5-е число
† Подвиги св. мученицы Ирины и память других начальных проповедников веры в Сербии
По житию святой Ирины, составленному не в раннее время, святая Ирина, дочь князя Ликиния, крещена была св. Тимофеем († 93 г.), учеником Апостола Павла; проповедовала св. веру на своей родине и по её проповеди принял св. веру отец её князь Ликиний со всем двором своим; на родине своей продолжала она проповедь о Христе три года, много вытерпела истязаний от защитников язычества и успела обратить ко Христу всего до 11,000 человек. Потом с Евангельской проповедью была она во Фракийских городах и скончалась мученицей в Солуне99.
Где жил князь Ликиний? Где была родина святой Ирины, оглашённая Евангельской проповедью мученицы? В Магеддоне крещена Ирина, в Магеддоне проповедовала, говорит позднее житие. Хотя с таким именем ни страны, ни города не видно в Греко-Римской империи, по известным памятникам100; но известно, что южные города не раз переменяли свои имена101. Соседняя Фракия, оглашавшаяся проповедью св. Ирины после её родины, указывает на то, что родиной св. Ирины был Иллирик. Надобно сказать более: с проповедью своей святая обратилась во Фракию, страну Славян, собственно потому, что сама она была Славянка Иллирийская, или, говоря тогдашним языком, как во Фракии, так и в Иллирике жили тогда Фраки, говорившие одним и тем же Славянским языком102.
Такое понимание жития св. Ирины оправдывается и даже точнее определяется Сербской историей. Сербские летописи, когда касаются вопроса о начале христианства в Сербии, признают за несомненное, что Евангельское учение проповедано было в Сербии во времена Апостольские. Напр. в одной летописи XV в. сказано: «первая проповедь о благочестии проповедана была Апостолами, но от ересей угасала»103. То же писал о начале Сербского христианства папа IX века104. Другие Сербские летописи, говоря о Сербском жупане Неемане, называют его потомком того Ликиния, которого дочь св. Ирина страдала за св. веру, и «плод многих чудес се многу тьмы приведе в Христову веру»; они же говорят, что тот Ликиний был «Тривалийский господин, родом Србин»105. Троношская летопись говорит ещё: «крещен бысть (Нееманя) в Рассии во храме св. Апостол Петра и Павла, иже создан св. Апостолом Титом наподобие кумирниц ондашних, яко же и ныне стоит нерушимо»106. Тут вид святого храма, похожего на идольский храм, сам по себе говорит о глубокой древности его, видевшей в силе язычество; а то известие, что храм освящён св. Титом, который и по свидетельству Апостола Павла был в Далматии (2Тим.4:10), подкрепляет сведения жития о крещении Ирины другим учеником Павла, Тимофеем. Храмом Расы определяется ещё и место, где жили князь Ликиний и дщерь его. Это была Раса. В оправдание такой мысли о Расе служит при древности Расы уважительное внимание к Расе, оказанное императором Управдой в его распоряжении о Славянских епархиях107; в этом распоряжении видна мысль о Расе, как о колыбели Сербского христианства.
Святая вера, насаждённая св. Ириной в Сербии, не погасла после её мученической кончины, а ещё распространилась в Сербии. По мартирологам известны мученики восточной Триваллии: в Дадоеване заклинатель Гермес и Евентий, в Прахове Аггей, Гай и другие108; в западной Триваллии в Далматии, в городе Соленом, пострадал епископ Дамиан с 8 воинами, а через неделю за пастырем последовали диакон Септим и Виктурик 109. В южной Иллирии Драчский епископ Астий перед подвигом своим имел во сне видение: стоит он на камне, покрытом смолой и маслом. Проснувшись, рассказал он клирикам сон и прибавил: «братия! я должен пострадать за Христа, а вы можете бежать, где кто надеется быть целым». Это было при императоре Траяне в 110 году110. Следовательно, тогда были в Иллирике христиане и ревностные пастыри их. Известны и особые обычаи Иллирийских христиан относительно Великого поста111. Предание о построении Константином Великим храмов в Твердоше, Стоне, Завале, Добричеве основано на памятниках112. Известны и подвижники уединения, блаженные Мартин и Иларий, страдавшие в Иллирике за православие от ариан113. С Готфскими королями Далматии арианство поднимало жестокие гонения против православия в Триваллии, но Славянская стихия взяла верх над пришлой немецкой и в начале V века православие стало господствующей верой в Триваллии114. В 760 году Дуклянскому митрополиту подчинены были епископы: Будвы, Котора, Бара, Слатывы, Скутаря, Драча, Палат, Сербии, Баснии, Травупии и Захмулья115.
Так быв первой лучшей христианкой Сербского народа, св. Ирина Апостольскою проповедью своей прочно утвердила святую веру между Сербами.
† Память о препод. Михее, ученике Сергиевом
Преподобный Михей жил в одной келье с преподобным Сергием; под руководством великого подвижника он взошёл на высокую степень духовного совершенства. Чистые сердцем узрят Бога. Кроткая душа келейника Сергиева очистилась послушанием и слезами и стала созерцать небожителей на земле. Мера участия его в созерцании явления Богоматери великому наставнику показывает и меру усовершенствования его в духовной жизни. Раз св. Сергий, совершив правило молитвы, сел немного отдохнуть, но вдруг сказал ученику своему Михею: «бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва произнёс он эти слова, как услышан был голос: «Пречистая грядёт». Внезапно осветил свет ярче солнечного. По удалении Богоматери, Сергий нашёл Михея без движения: от страха он лежал как бы мёртвый. Сергий поднял его, и он спрашивал: «скажи мне, отче, что это за чудное видение? От ужаса душа моя едва не разлучилась от тела». Сергий не мог говорить от радости. «Потерпи немного, сказал он, пока успокоится дух мой». Итак, великий наставник свободно видел Небесную Царицу и слышал слова Её; а ученик поражён был ужасом, не видел всего, но видел свет небесный. По рукоп. святцам «препод. отец Михей, келейник и ученик св. Сергия чудотворца, преставися в лето 6893 (1385) месяца мая в 6-й день», следовательно, за 6 лет до смерти наставника своего. Мощи его почивают под спудом в церкви, устроенной над местом погребения его, в честь явления Богоматери преподобным Сергию и Михею116.
† Преставление преподобного Адриана Монзенского
Родиной Адриана, в мире Амоса, была Кострома. Родители его желали, чтобы сочетался он браком, и даже нашли ему невесту. Но не того желал Амос, и сделался болен. В болезни виделся ему одинокий храм между двух рек, и он слышал голос: «здесь – твоё место». Оправясь от болезни, Амос тайно ушёл из дома родительского в Толгский монастырь и в Геннадиевой обители принял пострижение с именем Адриана. Здесь прожил он несколько лет; потом жил на Каменном острове в Спасской обители и в Павловой Обнорской пустыни. Его не оставляла мысль найти виденный храм между двух рек. В Павловой пустыни полюбил его старец Пафнутий, и Адриан рассказал ему давнее видение своё. В одно время вечером Пафнутий после правила лёг отдохнуть. Является ему неизвестный человек и говорит: «пошли друга твоего Адриана к востоку; место не дальше 50 вёрст отсюда; там увидит он преподобного мужа». Пафнутий спросил: кто он и как знает то место? Неизвестный отвечал: «то место не тебе назначено». Пафнутий рассказал об этом Адриану. Адриан, по рассказу престарелого священника Евпла, нашёл в глухом месте запустелый храм, тот самый, который представлялся ему в видении. Он возвратился к Пафнутию с радостью и они условились жить там вместе. Но неожиданно царский указ потребовал Пафнутия в Москву, где он (1595 г.) поставлен в архимандрита Чудова монастыря. Адриан оставался при храме с тремя иноками. Место было самое пустынное, тихое и приятное. Но открылось и неудобство: полая вода подмывала берег и была в виду опасность, что подроется она под храм. Один старец сказал при том Адриану, что и прежний игумен хотел перенести храм с опасного места на другое, и указал то место. Адриан и братия положили переселиться на то место. Но явился неизвестный человек и сказал: «не беспокойся о месте; место тебе назначено на берегу реки Монзы; ты узнаешь о нём по исцелении двух больных». По этим указаниям, Адриан перенёс храм и обитель на берег реки Монзы; это в 35 верстах от Галича и в 20 от Костромы, при впадении Монзы в р. Кострому. Здесь Адриан пользовался один год наставлениями и примером жизни преп. Ферапонта. – Пропитание доставали себе земледелием, и строитель Адриан был первым на работах. – В страшный голод 1601 г. обитель Адрианова неистощимо питала страдавших от голода. Наученные примером тружеников пустыни в те времена говорили: «не веянный хлеб – не голод, а посконная рубашка – не нагота». Но в 1601 г. хлеб был убит летним морозом, и целые тысячи умирали от голода. Преподобный Адриан, по наставлению чудного наставника своего Ферапонта, до голодного времени наполнил монастырские житницы хлебом и во время бедствия общего с полной любовью помогал страдавшим беднякам. Потом Литовцы напали на пустынную обитель и оставили посредине её огонь, с злостным намерением истребить её; но удалившиеся иноки нашли обитель целой. Блаж. Адриан скончался 5 мая 1619 г. По ркп. святцам называется он чудотворцем. Мощи его почивают в Благовещенском храме обители его, упразднённой с 1764 г.117.
Память местно-чтимой блаженной Феодосии, матери св. благоверного великого князя Александра Невского
В Новгородском Юрьевом монастыре, у южной стены собора, вровень с правым клиросом находится гробница, на которой положена плита из белого мрамора с надписью: «лета 1244 мая 5-го в Великом Новгороде почи о Господе блаженная великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великого князя Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно ножи и богоугоди, от него породи св. благоверных князей Феодора и Александра Невского и иных седмь сынов, и на конец жития иноческий образ восприимши, в нем же дано бысть ей имя Евфросиния; положена же бысть в обители св. Георгия подле сына своего, св. благоверного князя Феодора, на сем месте в каменном гробе».
* * *
Четь-минея и пролог мая 5. Выписка из Греческого жития святой Ирины у Геншения. Act Sanet, ad 5 Maii p. 4, 5. В менологе Василия – краткое известие. Здесь Ликиний называется Βασιλικός цариком, но какой страны не сказано. Особенность ещё та здесь: «задержанная воеводой Ампелианом была много мучима, но, не согласившись отказаться от Христа, предана мечу и была погребена». По житию, упокоилась в погребальной пещере. В Иеронимовом мартирологе: «мая 5 в Солуне мученическая кончина св. Иринея, Перегрина и Ирины»; у Адона, «мая 5 в Солуне страдание св. Иринея, Перегрина и Ирины, сожжённых огнём». С тем же прибавлением – в мартирологе Усуарда и Ноткера. Издатель Усуарда справедливо заметил, что Адо внёс добавление о роде смерти из древних деяний, теперь потерянных. Бароний замечает: «у Греков в менологе (5 мая) упоминается один Ириней». Нынешнее «житие» св. Ирины – поздняя и неискусная переделка потерянных деяний. Это видно по его многословию и по недостатку точных указаний на время подвигов, равно и по несогласию с мартирологами. – Извлечение из жития синаксарь Греческой минеи на 5 мая.
См. напр. Синекдемово описание областей и городов империи 6 века. Constant porphir. vol. III, Bon. 1840.
Списки городов, переменивших имена, у Тафеля de provinciis p. 21, 22, в изд. Порфирогенета III, 280–282 ed. Bon.
См. О Фракии июня 24, августа 20 и окт. 12. О Тривал ах – Вендах говорено мар. 26 пр. 233, мая 22 пр. 347, окт. 12 пр. 23, 24. Здесь укажем на Диона Кассия. Он в своё время, в 3 в., знал Тривалов там же, где были они в 7 и в последующих веках, и там же, по его известию, жили они в 29 г. до Рожд. Хр. (LI, 22–27). Аппион тут же показывает равные племена Иллиров (De bello Illyr. 1, 2, 3). Порфирогенет (ed admin. imp. § 30) откуда-то занял заметку о том, что Славяне в 449 г. выгнали Греческих колонистов из некоторых городов Далматии; но он и не заметил, что эта заметка не вяжется с его повестью о появлении Славян на юге при Ираклие. Древние поселения Сербов: а) В восточной полосе: Пищь, Козль, Равьный, Сверлевый, Средец, Ведряна, Еревана, Медока, Запара, Лесковац, Златая гора, Рассова, Водина (Aquæ, Видин), Радоевац (Retiaria), Прахово (Bononia), Костолац, Смедереио (на Мораве – Морге), Выменячий (Vimenacius, производящий мену, после Браничево, Чехов дом (Белград); б) В средней полосе (Рассин и Босне): Раса, Пожега (Incera), Призрень, Врана, Скопль, Топлица, Десница, Добрунь, Которица, Лешница, Дрежняк, Галич, Сеница, Тешань, Медюречь, Выроевач, Паньтино, Звечано, Черна-буча, Будимль, Плевле, Лугомирь, Горица, Лавы, Травник, Радешить, Столац, Миятовац, Валко, Соленая, Яйце; в) В южной (Зете) – Дукля, Скутарь, Будва, Цетина. Лента (Лецинь); Граднт, Река (Recatina), Черник, Пропатна, Слатива (Свачь), Облачить, Лета, Драч, Бар, Дрнвост, Дань, Рыбница; г) В юго-западной (Требивье, Конавле, Захлумье и Неретве): Котор; Рисан, Лука, Виталица, Рудине, Любомир, Драчево, Урме, Сокол, Обод, Завала, Требине, Твердошь, Добричево, Хлум, Дубровник, Стон, Мокьрск, Осле, Дабар, Невесень, Глумник, Далмен, Неретва, Затон, Острог, Вруля, Олмшь, Млет; д) На северо-западе в Хорватии: Скрадено, Белград, Беличин, Хлевно, Столпы, Кори, Гламоч, Плива, Нин, Книв, Сплет, Трогирь, Бребер, Стридон, Соленая. См. Весселинга замечания на Синекдема, Бандурия – на Порфирогенета, Шафарика древн. III, 525–543. Черткова библиот. 2, 82, 84, 118. Стефаново житие св. Нееманя и Жичская грамота, Edrisi у Тафеля de ргоѵипс. р. 31–33. Tubingæ 1847.
У Гильфердинга в Русс. беседе 1860 г. II, 19.
П. Иоанн X († 900 г.) в письме к Сербским князьям Михаилу Захлумскому и Томиславу Хорватскому.
Летописи в гласнике I, 163. V, 21. У Григоровича стр. 65. Шафарика в памяти. 2, 55–57. «Глаголют истинны сьписателе, яко Ливию Срьбину быти родом Еллину мудрованием». Ошибка тут одна. Смешали Триваллского Ликиния с Ликинием, зятем Константина, тогда как зять Константина не был и властителем запада. Ещё св. Димитрий замечал об отце св. Ирины: «не той бе Ликиний, иже послежде бяше сцарственник ц. Константина, имевый в супружестве сестру Константинову, но иный, царь единого града, Македонии сопредельного. Той име в супружестве Константию, а сей Ликинию. Той в несчастии погибе, а сей в христианстве честно скончался. Той бяше по трех стех летех, а сей близ дней Апостольских».
Гласник V, 20.
См. ноября 14 д. Порфирогенет упоминает о Расе в описании событий 842 г. (De admin. imp. § 32). Древность Расы и Расских жупанов можно видеть из сличения другого места Константинова с грамотой Санковичей. В последней читаем: «я жупан Бельячь и воевода Радичь с братьями Санковичами дознали доподлинно из старых бумаг и от старожилов, людей добрых, которые хранят сведения, переходившие от поколения к поколению, также из межевых знаков и памятников, следующее: при море был город старый Дубровник в соседстве с Конавльской жупой, и этому городу принадлежала Конавльская жупа, составляя потомственное владение его, как и другие земли и места. Но тот старый город пал и запустел. Владетели Раисские и Холмские засели тут кривдой и насилием взяли Конавльскую жупу и другие места того города. Граждане перешли в безопасное место и построили город Дубровник, который ныне существует» (У Майкова стр. 69). Поскольку же основание нового Дубровника у Порфирогенета относится к 449 г., то выходит, что Раисские владетели с их стольным городом Расой были сильными ещё прежде 449 г.
Мартиролог Иеронима под 31 дек.: Retia Hermetis exorcistae. Усуард: Retiariae s. Hermetis exorcistse. По одному списку Усуарда; Retia provincia, civitate Reciaria s. Hermetis exorcistæ. Мартиролог Иеронима янв. 1. In Retia Eventii, Hermetis; Bononiæ Gaii, Heraclii. Янв. 4. In oriente Bononia civitate Hermitis, Aggei, Gaii, Petri, Marci, Sereni. Senni, Anastasiæ. Усуард под 4 янв. Civitate Bononia Hermetis, Aggei et Gai. У Баровия в мартирологе прибавлено о последних: «пострадали при имп. Макснмине». По картам старого мира Reciaria там, где ныне Радоевац, а Bononia вблизи Прахова.
Мартиролога Иеронима и Усуарда под 11 и 18 апр. св. епископ Елевферий, по менологам (дек. 16) «епископ Иллирика», последовавший при имп. Адриане (97–117 г.), по мартирологам Ноткера и Рабана (апр. 18) был епископом Аквилеи и пострадал в Риме (о месте страдания то же в Иеронимовом мартир.); в мартирологах Адона и Усуарда должно бы стоять: in Moesia Aquileiæ, вместо: Apud Messanam Apuliiæ, чему трудно приискать смысл; равно напрасно писали в Греческих известиях, что Елевферий поставлен в епископа Аникитой (154–169).
Menolog. Basilii ad 6 Julii. Act. Sanet Julii II, 284. Пролог июн. 4. Baronins ad an. 110. Мощи св. Петра, замученного в Которе, перенесены были в Дубровин в 1026 г., говорит Майков (о Сер. языке стр. 82). Тут не всё верно. В договорной грамоте с Михаилом Ясенем Дубровинчане говорят: «клянёмся – св. мучениками Василием, Лаврентием, Петром и Андреем, нашими ходатаями» (Майков стр. 8). Как св. Лаврентий есть известный мученик и архидиакон Римский и св. Василий епископ, покровитель Дубровичан, замучен в Севастии в 306 г. (Lat. Patrol. 123,725. 726): так в св. Петре и Андрее надобно признать Лампсакских мучеников, воспоминаемых церковью мая 18 и в мартирологах мая 15. На монетах Которских изображался св. Трифон; это – мученик Никейский времён Декия, празднуемый февр. 1. Он – покровитель Котора (Martyrol. Usuardi. р. 726. 727). Всё это значит то, что мощи помянутых мучеников в давние времена перенесены были в Сербские поселения.
Созомена ист. VII, 19. Сократа V, 22. Георгия Амарт. хрон. р. 277.
Зап. геогр. общ. XIII, 658–660. 488.
Созомева ист. IV, 14. Изгнание блаженных из Иллирика надобно отнести ко времени Готфских королей Сербии, потому что в 373 г. собор Иллирийский подтвердил веру Никейского собора. Хрон. Георгия Амарт. р. 456. 460.
История Сербского христианства доселе нимало не разработана. Бедный Раич то говорит, что христианство началось в Сербии при Ираклие, то относит начало его ко времени Будимира (I, 301. 318. 320. II. 204–207). «Поглед на историю Србске Церкве прваго периода» (в X ч. Гласника) вышел неудачным оттого, что сочинителя увлёк за собой Шафарик, слишком много занявшийся Балтийскими Вендами и слишком мало – Адриатическими. Но не трудно отыскать правду и у Дуклянца. Если Поислав XIV, король Дуклянца, и Болеслав первый, король Порфирогенета, был современником Аттилы († 453 г.), то Светмир X и Будимир XI король, первые христианские короли Дуклянца, жили конечно не позже первой четверти пятого века. – Далее, так как Готфы поселились во Фракии в 375 г., в угоду Валенту приняв арианство (Сократа ист. IV, 33–35), той гонение, бывшее в Триваллии при четырёх Готфских королях Далматии, происходило с 375 г. и оно было гонением арианской, а не языческой власти. – Таким образом язычество после 5 века вносимо было в Сербию только приходившими с севера Аварами и отрядами Балтийских Вендов. Новые сведения о Славянах и Аварах времени Тиверия и Маврикия – у Иоанна Ефесского: Kirchengeschichte В. VI. с. 25.27. 30–38. Münch. 1862. Regnum Siavorum, переведённое Дуклянцем с Славян, яз., издано Лусичем: De regno Dalmatiæ et Croatiæ. Amstelod. 1666. Здесь же другой Латинский перевод Марула. Kronika Hrvatska iz XII veka изд. в 4 кн. Arkiva za povestnicu jugoslavensku, – v Zagrebu 1851. При сличении Латинского текста Дуклянца с текстом kroniki оказывается в большей части буквальное сходство между ними, – но встречаются и разности, которые объясняют тем, что у Дуклянца был другой список древней хроники (Ж. Μ. Прос. ч. 22, стр. 104–106); вероятнее же Дуклянец при переводе древней хроники дозволял себе делать прибавления и поправки, не всегда удачные. Отступая от текста хроники, он пишет: rex Bladinus cernens, quod maxima multitudo populi esset cum eis (Yulgaris), fecit pacem coeperuntque se utrique populi valde inter se diligere, i. e. Cothi, qui et Slavi, et Vulgari, et maxime, quod ambo populi gentiles essent et un lingua esset omnibus (vire i iezika byli iednoga). Прибавка: «Готфы, они же и Славяне», означает только то, что Готфская народность, поглощённая силой Славянской, дала первое место в жизни Славянскому народу. Это – верно. Выражение же: ampo populi gentiles essent, отступая от древнего текста, грешит против истории.
Mansi Т. ХII, 723. Епископы Дуклянский и Чехова дома были на Средечском соборе 347 г., Скутарский известен с 384 г. Последний при св. Григории Двоеслове был также митрополитом (Lib. VII, ер. 70). По письму и. Иоанна 8 (872–882 г.) вся Далматия, равно епископы Рагузы, Скраденного, Сплетя, Ядеры и Белграда состоят в ведении Констант. патриарха. Wiltsch, kirchl. Statist 1, 122, 127–129. 399. 400. Дукля стала митрополией со времени кор. Будимира, который похоронен был в кафедральном храме Дукли. Так говорит Дуклянец.
Епифаниево житие препод. Сергия. Никон. л. IV, 236–238. Месяцеслов Сергиевой лавры стр. 4. 49–50. Μ. 1850 г.
Ркп. сказание о Монзенском монастыре – у Царского № 118. Сведен. о монаст. 162. 163. Ист. иер. 6, 10. 25. Ркп. святцы: «преп. священноинок Адриан чудотворец, строитель Благовещенского мон. на Монзе р. преставися в л. 7127 мая в 5 день».