Источник

2-е

Святых мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и других с ними

Они пострадали во время гонения, воздвигнутого Персидским царем Сапором в половине IV века, на христиан, бывших в его подданстве, которых он подозревал в тайных отношениях с их единоверцами, его политическими врагами, и потому беспощадно преследовал их. В 345 г. погибло кроме вышеупомянутых мучеников еще до 7000 человек, вновь уверовавших в Иисуса Христа, потому что были свидетелями терпения и непоколебимости в муках за имя Христово святых Акиндина, Пигасия и Анемподиста, служивших при дворе царя и преданных на истязания за веру по доносу завистников. Страдания этих мучеников были поразительны также по чудным явлениям, сопровождавшим их; так напр. в древних актах, записанных очевидцем, передается: и когда мученики молились, явилось великое множество ангелов, которых красота повергла нас, смотревших – на землю; когда мы, долго поверженные, лежали, святые стояли на молитве; а когда мы встали и стали смотреть, то услышали голоса бесчисленных воинств небесных»...1

Разнообразны были испытания Акиндина, Пигасия и Анемподиста, от которых Сапор, как от служивших при его дворе, в особенности требовал подчинения его воле и не мог им проотить их сопротивления. Один из мучителей их, Аффоний, пораженный терпением их и чудесами, с негодованием откинув орудие казни, начал открыто исповедовать христианского Бога и обличать царя в несправедливости и жестокости. За это был обезглавлен и принял с радостию мученическую смерть, напутствуемый молитвами и благословениями предстоящих мучеников, которые вслед за ним были сожжены.

Был усекнут мечем в Елпидифор, царедворец и знатный вельможа, также возмущенный зрелищем мученичества христиан и дерзнувший порицать царя за бесчеловечное гонение невинных людей.

В числе 7000 преданных смертной казни уверовавших во Христа не была пощажена и мать Сапора – Савфия, до сих пор втайне исповедовавшая христианскую веру.

† Память о св. Викторине, епископе и мученике Патавском

Патава, место кафедры св. Викторина, находилась на реке Дрине, на самой границе Паннонии с Норикою, среди поселений Славянских. Так и ныне Петтау в Штирии, стране Славянцев2.

Блаженный Иероним писал: «Викторин, епископ Петавский, не так хорошо знал по Латыни, как по Гречески. Потому сочинения его, важные по мыслям, по строю слов кажутся не богатыми (viliora). Сочинения его – следующие: комментарии на Бытие, на Исход, на Левит, на Исаию, на Езекииля, на Аввакума, на Екклезиаста, на Песнь песней, на Апокалипсис Иоанна, против всех ересей, и многое другое. Наконец увенчался он мученичеством»3.

При другом случае блаж. Иероним, поставляя св. Викторина между «столпами Церкви», говорит: «мученик Викторин одобряет тем простоту свою, что не мыслит ни на кого зла4; он может сказать с Апостолом: хотя не искусен я в слове, но не в ведении»5.

Мученическая кончина св. святителя последовала в гонение Диоклитиана и вероятно в 303 г.6.

Если по словам Иеронима Викторин лучше знал по Гречески, чем по Латыни, то это значит, что он не был природным Латинянином; а что он не был Греком, показывает имя его. В отрывке из толкования его, как и в замечаниях на Апокалипсис, не только нет чистоты Латинского языка, а попадаются и грамматические неправильности. Итак, самые сочинения говорят, что св. Викторин не был Латинянин, а был уроженец Славянской страны и природный Славянин.

По мыслям сочинения Викторина важны, говорил Иероним. Выслушаем сохранившееся размышление его о устройстве мира7; оно познакомит и с некоторыми местными обыкновениями христианскими того времени.

«Размышляя об устройстве мира, где живем мы, останавливаюсь на скорости устройства его, показанной Моисеем в его книге Бытия. Всю эту громаду устроил Бог в шесть дней, украсив ее знамениями величия Своего, а седьмой день освятил благословением покоя. Так как по сему известию седмеричным числом дней управляется земное и небесное, то сею седмерицею измерю отношение всех седмиц и постараюсь, сколько могу, объяснить деятельность Божественной силы».

«Вначале сотворил Бог свет и разделил его на двенадцать часов дня и ночи; это с тем, чтобы день, полный трудов людских, заменялся покоем ночи и затем опять был день; так труд облегчаться должен покоем ночи – и покой должен умеряться занятием дня. В четвертый день сотворил два светила на небе, большое и малое, чтобы одно служило днем, а другое ночью, – солнце и луну и прочие звезды поставил на небе, чтобы светили земле и разделяли времена, годы, месяцы, дни и часы стояниями.

«Спрашивается, почему в этот день, называемый четвертым, должны мы поститься до девятого часа или до вечера, или даже продолжать пост до следующего дня?... Человек Христос Иисус, Он же и виновник всего, в четвертый день (в среду) был взят нечестивыми8. Ради того плена и для величия дел Его для времени столько спасительного людям, столько плодоносного и благотворного, совершаем мы усугубление поста.

«В пятый день земля и вода выставили свои порождения. В шестой день создано то, чего еще недоставало; Бог создал человека из земли, владыку тварей, какие живут на земле и в воде. При том прежде сотворил ангелов и архангелов, потом человека, давая преимущество духовному пред земным. Прежде создан свет, потом земля. День шестой называется параскеви, приготовлением земли к царству. Введена порча Адамом, которого создал Он по образу и подобию Своему. Прочие дела совершены прежде, чем сотворил ангелов и образовал человека, дабы не думали, что они были помощниками. – В этот день ради страданий Господа нашего Иисуса Христа совершаем стояние пред Богом или пост.

«В седьмой день Бог успокоился от всех дел Своих и благословил его и освятил. В этот день имеем обыкновение отлагать (вкушение пищи) для того, чтобы в день Господень приступить с благодарением к хлебу. В пяток назначается отложение (пищи) для того, чтобы не казалось, будто с Иудеями отправляем субботу9: Сам Господь субботы говорит чрез пророков Своих, что ненавидит субботы их душа Его (Ос.6:3), и уничтожил Он субботу плотию Своею, а еще прежде повелел Моисею, чтобы обрезание не переходило на осьмой день, когда придется оно в субботу... И Иисус Навин, преемник Моисея, также нарушил субботу, – ибо в день субботний повелел сынам Израиля обходить стены Иерихона с звуком труб и объявить войну иноплеменным. Маттафия, вождь Иудейский, также нарушил покой субботы, ибо умертвил в субботу военачальника Антиоха, царя Сирского. И Давид с своими товарищами нарушил субботу, как читаем у Матфея XII, 3 (Мф.12:3). Так должна быть истинная и праведная суббота в седьмое тысячелетие. Господь назначил для тех седьми дней по тысяче лет на каждый». Выставив затем примеры важного значения седмеричного числа, продолжает: «виновник всего творения Иисус праведный. Он называется Словом... Сие Слово, когда создало свет, называется Мудростию; когда – небо, – Разумом, когда землю и море, – Советом; когда образовало человека, – Благочестием... Кто, наученный закону Божию, полный Духа Святого, не изумляется душою, что ангел Гавриил благовествовал Деве Марии в тот ясе день, в который змей прельстил Еву, – в тот же Святой Дух осенил Деву Марию, в который создан свет; жил Он во плоти в такие же дни, в какие созданы земля и вода?.. Пред Иудеями доказал Он человечество Свое, когда алчет, жаждет, принимает пищу и питье, когда ходит и удаляется, когда спит, когда ходит ногами по бурной воде и повелевает ветрам, исцеляет больных, выправляет хромых, возвращает зрение слепым и слух глухим».

* * *

1

«Месяцесл. Вост.» архим. Сергия, т. II, ч. 2, стр. 348.

2

См. окт. 12 и мар. 26.

3

De vir. illustr. § 74.

4

In Rufin. р. 194.

5

Proleg. comm. in Iesaia.

6

Мартиролог Адона под 2 нояб.: «рождение святого Викторина, епископа Петавионского, который увенчался мученичеством в гонение Диоклитиана». По словам Иеронима (Ер. 45 ad. Paylin.) «Викторин увенчался славным (inclyto) мученичеством». Но деяния мученичества его не дошли до нас. Weiss Leben d. Heiligen. 16, 79, 80.

7

Оно изд. y Рута: Reliquiæ sacræ, vol. III. Oxonii 1815 p. 235–241. Латинский текст сильно испорчен от невежд писцов. С новыми поправками из. у Голланда: bibl. Patr. t. 4. Здесь же и замечания Викторина на Апокалипсис.

8

Постан. Апост. 7, 23. «Вы поститесь или пять дней, или в среду и пятницу; потому что в среду последовало осуждение Господа, когда Иуда обещал продать Его за деньги; а в пятницу Господь потерпел страдание на кресте, при Понтийском Пилате». Пост. Апост. 5, 14. В четвертый день (в среду) определили вознесть Его на крест. Эго знал и Иуда... Иуда ушел и сказал священникам: что хотите вы дать мне? Я вам предам Его». Так говорит о среде св. Евангелие Мф.26:3, 15. В мыслях синедриона и Иуды Иисус в среду уже взят был в плен; но выполнение страшной мысли совершалось в четверг, после таинственной вечери.

9

Parasceve superpositio flat. Superponere, superpositio – технические слова, означающие отложение пищи. По мыслям св. Викторина, пощение пятка – пощение ради страданий Господа; прибавление к тому воздержания дня субботнего допускалось собственно как приготовление к приобщению св. Таин, совершавшемуся в воскресный день. Впоследствии на Западе составили пост субботний, хотя уже и не приобщались св. Таин в воскресенье.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Ноябрь. – 414, IV с.

Комментарии для сайта Cackle