6-е
Св. 42 мучеников Аморийских: Феодора, Кратера, Константина и других
Это были Греческие воины, взятые в плен магометанами в городе Амории, во Фригии, в 838 году. По взятии города все жители и рядовые воины были избиты, а генералы и офицеры отосланы в Багдад, где их целых семь лет заставляли принять магометанство, томили заключением, голодом и бичеванием. Наконец все они были обезглавлены и брошены в реку Ефрат, в 845 году.
Празднование Ченстоховской иконе Богоматери
По сказанию предания эта икона написана Евангелистом Лукой в Иерусалиме. В Константинополь она принесена царицей Еленой, когда она ходила в Иерусалим для поклонения св. местам и обрела крест Христов в 326 году 6 марта. Из Константинополя в Россию эта святая икона принесена Русским великим князем – основателем Львова (Лемберга) Львом, который с великой честью препроводил её в своё отечество и поставил в Бельзском замке под ведением православного духовенства. Здесь она просияла многими чудотворениями.
Впоследствии по покорении юго-западной России оружию Польскому, сия чудотворная икона досталась тогдашнему правителю Царства Польского Владиславу, князю Опольскому. Татары,
вторгнувшись в пределы России, осадили замок Белз. Владислав приказал вынести сию святыню из церкви и поставить на городской стене. Татары, стрелявшие в замок, попали стрелой и в чудотворный образ. Из язвины стекла кровь и видна на иконе доселе. В то же время спустилась на них некая вредоносная мгла, от которой татары начали умирать в чрезвычайном множестве. Это побудило их оставить осаду замка и удалиться в свои области. По отшествии татар, Владислав в сонном видении услышал глас, повелевавший ему перенести чудотворный образ из замка на Ясную гору Ченстоховскую. На Ясной горе (называющейся иначе горой свидения), получившей такое название от чудес Богоматери, соорудив монастырь, Владислав в 1352 году перенёс в него сию чудотворную икону, отдав её на хранение западным монахам ордена Паулинского. Через несколько лет обитель сия испытала нападение гусситов, которые, лишив её всех сокровищ, хотели похитить и сей образ Богоматери. Он был уже вынесен из церкви и поставлен в приготовленный для него возок; но невидимая сила удерживала лошадей, так что они не могли тронуться с места. Это обстоятельство привело гусситов в ярость, и один из них, схватив образ Богоматери, в бешенстве бросил его на землю, другой ударил мечом в лицо. Но дерзкие в то же время испытали на себе кару Божию.
В 1813 году, по взятии Ченстоховской крепости Русскими войсками, настоятелем и братией лавры поднесён был генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I-й украсил сей список богатой ризой с драгоценными камнями и поставил в Казанском С.-Петербургском соборе, в южном боковом приделе, где горит перед ним неугасимая лампада.
Св. преподобномучч. Конона и сына его Конона
Благочестивый житель Иконии – Конон, лишившись жены, посвятил себя воспитанию осиротевшего сына и, когда ему минуло семь лет, поселился вместе с ним в соседней обители, где жили христиане, посвятившие себя Богу. Благочестивой своей жизнью Конон сподобился помощи свыше – просвещать христианскою верой темных язычников.
Узнав о таком влиянии Конона на народ, областной начальник Домитиан нарочно приехал в Иконию, чтобы воспрепятствовать распространению христианского учения. Конон был призван на суд и за сопротивление принести жертвы идолам предан истязаниям.
Узнав, что у Конона есть сын, юноша 17-ти лет, Домитиан понадеялся хотя его склонить к отречению от христианской веры, но, встретив и в молодом Кононе (бывшем уже тогда диаконом) непоколебимо-мужественного исповедника истины Христовой, он велел, после многих жестоких мучений, отсечь головы и отцу, и сыну.
– «Благодарим Тебя, Господи, что сподобил нас пострадать за имя Твоё!» – воскликнули мученики, радостно приняв смертный приговор, – «молим Тебя, дай мир Церкви Твоей, низвергни силу идольскую, утверди и умножь верующих в Тебя, нас же приими к Себе и дай покой душам нашим!» . Это было в царствование Аврелиана, в 275 г. – Город Ацерра в Италии (в Кампании) хвалится тем, что владеет мощами этих мучеников, которые перенесены сюда неизвестно когда.
История страданий их взята из проконсульских актов.
Перенесение мощей св. муч. Авраамия Болгарского
Память его – 1-го апреля. – Русские купцы из Мурома, бывшие свидетелями мученической кончины св. Авраамия, погребли тело его в Болгарах (1229 г.), а в 1230 г. перенесены были мощи святого во Владимир и положены в Княгинином монастыре (что ныне – Успенский девичий). С честью встретил святые мощи великий князь Георгий Всеволодович – с духовенством и со всем городом и до 1712 г. покоились они в приделе Божией Матери в каменном гробе, в этом же году, 11-го мая переложены в деревянную раку и перенесены в главный храм Успения. В 1805 г. мощи мученика переложены из деревянной раки в новую серебряную.
Замечательно, что святого Авраамия считают покровителем детей, и родители, имеющие больных детей, приносят их к раке св. мученика и молятся об их выздоровлении. «Радуйся, болящих детей исцеление!» говорится в акафисте святому Авраамию (икос 6), и в молитве к нему: «веруем, преславне Чудотворче, яко ты силою Всемогущего Иисуса Христа через святые твои мощи... благосердно помогавши немощным младенцам!»
Память блаженного Иова, в схиме Иисуса
«Честна пред Господом смерть преподобных Его!» (Пс.115:6). – В глубокой старости тихо и мирно скончался блаженный Иов, сказав перед кончиной, как бы уже проницая духовным взором своим блаженство, предстоящее ему в высшем мире: – «благословен Бог отцов наших! Если так, то не боюсь, но в радости отхожу от мира!»
В этой смерти – отражение всей жизни блаженного. Величественно проста в своей высоте была как та, так и другая. В мире – священник Иоанн, он был не только на высоте своего призвания, но исполнял сверх того и иноческое молитвенное правило и, быв ещё в мире, был уже как бы монахом. Строго постился, уединялся в своей комнате, где в коленопреклонённой молитве часто молился всю ночь до рассвета, обыкновенно со слезами взывая: помилуй мя, Господи! пощади мя, Господи! и т. п. – Частные отношения его к людям были совершенно исключительные. С любовью принимал он всех приходивших к нему и с полным участием беседовал со всяким, применяя разговор свой к положению, званию и состоянию всякого. Он любил и сам посещать своих друзей и знакомых, иногда неожиданно являлся куда-либо в дом – не званный – и всегда с какою-нибудь благодетельною целью. Поэтому все с радостью принимали его и слушали его поучения. Если ему нечаянно доводилось оскорбить кого-нибудь, то он немедленно просил прощения у оскорблённого.
Иногда приходил о. Иоанн в дом к простым людям в виде частного лица, в одежде мирянина, и, беседуя таким образом с бедными, легче узнавал он о домашней нужде их и оказывал им посильную помощь, обращая при этом главное внимание на их мысли и чувства, которые не оставлял без утешения и наставления. – Его же дом был всегда открыт для бедных; усадив их за трапезу, он сам садился среди них и, как добрый отец, отрадно беседовал с ними и, отпуская их, наделял, чем мог. Подвергался ли кто-нибудь разорению от пожара, от неурожая, все знали, что у сострадательного о. Иоанна найдут необходимую помощь. – Пользуясь уважением и со стороны высокопоставленных лиц, он успешно ходатайствовал перед ними за обиженных и невинно-страдающих.
Тяготился добрый пастырь человеческою славой, но не могла укрыться от неё его добродетельная жизнь. Царь Пётр I, услыхав о нём, призвал его для священнослужения в придворной церкви и пожелал иметь его духовником своим и членом царствующего дома. Пользуясь влиянием своим при дворе, о. Иоанн радовался, что это предоставляет ему ещё более средств быть полезным бедствующим и заступником притеснённых. – В особенности сострадал он заключённым в темницах за преступления и долги. С участием посещал их и, изведывая при этом их совесть, оказывал на преступников благотворное влияние, а содержащимся за долги помогал в уплате долга.
Но чем светоноснее становилась деятельность истинного пастыря христианского, тем более стремилась омрачить её клевета людская. Даже посещение им темниц подвергалось пересудам, и тогда он на некоторое время решился прекратить посещение темниц, не прекращая впрочем благотворений своих посредством доверенных лиц. Вообще, кроме церковных служб, о. Иоанн решился никуда не выходить из дома и остаток дней своих посвятить Богомыслию. Нуждавшиеся же в его помощи или совете обращались к нему письменно, и он не тяготился отзываться ни на какое обращение. Таким образом среди постоянных, Богоугодных трудов, достиг праведный Иоанн до преклонного возраста. Тогда – неожиданно настал для него час испытания. В 1701 г., по ложному доносу в сношениях с известным фанатиком Григорием Талицким царский духовник был сослан в Соловецкий монастырь, где и пострижен 3-го апреля с именем Иова и отдан на послушание опытному старцу...
После многих испытаний старец Иов был освобождён от послушания и уединился в безмолвии в своей келье; здесь постоянно молился он Иисусовой молитвой, занимался чтением св. Евангелия, Апостола, Псалтири, жития преподобных Савватия и Зосимы и рукоделием. Пищи он мало принимал от братской трапезы, а особо для себя не готовил ничего. Снова слава об его святой жизни дошла до Петра Великого и, удостоверясь в бывшей на него клевете, царь снова пожелал приблизить его к себе, но Иов просил позволить ему остаться в обители. После этого, желая ещё большего безмолвия, он переселился на жительство в Анзерский скит. Здесь с новым рвением предался он иноческим подвигам и вскоре, по смерти Анзерского строителя, был назначен настоятелем этого скита.
На новом поприще служения священноинок Иов умножил свои труды и подвиги. Братство при нём стало умножаться и в скором времени достигло числа 30-ти.
Всех вообще, и особенно новоначальных иноков, о. Иов поучал смиренному послушанию Богу и начальникам, считая послушание первой добродетелью, без которой не может быть спасения; заботился также о том, чтобы они постоянно были в труде; посещал больных, сам служил им, омывая и перевязывая их раны собственными руками, и недуги их нередко молитвой своей исцелял.
В 1710 г. за строгую подвижническую жизнь удостоен был пострижения в схиму с именем Иисуса, Израильского вождя.
Нередко удалялся иеросхимонах Иисус в пустынные места ради безмолвия, и также часто ходил к пустынножителям для духовной беседы. Однажды, пребывая в келье, предоставленной ему одним пустынножителем Паисием, жившим при горе, назыв. Голгофой, он ночью долго читал псалмы и молился. Когда же, утомлённый, он задремал, то увидел во сне – среди необыкновенного света, озарившего келью, Божию Матерь и преподобного Елеазара Анзерского; Божия Матерь сказала ему, что на горе Голгофе будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа, и учредится скит, и соберутся иноки для прославления имени Божьего...
Почувствовав радость от сновидения этого, принимая его как благословение Божие, старец Иов предпринял с этой минуты учреждение новой киновии на Голгофской горе. Он переселился на жительство на гору Голгофу и вскоре, с помощью учеников своих, основал Голгофо-Распятный скит на Анзерском острове. Скоро братии собралось тут до 20-ти человек; каждый из них должен был сам устроить келью для себя; пустынники же жили в уединённых местах под ведением схимника Иисуса и приходили в скит каждое воскресенье для присутствия при Божественной службе и для исповеди перед старцем. Тут жили все эти подвижники в подвигах духовных и в трудах телесных. Сам старец Иисус, в пример другим, нередко рубил дрова, носил на гору воду для поварни, в пекарне растворял тесто для хлеба. – В келье в свободное время он постоянно занимался рукоделием; вырученные за труд деньги употреблял на церковь, на нужды братии и на милостыню.
Так прошли годы, и старец стал чувствовать приближение смерти. Он сосредоточил тогда всю заботу свою на приготовлении к жизни загробной; смиренная душа его возбуждала себя к покаянию: «душе моя, душе моя, восстани! что спиши? конец приближается, и имаши смутитися» ... Всю жизнь свою угождавший Богу трепетал, как бы не угодивший...
Между тем, Господь, удостоивший его и прежде особенных откровений, не утаил от него теперь и времени его кончины. Задолго до смерти он сказал братии, что смерть его последует в воскресный день до восхода солнца. Так и сбылось. И в предсмертные минуты он весь исполнен был необыкновенной радости, которая доказывала, что он готов был перейти в вечность... И вечность наступила для него. Пожив на земле подобно ангелу, бестрепетно отошёл он продолжать своё ангельское житие перед лицом Живущего во свете неприступном...