Источник

29-е число

Св. мучениц Феодосии, девицы Тирской, и другой Феодосии. Цареградской

Девица 18 лет, уроженка г. Тира, находясь в Кесарии Палестинской, посетила место заключения исповедников Христовых, приветствовала их и просила помянуть её, когда предстанут лицу Божию. Воины тотчас схватили её, как преступницу, и представили правителю Урбану. А этот подверг её лютым мукам, при коих рёбра и сосцы её были остроганы до костей; затем ещё дышащую велел утопить в море. Скончалась 6 апр. 308 года (Евсев. Церк. Ист. 8, 17).

Феодосия Цареградская, монахиня знатного рода, гласно обличала нечестие царя Льва Исавра и патриарха Анастасия, велевших уничтожить изображение Христа Спасителя на кресте, стоявшее на верху медных ворот большого императорского дворца. Едва посланный чиновник взошёл по лестнице и начал бить молотом по изображению, как собравшаяся толпа столкнула лестницу и упавшего чиновника предала смерти. Войско разогнало народ; захвачены были многие, в том числе и Феодосия. Как знатнейшую и виновнейшую, повелено было в течение семи дней бичевать её, по сотне ударов в день; и в восьмой вести с бесчестием по городу, причём раздражённый случайным ушибом палач убил её поднятым с улицы козьим рогом. Тело её было похоронено в её монастыре, у Золотого Рога, и источало исцеления.

† Преставление блаж. Иоанна юродивого, Устюжского

Близ старого Устюга, за рекой Сухоной, в селе Пухове жили благочестивые и зажиточные поселяне Савва и Мария450 – здесь родился у них сын Иоанн; здесь же ещё с юных лет начал отличаться жизнью строгой. По средам и пятницам не ел ничего, а в прочие дни довольствовался хлебом с водой. Когда мать заметила ему: к чему он постится в таких годах? «Чтобы избавиться от грехов, отвечал он; без греха никто, кроме Бога; не станем питать плоти, чтобы не стала врагом нашим». Когда родители переселились в гор. Орлец, на реке Юг, за 40 вер. от Устюга и отец здесь умер, мать постриглась под именем Наталии в Троицком Орлецком монастыре. Отрок Иоанн был при ней, по-прежнему молчаливый. Потом он начал юродствовать и мать оставила его на волю Божию. Перейдя в Устюг, поселился он близ соборной Успенской церкви, в хижине, построенной для него набожным Андреем Мишневым. Здесь он ночи проводил в молитве, а днём бегал по улицам в виде юродивого и отдыхал на навозе. Так жил он зимой и летом. Чего стоило ему выносить в такой одежде северные морозы? Много пришлось ему вытерпеть побоев, насмешек, брани от людей, не понимавших ни себя, ни его. Чтобы выносить столько страданий, надобно было глубоко чувствовать смысл слов Апостола: «нынешнее страдание наше, которое мгновенно и легко, готовит для нас в величайшем избытке вечную славу» (2Кор.4:17). Блаж. Иоанн скрывал свою жизнь от глаз человеческих, опасаясь известности людской, тлетворной для духа. Набожному священнику Григорию захотелось дознать тайные занятия Иоанна; священник смотрел сквозь щель из другой комнаты на блаж. Иоанна. Осмотревшись и не видя никого в комнате, блаж. Иоанн стал молиться с воздетыми к небу руками за творящих неправду, – так молился он не один час; окончив молитву, стал мешать уголья в печке, – тогда была зима жестокая; потом, оградив себя крестным знамением, лёг на уголья, Иерей, испуганный мыслью, не испёкся бы Иоанн, вошёл в комнату. Блаженный вышел из печи и, грозно посмотрев на пытливого, сказал: не смей никому говорить о том до моей смерти. Священник дал слово исполнить волю его с точностью. Жена Устюжского наместника кн. Феодора Красного, княгиня Мария, была больна жестокой горячкой и послала слугу к блаж. Иоанну с просьбой помолиться за неё. Иоанн лежал на навозе, но лишь только увидел слугу, сказал: «здравствуй, добрый князь Феодор и с княгиней своей». Слуга по возвращении нашёл княгиню уже здоровой. Кончина его последовала 29 мая 1494 г. и он был погребён в соборной церкви. В подлиннике писали: «Иоанн юродивый, Устюжский чудотворец, подобием молод, борода только расти зачала, в наусии; волосы просты; риза на нём раздранное рубище, исчерна бело, и свилося по нём; плечо голо, а также и рёбра голы и ноги, выше коленей»451.

Служба блаж. Иоанну написана во время царя Иоанна452. В 1610 г. писали, что услышав о победе царского войска над Сапегой, под Дмитровом, они «воздали славу Богу в Троице славимому – и Устюжским чудотворцам Прокопию и Иоанну»453. В 1613 г. Устюжане, молитвами Устюжских чудотворцев, не только защищали город свой от Поляков, но и разбили их454.

«Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно» (Лк.10:41,42). Не каждая ли христианская душа должна повторять себе эти слова Спасителя, которые так помнил блаж. Иоанн, как видно из всей жизни его?

Свв. мучч. Кирилла отрока, Карелла, Примола, Финода, Венуста, Гиссина, Александра, Тредентия и Иокунда

Особенно замечателен из них отрок Кирилл, поразивший своей твёрдостью всех, кто, не зная христианской веры, не мог постичь, какую силу даёт она своим исповедникам...

Сын язычника Кирилл терпел жестокое обращение с ним отца за присоединение своё к христианам и наконец был выгнан из родного дома. Не отлучило это его от Христа. Не смутили отрока и насмешки товарищей язычников; на убеждения же судьи, сначала ласково обратившегося к нему и обещавшего ему возвратить его в дом отца, если он перестанет упрямиться в своём заблуждении, Кирилл возразил: «отец выгнал меня, но Бог примет меня и даст мне жилище вечное» ...

«Когда же судья начал угрожать 16-ти-летнему исповеднику, показал ему костёр, приготовленный для него, то Кирилл отвечал: «смерти я не боюсь, она мне даст лучшую жизнь» ...

Тогда Кирилла приговорили быть сожжённым на костре. Увидев, что при этом некоторые из собравшихся вокруг него заплакали, отрок спокойно сказал им: «о чём вы плачете? За меня следует радоваться, а не плакать... но впрочем вы не знаете, какую я имею надежду и куда я иду» ... И затем, без малейшего смущения взойдя на костёр, принял мученическую смерть...

Все они пострадали в Кесарии Каппадокийской в гонение Валериана (253–259 гг.).

Воспоминание св. Великого Вселенского собора Первого, в Никее бывшего

Собор 318 отцов происходил в Никее в 325 году против Ария, отвергавшего вечность Сына Божия и единосущие Его с Богом Отцом. На сём соборе составлен и Символ веры, обязательный для всех верующих.

* * *

450

Ркп. житие бл. Иоанна Устюжского, по списку Ундольского № 320, 600; оно же у Толстого 2, № 375. Сокращение в прологе 29 мая. Писатель жития говорит, что он слышал о блаж. Иоанне от дяди и отца своего: один из них, быв священником при соборной церкви, не только лично видел жизнь бл. Иоанна, но и погребал его. Житие св. праведного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца», написано «в л. 7662 (1554)». Это – новая редакция жития.

451

У Буслаева Русс. словес. и искусства 2, 428.

452

В минее на май, Μ. 1646. Она же в ркп. Царского № 563. Служба написана в Устюге с молитвами за Устюг и царя. В святцах устава XVI в. (Толстого I, № 100) «мая 29 преставление св. Иоанна юродивого, Устюжеского чудотворца».

453

Ист. а. 1, 338.

454

Последнее чудо в житии, в списку Толстого.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Май. - 1900. - 438, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle