11-е
Св. Софрония, патриарха Иерусалимского
Уроженец Дамаска, весьма образованный во внешних и священных науках, Софроний подвизался сначала в Палестинской обители преподобного Феодосия под руководством Иоанна Мосха, потом с ним же посещал Фиваидских пустынников. В Александрии заболел глазами и, когда через несколько месяцев врачи объявили болезнь неизлечимой, обратился с молитвой к св. врачам Киру и Иоанну (31 янв.) и был исцелён ими. Благодарный к св. мученикам, он изобразил жизнь и подвиги их и описал 70 чудес их. В Александрии Иоанн и Софроний жили при патриархе Иоанне Милостивом (12 ноября) и были ему помощниками в управлении делами Церкви и в борьбе с еретиками монофизитами; тут же Софроний и монахом сделался. Когда Персы приближались к Александрии (618 г.), Иоанн и Софроний отправились странствовать и посетили Кипр, Константинополь и Рим. В Риме Иоанн скончался (622 г.), и Софроний возвратился в лавру преп. Феодосия для предания земле останков учителя своего. Затем был в Александрии и со слезами умолял патриарха Кира не оглашать «изложения Веры», которым он думал соединить монофизитов с Церковью; но тщетны были его просьбы как здесь, так и в Константинополе, у патриарха Сергия. В начале 634 г. собор епископов Иерусалимского округа избрал его в патриарха. Софроний немедленно соборне обличил ересь и известил о том прочих патриархов. В 636 году, в августе магометане подступили к Иерусалиму и держали его в осаде пять месяцев; наконец Софроний явился в стан неприятельский и сдал город на возможно приличных условиях. Скончался около 638 года. От него имеются многие песни церковные, слова и объяснение на литургию.
† Преставление св. Евфимия, архиепископа Новгородского
Св. Евфимий, в крещении Иоанн, сын молитвы бесплодных благочестивых родителей, Новгородцев, священника Михея и Анны118, на 15 году вступил в Вяжицкую обитель, – это была тогда обитель новая. Благочестивые пустынники Евфросин, Игнатий и Галактион избрали себе место для подвигов в лесу и на болоте. Они поставили сперва часовню в честь святителя Николая. Когда же пришёл к ним священник Пимен, в иночестве Пахомий, – устроен был храм св. Николая в 1411 г., и Пахомий был первым игуменом119. Один Новгородский боярин много прибавлял скорбей к суровой жизни пустынников, пока не получил исцеление в обители св. Николая. В это-то дикое и суровое место пришёл Иоанн и, приняв иночество, стал вести жизнь подвижническую. Узнав о строгой жизни инока Евфимия, архиепископ Симеон взял Евфимия в свой дом и поручил ему заведовать церковным имуществом; это был первый казначей из иноков, а до того времени казначеи дома избирались из мирян. Евфимий был и примерным казначеем, и строгим иноком. По смерти блаж. Симеона и после краткого правления и избранного, но не посвящённого, Феодосия избрали в архиепископа Евфимия бородатого. Казначей Евфимий удалился в Хутынь на безмолвие; но скоро иноки Лисичьей горы упросили его быть их игуменом.
Ноября 29-го 1429 г. «священноинок Евфимий с Лисичьей горы по жребию возведён был на сени», т. е. в дом и должность Новгородского архипастыря120. Так как в Москве после изгнанного Исидора, от кровавых споров за престол великого князя долго не было митрополита, то Евфимий до 1434 г. оставался наречённым архиепископом, а в этом году (мая 24) посвящён был в Смоленске митрополитом Герасимом121. Такое положение не было лёгким для блаж. Евфимия; но это не мешало ему с ревностью заниматься делами порученного ему звания. Пожар, опустошивший Софийскую сторону в 1431 г., заставил его много трудиться для возобновления строений владычнего дома. В Новгородском кремле построено им несколько храмов и богато украшен Софийский собор. «Если хочешь, пишет Пахомий, видеть немногое из числа великих дел его, – иди к храму св. Софии. Там увидишь созданные им храмы святых, стоящие подобно горам. Не голосом, а делом открывают они разнообразную красоту свою». – «Это даровал мне архиепископ Евфимий», говорит одна церковь; другая говорит: «таким благолепием он украсил меня»; третья поведает: «меня воздвиг он с основания». Храм великого Иоанна Златоустого, высокий и красивый, рукой Златоустого благословляет его и от его лица говорит: «поскольку ты воздвиг мне храм на земле, и я умолю Творца приготовить тебе храмину на небе». Соборный храм премудрости Божией, обветшавший от времени и возобновлённый им, вещает: «он возвратил мне прежнее благолепие моё, у красил меня св. иконами, – он – хвала и красота моя». Похваляясь перед Церковью ангела его Евфимия, им построенной, и прочими храмами, старец прибавляет: «се аз и дети, которых дал мне он». По летописям видим ещё, что в начальные годы правления паствой блаж. Евфимий многое устроил и в любимой своей обители Вяжицкой, дотоле бедной. В 1438 г. построен им здесь каменный храм св. Николая, который потом украшен был стенным письмом; а в следующем году построил он здесь же каменный тёплый храм Богослова с трапезой и службами122.
Ревностный к славе Божией архипастырь благоговел к делам предшественников своих. Это благоговение его одобрено было свыше. Ночью в 1439 году пономарь Аарон, не во сне, а наяву, видел прежних святителей Новгорода, вошедших в храм из притвора. Объятый ужасом, не смел он разбудить товарищей своих. Немного спустя святители вышли из алтаря в полном облачении и, став перед Корсунской иконой Богородицы, начали совершать молебное пение; голос их слышал Аарон, но слов не мог понять. Они молились с час и возвратились в алтарь. – Тем кончилось видение. На рассвете Аарон донёс о том архиепископу Евфимию, а утром рассказал всем. – Блажен. архипастырь соборно отслужил литургию и панихиду по всем архипастырям св. Софии и потом роздал щедрую милостыню бедным123. В том же году при возобновлении Софийского собора, в притворе его найдены были нетленные мощи, но чьи, никто не знал. Ночью св. Евфимию явился святитель и сказал: «я тот Иоанн архиепископ, которого открыт гроб». Дав обещание молиться за город, повелел он творить поминовение по усопшим князьям и архипастырям Новгорода 124. Эти напоминания о долге чтить прежних наставников и князей были весьма благовременны: Новгороду, который часто засматривался на запад, нужно было напомнить, что у него есть достойное уважения его, а новости запада потому уже подозрительны, что они новы. Осенью 1437 г. митрополит Исидор был в Новгороде, потом, пробыв несколько недель в Пскове, отнял у Новгородского архипастыря «суд и печать и воды и землю и все доходы» по Псковской стороне, назначив своего наместника во Псков. Блаженный Евфимий с смирением и кротостью перенёс это, не зная ещё, верный ли пастырь церкви Исидор? В конце 1441 г. открылось для всей России, что Исидор был покорный слуга папы, властолюбивого и гордого, и хотел, чтобы вся Русская Церковь покорилась своеволиям папы125. Теперь-то блаж. Евфимий особенно ясно увидел и давал видеть другим, как нужно было для паствы его, имевшей столько сношений с западом, вразумление неба – помнить своих наставников веры.
Дорожа св. Верой предков, блаженный архипастырь заботился о умножении книг полезных для души. Ещё и ныне целы книги, списанные по его воле и на его счёт126. – Но при уважении к древнему благочестию, не опасался он пользоваться изобретениями запада, относящимися к удобствам земной жизни. – С помощью заморских мастеров, но под надзором казначея своего Феодора, искусного зодчего, построил он множество каменных зданий на святительском дворе. Ещё поныне целы «палаты Евфимиевы», но уже изменённые во многом. Они изумляли собой современников Евфимия. По описанию Пахомия, они устроены были со внутренними переходами и множеством дверей, так что только домашний человек мог находить тайные сообщения между всеми покоями. – Евфимий построил ещё «часозвоню», каменное строение с часами и звоном. – Эта башня с часами составляет одно из самых высоких зданий, откуда виден Новгород с его отдалёнными монастырями. Пожар 1442 г., от которого повреждено до 12 каменных церквей, вызвал деятельность святителя на возобновление и устроение нескольких приходских церквей127.
Нравы Новгородцев того времени доставляли много трудов и скорбей святителю, ревностному к долгу своему. Вот что говорит Новгородский летописец под 1446 г.: «в то время не было в Новгороде правды и правого суда, – явились ябедники, давали клятву и целовали крест на неправду, восстали грабежи по сёлам, волостям и городу, и были мы в поругание соседям нашим; были объезды по волостям тяжёлые и поборы частые; раздавались крик, рыдание, вопли и проклятия на старших наших и на город, потому что не было ни милости, ни суда правого». А древний повествователь о святителе пишет, что он сколько был заботлив о облегчении участи несчастных, столько строг был для наглого греха. Он не молчал, когда сильный властью или богатством делал противное закону Божию. Не смягчали и не останавливали его в обличениях греху ни просьбой, ни дарами, ни угрозами. Церковь восхваляет (в службе) «ревность его против незаконных браков и блуда». В 1446 г. блаженный архипастырь отправлялся «за Волок благословити Новгородскую отчину и свою архиепископыо и своих детей». – В этом путешествии провёл он целые полгода: оставив Новгород 7 августа, он возвратился из Заволочья 23 января 1447 г.; тогда посещал он между прочим и Копевец128.
В 1446 г. Шемяка захватил великокняжеский престол и вступил в сношения с Новгородом. – Для Новгородского архипастыря наступило затруднительное положение129. В 1451 г. святитель Иона писал к архиепископу Евфимию грамоту о том, чтобы старался он потушить волнения, поднятые в Новгороде Шемякой. «Я знаю, сын и брат мой, писал первосвятитель, что сам ты хорошо знаешь священное писание; но наше смирение, по долгу святительства своего, пишет тебе кратко... Благословляю тебя, сына, и брата, на то, чтобы ты сам наставлял и священникам приказывал учить духовных детей уклоняться от всякого худого дела». Тогда же первосвятитель особым посланием убеждал Новгородцев остановить беспорядки слепого своеволия, причём писал: «будьте во всём послушны нашему сыну и брату, а вашему отцу и учителю, Боголюбивому архиепископу Евфимию»130. По этому видно, что первосвятитель весьма уважал блаженного Евфимия. Но Новгородцы были не таковы, чтобы могли во всём слушаться великого святителя своего. Они никак не хотели прекратить связей с Шемякой. В 1452 г. первосвятитель писал архиепископу Евфимию, чтобы Новгородцы и кн. Димитрий прислали послов для испрошения прощения у великого князя Василия; иначе, прибавлял святой Иона, кровь падёт на того, кто хочет проливать её131. Шемяка, бессовестный клятвопреступник и жестокосердный враг, отлучён был от Церкви. Но Новгородцы и тогда не отставали от связи с ним. Шемяка до того умел обманывать других на счёт себя и льстить слабостям людским, что Новгородцы кричали: святая София – защита притеснённым. – Оружие великого князя восторжествовало над непокорными. Блаженному Евфимию пришлось быть ходатаем перед великим князем за преступных детей его. И великий князь простил виновных. Это было в 1456 г.132.
Блаженный архипастырь ни в чём не щадил самого себя, был строг к себе. Заботы по управлению не удерживали его от выполнения правила иноческого; чего днём не успевал он сделать, довершал ночью: за час до утрени вставал он на келейную молитву и потом слушал церковную. службу. Часто всю ночь проводил он без сна; укрощая плоть, носил оп вериги, но о них никто не знал до самой кончины его133. Первую неделю Великого поста проводил он в Вяжицкой своей обители, в безмолвной молитве и ничего не вкушая.
Достигнув глубокой старости и чувствуя близость смерти, Евфимий беспокоился в душе, что дела Шемяки поставляли его в неблаговидное отношение к первосвятителю, которого высоко чтил он. Он послал нарочного с письмом, испрашивая молитв и прощения себе у святого Ионы. Святитель в ответе писал, что скорбит о болезни Евфимия, и потом говорил: «напоминаем тебе, сын мой, что ты стал было поступать слишком просто: того, кто отлучён был нашим смирением за преступления, вы принимали у себя, с тем приятельское имели общение в пище и питье, того удостаивали своего благословения. – И ты, сын мой, принеси покаяние в том пред Богом». Далее сказано, что если Евфимий выздоровеет, то прибыл бы в Москву; если же умрёт до прибытия посланных, прощальная грамота должна быть прочтена над гробом его134. Блаженный Евфимий преставился 10 марта 1458 г.135. Посланный первосвятителя, духовник Евмений, прибыл в Новгород уже спустя 16 дней после кончины Евфимия; гроб его, по его завещанию, стоял в храме любимой Вяжицкой обители. Когда открыли гроб, чтобы прочесть прощальную грамоту Евфимию, к общему изумлению, тление не коснулось человека Божия; он лежал как спящий; персты его были сложены для благословения. «Ещё хранит Бог Новгород; за него молится святитель Евфимий», сказал вслух Евмений и, прочтя грамоту Ионы, вложил её в руку Евфимия.
Вскоре после кончины Евфимия стали истекать чудеса от святителя. Первый испытал на себе милость его игумен Вяжицкий Варлаам. Он сильно страдал от лихорадки и, когда возложил на себя схиму и вериги Евфимия, выздоровел. Сын Новгородского боярина Матфей, три года страдавший от головной боли, едва только возложил на себя схиму Евфимия при его гробе, получил исцеление. Подобно сему исцелились келарь обители, разбитый параличом, и многие другие. Особенно замечательно событие с протодиаконом святителя Феодором. В предсмертной болезни принял он иночество с именем Феодосия и сказал своим, чтобы похоронили его в Антониевой обители. Потом уже умирающий хотел он встать, но не мог, и велел всем оградиться крестным знамением. Что это значит? спросили его. «Блаженный архиепископ Евфимий пришёл ко мне и зовёт меня в свой монастырь; отнесите же меня в обитель на Вяжицы», сказал Феодосий и испустил дух136.
По переписи 1500 г. видим уже в Вяжицком монастыре церковь во имя святителя Евфимия137.
«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:11–13.)
В тот же день преп. Софрония, затворника Печерского
В тот же день преп. Софрония, затворника Печерского, спасавшегося в пещере, ежедневно прочитывавшего всю псалтирь и до кончины не снимавшего с себя власяницы и железного пояса. Мощи его в Феодосиевых пещерах в Киевской Лавре.
* * *
Ркп. житие св. Евфимия, описанное Пахомием. Сочинитель говорит, что пишет он о св. Евфимии „не по своему произволу, а по воле преемника престола его, владыки Ионы, который после него судом Божиим и избранием людей восприял кафедру святой Софии, а при жизни был искренним другом ему: движимый любовью велел он написать житие его. И я при помощи молитв святителя предлагаю слово моё для живущих по Богу, на пользу общую, чтобы не предана была забвению истина и не скрылась бы под тяжестью многих набегающих лет“. Синод. б-ки ркп. № 6309 Костомарова напеч. 4 ч. (памяти, стар. лит. СПб. 1862) со списка Софийской б-ки.
Ист. иер. III, 635. Собр. л. III, 235. 237. IV, 115. 119.
Собр. л. 3, 110. 184.
Ист. акт. 1, № 258. Тучков в житии св. Михаила Клопского: „сему чудному Евфимию возведену бывшу на престол, случися тогда нестроение во граде: овии от граждан прилежаху, по древним преданиям, Русским царем, вельможи же града вси и старейшины хотяху латыни приложитися и сих кралю повиноватися. И тако нестроению велику сушу и того ради блаж. Евфимию не совершившуся архиерейства три лета“. Московский боярин грозного царя по страху говорит неправду: нестроения 1431–1433 г. происходили в Москве между кн. Василием и Юрием, почему и опоздали отправить в Царьград св. Иону.
Собр. л. III, 113. 239. 141. IV, 112. Ист. иер. III, 635. 636. В Новгородском Софийском соборе сохраняется серебр. артосный панагияр, устроенный, по надписи, в 1435 г. „повелением преосвященного архиепископа великого Новгорода, владыки Евфимия, при князе Юрье Лугвеньевце“.
Собр. л. III, 239.
Собр. л. III, 183. 112. 113. В Тихвинском уставе 1590 г. сказано: „на память священномуч. Иерофея уставися поминка от Евфимия архиепископа Вяжицкого, по повелению Ивана архиепископа темниц, по великих князьях и вел. княгинях и их сродник и архиепископех и епископех, иже лежат в вел. Новгороде в соборной церкви и по монастырех и по всех православных христианех“. В Воскресенском монастыре находился уставь 1440 г., где рукой самого святителя написана была заповедь совершать поминовение о почивающих в Софийском соборе.
Собр. л. III, 113. 114. IV. 122. 210–212. V, 29. 30. Царств. л. 202–238.
В Синод. б. целы служебник и устав святителя (Саввы указатель, стр. 252. 262); целы минеи служебные: за ноябрь 1438 г., за июнь 1439 г., за февраль 1441 г., за апрель 1442 г. минея праздничная. Замечательно послесловие писца первой минеи. Он говорит: „повелением господина моего архиепископа владыки Евфимия“ писал в обители Богородицы на Перыне игумен Дионисий, далее: „отцы, господа и братия, клир св. Софии! пойте или читайте, но исправляя; а меня грешного не клените; если где описался я, говоря ли с другом или обучая детей или по затмению мыслей: не ропщите на меня бедного“. Цель октоих, писанный в 1437 г. по приказанию св. Евфимия для Соф. собора. Извест. акад. VI, 294–296. 299. VII, 275.
Собр. л. IV, 122. Опис. Новгор. архиер. дома, стр. 12–14. 33. 34. 40–45. 59. По Новгор. л. (собр. л. III, 111. 112) палаты построены в 1435 г., башня – в 1436 г., новая колокольня в 1439 г., а часы – в 1449 г. (собр. л. III, 112. 239. IV, 123).
Собр. л. IV, 125.
Собр. л. IV, 125. 126. См. июня 19 ч.
Ист. акт. 1, № 44. 45.
Ист. акт. I. № 53.
Собр. лет. V, 271. 272. VI, 127.
Пахомиева служба св. Евфимию, в минее за март, Μ. 1646 г. у Румянцева № 397.
Ист. акт. I. № 269.
Летопись: 1458 г. „преставися владыка Евфимий мес. марта в 10 день. Покой, Господи, со святыми душу его“ (Собр. л. 4. 127). „Положен бысть на владычестве 24 года“ (Собр. л.3:241).
Пахомий в житии св. Евфимия: служба св. Евфимию написана – им же.
Неволина о пятинах. В прол., стр. 16. В святцах устава XVI в. март. 11 „успение св. Евфимия архиеп. Новгор.“ у Толстого 1, № 100. Св. Евфимий изображён на столпе в алтаре Софийск. собора. Опис. собр. 94. СПб. 1853. Между святыми по грамотам XVII в. см. января 25, пр. 120.