запустение языческих капищ, и особенно раздраженный на Апостола за обращение жены своей в христианство, заключил проповедника спасения в темницу. Но темница Апостола сделалась храмом, куда стекались христиане слушать спасительное учение св. узника. Эгей или Агеат, видя продолжение ненавистной ему проповеди, осудил Апостола на распятие, и он за проповедь Евангелия распят был на кресте, который имел вид буквы X, и потому называется крестом Ап. Андрея. Два дня продолжались крестные страдания Первозванного, и во все это время он не переставал поучать народ, толпившийся около креста. 30 ноября около 70 года по Р. X. Апостол преставился. Пресвитеры и диаконы Ахайские погребли св. тело Первозванного и предали историю его мученичества в небольшом послании, которое сохранилось до наших времен. В 355 году по Р. X., в царствование Констанция, обретены и перенесены по желанию его мощи Первозванного из Патраса в Константинополь и положены во храме св. Апостолов между гробницами св. Евангелиста Луки и св. Тимофея – ученика Ап. Павла.

Сказание об этом обретении и перенесении мощей поучительно показывает высокое благоговение древних христиан к св. Апостолам. Констанций, узнав от одного епископа, что тела Христовых Апостолов, Андрея и Луки, погребены в Ахаии, что тело Андрея почивает в Патрасе, а Луки – в Фивах Беотийских, очень обрадован был известием, громко воскликнул и сказал присутствующим: «позовите ко мне Артемия». Артемий тотчас пришел. «Поздравляю тебя, Боголюбезнейший из всех людей, воззвал к нему Констанций. Находишь ли ты что-нибудь благоприятнее обретения тел Христовых Апостолов?» Артемий отвечал: «кто теперь и откуда, владыка, откроет нам это сокровище?» «Откроет епископ Ахаии, предстоятельствующий ныне в Патрасе, сказал Констанций. Так ступай и скорее перенеси их в Константинополь». Выслушав это от царя, Артемий отправился в путь, чтобы святые останки Апостолов перенести в Константинополь. Перенесенные из Ахаии мощи Ап. Андрея, Евангелиста Луки и св. Тимофея, почившего в Ефесе Ионийском, положены во храме св. Апостолов. Со времени перенесения мощей св. Ап. Андрея Первозванного память его, 30-го ноября, стали совершать торжественнее. В IV веке св. отцы – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Прокл и другие прославляли Андрея Первозванного в своих поучениях. Св. Григорий Богослов в IV слове против Юлиана говорит: «ужели ты не устыдился жертв, закланных Христа ради, и не убоялся великих подвижников: Петра, Павла, Иоанна, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы и всех тех, которым установлены великие почести и празднества, которых самые тела, также как и души, могущественны, когда их чтут или к ним прикасаются». В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – Андрей Иерусалимский, в VIII – Иоанн Дамаскин, Герман Константинопольский, Малакс составили многие хвалебные песни, поемые ныне прав. Церковию в честь св. Ап. Андрея Первозванного.

Во времена крестоносцев, мощи Первозванного перенесены были в 1208 году 8-го мая в Италию – в город Амальфи, где доселе торжественно празднуется 8-й день мая. Глава же Первозванного последним императором Царьграда, Константином перенесена в Рим, где она доселе чествуется в Ватиканской базилике св. Ап. Петра.

По долгому пребыванию мощей Ап. Аyдрея в Царьграде по общению, родственному и духовному, императоров и патриархов Константинопольских с самодержавными и святителями России, неоднократно уделяемы были им частицы св. мощей Первозванного. Таким образом и в Московском Успенском соборе хранится кисть от десной руки его, которую принес в благословение царю Михаилу Феодоровичу от вселенского патриарха Парфения архимандрит Солунский Галактион. Также патриарх Иерусалимский Афанасий прислал, как священный дар Святейшему Синоду, часть от мощей Первозванного из Иерусалима, которая ныне хранится в серебряном ковчеге в Синодальной палате.

Благоговение древних христиан к Ап. Андрею сохранило для потомства и наружный образ его: он был роста немалого, несколько согбен, нос имел орлиный, глаза исполненные благодатного выражения, брови стройные, волосы и браду густые.

Как западные христиане с особенною верою обращаются к Петру, коему они приписывают основание Церкви Римской, так восточные с особенною любовию притекают к Андрею, который обошел пределы Церкви православной.

В 1698 году Россия установила орден во имя св. Ап. Андрея Первозванного и на этом ордене нарекла Апостола своим особенным покровителем. Посему день памяти св. Ап. Андрея Первозванного в нашем отечестве есть вместе и кавалерский праздник ордена, учрежденного в честь сего Апостола.

В день, посвященный памяти св. Апостола Андрея, Церковь прославляет его «яко Апостолов Первозванного, мужества тезоименитого Богоглагольника и Церкве возследователя верховного, Петрова сродника: зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите, обретохом желаемаго (Христа). Град Патрский пастыря показа тя, Апостоле Андрее».

Святого Фрументия, просветителя Ефиопии

У Тирского купца Меропия был племянник Фрументий, которого он, по любознательности и по торговым делам отправившись в страны, прилегающие к Красному морю, взял с собою, также как и брата его, Едесия. Меропий, пристав к берегам Абиссинии, был убит вместе с другими от местных жителей (около 340 года), а Фрументий и Едесий, оставленные в живых, представлены Ефиопскому царю в Авксум. Царь поручил им важные при себе должности (казначея и письмоводителя), а по смерти царя, около 342 года, вдова его убедила братьев заниматься делами правления до совершеннолетия наследника.

Христианская вера тогда известна была в Абиссинии только чрез торговцев из Римской империи, для коих Фрументий и выстроил церковь в Авксуме. Когда Чагем царь достиг совершеннолетия, то оба брата были отпущены в отечество. Едесий отправился в Тир и был там священником, а Фрументий прибыл в Александрию известить епископа о положении тамошних христиан и нужде благовестников для тамошней страны. Афанасий Великий, по надлежащем приготовлении, посвятил самого Фрументия в епископы около 353 года. С помощию взятых из Египта священников он обратил в христианство двух, вместе царствовавших после бездетного Чагема (ум. около 351 г.), царей – Елазана́ и Сазана́ и насадил святую веру между туземцами, положив начало переводу Св. Писания и Богослужебных книг на Абиссинский язык. Посему справедливо называется Апостолом Ефиопии. Скончался около 370 года.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Ноябрь. – 414, IV с.

Комментарии для сайта Cackle