29-е
† Память о преподобном Нектарие Печерском
Преподобный старец Нектарий, отличавшийся послушанием», так показывается нетленный Нектарий у Кальнофойского. – По этому описанию, преимущественною добродетелию преп. Нектария было беспрекословное послушание, и им-то достиг он блаженства. Мощи его открыто почивают в Антониевой пещере454. Люди мира не хотят слышать о послушании: им дорога свобода безграничная. Как, казалось бы, не видеть необходимости послушания? В природе каждое звено ее сцеплено с другим и все держится повиновением низшего высшему. – Владыка миров правит миром человеческим при посредстве мира ангельского, а мир вещественный отдан в распоряжение человека. Возможен ли порядок в семье, в общине, в городе, в государстве, если не будет послушания? Свобода, говорят – неприкосновенная святыня! Но какая свобода? Истинная свобода состоит в повиновении святой воле Божией; другая же свобода – унижение человеку, бессмыслие и нечестие. «Послушание лучше жертвы. Непокорным быть то же, что творить грех волхвования, и непослушным быть то же, что совершать нечестие идолопоклонства» (2Цар.15:22, 23). Таково учение откровения Божия!
«Нектарий послушливый и единонравный ему Сергий! как преклонившие душу свою под иго послушания Христова, молитвою вашею преклоните непокорство наше под ярмо послушания Иисусова, дабы усердно исполняли мы повеления Христовы»455.
Св. священномуч. Авива, епископа Некресского в Кахетии
Авив, один из 13-ти отцов Сирских (воспоминаемых 7-го мая), живший в УИ стол., во время епископства своего в г. Некреси, ревностно противодействовал покорившим Кахетию Персам, которые преследовали христианскую веру, отвращали христиан от поклонения Истинному Богу и распространяли везде свои капища. Святитель же неустрашимо, с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии, истреблял суеверие, тушил алтари, возжженные огнепоклонниками, и проповедию и чудесами отвлекал народ от огнеслужения и возвращал отпавших снова в недра Церкви Христовой. За это был схвачен по распоряжению знатных Персов, предан бичеванию и пыткам, заключен в темницу и оттуда представлен сатрапу Персидскому в город Рехи, который, выслушав твердое исповедание им Бога Христа, снова предал Авива истязаниям и осудил его на побиение камнями. Так и принял радостно мученическую кончину верный Богу святитель. Хотя останки его и были выброшены мучителями за город на съедение зверям, но ни птицы, ни звери не коснулись их, и после нескольких дней иноки Самтаврийского монастыря тайно унесли их и с честию похоронили у себя. Отсюда, при правителе Стефане (639–663), были перенесены мощи св. Авива в Мцхетский Самтаврский собор и положены под святым престолом, где покоятся под спудом и в настоящее время.
Св. мученика Парамона и других с ним
В гонение Декия воевода Авилин, отправляясь из Никомидии на теплые воды в местность Валсатию, велел вести за собою триста семьдесят христиан из разных мест, намереваясь принудить их принесть жертву идолам в капище Посидона, стоявшем на дороге.
Случилось проходить там некоему почтенному мужу, Парамону христианину; при виде такого множества страдальцев он воскликнул: «сколько невинных умирает за то, что не кланяются безумным идолам!» и продолжал путь. Авилин, коему переданы были слова Парамоновы, велел нагнать его и убить. Слуги, схвативши его, прокололи язык и все тело и наконец пронзили копьями, а прочих обезглавили (250 года) при речке Тимбре, в Вифинии.
Св. мученика Филумена
Пострадал в 275 году, в гонение Аврелианово. Он занимался хлебною торговлею в Анкире; завистники донесли на него правителю Феликсу, и Филумен не отрекся, что он действительно христианин. Потому набили ему голову, руки и ноги гвоздями, и гоняли по дороге; ослабев от истечения крови, предал дух свой Богу.
* * *
Опис. Киев. лавры стр. 110. 200. 292. Ркп. святцы: «Преп. отцы Нектарий и Елладий».
Сирига канон Печерским преподобным.