20-е число
Св. мучеников Фалалея, Александра и Астерия
Фалалей, восемнадцатилетний юноша, учившийся врачебному искусству и безмездный врач, был в царствование Нумериана схвачен и представлен правителю города Эг (Эги, ныне Аяскала, при море) в Киликии. Как твёрдый в своей вере христианин, он был предан на пытки, но воины Александр и Астерий, имевшие пытать его, сами уверовали во Христа и осуждены на смерть мечом. После того Фалалей был брошен зверям, но как звери не коснулись его, то был обезглавлен (284 года).
Блаженного Фалассия, аввы и игумена Ливийской обители, жившего в половине VII-го века
Всецело преданный благочестивому подвижничеству, блаженный Фалассий был также замечателен и любовью к духовному просвещению; прилежно изучал Священное Писание и оставил после себя много драгоценных сочинений (которыми впоследствии пользовался Иоанн Дамаскин), – напр.: учение о Лицах Божества; это учение повторял и объяснял И. Дамаскин в своём изложении веры. Св. Максим исповедник, современник преподобного Фалассия, также высоко уважал его, писал к нему послания, посвятил ему своё сочинение о трудных местах Священного Писания и в одном сочинении называет его своим наставником.
– «Если хочешь освободиться от всякого злого совокупно, – учил преподобный Фалассий в одном из своих сочинений, – то отрекись от матери зол – от самолюбия. Всем страстям предшествует самолюбие, а за всеми последует наконец гордость» ...294.
† Преставление св. Симона, епископа Владимирского
Блаженный Симон, писатель житий подвижников Печерских и Владимирский епископ, полагал начало иноческому житию в Печерской обители преп. Антония и Феодосия и здесь провёл долгое время в иноческих подвигах. В 1206 году видим его игуменом Владимирского Рождественского монастыря и духовником благочестивой княгини Марии, основательницы женского монастыря295. Когда благоверный князь Георгий Всеволодович пожелал иметь особого епископа Владимиру Клязменскому, дотоле зависевшему от Ростовского епископа, блаженный Симон поставлен был в епископа Владимиру и Суздалю. Это было в 1214 году296. В 1217 г. князь Константин вытеснил князя Юрия из Владимира и сел на столе великого князя. Блаженный Симон разделил с любимым князем удаление из Владимира в бедный городок Радилов. Хотя скоро затем добродушный Константин помирился с братом и, объявив его наследником своим, предоставил ему Суздаль, хотя при этом примирении Константин с любовью принимал Симона, одарил его подарками, но Симон и после того не разлучился с князем Георгием, остался при нём в Суздале; только по смерти Константина он «опять вступил в свою епископию Владимир»297. В сентябре 1218 года блаженный Симон в присутствии великого князя Георгия освящал новый храм в том монастыре, где был он игуменом. Князь Георгий любил блаж. Симона, который так много оказал любви к нему в горькое время: он объявил готовность свою открыть для друга его Поликарпа особую епископию в Суздале, но блаж. Симон, не находя того полезным для Поликарпа, отклонил князя от его намерения. Дочь великого князя Всеволода Верхуслава, с 1189 года супруга князя Ростислава Рюриковича, была духовной дочерью блаж. Симона и также готова была на всякие жертвы из уважения к блаженному епископу. Но Симон твёрдо шёл путём духовной жизни, не увлекаясь счастьем и не поблажая самолюбию298. В 1225 году освящал он соборный храм в Суздале, построенный им вместе с князем на место древнего разрушившегося собора. В мае 1226 года, чувствуя близость кончины своей, облёкся он в схиму и 22-го мая «блаженный, милостивый и учительный епископ» скончался. Он погребён был во Владимирском соборе299, но впоследствии мощи его перенесены в Киевские пещеры, где они и ныне покоятся300.
Летопись справедливо называет блаж. Симона учительным. Превосходное послание его к Поликарпу, Печерскому иноку и духовному другу, вполне оправдывает это название. Оно же показывает, каким искренним благочестием полна была душа блаж. Симона.
Инока Поликарпа тревожили помыслы честолюбия, гнавшие его из обители Печерской то в одно, то в другое место. Для уврачевания друга Симон изображает важность Печерской обители в духовной жизни и не щадит Поликарпа в обличениях.
«Брат!» так пишет святитель, «сядь в безмолвии, собери ум твой и скажи: человек, не оставил ли ты мира и родителей плотских? Если ты пришёл сюда для спасения, а делаешь не духовные дела, то для чего облёкся ты в иночество? Чёрные ризы не избавят тебя от муки. Вот видишь, тебя хвалят здесь князья, бояре и все друзья твои; они говорят: счастлив он, что возненавидел мир и славу его, – уже не печётся ни о чём земном, желая небесного. А ты живёшь не по-монашески. Стыдно мне за тебя. Что, если ублажающие нас предварят нас в Царствии Небесном? Они будут в покое, а мы будем, жестоко мучимые, кричать. Кто помилует тебя, когда ты сам себя погубишь? Пробудись, брат, пробудись и позаботься о душе своей; работай Господу со страхом и со всем смирением; не будь ныне кроток, а завтра – гневен и зол; ненадолго молчалив, а потом опять готовый роптать на игумена и его служителей. Не будь лжив, не оставляй церковного собрания под предлогом болезни. Как дождь растит семя, так Церковь оплодотворяет духовную землю для произращения добрых дел. Что ни делаешь в келье, не имеет той силы, как совершаемое в церкви. Читаешь ли псалтирь, или поёшь 12 псалмов, – это не сравняется с одним соборным пением: Господи, помилуй. Вспомни, брат, что верховный Апостол Пётр, сам будучи церковью Бога живаго, взятый Иродом и посаженный в темницу, церковной молитвой избавлен из рук Ирода. Давид в молитве говорит: одного прошу у Господа и того ищу, чтобы жить в доме Господнем, видеть красоты Господни и посещать святую церковь Его (Пс.26:4). Сам Господь говорит: где двое или трое собраны в Моё имя, там и Я посреди их (Мф.18:20). Если же их соберётся более ста, тем более веруй, что Бог там с ними. От церковного огня готовится и обед у них; одной крупицы сего обеда желаю я более всего, что у меня есть. Свидетельствуюсь Господом, что не желал бы коснуться другой пищи, кроме куска хлеба и гороха, приготовленных при той святой братии. А ты, брат, не делай так, что ныне с удовольствием разделяешь эту трапезу, а завтра ропщешь на повара и служащего брата и тем, оскорбляя начальствующего, подвергаешься одинаковому наказанию с тем недовольным, о котором говорит патерик. Не брани келаря: кто ропщет, тот себе причиняет вред. Бдите ли, пьёте ли, всё творите во славу Божию. Терпи, брат, и оскорбление: претерпевший до конца спасётся (Мф.24:13). Если и случится тебе быть оскорблённым и кто-нибудь скажет тебе: такой-то очень не хорошо говорил о тебе, скажи вестнику: хотя он и укорил меня, но он – мой брат, а я стою того, да и не он делает то, а враг, который хочет рассорить нас; пусть же Господь накажет лукавого и помилует брата. Скажешь, он в лицо оскорбил меня перед всеми. Не смущайся, сын, и не предавайся гневу, но поклонись брату и скажи: прости меня. Исправив свои грехи, победишь вражью силу. Если же на брань будешь отвечать грубостью, то вдвойне оскорбишь себя. Разве ты больше царя Давида, которого Семей бранил в глаза? Он хотевшему отмстить за него слуге сказал: не делай сего; пусть видит Господь смирение моё и заплатит ему добром за его брань! Вспомни, сын, и больше того, как Господь смирил Себя, быв послушливым до смерти Отцу Своему. Он, страдая, не угрожал (1Пет.2:23), слушал хулу, терпел пощёчины и оплевание, но не гневался; молился за распинателей Своих и тебя учил молиться за врагов. Любите, говорил, врагов ваших, делайте добро ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, молитесь за наносящих вам напасть (Мф.5:44). Довольно, брат, и того, что учинил по своей гордости. Тебе следует оплакивать то, что, оставив святой монастырь и св. отцов Антония и Феодосия и св. черноризцев, которые с ними, взял на себя быть игуменом св. бессребреников. Хорошо ты поступил, когда скоро оставил это и не подставил спины врагу своему, который хотел погубить тебя. Разве ты не знаешь, что дерево не поливаемое и часто пересаживаемое скоро засыхает? И ты, отказавшись от послушания отцу и братии, скоро погиб бы. Овца в стаде безопасна, а отдалясь от стада, скоро становится добычей волков. Тебе бы следовало прежде ещё подумать, для чего хотел ты выйти из святой блаженной и честной обители Печерской, где так удобно спасаться всякому ищущему спасения? Я думаю, брат, что Сам Бог попустил это в наказание за гордость, за то, что ты не хотел служить святому человеку, господину своему, а нашему брату, архимандриту Акиндину, Печерскому игумену. Ты писал о своей досаде? Горе тебе! Ты погубишь душу свою. Спрашиваю тебя: чем ты надеешься спастись? Будь ты по истине всегда трезв и беден, проводи ночи без сна, но если не переносишь оскорблений, не спасёшься. Порадовались было о тебе игумен и братия, и мы утешились мыслью о твоём обретении. Но ты и ещё попустил быть твоей воле, а не воле игумена, – захотел ещё раз быть игуменом у св. Димитрия, хотя никто не принуждал тебя: ни игумен, ни князь, ни я. И вот теперь уже испытал. Пойми же, брат, что Богу не угодно твоё начальствование, и потому послал Он тебе слабость зрения. Но и тем не вразумился ты, чтобы сказать: благо мне, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим. Вижу, что ты самолюбив и ищешь славы у людей, а не у Бога. Разве не стою я такого сана? Чем я хуже, например, эконома? Так говорил ты. И супруга князя Ростислава Верхуслава пишет ко мне, желая видеть тебя епископом в Новгороде, на месте Антония, или в Смоленске на месте Лазаря, или в Юрьеве на месте Алексия. Она говорит: для тебя и Поликарпа готова я потратить хотя бы до тысячи серебра. Но я отвечал: дочь моя, Анастасия! не Богоугодное дело ты хочешь делать; если бы Поликарп оставался в монастыре с чистою совестью, в послушании игумену и братии и жил в строгом воздержании, то удостоился бы не только святительского сана, но и Небесного Царствия. Ты, брат, пожелал епископского сана? Конечно, доброго дела желаешь. Но послушай, что говорит Апостол Павел Тимофею и подумай, имеешь ли ты те качества, которые должен иметь епископ? Если бы ты был достоин такого сана, я не отпустил бы тебя от себя, своими руками поставил бы тебя наместником на обе епископии – во Владимир и Суздаль, как хотел князь Георгий, и не захотел я. Брат! не в том совершенство души, чтобы быть в чести у людей, а в том, чтобы улучшиться в жизни и быть чистым. Из Печерского монастыря многие поставлены в епископы. Как Самим Христом были посланы Апостолы во всю вселенную, так Матерью Его, Госпожой нашей, Богородицей, из её монастыря многие поставлены были в епископы по всей земле Русской. Первым был Ростовский епископ Леонтий священномученик, которого Бог прославил нетлением. Это был первый престольник; неверные мучили и убили его, и он стал третьим гражданином земли Русской, получив вместе с двумя Варягами венец от Христа, за Которого пострадал. О митрополите Кларионе ты сам читал в житии св. Антония, что им он пострижен и сподобился священства. После них поставлены были епископы Николай и Ефрем в Переяславль, Исаия в Ростов, Герман в Новгород, Стефан в Вышгород, Нифонт в Новгород, Лаврентий в Туров, Марин в Юрьев, Мина в Полоцк, Николай в Тмуторакань, Феоктист в Чернигов, Лука в Белгород, Ефрем в Суздаль. Если хочешь знать всех, прочти старую Ростовскую летопись; там найдёшь, что всех было более 30, а если читать далее, до нас грешных, то думаю, будет около 50. Пойми же, брат, какова слава того монастыря и, утвердясь, покайся. Полюби тихую и безмятежную жизнь, к которой Господь привёл тебя. Я рад оставить епископию и служить игумену в Печерском монастыре. Но ты знаешь, что удерживает меня. Кто не знает, что у меня, грешного Симона епископа, соборная церковь во Владимире, красота города, а другая в Суздале, которую сам я построил? Сколько они имеют городов и сёл! И десятину собирают со всей земли той. И всем тем владеет худость наша. Но перед Богом говорю тебе: всю эту славу и власть сочёл бы за ничто, если бы мне хотя колом торчать за воротами Печерского монастыря и быть попираему людьми. Один день в дому Божией Матери лучше тысячи лет временной чести. В нём хотел бы я жить лучше, чем в селениях грешников»301.
Так поучал блаженный Симон!
† Преставление святого Довмонта-Тимофея, князя Псковского
Литвин родом и князь Нальшанский, Довмонт долго оставался язычником и приведён был к святой вере обстоятельствами жизни. Миндовг, великий князь Литовский, заманив к себе жену Довмонта, заставил её разделять с ним ложе. Довмонт, по совести языческой, решился убить за то Миндовга. Отправясь вместе с войском Миндовга за Днепр, на войну, он вдруг объявил: «волшебство не дозволяет мне идти с вами» и воротясь напал на беззащитного Миндовга, убил его и двух сыновей его. Это было осенью 1263 года. Вслед затем в Литве началась резня, – один князь убивал другого, желая быть главным; а сын Миндовга Войшелг, достав себе престол отца, начал (с 1264 года) страшно мстить за смерть отца302. Довмонт принуждён был бежать из Литвы. В 1265 году он и вместе с ним 300 семей Литовских, спасая жизнь, явились в Псков. Теперь «дохнула на него, говорит древний жизнеописатель, благодать Божия»303. Душа Довмонта потрясена была превратностями жизни и, прозрев, стала видеть значение прежней языческой жизни. Во Пскове не было тогда недостатка в способных учителях веры для пришельцев Литвы: Псковских священников, как знакомых с языком Литвы, по соседству с нею, вызывали тогда в Литву для служения святой вере304. Довмонт крестился и с ним крестились все прибывшие с ним в Псков; Довмонт назван Тимофеем. Псковитяне были в восторге от торжества святой веры305. Псковичи столько надеялись теперь на Довмонта, что в следующем же году избрали его себе в князья, на место Святослава Ярославича. Небывалый дотоле пример, что Русский город принимает князя Литвина, вместо потомка Владимирова. Новгородский князь Ярослав оскорбился тем, – он хотел идти с войском против Пскова и выгнать Довмонта, но Новгородцы удержали его306. Псковичи выпросили для Довмонта руку внучки святого князя Александра Невского, Марии Димитриевны. Довмонт в том же году оправдал доверенность Псковичей к нему. Дикая Литва весьма часто вторгалась тогда в Россию из священных лесов своих, опустошала жилища и уводила с собой в плен множество христиан; князь Гердень отдал перед тем Гермейстеру Летгаллию307, тогда как Псковские священники задолго перед тем насадили православное христианство в Летгаллии308. Вследствие таких дел Литвы, Довмонт взял с собой 270 лучших воинов, отправился в Литву и в отсутствие Герденя прошёл с огнём и мечом по его владениям, взял в плен жену его с детьми и толпу Литвинов. Надлежало ждать погони со стороны Герденя. Довмонт, переправясь через Двину, отпустил 180 своих воинов с добычей во Псков, а сам остановился за пять вёрст от Двины. Скоро сторожевые дали знать Довмонту, что Гердень идёт с войском. «Братья Псковичи! Сказал Довмонт, кто стар из вас, тот отец мне; кто молод, тому брат я. Я слышал о вашем мужестве; перед вами жизнь и смерть. Братья мои! постоим за Святую Троицу», и так как был тогда день св. мученика Леонтия (18 числа), князь Тимофей прибавил: «Святая Троица и святый великий вождь Леонтий! Помогите нам против врагов наших!» Слова Довмонта одушевили Псковичей. Довмонт с 70 воинами разбил 700 Литовцев, князь Гедроиц (Готроп) был убит и с ним пали многие другие, иные потонули в Двине, а у Псковичей был убит только один309. Эта победа христианской надежды надолго осталась в памяти Псковичей310. В следующем году Довмонт снова ходил с Псковичами в Литву, страна предана была опустошению, а князь Гердень был убит311.
Самые важные услуги оказаны были святой вере и России мужеством Довмонта в делах с Ливонией. Немцы, отняв у России Ливонию, готовы были простирать жадную до корысти власть свою и далее, а в отношении к святой вере они были злостнее языческой Литвы: те довольствовались грабежом, не касаясь совести; Немцы грабили всё и силой заставляли принимать папизм, объявляя Русских язычниками. В 1268 году силы почти всех Русских князей собрались в Новгород, чтобы выгнать Датчан из Эстляндии. Довмонт с Псковичами примкнул к дружинам тестя своего, великого князя Димитрия. В самом начале похода «дворяне Божии», так называли себя Ливонские рыцари, прислали своих доверенных с клятвенными уверениями, что они не станут помогать Датчанам, лишь бы их не трогали. Но когда войска Русские, разорив несколько селений, приблизились к Раковору (Везенбергу), магистр ордена Отто фон-Реденштейн и Дерптский бискуп Александр явились с многочисленным войском на защиту Датчан. Началась страшная битва. Правому крылу союзного войска, где стояли Довмонт и Димитрий, Русские одолжены были торжеством над флангами Немцев. Бискуп был убит и с ним легло, по показанию самих Немцев, до 1,350 человек. Пользуясь темнотой ночи, храбрые рыцари убежали от Русских. Новгородцы, чувствуя большой урон в войске, возвратились назад, а Довмонт с Псковичами прошёл по Везенбергскому округу до самого моря, разоряя капища Эстов, и возвратился со множеством пленных312. Спустя несколько дней после Раковорской битвы, Немцы тайно вступили в пределы Псковские и ограбили несколько сёл. Довмонт с отрядом из 60 человек догнал их на реке Миронове, разбил 800; некоторые скрылись на острове; Довмонт велел зажечь траву, и низкие преступники клятвы погибли. Магистр, терзаемый злобой, собрал в 1269 году грозные силы, привёл сухопутно и на судах 18,000 войска и, имея стенобитные машины, грозил сравнять Псков с землёй. Довмонт, осмотрев силы неприятеля, собрал войско, пришёл в Троицкий собор, положил меч свой перед алтарём, пал на лице и молился со слезами: «Господи Боже, призри на кротких и смиренных рабов Твоих и смири высокие мысли гордых». Игумен Исидор препоясал князя мечом и благословил на битву за святую веру. Одушевлённый верой князь, не дожидаясь Новгородцев, спешивших на помощь, ударил с Псковскими дружинами на Немцев, ранил магистра в лицо, истребил не одну тысячу Латинян. Между тем на десятый день осады подоспели полки Новгородские. Немцы бросились спасаться бегством, нагрузив целые суда трупами начальников, и потом заключили мир, какого хотел Довмонт313.
Немцы и Литва надолго оставили в покое границы Русские. В память последней победы (8-го июня) благоверный князь построил храм св. Феодору Стратилату, а в память Мироновского дела сооружён был храм великомученику Георгию. Кроме того, построил он храм в честь ангела своего, св. Тимофея314. Защищая Псков мечом своим, Довмонт укрепил его и каменной стеной. Вместе с тем он зорко смотрел за тем, чтобы в судах наблюдалась правда; весьма милостивый ко всем нуждающимся, он помогал бедным в их бедности, посещал несчастных в темницах, покоил странников, любил священников. Ласковый со всеми, он был строг к себе: проводил жизнь в посте и молитве и благоговейно чтил праздники. Он построил женскую обитель Рождества Богородицы, которая и после называлась Довмонтовой; наделил угодьями обитель Предтечи, основанную блаженной Евпраксией315.
На последнем году жизни блаженному князю пришлось ещё раз проучить Немцев. В начале 1299 года Ливонские рыцари, неожиданно напав на Псков, грабили и жгли монастыри, убивали беззащитных иноков и женщин. Старец-князь, до гроба пылкий, вывел дружину, сразился с Немцами на берегу реки Великой, вогнал их в воду, взял в добычу множество оружия, брошенного беглецами, и захватил многих в плен. Это было 5-го марта, а 20 мая, после тяжкой болезни, благоверный князь скончался. Псковичи от малого до старого оплакивали смерть его. Тело его было положено в соборном храме Св. Троицы, за которую он столько подвизался316. Спустя год, мирно почила и святая супруга его Мария, в иночестве Марфа317.
Псковичи, по кончине Довмонта, верили, что мужественный, благочестивый князь их – угодник Божий и помнит их в молитве. С молитвой к св. князю вступали они в бой со врагами и были счастливы. Так было 1341 и 1343 г. В 1374 г. построен был храм в его имя318. В 1480 г. магистр Ливонский подступил под Псков с 100,000 войска. Псковитяне ужаснулись, малодушные бежали. Благоверный князь Довмонт, явясь одному из Псковичей, сказал: «возьмите одеяние гроба моего и со крестами обойдите три раза около города, молитесь и не бойтесь». Воля св. князя выполнена, – обошли ночью с его одеждой и крестами крепость. Магистр, подступив на 13 судах, старался зажечь город. Русские, одушевлённые небесным вождём, бросились в бой и смяли Немцев в воду. Немцы бросились на суда и тонули, а ночью сняли осаду и ушли319. Летопись записала ещё прозрение слепой, совершившееся при гробе св. князя в Троицын день 1530 г.320. На чудотворной Мирожской иконе Богоматери, прославившейся в 1567 г., представлены по правую руку Богоматери благов. князь Довмонт, а по левую – благов. Мария321. Служба благов. князю составлена после спасения от Батория. Ныне в предельном храме Псковского собора стоит рака с изображением благов. князя. Здесь же и древняя икона его. На колоколе 1560 г. надпись с именем «благоверного князя Довмонта»322.
* * *
См. «Историч. уч. об отцах Церкви» Филарета Черн. Ч. III, § 252.
Переслав. летоп. стр. 107. 108. В печатном патерике сказано, что Симон из Печерской обители взят в епископа Владимирского. – Это неточность.
Собр. л. VII, 119. Пересл. лет. стр. 112. Иные упорно хотят следовать мнению Суздальского ключаря Анании и Симона писателя житий отделяют от Симона епископа 1214–1226 г. (Чтен. общ. ист. 1860 г. 4, 116–126). Но: а) не понятно, с чего такой авторитет получил Суздальский ключарь 1770 г. при решении вопросов о событиях XII стол.? Анания, как очевидно, не имел у себя никаких свидетельств о своём первом Симоне епископе, когда сказал: «бе в лето 6600». – Напротив летописи говорят другое. Путаница в голове Анании – от того, что он принял Полнкарпа, писателя житий, за одно лицо с св. архимандритом Поликарпом; б) Симон, писатель житий, говорит: «супруга кн. Ростислава Верхуслава пишет ко мне, желая видеть тебя (Поликарпа) епископом в Новгороде на месте Антония». – Антоний рукоположен в Новгород в 1211 г. на место изгнанного Митрофана, а в конце 1218 г. Новгородцы приняли опять Митрофана, а в следующем году Антоний и Митрофан были на суде митроп. Матфея (см. февр. 10 ч.). Это-то замешательство на Новгородской кафедре и имеет в виду блаж. Симон. Итак, писатель житий Симон был епископом Владимирским в 1218 г., а не прежде того. По летописи «в л. 6697 (1189) князь в. Всеволод отда дчерь свою Верхуславу Белугороду за Рюриковича Ростислава м. июля 30 д.» (Собр. л.1:171). Ясно, что писатель житий вступил на кафедру после 1189 г, и напрасно придумали первого Симона епископа, будто бы предшествовавшего Луке, посвящённому в 1186 г. (Собр. л.1:166). Иначе Симон получил бы письмо от Верхуславы тогда, как уже лежал в земле.
Никон. л. II, 333, 336, 340.
Послание Симона.
Собр. л. 1, 188–191.
Описание лавры 109, ч. минея 10 мая. Вероятно 10 мая, когда лавра празднует день памяти св. Симона, был днём перенесения мощей его в Киев. По ркп. святцам св. Симон показан и между почивающими в К. пещере, и между святыми г. Владимира.
Памятники XII в. Буслаева христом. 763–767.
Собр. л. II, 201, 202. Никон. л. III, 43, 49. Поздняя повесть о св. Довмонте (нап. Толстым, – святыни Пскова, Μ. 1861 г.) называет Довмонта младшим братом Войшелга. Современная Волын. летопись и Польские летописи называют Довмонта сыном князя Гуде. В той повести много и других ошибок, напр. о путешествии Войшелга на Синай.
Собр. л. IV, 180. V, 192. VI, 199. VII, 166.
Нарбут о Войшелге IV, 160.
Собр. л. IV, 180. V, 6. II, 201. III, 58. VII, 166.
Собр. л. I, 192. 193. Никон. л. III, 46.
Договор Герденя с гермейстером дек. 22, 1264 г. в грамот. о сношении России с Ригой, № 2. СПб. 1857 г.
См. в Москвитянине 1843 г. № 7, откуда жители Лифляндии получили христианство?
Собр. л. I, 58, 59. IV, 180, 181. V, 6, 7, 192, 193. Ник. л. III, 45.
Карамз. 4. пр. 194. 336, 338.
Собр. л. IV, 40. V, 193. Никон. л. III, 46. Поздняя повесть о Довмонте смешивает этот поход с первым.
Собр. л. I, 59. 60. IV, 182. 193. 194. Никон. л. III, 47. 48. Арнрот Lifländ. chronik. Степ. кн. I, 387. 388.
Собр. л. I, 61. IV, 42, 182. V, 195. Никон. л. III, 48, 49, 55, 56. Hiärn Lifländ. Chronik s. 134. Arndt Lifländ. chronik.
Степ. кн. I, 388. 389. Здесь 18 д. июня – ошибка: память св. Феодора 8 июня.
Собр. л. IV, 183. О Псков. княж. 3, 22. 114. 117.
Собр. л. V, 7. 8. IV, 182. 183. I, 67. Степ. кн. I, 389. 390.
По ркп. описанию святых она в числе святых и память её чтили 8 нояб.
Собр. л. IV, 134. 188. 193.
Собр. л. IV, 264. V. 39. 40.
Собр. л. IV, 302.
Слава Богоматери ч. 3, отд. 1, стр. 74. 75. Служба Мирожской иконе напеч. в сентябрьской минее, Μ. 1666 г.
Служба кн. Тимофею на 20 мая – у Толстого 2, № 279. О прочем у Князева в опис. Псков. соб. Μ. 1858 г. стр. 20. 25. 62. 75. 31. Летоп.: «даша меч в руце его (нового князя) князя Даманта». Собр. л. VIII. 148.