Источник

7-е

Свв. священномучч. в Херсоне епископствовавших: Василия, Ефрема, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона

За долго до крещения св. Владимира Равноапостольного христианская вера уже проникла в современную южную окраину России – Крым или Таврический полуостров, который в древности назывался Херсонесом Таврическим и был подвластен Римским императорам. Первыми насадившими в этой стране семя христианства были ссылаемые сюда гонителями христианства политические преступники, в числе которых было много исповедников веры Христовой, почитаемых также государств. преступниками, как напр. епископ Римский Климент, заточённый императором Траяном в Инкерманские каменоломни. – Эти первые христиане в пределах, составляющих ныне Россию, способствовали распространению христианства, о процветании здесь которого напоминают многочисленные памятники в Крыму и его окрестностях. – Но не уцелело оно в этой стране, где жило много Иудеев, которые вместе с язычниками всеми силами препятствовали развиваться христианскому учению. – Между тем, по временам, продолжали действовать в пользу христианского просвещения появлявшиеся здесь проповедники миссионеры, так напр. в 300 г. по Р. X. патриарх Иерусалимский Ермон, последний из бывших при языческих царях-преследователях, разослал нескольких епископов в разные страны для проповедования св. Евангелия. Свв. Ефрем и Василий посланы были им, первый – в Скифию, второй – в Тавриду. Они поселились одновременно в главном городе полуострова – Херсоне или Корсуне, и оба приняли мученическую смерть: Василий – в Херсоне от Иудеев, которые озлобились на него за успешность Евангельской проповеди и сначала изгнали его из города. Св. Василий ушёл на гору и поселился в пещере. Вскоре после этого у одного знатного гражданина умер сын. Родители его, по внушению свыше, посредством сновидения, обратились за помощью к Василию, и святой Василий молитвами своими возвратил его к жизни. После этого чуда многие уверовали, и тогда язычники и Иудеи, окончательно раздражённые успехом Василия, напали ночью на дом его и побили его камнями и палками.

Ефрем, побыв некоторое время в Херсоне, отправился далее проповедовать Евангелие. Он дошёл до Дуная, многих обратил в христианскую веру, чем также возбудил против себя негодование в большинстве народа, и наконец, вытерпев много гонений и оскорблений, был усечён мечом – по приказанию начальников страны. – Та же участь постигла через год епископов: Евгения, Елпидия и Агафодора, прибывших в Херсон из Геллеспонта, куда посланы были тем же патриархом Ермоном, в одно время со св. Василием. Евреи и язычники вооружились против них и умертвили их 7-го марта.

Через несколько времени патриарх Иерусалимский снова прислал в Херсон епископа, по имени Еферия, он также распространял слово Божие, примером своей добродетельной жизни полезно влиял на христиан и мирно скончался на острове Алосе, в странах Днепра, на пути из Царьграда. После него «по мнозе времени минувшу гонению» император Константин Великий послал в Херсон епископа Капитона под защитой 500 воинов и военачальника Феоны. Предание говорит, что когда Капитон прибыл к язычникам, то они потребовали от него знамения в подтверждение свидетельства его о Боге, и что он с твёрдой верой в помощь Божию вошёл в разложенный огонь и после продолжительной молитвы среди пламени вышел невредимым. Такое очевидное чудо поразило неверующих и убедило их в силе и истине Единого Бога христианского. Об этом чуде, совершённом Капитоном, сообщено было императору Константину, находившемуся тогда на Никейском соборе. Св. Капитон был несколько лет епископом в Херсоне (близ нынешнего Севастополя). Однажды на пути в Константинополь он был застигнут бурей, и корабль, на котором он ехал, был занесён в устье Днепра. Жители той страны, суровые язычники, захватили корабль и всех бывших на нём потопили в море.

Церковь установила совершать 7-го марта память этих первых семи епископов, проповедовавших в Херсонесе Таврическом.

В 1864 г. в память их Апостольских трудов в Тавриде и Скифии пожертвованием от царственного дома и от ревнителей христианского благочестия устроен на месте их подвигов величественный монастырь в честь Херсонских священномучеников.

Древний город Херсон теперь не существует; только развалины его видны близ Севастополя. В восьми верстах отсюда, в Инкерманской долине, находится киновия – остаток первых веков святыни, вырубленной в громадной скале, на высоте 40 сажен от поверхности моря – небольшой храм св. муч. епископа Римского Климента, и здесь же находится много гробниц мучеников, пострадавших за Христа.

О Крымских пещерах в Тепекерманской скале, в 5-ти верстах от Бахчисарая, см. описание г. Кеппена в Крымском сборнике, и Таврич. Еп. Вед. 1880, № 1, ст. священника Накропица.


Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle