Источник

12-е

Преп. Феофана исповедника, игумена Сигрианского

Уроженец Константинополя, служивший в императорской гвардии, он по воле императора Льва Хазара вступил в супружество, но в первый же день брака взял с жены слово хранить целомудрие. По смерти Льва (780 г.) отослал супругу в монастырь на остров Питий (один из Принцевых), а сам в Полихрониевом монастыре, на берегу Мраморного моря, прилежал молитве, чтению и списыванию книг. Потом на своё иждивение устроил два монастыря, из коих в одном, на горе Сигрианской, верстах в 20 от Кизика, был и игуменом. Император Лев Армянин лаской и угрозами требовал от него согласия с решением нечестивого собора (в апреле 815 года), на коем преданы анафеме почитающие св. иконы и повелено уничтожать изображения священные. Феофан отвечал письменно, как исповедник православия, – и тогда монастырь его предали огню, самого его держали в темнице два года и, наконец, заточили на остров Самофракию, где он скоро и скончался (818 г.). – Преподобный Феофан оставил после себя хронографию, Церковную Летопись с 285 по 813 год, замечательную богатством содержания.

Св. Григория Двоеслова, папы Римского

Св. Григорий Великий, Двоеслов (собеседник, беседователь), названный так за своё сочинение – «Беседы или диалоги о жизни и чудесах Италийских святых», – родился в Риме, около половины VΙ стол., происходил из рода, славного не только знатностью, но и благочестием; дедом его был святой папа Феликс; мать его Сильвия и тётки Тарсилла и Емилиана причислены также Римской Церковью к лику святых.

На мирской службе Григорий, в молодых ещё летах, занимал должности префекта и сенатора, но чувствуя расположение к иночеству, он, по смерти своих родителей, употребил всё богатое после них наследство на устройство больниц, странноприимных домов и монастырей, в один из которых, во имя св. Апостола Андрея Первозванного, «променяв свои палаты на тесную келью», поступил и сам.

В 577 г. Григорий был посвящён в диакона-регионария; потом, в качестве папского нунция (посла), был послан по церковным делам в Константинополь, по возвращении откуда был избран Римским папой – в 590 г. Это совершилось против воли смиренного Григория, который почитал и называл себя «рабом рабов», тяготился светской властью и употребил все зависящие от него средства, чтобы уклониться от неё, но, облечённый ею, он усердно, хотя и постоянно больной, предался исполнению своих пастырских обязанностей. – Главной заботой папы Григория было распространение и объяснение слова Божия; многих еретиков он обратил к правоверию; содействовал к утверждению веры и в отдалённой Британии (Англии), послав туда в 597 г. проповедников под начальством монаха Бенедиктинского чина Августина, который убедил принять св. крещение самого короля Этельберта, что окончательно содействовало распространению христианской веры по всей стране.

Св. Григорий отличался необыкновенной благотворительностью. Среди бедствий от Лонгобардов, опустошавших тогда Римские области, также во время голода и заразительных болезней, он с отеческой любовью заботился о своей пастве, помогал ей деньгами, укреплял души словом Божиим, смягчал даже ожесточённых врагов-варваров.

Большую ревность показал св. Григорий и в устроении церковного Богослужения. В бытность свою в Константинополе он имел случай и старался приобрести точные сведения об обрядах Восточной Церкви, просиявшей столькими великими деятелями веры и благочестия, и постоянно руководствовался ими во время своего святительства и вводил лучший порядок в церковное управление; некоторые западники, как видно из одного письма св. Григория, жаловались, что «он вводит в их службу чужое, Греческое, хочет покорить их Грекам» ...

Св. Григорий был составителем литургии Преждеосвященных даров, которая до VI века совершалась только по устному преданию и по местному обыкновению. Он первый, дополнив её несколькими молитвами, изложив её письменно, и составленный им таким образом чин литургии Преждеосвященных даров, утверждённый 6-м Вселенским Собором, окончательно был принят всей православной Церковью.

Св. Григорий Двоеслов, известный в истории под именем Великого, скончался в 604 г. Тело его в Ватиканском соборе св. Петра, в придельном храме, посвящённом его имени.

В 747 г. собор епископов в Англии положил торжественно совершать память св. Григория.

Св. Григорий оставил после себя несколько сочинений, из которых лучшие: «Правило пастырское», «Разговоры о жизни Италийских отцов», 848 писем (см. о св. Григории Двоеслове: «Уч. об отц. Церкви» Фил. Черн. § 238–240).

Св. Симеона нового Богослова

Жизнеописатель и ученик Симеона – Никита Стифат говорит о своём учителе, что он был воспитан при Константинопольском дворе (во время царствования Василия и Константина), но когда умер его покровитель дядя – сенатор, то Симеон ещё в молодых годах поступил в Студийскую обитель, где и предался строжайшему подвижничеству под руководством Симеона благочестивого. Потом, по совету Симеона же, он перешёл в обитель св. Мамонта138, где по смерти настоятеля был посвящён в сан пресвитера и в звание игумена.

Симеон подвизался в священстве в продолжение 48-ми лет: удалившийся однажды по случаю возникших недоразумений, он с честью был возвращён в столицу, где ему даже был предложен сан митрополита, но он отказался принять его.

Множество мирян, желавших поучаться его замечательными наставлениями, привлекал Симеон Богослов в свою Мамонтовскую обитель, и мирно скончался в 1032-м г.

Об учительстве его говорит ученик и жизнеописатель его Никита Стифат: «Он не был для себя своим, но, по благодати Божией, усвоившей его себе, язык его был тростью скорописца, а ум – источником премудрости Божией, потому то он богословствовал, хотя не знал наук, как возлюбленный ученик». Он оставил после себя много сочинений о духовной жизни. Главным предметом наставлений Симеона нового Богослова – «Делание во Христе сокровенное». Он объясняет пути внутренней брани; обучает мерам совершенствования преимущественно духовным; заставляет подвизаться в особенности против духовных страстей, против помыслов и движений греховных, «Начальное наше падение», – говорит он, – «совершилось от гордости, поэтому и должно смирять душу». Вот ответ Симеона современным со-вопросникам, восстававшим против него, как против нарушителя известного им, условного порядка спасения: «не верят и уверяют себя, что быть не может, чтобы человек совсем был чист от похотей и пороков, чтобы принял в себя утешителя существенно. Против своего собственного спасения говорят и поступают, заключают для самих себя двери Царствия Небесного и запрещают прочим, которые хотели бы войти. Если слышат о ком-либо, что он законно подвизался и чист от возмутительных страстей, проповедует перед всеми чудеса Божии, которые соделал в нём Бог по неложным обетованиям Своим... перестань, – говорят, – ты, обольщённый и гордый! Кто таков, каковыми были отцы? Кто видел или может видеть Бога? Кто принял в таком обилии Духа, чтобы удостоился через Него видеть Отца и Сына? Да, из вас, точно, никто, как сами говорите вы. Но из тех, которые решились нести крест, идти тесным путём, готовы погубить душу свою для жизни вечной, – те и очень многие видели Бога, и очень многие, как думаю, и теперь видят, увидит и каждый, кто только захочет». – «Говорят: прельстился он; ибо кто говорит, что не грешит, тот слеп и не видит. Правда, но тот, кто имеет Бога, не может грешить, ибо семя Его в нём пребывает, а как сказал Иоанн Богоразумнейший, гром Апостолов». Хотя такое высокое состояние души и представляется достижимым по разумению Симеона, но он же указывает и на те чрезвычайные подготовительные подвиги, которыми оно только может быть достигнуто: – «прежде сетования и слёз пусть не обольщают нас пустыми словами, и не будем сами обманывать себя в успехе благочестия... Без слёз не смягчится жестокость сердца нашего, душа не снищет духовного смирения, не в силах будем сделаться смиренными, а кто так не устроил себя, тот не может соединиться с Духом Святым» ...

Сочинениями Симеона Богослова нередко свидетельствуется преп. Нил Сорский: – «якоже Симеон новый Богослов повелевает» ... «Якоже рече св. Симеон» ... Преп. Иосиф Волоколамский также делал выписки из сочинений нового Богослова, – в сборнике своём он поместил до 15-ти его слов.

В Славянских молитвенниках читается Симеонова молитва перед приобщением св. Таин. Одна читается и в Греческих под названием: «Симеона нового Богослова благочестивое испытание о св. Причащении».

«Новым» он называется потому, что он преподавал такие глубокие тайны внутреннего подвижничества, о каких давно не слыхали...

Празднование Лидской или Римской иконе Богоматери

Св. Апостолы Пётр и Иоанн Богослов, прежде отшествия своего в отдалённые страны для проповеди слова Божия, благовествовали Господа Иисуса в местах, ближайших к Иерусалиму. Когда они обратили к христианской вере множество народа в городе Лиде, названном впоследствии Диосполем; тогда соорудили здесь для новообращённых храм во имя Пресвятой Девы Марии и, пришедши в Иерусалим, молили Богоматерь посетить и Своим пришествием освятить и благословить сей храм, посвящённый Её имени, дабы возносимые в нём молитвы верующих благоприятны были рождённому от Неё Сыну Божию. Пречистая Дева сказала им: «идите с миром; там и Я с вами буду». Пришедши в созданный ими храм, они узрели на одном из поддерживавших его столбов образ Богоматери, по-видимому не человеческой рукой, но Самим Богом написанный и представлявший истинное подобие святого лика и честных одежд Владычицы. Увидевши это дивное знамение, Апостолы с благоговением поклонились нерукотворенному образу и возблагодарили Господа. Потом Сама Богоматерь посетила храм Лидский и, нашедши там весьма многих, уверовавших во Христа, возрадовалась духом и даровала образу Своему благодать и силу чудотворения. В честь явления этого образа установлено и совершается празднование 12 марта.

В IV веке во время гонения, воздвигнутого Юлианом на Церковь Христову, послан был им в Лиду сродник его для уничтожения образа Пресвятой Богородицы. При этом последовало новое чудо: как ни старались каменосечцы разными орудиями стесать священное изображение, но оно не сглаждалось, а углублялось более и более внутрь столба со всеми красками и очертаниями, так что ремесленники, не могши никакими усилиями уничтожить его, принуждены были оставить свою безуспешную работу. Слух о великих и многочисленных чудесах, бывших от честного образа Божией Матери, распространился во все концы мира, и потому верующие ежегодно отовсюду стекались в Лиду для поклонения ему.

* * *

138

Обитель св. Мамонта Ксилоцирская находилась у городской стены Ксилоцирк (деревянный цирк) у городских ворот того-же имени, почему Симеон называется игуменом обители Мамонтовой у Ксилоцирка, иногда и просто Ксилоцирским.


Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle