Источник

14-е

Преп. Венедикта Нурсийского

Преп. Венедикт известен Греческой Церкви по жизнеописанию его, составленному п. Захарией на основании «жизни преп. Венедикта», написанной Григорием Двоесловом – со слов 4-х учеников преподобного, из которых один, именно Гонорат, ещё был жив, когда была писана книга, в 593 г.

Венедикт родился около 480 г. в местечке Нурсии – в Умбрии (в Италии). Отправленный родителями своими на воспитание в Рим, оп был возмущён, видя развратную жизнь не только товарищей своих, но даже и учителей, и на 16-м году оставил мир и скрылся в пещере – в пустынной местности Субиако (где прежде были виллы Клавдия и Нерона); здесь провёл он три года в тяжёлой борьбе, но любовь к Богомыслию в ненарушаемом уединении превозмогла в нём всегда властные над душой юноши помыслы о мире. Весь пыл молодой души излился в подвижничестве, и Господь увенчал победой – труды и любовь устремившегося к Нему всеми чувствами своими и помышлениями.

Пищу в своём уединении он получал от единственного человека, знавшего об его местопребывании – отшельника Романа; но, открытый впоследствии, по изволению Божиему, пастухами, Венедикт сделался известным и многим другим, в особенности же после того, как Бог прославил его даром чудотворений. Иноки соседней обители пожелали иметь подвижника Божьего своим игуменом; но он не желал принимать начальства над ними, так как в то время образ жизни в монастырях Итальянских был довольно распущенный, и он предвидел, что его строгие правила не поправятся братиям. Так и оказалось. Когда он, по настояниям иноков, согласился быть их игуменом и начал вводить строгие уставы, то они восстали против него, и нашлись между ними покусившиеся отравить Венедикта. Но Господь сохранил его, и этот случай послужил лишь к тому, чтобы засвидетельствовать о чудном таинственном действии крестного знамения, всесильного для охранения верующего от всякого зла...

Когда подана была во время обеда преподобному чаша с отравленным питием, то, едва осенил он себя обычным крестным знамением перед принятием пищи, как чаша распалась как бы от сильного удара, питье разлилось, и Венедикт сознал злобу врагов своих и чудесное спасение своё силой Честного Животворящего Креста... Тогда решился он уйти от зла и возвратился в свою пещеру. Но уединиться вполне, с тех пор, ему уже сделалось трудно. Множество приходивших к нему расположились даже образовать близ него обители, и таким образом возникло 12 таковых, в каждой из которых поселились 12 монахов; но и здесь – строгостью своей жизни и своих постановлений подвижник возбудил к себе вражду... И отсюда ушёл он... И добравшись в 528 г. до Кампании, в южн. Италии, остановился на горе Кассино, истребил находившуюся тут рощу Аполлонову, где народ совершал ещё жертвоприношения перед идольскими капищами, просветил множество тамошних жителей светом христианской религии и основал новый монастырь – во имя Иоанна Крестителя – сделавшийся впоследствии знаменитым под именем Монте-Кассинского, при подошве горы Кассино. на левом берегу реки Лирис.

Венедикт написал для этого монастыря устав, который принят был впоследствии во многих монастырях на Западе. При основании правил монастырской жизни, он руководствовался установлениями для восточных обителей Кассиана Римлянина, но он умерил их строгость, применяясь к слабому развитию монашества на Западе. Тем не менее устав Венедикта предписывал отречение от собственности, послушание безусловное и постоянный труд. Старшим из иноков предписывалось сверх того обучение детей и переписывание рукописей. Это последнее постановление оказалось весьма благотворным впоследствии, так как оно содействовало к сохранению от истребления множества памятников древности во времена невежества. Вообще и позже Бенедиктинцы совершили много для Церкви трудами своими над сочинениями первых времён христианства.

Преп. Венедикт почитается главным основателем монашества на Западе. Монастыри Бенедиктинского ордена быстро распространились по Западу. Он мудро управлял духовной своей паствой; являл в себе пример иноческого подвижничества, был одарён и возвеличен от Бога силой чудотворений и пользовался великой славой, которая привлекала к нему множество посетителей; даже предводитель варваров Тотилла пожелал видеть его, но старец безбоязненно обличил его, при свидании, за жестокий образ действий и прозорливо предрёк ему время его смерти, что с точностью и осуществилось.

О своей кончине преподобный также предвидел заранее и, приготовив себя причащением св. Таин, мирно и радостно отошёл к Господу в 543 г. и погребён в основанном им монастыре св. Иоанна Предтечи.

† Преставление благов. великого кн. Ростислава. Михаила Мстиславича

Сын святого отца, великого Мстислава, и внук благочестивого Мономаха, князь Ростислав, в крещении Михаил, записан в древних святцах с именем святого князя139. В молодых годах отличался он подвигами мужества в боях. Во время борьбы брата его вел. кн. Изяслава с Ольговичами и Юрием во многих случаях показал он храбрость бестрепетную, по вместе старался тушить вражду князей любовью уступчивой140. Получив (в 1127 г.) в удел Смоленск, он от всей души старался устроить счастье подданных, возбуждал и питал благочестие в них. Каменный храм в честь св. кн. Бориса и Глеба, построенный (1145 г.) на месте мученической кончины последнего, на Смядыне, и в Смоленске Петропавловский, – памятники благочестивого родоначальника князей Смоленских. Петропавдовский храм, не смотря на все перевороты времени, особенно страшные для Смоленска в 1612 году и 1812 году, уцелел поныне без повреждения141. Особенно открытие епископской кафедры в Смоленске (1137 г.) при новом храме Богородицы потребовало от князя Ростислава многих не лёгких пожертвований. Сохранившаяся грамота его показывает, с какими расположениями и с какими пожертвованиями князь открывал кафедру в Смоленске.

«Бог, Пресвятая Богородица и молитвы отца моего, писал благочестивый князь, благословили, и посоветовав с народом моим, установил я епископа в Смоленске. Это учинилось по воле святого отца моего, который хотел сделать это при жизни своей. Здесь доселе не бывало епископии. Но я, недостойный и грешный, в своё княжение, что дал мне Бог и молитва отца, установляю епископию и средства, чтобы мог жить епископ с клиром своим. Вот даю святой Богородице и епископу десятину из всех Смоленских даней, что и в них приходит истых кун, за исключением продажи, виры и полюдного сбора». Затем показывается, сколько дани шло с того или другого места князю, и определяется десятая доля епископу; – в сложности выходило для епископа 178 гривен или фунтов серебра. «И вот ещё даю святой Богородице и епископу, продолжает князь, в Торопце десятину из рыб, какие идут ко мне; и вообще какая ни есть в Смоленской области дань, малая или великая, десятину давать святой Богородице без всякой отговорки». Указав ещё на два села с их жителями и на земли, жалуемые кафедре, князь говорит: «и ещё даю на освящение святой Богородице из своего, двора восемь капий воска... Вот моё усердие к святой Богородице! По повелению святого отца моего, что мог, то даю. Тяжб епископских не судить никому, их судит сам епископ. Первая тяжба –развод; другая, если кто живёт с двумя жёнами; третья, если вступят в брак не по закону; четвёртая, если кто похитит девушку; за это, что возьмёт князь, половина того епископу; пятая, если похитят женщину, за что пеня епископу; шестая, отрава зелием и душегубством; – седьмая, если подерутся две женщины; осмая, если церковный человек провинится в чём-либо; девятая, если кто из церковных людей будет убит, по церкви не сделается зла. Я князь Ростислав с епископом Мануилом, так как поручен мне Смоленск Богом, по молитве деда и отца, установил епископию и постановляю правила. Если будет тяжба или продажа епископская, до того дела нет ни князю, ни посаднику, ни тиуну и никому другому во всей Смоленской области. По милости Божией и молитвами Богородицы ныне дани полные, а впредь что Бог устроит. Если по Божиему устроению оскудеет какая-либо дань или по случаю войны или по другой причине; то, что получится дани, из того десятая часть святой Богородице. Пусть не переменяет сего никто после меня, ни князь, ни народ... Если кто по страсти причислит сию епископию опять к Переяславской епископии и, преступая слово святого митрополита Русского Михаила, уничтожит Смоленскую епископию: то князь возьмёт своё, что назначил он для епископа святой Богородицы, – так как нарушится тогда воля отца моего Мстислава митрополита Русского Михаила». Грамота дана в сентябре 1150 г.142.

Дадите Господу Богу вашему славу, прежде даже не смеркнется (Иерем.13:16), учит пророк Божий. Блаж. кн. Ростислав поступал по учению откровения Божия; За счастье земное благодарил Господа и блага земные употреблял в славу имени Божия; для него прежде всего и выше всего была слава Божия. В 1154 г. призван он был на великое княжение Киевское. Когда умер дядя Вячеслав, он роздал всё имение его заведениям Богоугодным; «созвав мужей отца своего, тиунов, ключников, приказал им принести всё имение Вячеслава-одежду, золото, серебро, и начал раздавать монастырям, церквам, темницам и нищим»; себе оставил из наследства один крест покойного. – «Лишась в том же году Киевского престола и едва не потеряв жизни в сражении, он возвратился в Смоленск143. В 1158 г. князья снова призвали его на великое княжение, и Киевляне (1159 г.) приняли его с восторгом. Первым делом его было теперь заключить союз любви с Черниговским князем Святославом, с юных лет неприязненным ему. Суздальский князь Андрей выгнал сына его из Новгорода, и Ростислав перенёс обиду великодушно. – Злобный князь Изяслав Данилович с хищными Половцами то там, то здесь разорял южную Россию, наконец ворвался в Киев; добрый Ростислав удалился в Вышгород; неприятель преследовал и тут Ростислава, но нашёл себе смерть; Ростислав не мстил неверным союзникам своим. С таким же великодушием простил он Мстислава Волынского, оскорблявшего его не раз своеволиями. Оставаясь с полным уважением к патриарху, он заставил однако Константинопольский собор принять за правило не посылать в Россию митрополита помимо её желаний. Заботясь об общем благе, склонил всех князей содействовать безопасной торговле Русских с Грецией144. В 1168 г., не смотря на старость свою, отправился он в Новгород, чтобы утвердить там сына своего Святослава. На дороге Смоленские послы встретили его за 300 вёрст от Смоленска; потом жители всех сословий приняли его с подарками: так любили добродетельного старца-князя в Смоленске. В Великих Луках взял он клятву с послов Новгородских забыть неудовольствия на сына, его и разлучиться с ним одной смертью. Больным прибыл он на возвратном пути в Смоленск. Сестра и сын уговаривали его остаться и в Смоленске, чтобы быть погребённым в храме, им созданном. «Везите меня в Киев, отвечал он; если умру на дороге, положите меня в отчем монастыре у св. Феодора; если Бог исцелит меня, молитвами Пречистой Своей Матери и св. Феодосия, постригусь в Печерском монастыре». Князь Ростислав, окружённый счастьем, не пленялся ничем земным. Никогда не искал он власти, а только принимал её, когда вручали, и притом как тяжесть. Незлобие его прощало всё другим; он помнил о своих грехах, о своих долгах перед Богом и забывал о том, чем должны ему другие. Он постоянно заботился о том, как угодить Господу.

Часто говорил он Печерскому игумену, особенно по смерти Святослава Черниговского: «приготовь мне келью, боюсь смерти неожидаемой». Во время Великого поста, по субботам и воскресным дням, приглашал он к своей трапезе игумена с 12 избранными старцами и беседовал с ними о душевном спасении; а в каждое воскресенье поста приобщался св. Таин. Ему очень хотелось уклониться от сует жизни в Печерскую обитель, не раз говорил он о том Печерскому игумену. Игумен останавливал его, указывая на то, что дело князя ограждать покой людей правосудием и мечом, а наконец предложил ему предоставить себя воле Божией. Блаженный князь скончался на пути в Киев, с тихой молитвою на устах. «Ныне отпусти раба Своего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», это были последние слова его, и слёзы остановились на застывшем лице его. Праведник почил 14 марта 1168 г. Тело его похоронено было в Киевском Феодоровском монастыре 27 числа145.

«Поступайте, говорит нам в заключение жизнь праведного князя, поступайте сообразно званию, в которое призваны, со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием, снисходя друг другу из любви» (Еф.4:1–2).

† Память блаж. Феогноста, митрополита Киевского

«И звезда от звезды разнится в достоинстве», говорит св. Апостол, объясняя разность между святыми (1Кор.15:41). И Блаженный святитель Феогност не был тем, чем был предшественник его, великий в смирении святитель Пётр; не был и тем, чем был преемник его, дивный по духу веры святитель Алексий. И однако он также в числе звёзд небесных, в лике святителей, угодивших Господу делами своими. Блаженный Феогност, родом Грек, посвящён был в митрополита России в 1328 г. и тогда же прибыл в Киев, а отсюда во Владимир и Москву. Избрание Москвы в место кафедры митрополичьей было не лёгким делом для святителя, а между тем оно было благодетельно для России по последствиям. Блаженный святитель был внимателен к воле Божией о Москве, высказанной предшественником его. Он положил жить «во дворе святителя Петра». Другим князьям неприятно было, что «город Москва», тогда и новый и очень незначительный по числу жителей, почтен таким великим отличием, что «живет в нём митрополит», первосвятитель России. Князьям тем более было это неприятно, что пребывание главы духовенства Русского в Москве, как предчувствовали они, будет иметь последствием возвышение князя Московского перед всеми князьями. Блаженному Феогносту давали чувствовать о своём неудовольствии князья; но он следовал воле Божией во всё время правления своего, следовал столько, что во всех случаях был твёрдым помощником князя Московского. Таким образом блаженный святитель был начальным и сильным деятелем при введении единодержавия в России, столько возвеличившего Россию. Это одно уже даёт ему значение высокое для Церкви Русской146.

В 1330 г. прибыл из орды в Москву знаменитый мурза Чет и по желанию его был окрещён с именем Захария. Это – родоначальник Годуновых и Сабуровых. Могли не радоваться тому первосвятитель? Посвятив для Ростова вместо почившего Прохора епископа Антония, Феогност отправился из Москвы осматривать обширную паству свою. И прежде всего был он в Новгороде147. Здесь пришлось ему показать первый опыт святительской власти над совестью людей. Князь Александр Михайлович Тверской, убив в орде убийцу отца своего князя Юрия, принуждён был поспешно скрыться из орды в Тверь и потом в Псков. Псковичи приняли его с любовью. Хан Узбек настоятельно требовал, чтобы Александр явился на суд в орду. Даже братья Александра, князья Тверские, соединились с великим князем Иваном Даниловичем, чтобы силой принудить Александра исполнить волю хана: Узбек не задумывался по одному капризу гордости истреблять князей и целые области России148. Из Новгорода отправлялись во Псков святитель Моисей и посадник убеждать Псковичей и князя покориться воле хана. Александр готов был идти в орду; но Псковичи объявили, что готовы они лить кровь за него и за права свои. Великий князь придвинул войска ко Пскову. Прежде чем решать дело кровавым мечом, решились испытать духовное средство. По настоянию великого князя первосвятитель России послал запрещение на Псков за непокорность воле хана, грозившую бедствием для всей России. «Друзья Псковичи! сказал несчастный князь, пусть не тяготеет над вами отлучение духовное; иду из вашего города», и удалился в Литву. Псков смирился перед великим князем, и митрополит преподал благословение Пскову149.

Через Смоленск и Чернигов Феогност прибыл из Пскова на Волынь. Здесь надлежало ему пробыть некоторое время в утешение православию, сильно теснимому Римской пропагандой. Отсюда дал он знать в Новгород, дабы явился для посвящения избранный в архиепископа Василий. Псковичи отправили от себя посла к митрополиту с просьбой посвятить им особого епископа Арсения. Просьбу Псковичей поддерживал великий и князь Литвы Гедимин, с которым Псков вступил в связь через князя Александра. Новгородцам сильно не нравилось желание Пскова, собственно потому, что Псков с особым епископом пользовался бы церковной независимостью от Новгорода, а вместе с тем приобретал бы и гражданскую независимость от Новгорода. Между тем Псковская кафедра могла бы быть весьма благодетельной для дел св. Веры.

Псковский архипастырь, по смежности с языческой Литвой, мог употреблять благовременно сильные меры для распространения св. Веры между Литовцами и тем мог смягчить вражду Литвы против России. К сожалению, недавняя непокорность Пскова великому князю и митрополиту не дала видеть светлой будущности в желаниях Пскова. – И митрополит посвятил (1331 г.) во Владимире Волынском Василия в архиепископа Новгороду и Пскову150. Здесь же посвящён им для Твери епископ Феодор151.

Посетив Перемышль, Холм и Галич, первосвятитель водворился на время в Киеве, чтобы несколько устроить древнюю митрополию, претерпевшую столько бед от Монголов и частью от Литвы. Сюда прибыли к нему послы великого князя Московского просить благословения на устроение обители вблизи дворца великого князя. Митрополит с любовью преподал благословение, и скоро построен был каменный храм Спасителя на бору, между жильями великого князя и митрополита, и основалась Спасская обитель152.

Из южной России Феогност отправился в Царьград и орду. В Константинополе был он для разрешения недоумений, возбуждённых при обзоре епархий; вероятно тогда-то предложил он собору о чудесах святителя Петра и получил письменное разрешение патриарха праздновать память его. В орде был он с тем, чтобы получить утверждение правам и преимуществам, предоставленным Церкви ханами153.

По возвращении в Москву святитель освятил (1333 г.) храм архангела Михаила в Кремле, будущую усыпальницу князей Московского рода154. Вслед затем крещена была в Москве дочь Гедимина и с именем Анастасии повенчана была с сыном великого князя Симеоном. Этот брачный союз, весьма полезный для великого князя Московского, по всей вероятности, был делом мудрых советов Феогноста и личных сношений его с Гедимином155. Блаженный святитель употребил своё содействие и к примирению великого князя с Новгородом, после того, как князь долго не соглашался мириться с гордым вольным городом156.

Посвятив для Ростова епископа Гавриила, первосвятитель утвердил (1336 г.) несчастного Тверского князя Александра в добром намерении отправиться в орду, с покорностью хану. – И князь с благословением святителя счастливо возвратился в Тверь, утверждённый сверх ожидания в правах на Тверское княжение. К сожалению, святителю не удалось потушить вражды Московского князя против князя Александра, и он молился во Владимире о упокоении убиенного князя Тверского, а в следующем году (1340 г.) погребал и соперника его князя Ивана Даниловича157. Смутное было тогда время на Руси от борьбы частных интересов. – Митрополит был зимой в Брянске. При нём поднялась крамола против князя Глеба Святославича. Напрасно Феогност уговаривал крамольных Брянцев; они не послушались и умертвили князя158. Счастливее был первосвятитель в смирении нового великого князя Симеона с Новгородом, который отказался было платить дань великому князю. Симеон отправил многочисленное войско против Новгорода; митрополит прибыл с великим князем в Торжок. Новгород испугался и прислал архиепископа к митрополиту и великому князю. При посредстве митрополита заключён был мир, не тяжкий для Новгорода.

Затем первосвятитель посетил Новгород 159.

В 1342 г. великий князь с князьями удельными отправился в орду к новому хану Джанибеку, который взошёл на престол, умертвив двух братьев. Затем необходимо было явиться к новому хану и митрополиту. Великий князь скоро возвратился в Москву. Но митрополит был задержан в орде. Фанатики исламизма были в почёте при дворе Джанибека; они внушили Джанибеку, что митрополит и духовенство его получают огромные доходы и ничего не платят хану, – а для славы магометанства надобно, чтобы христиане были только рабами; потому предложили хану настоятельно требовать, дабы митрополит платил дань за себя и духовенство. – Когда объявили такое требование хана митрополиту, Феогност отвечал: «этому не должно быть по ярлыкам ханов; Русское духовенство молится за спокойствие обществ и за благоденствие хана и за то свободно от всякой дани, – так говорят уставы ханов». – Поклонники Магомета видели справедливость ответа и боялись нарушить основные уставы Монгольского правительства. Они положили достигнуть цели своей, унижения христианства, без оскорбления уставов правительства. Если митрополит, думали они, как бы то ни было, но сам откажется от прежних преимуществ; это будет его делом, и они правы перед своим гражданским законом. Потому они обратились к насилиям против митрополита, домогаясь заставить его силой отказаться от прежних прав; томили и подвергали его истязаниям. Но блаженный Феогност терпел всё и не соглашался предать св. Церковь. Он роздал вельможам татарским богатые дары, всего до 600 рублей, и достиг, чего желал. Его отпустили в Россию с прежними правами160. Он даже получил тогда от жены Джанибековой следующий ярлык. «По Джанибекову слову Тайдулино слово ордынским улусным князьям и проч. С давних времён и поныне так называемые Богомольцы и весь священнический чин не платят никакой пошлины; поскольку они молятся Богу за нас и возносят молитвы за наше племя. Помня это, царь пожаловал митрополита Феогноста, дал ярлык с алою тамгою (печатью). И мы, не изменяя древних ярлыков, даём митрополиту Феогносту грамоту с мишенем. Он с тех пор, как сел во Владимире, молится за царя Джанибека и возносит молитвы за детей наших. Потому не требовать с него и его людей пошлин, ни подвод, ни кормов, ни временного сбора и никакой почести; не касаться нашим до его земель, вод, огородов, мельниц и всего церковного; не делать ни насилия, ни притязания и не отнимать ничего. Если остановятся где, то не брать у них ничего; такова воля наша. Если кто учинит какое-либо насилие или придумает пошлину, тому – смерть. Ты митрополит Феогност имеешь объявить о сей милости нашей. Если ты коснёшься не подлежащих тебе огородов, виноградников, вод и земли и дозволишь себе какую либо неправду; ты знаешь сам, что отвечать будешь Богу, – на тебе грех. Возноси же за нас молитву к Богу. На утверждение дали мы грамоту заячьего лета (лошадиного 1342 г.) в 8 ч. мес. арама, в Сарае, где кочевала орда»161. Такой подвиг и с такими последствиями был великой услугой блаженного Феогноста для Церкви, и Церковь признательна была к святителю, признав подвиг его «страданием за Церковь Русскую» 162.

Вскоре по возвращении из орды святитель огорчён был страшным пожаром, опустошившим Москву и истребившим до 18 церквей. Это бедствие тем более было тягостно, что пожар 1343 г. был уже четвёртый при блаженном Феогносте, а между тем столько расходов сделано было в орде. И однако ревностный архипастырь в следующем же году поручил Греческим художникам возобновить иконное письмо в кафедральном своём храме, и возобновление окончено в том же году163.

По смерти Гедимина поднялись в Литве кровавые ссоры между сыновьями его; Евнутий вынужден был бежать из Литвы и явился в Москву; благосклонно принятый великим князем язычник князь крещён был митрополитом с именем Иоанна. Вслед затем прибыл к митрополиту Новгородский архиепископ с богатыми дарами, и первосвятитель почтил блаженного Василия кресчатыми ризами164.

По случаю назначения особого митрополита для южной России блаженному Феогносту пришлось испытать тревоги и хлопоты. По совещании с великим князем посланы были в Царьград послы, и заботы святителя не были бесплодны. Константинопольский собор 1347 г. определил уничтожить прежнее определение об особом южном митрополите и почтил Феогноста званием «препочтенного митрополита и экзарха всей России»165. Обрадованный таким решением Константинопольского собора, блаженный Феогност в следующем году (1348) отправился на Волынь. Вслед за возвращением его в Москву Волынский князь Любарт Гедиминович, в крещении Феодор, прислал к великому князю Московскому просить для него руки племянницы великого князя, дочери Ростовского князя Бориса, и племянница охотно была выдана за усердного к святой Вере Любарта. Затем Ольгерд, великий князь Литовский, прислал в Москву послов с подобной просьбой, просил руки княжны Улиании, родственницы великого князя и дочери убиенного князя Тверского Александра. Ольгерд был плохой христианин: за год перед тем в угоду языческим жрецам замучил он трёх христиан в Вильне. Потому великий князь усомнился выдать за него родственницу и просил совета у митрополита. Первосвятитель, имея. в виду полезные последствия сего брачного союза, как для государства, так особенно для успехов святой Веры в языческой Литве, преподал (1349 г.) благословение на брак166.

Ослабленный летами и трудами блаженный Феогност в конце 1350 г. был тяжко болен. В следующем году открылась моровая язва в России; в 1352 г. свирепствовала она в ужасающем виде, – в иных местах не оставив ни одного живого человека. Престарелый святитель пережил тяжёлый год, готовясь к смерти. Блаженный Феогност, «наставник всей России, наставник великий», как называют его летописи, преставился 11 марта 1353 г. и 14 марта похоронен в кафедральном храме167. Мощи его обретены нетленными в 1471 г., а в 1474 г. над гробом его исцелел глухонемой. Мощи его почивают под спудом, вблизи у мощей святителя Петра в Успенском соборе168.

Празднование Феодоровской иконе Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери для нас особенно достопамятна тем, что в присутствии её в 1613 году Марфа Иоанновна благословила юного сына своего Михаила Феодоровича на Российский престол, потрясённый самозванцами и Поляками, и сын её изъявил своё согласие принять царское кормило правления. В столь смутные времена, каковы были перед воцарением Михаила Феодоровича, мать его долго не соглашалась на высокое призывание сына своего, и сам он страшился и уклонялся от этого призывания. Мать и сын боялись также, чтобы согласием своим не предать Филарета Никитича мщению Поляков, у коих был он в плену. Обстоятельства восшествия Михаила Феодоровича на престол содействием Богоматери, покрову коей вверена Православная Россия, трогательно изображены в грамоте к Михаилу Феодоровичу и матери его, в Кострому, о призывании Михаила Феодоровича на Всероссийский престол. «Челом бити благоверной Государыне Марфе Иоанновне и благоверному Государю Михаилу Феодоровичу, чтобы она благословила его на Московское царство, послали в Кострому от священного чина – Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, Чудова монастыря архимандрита Аврамия, Спасо-нового монастыря архимандрита Иосифа и Троицы-Сергиева монастыря келаря Аврамия Палицына, и настоятелей Московских соборов Благовещенского и Архангельского; от царского же сигклита избрали и послали болярина Феодора Иоанновича Шереметева, и с ним окольничих, стольников, дворян, детей боярских, атаманов, казаков и множество людей всякого чина. Посольство отпустили с иконами Петровской Богородицы и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы. Посольство, не дойдя до Костромы на одно поприще, остановилось. В следующий день, 14 марта, архиепископ Феодорит с прочими духовными, в сопровождении всех чинов, пришедших из столицы, прибыли в соборный храм Костромы, отслужили молебен и, взяв местный чудотворный образ Феодоровской Богоматери, пошли в Ипатиевскую обитель, в которой находились Марфа Иоанновна и Михаил Феодорович. Михаил Феодорович и матерь его сретили крестное торжественное шествие за св. воротами обители. Помолившись Господу Богу и Пречистой Богородице, они со слезами приложились к чудотворным иконам, приняли благословение от архиерея, присланного из царствующего града и, быв упрошены, вступили с крестным ходом в соборную монастырскую церковь живоначальной Троицы. Здесь поднесли матери и сыну многомолебное писание от всего священного собора, и от бояр, и от всего воинства и от христоименитого народа Российские державы, чтобы государыня благословила сына своего Михаила Феодоровича Царём и Государем на Московское государство и над прочими государства Российские державы, и чтобы и благоверный Великий Государь Михаил Феодорович прошения не презрил. Долго умоляли Марфу Иоанновну дать благословение; она была сначала непреклонна, плакала и говорила: «яко мнози прежде бывшие цари обругаемы бяху; а инии и чуждую землю познаша; мое же чадо, младо суще, недоумеет к уменьшению людских злостей управляти: молю вас, не лишите меня единородного чада». После продолжительных и напрасных убеждений склонить Марфу Иоанновну на желания отечества, архиепископ приемлет на руки свои чудотворную Феодоровскую икону Пресв. Богородицы, а Троице Сергиевский келарь Аврамий образ св. чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы, подносят св. иконы к старице, и твёрдым голосом вещают Марфе Иоанновне и Михаилу Феодоровичу: «для чего же пречистая и чудотворная икона Пресв. Богородицы и великие святители Христовы шествовали с нами? Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери, и ради великих святителей не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога; ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Марфа Иоанновна не могла более противиться желанию России. Проливая слёзы умиления перед образом Пречистой Богородицы, мать берёт сына своего и предаёт покрову Заступницы небесной. «Се Тебе, Пречистая Богомати, говорит она, в Твои пречистые руки, Владычице, предаю чадо свое, по воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству». Михаил просил мать не соглашаться, но она отвечала: «се дело Божие, а не человеческое, не смею противиться». Михаил плакал, все безмолвствовали. Он повергся перед иконой Богоматери и произнёс: «Боже, Твоя есть воля, я раб Твой, аще на то есть воля Божия. Да буди тако», и, приняв прошение и благословение, на выю и перси животворящий крест, в десницу жезл царский, сел на престол царский и наречён был Богом избранный благоверный Великий Государь Царь и Великий Князь, всея России Самодержец в церкви Ипатиевского монастыря, волею Божией и Московского государства всех чинов хотением. Так помощью Богоматери в 1613 году 14 марта совершилось избрание Михаила Феодоровича на Всероссийское царство. В этот день великая была радость в Костроме; установили совершать праздник в честь Богородицы Феодоровские иконы в память этого избрания.

Феодоровская икона, столь славная в отечественной нашей истории, украшена золотым окладом, более полупуда весом, с бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами и другими драгоценными каменьями. С нею ежегодно бывают крестные ходы в день Пятьдесятницы в Ипатиевский монастырь, а 16 августа в Спасо-запруденскую церковь. Феодоровская икона привлекает к себе отовсюду множество Богомольцев. Ежедневно с утра до вечера, говорят очевидцы, к ней притекают и поклоняются перед нею усердствующие (см. о ней 16 августа).

* * *

139

Ркп. описание святых Киева: „святый, благоверный, великий князь Ростислав Мстиславич преставися в л. 6674 мес. марта в 14 день“.

140

Погодина исслед. VI, 141. V, 300.

141

Сведен. о монаст. и церкв. 496. 501. Материалы статистики, стр. 31. СПб. 1831 г.

142

Дополн. к ист. акт. 1 Al· 4. О построении храма муз. Румянц. 38.

143

Собр. л. II, 75–77. III, 11. 1, 146–148. VI. 60–63.

144

Собр. л. II, 81–86. VII. 72–76.

145

Собр. л. II, 86–95. V. 161. 162. VII, 79–80. Степ. кн. 1, 312. 313.

146

Никои, л. 3, 139. 140. Собр. л. V, 218. III, 224.

147

Никон. л. 3, 140. Собр. л. V, 218. О Чете родословн. кн. во времен. X.

148

Им умерщвлены: в 1318 г. св. к. Михаил, в 1325 г. сын его к. Димитрий, в 1339 г. другой сын Александр вместе с своим сыном Феодором; в 1325 г. князь Новосильский Александр, в 1327 г. Рязанский князь Иоанн Ярославич, в 1330 г. Стародубский князь Феодор. В 1334 г. Узбек велел Русским князьям идти с Товлубием опустошать Смоленское княжество за то только, что Смоленский князь помирился с Брянским князем, хотя перед тем жаловался на него.

149

Собр. л. IV, 51. 185. 186. III, 74. V, 218. Никон. л. III, 151–154. Львов. л. 2, 86–88.

150

Собр. л. III, 75. 76. V, 52. VII, 219. Никон. л. 3, 157–259.

151

Никон. л. 3, 155.

152

Никон. л. 3, 154–156.

153

Собр. л. III, 77. IV, 53. V,' 220. Русс. времен. 1, 169.

154

Писали: не ранее 1332 г. пришёл он в Москву; там вскоре освятил церковь св. муч. Евстафия Плакиды“. В источниках сказано, что освящена была церковь архангела Михаила, на память св. Евстафия Плакиды, и это было сент. 20 1333 г. Никон. л. 3, 160. Собр. л. V, 220. IV, 53.

155

Никон. л. 3, 161. 181. Карамз. 4, пр. 292. Львов. л. 2. 91. 92.

156

Собр. л. V, 77. IV. 53.

157

Никон. л. 3, 163. 164. 169. 171. Русск. времен. 1, 171. Львов. л. 2, 93–95.

158

Никои, л. 3, 172. Собр. л. V, 222. Русск. времен. 1, 172.

159

Собр. л. V, 222. 223. III, 79–81. Карамз. 4, пр. 332.

160

Степ. кн. 1. 442–444. Собр. л. III, 82. IV, 57. V, 224. Никои, л. 3, 178. 179. Русск. времен. 1, 173. Если летопись говорит: „Чанибек Азбекович – многу льготу сотвори земле Русской“ (Ник. л.2:209), то эта льгота была не следствием его благорасположения к христианству, а допущена была от того, что он занят был войной с Персией. На монетах называли его: „слава веры“, т. е. магометанства. Зап. археол. общ. XII. 16–18. 185–188.

161

Григорьева о ярлыках, стр. 122. 123. 80. 90. 91. 94. Львов. л. 8, 107–109.

162

В прологе под 14 марта „страдание Феогноста митрополита“ и описывается только страдание при Джанибеке. – Более, чем вероятно, что обычай некоторых раскольников выстригать себе макушку, считаемый ими за святыню, одолжен происхождением слишком простому желанию. Белое духовенство стригло тогда себе макушку. – Жившие на землях духовенства миряне, чтобы быть свободными от насилий баскаков, также стали выстригать себе макушку. Им стали подражать другие уже вовсе не по мыслям чистой совести. Теперь спрашивается: какой смысл имеет ныне обычай раскольничий выстригать макушку? Никакого!

163

Никон. л. 3, 179. 180.

164

Никон. л. 3, 182–186.

165

Никон. л. 3, 186. Ж. м. Просв. 1847 г. июль, стр. 138–140.

166

Никон. л. 3, 191. 192. Собр. л. V, 226. Львов. л. 2, 117.

167

Собр. л. IV, 62. V, 228. Никон. л. 3, 201. Степ. кн. 1, 144. Русск. Времен. 1, 178. Львов. 2, 118. 119.

168

Собр. л. IV, 150. VI, 195. Пролог 14 марта. По Русск. Времен. 2 123, „Феогноста же митроп. положиша в церкви св. Ап. Петра, об едину стену с митроп. Петром чудотворцем, на верх мосту“ (след. не в земле) „и окладоша кирпичем“. Львов. летоп. 3, 37. 38. По ркп. святцам „святый Феогност митрополит преставися в л. 6861 м. марта в 14 д.“, по другому списку „обретены мощи его того же лета“. Последнего известия не видно в летописях. В Муз. Румянцева № 160 сказание на „перенесение мощей святых святителей митрополитов Феогноста, Киприяна, Фотия, Ионы“, авг. 27 д.


Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle