19-е число
Святого Иоанна, епископа Готфского
Иоанн, уроженец торгового местечка Партенита (близ нынешней горы Аю-даг в Крыму), в юности посвятил себя на служение Богу, и когда епископ Готфский в 754 году подписался под определениями иконоборческого собора в Константинополе и тем заслужил высшую кафедру, митрополию Ираклийскую, то Готфы не захотели иметь епископа из Константинополя и избрали сего Иоанна, который впрочем не вдруг принял сан, а путешествовал на Богомолье в Иерусалим, где провёл три года; возвратившись, отправился в Грузию и тамошним католикосом посвящён в епископа. В 780 году, при императрице Ирине, послал Константинопольскому патриарху Павлу свиток с изложением веры (о почитании икон) и по удалении Павла (в августе 784 г.) приходил в Константинополь по делам церковным. Возвратясь, нашёл, что Хазары заняли своим гарнизоном Дори, главный город его епархии. Иоанн убедил властителя Готфии выгнать Хазар; но каган Хазарский вновь овладел этим местом, многих казнил, а Иоанна отдал под стражу. Верные помогли епископу бежать за море, в Амастриду, где он через четыре года и скончался (26-го июня 790 г.). Тело его в июле того же года перенесено в Готфию и похоронено в Партенитском монастыре св. Апостолов Петра и Павла.
Святого священномученика Патрикия, епископа Прусского
Святого священномученика Патрикия, епископа Прусского, и с ним трёх пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена. За обращение язычников в христианство обезглавлены в царствование Юлиана, в 362 году.
† Преставление святого князя Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия
Князь Иоанн был сын Угличского князя Андрея Васильевича и внук великого князя Василия Тёмного278. – Он почти всю жизнь страдал за то только, что был из княжеского рода. В сентябре 1491 года отец его князь Андрей Васильевич был вызван из Углича в Москву. Ему объявили здесь, что по воле великого князя он лишается свободы, так как он – изменник, не выслал войска против татар. «Волен Бог да государь мой брат, отвечал Андрей, а Всевышний рассудит нас в том, что невинно лишаюсь свободы». Князя Андрея оковали цепями. В то же время послали в Углич и взяли под стражу сыновей его князя Иоанна и Димитрия. – Из Москвы отправили князя Андрея вместе с детьми его в Переяславскую темницу. Здесь 7 октября 1493 года он умер, а за год до того умерла мать князей Иоанна и Димитрия. Великий князь Иоанн велел похоронить брата в Московском Архангельском соборе, плакал, покаялся перед митрополитом, что поступил жестоко с братом. Но, когда митрополит ходатайствовал за живого князя Андрея и его детей, Иоанн говорил другое, – тогда отвечал он: «когда умру я, князь Андрей будет искать себе великого княжения и, если сам не добудет, поднимет смуты между детьми моими и станут они воевать друг с другом, а татары будут губить Русскую землю, – и труды мои пропадут»279. Это значит – для доброй цели употреблять средства всякого рода. По такой политике, без сомнения не христианской, а потому и не надёжной, дети Андрея отправлены были на Белоозеро в темницу, а отселе перевезли их в Вологду и по-прежнему держали в тюрьме. Так провёл князь Иоанн целые 32 года, не дыша чистым воздухом свободы в такой суровой тюрьме, каковы были тюрьмы тех времён.
С юных дней кроткий и Богобоязненный, находивший утешение только в изучении закона Божия, князь Иоанн и темницу находил для себя училищем благочестия; не только не роптал он на суровую участь свою, но благодарил за неё Господа, по примеру мучеников Божиих; он подвизался в молитве и в молитве находил для себя силу и утешение. Брат его Димитрий, старший его годом, не был столько твёрд духом и по временам сильно жаловался на жестокость дяди. Иоанн утешал брата теми высокими мыслями христианскими, которыми жила душа его. «К чему скорбеть, брат мой? говорил он Димитрию. Бог внушил вел. князю позаботиться о спасении душ наших. Не видишь ли, как мы далеки от мира, опасного для души? Всё, что есть в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (1Ин.2:16). Счастье наше, что мы разлучены с такими незавидными преимуществами мира. Тесен затвор наш? Но не тесным ли путём шли в Царство Небесное святые? Они терпели голод, стужу, побои, раны, темницу, потерю всего, но пели псалмы и утешались чтением слова Божия. Будем и мы подражать им, и нам дан будет венец нетления». Так блаженная душа смотрела на земную участь свою, как на строение благой премудрости Божией, обращающей и ошибочные дела людские в средства ко спасению. Так в блаженной душе за скорбью следовала терпеливость, за терпеливостью духовная опытность, за опытностью надежда, а надежда не оставляет в стыде (Рим.5:3–5). Наконец страдалец Божий сильно заболел и, чувствуя близость кончины своей, захотел облечься в иноческую одежду. Почему же давно он не облёкся в эту одежду? Тогда подозрительная политика людская конечно возвратила бы ему свободу. Но в таком случае брат Димитрий, не желавший иночества, не принявший его и перед смертью, остался бы один в темнице; а этого не хотела нежная любовь к брату. Да и для себя самого блаж. Иоанн находил лучшим местом темницу, как высказал он в утешение брату. Вот что значит любить полной душой тесный путь Христов! По желанию блаженного Прилуцкий игумен Михаил облёк его в иноческую одежду, назвав Игнатием. Страдалец рад был тому, причастился Святых Таин и, осеняя себя крестным знамением, сказал: «в руки Твои, Господи, предаю дух мой». Так перешёл он в вечный покой 19 мая 1523 года 45 л. от рождения280. Горько плакал брат Димитрий о потере утешителя и наставника – брата. Но, смотря на светлое лицо его, не имевшее вида мертвенности, и ощущая лёгкое благоухание, исходившее от почившего, успокоился уверенностью в его блаженной доле. Весь город собрался в темнице, услышав о преставлении блаженного князя: его уважали и в темнице далеко более, чем других владевших силой власти земной. Почивший князь-инок похоронен в Прилуцкой обители, под алтарём, близ преп. Димитрия. Во время погребения его совершилось несколько чудес от его мощей. Расслабленная Александра, услышав о погребении невинного страдальца князя, начала призывать помощь его и почувствовала облегчение; когда же она прикоснулась ко гробу его, то совершенно окрепла всеми членами. Больной Михаил, близкий к смерти, велел нести себя в церковь, где отпевали блаж. князя, и также выздоровел при его гробе. После погребения его каменщик Михаил, живший в слободе Прилуке, позван был устроить каменное надгробие над могилой блаженного. По дерзости невежества сел он на могилу и внезапно поражён был болезнью; долго страдая пришёл наконец в чувство, просил прощения у преп. Игнатия и – исцелел. Брат преп. Игнатия, ещё долго остававшийся в темнице, наконец погребён был по его желанию при ногах брата281. Икона Богоматери, – собственность братьев-узников, перед которой молились они в темнице, хранится в Вологодской темнице и граждане Вологды с благоговением притекают к ней, как ко гробу преп. Игнатия282. Церк. служба страдальцу князю известна по ркп. XVI века283.
† Преставление преп. Корнилия Комельского
Преп. Корнилий родился в Ростове и воспитывался в Москве284. Родители его были люди богатые и знатные, по фамилии Крюковы285; они служили при дворе вел. кн. Марии, супруги вел. кн. Василия Тёмного, впоследствии инокини Марфы; при ней же служил и дядя Корнилия Лукиян, которому при смерти поручен был Корнилий отцом. Дядя Лукиян, удалясь от двора в Белозерскую обитель, взял Корнилия с собой; здесь, будучи 12 лет, Корнилий принял пострижение иноческое и выполнял послушание в хлебне. «Кто не знает Кирилловских хлебней?» говорит жизнеописатель его, давая тем знать о тяжести трудов, которые должен был нести молодой дворянин инок Корнилий. Но Корнилий не только трудился за себя, но охотно принимал на себя труды и за других. К тому же носил он тяжёлые вериги. В свободное от послушаний время занимался он списыванием книг. Совершив путешествие в Ростов, чтобы убедить младшего брата идти в монастырь, Корнилий отправился странствовать. Он был в Новгороде у св. Геннадия, который желал, но не мог, удержать его при себе. Преподобный поселился в пустыни, не вдали от Новгорода, и по временам приходил к мудрому святителю. Любитель безмолвия удалился и из пустыни, когда часто стали посещать её, и поселился в Савватиевой пустыни Тверской области. Это странствование по разным местам не было странствованием праздным: преподобный собирал опыты жизни духовной и терпел голод и жажду, холод и зной, для Господа286. – И в Савватиевой обители Корнилий не нашёл, чего искал, безмолвной тиши. Он перешёл в Вологодский Комельский лес, тогда ещё глухой и дикий. Это было при вел. кн. Иоанне в 1497 г.
В 45 верстах от Вологды и в 5 от Грязовца, поселился Корнилий в разбойничьем жилье и подвизался безмолвно; разбойники напали на жильё пустынника, но могли унести у него только книги. Потом стали собираться к нему любители безмолвия; он построил (1501 г.) деревянный храм Введения Богоматери во храм и митр. Симоном посвящён был в сан священства287. Решась жить в обществе братий, блаж. Корнилий не щадил себя для их пользы. Он сам наряду с другими трудился в лесу и в обители, рубил и очищал лес. Разбойники, досадуя на старца как на помеху ремеслу их, избили его до того, что едва добрёл он до кельи. Раз шёл он с братией по лесу и на него упало дерево, мимо которого другие прошли счастливо; последствием была тяжкая болезнь, от которой пролежал он на одре полтора года; а рана на голове его оставалась ещё долго. – Едва оправился он от этой болезни, как, будучи на работе, оскользнулся и покатился по рёбрам страшной стремнины; он разбился до того, что отчаявались в его жизни; но Господь сохранил раба Своего. – Не мало пришлось ему перенести огорчений и за само место, где основалась его пустынная обитель. На него жаловались даже вел. князю, будто он отнимает чужую собственность, тогда как заселял он непроходимый лес. Когда число братии его увеличилось, он построил (в 1512 г.) новый, более прежнего обширный, храм; – при этом одни из братий плотничали, другие писали иконы или занимались резной работой; третьи списывали книги. Корнилий построил и ещё храм – в честь начальника пустынной жизни Антония Великого; при тёплом храме устроена братская трапеза. – Для наблюдения за порядком в храме назначил он экклесиарха, а для хозяйственных дел – келаря; установил чин утренних и вечерних служб. В постоянное руководство всем членам духовного братства дал он письменный устав обители. Для больных и странников поставил больницу и странноприимный дом. – Если приходилось преподать кому-либо из братии наставление в присутствии других, старец не обличал его лично, а говорил против греха его. – Если же кто сам приходил исповедовать грех свой, для облегчения совести его возлагал епитимию.
Спаситель поучает нас: «будьте милостивы, как и Отец ваш милосерд есть. Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясённой и переполненной отсыплют вам в пазуху; ибо какой мерой мерите вы, такой же мерою возмерится и вам». (Лк.6:36,38). Преподобный особенно любил выполнять эту заповедь Спасителя. Он раздавал милостыню щедрою рукою и твёрдо верил обетованию Господа своего. – Случилось, что к дню праздника преподобного Антония запасы вышли и раздавать было нечего. Преподобный обратился к молитве и на рассвете дня праздничного посланный великого князя Василия принёс богатую милостыню, так что весь народ питался с избытком. Милосердие и вера его открылись в блистательном виде во время голода, посетившего Вологодскую страну. Для всех приходящих отворены были клети с мукой, хотя мука покупалась дорогой ценою. Родители оставляли детей у стен обители, не имея чем кормить их: преподобный устроил для них богадельню на монастырском дворе и кормил. Иные по два и три раза получали милостыню, во зло употребляя доброту старца, и приставники говорили о том старцу: но он приказывал подавать помощь всем просящим, без различия. За подвиги любви утешен он был видением. В праздник вел. Антония вечером после обычного правила, сел он отдохнуть и в тонком сне видит преп. Антония: Египетский отшельник приказывает ему идти за ним и выводит на обширное поле с грудами просфор и калачей. «Вот твои подаяния нищим, сказал небесный посетитель, собирай себе в полы». Корнилий стал собирать, но их так много собралось, что посыпались они из полы. Корнилий проснулся и с радостными слезами дивился видению. Потом рассказал он о том братии и заповедал, чтобы при жизни и по смерти его щедро подаваема была милостыня нищим.
Преподобный жил упованием на Господа, и Господь охранял его Своей защитой. За версту от обители поставил он часовню и в ней крест, с тем, чтобы проходящие могли оставлять здесь свою милостыню, не заходя в обитель; не хотел он, чтобы мирские люди тревожились для обители и тревожили иноков посещением. По его молитве в часовне были щедрые подаяния. Брат, приставленный тут, стал употреблять собственность обители в свою пользу, но был чудно обличён перед всеми. Когда братия после антидора пошли прикладываться к иконе Богоматери, виновный брат не был допущен до того невидимой силой и со слезами исповедал свой грех перед всеми.
Нашлись однако между братиями такие, которые покусились даже на жизнь преподобного настоятеля. Старец рано вышел из обители и с молитвой в сердце спокойно перешёл по мосту через р. Нурму. Приставленные к полевой работе два брата ждали его у моста, чтобы его убить; но им показалось, что с старцем идёт много людей. Они решились ждать обратного пути его по мосту и, сидя под мостом, опять увидели то же. – Объятые ужасом, со слезами раскаяния, пали они к ногам старца, испрашивая прощения в страшном грехе своём. Незлобивый старец простил их.
Устроив обитель свою, старец, по случаю неудовольствий, поднятых против него некоторыми строптивыми людьми, решился удалиться в новое уединение. Напрасно уговаривали его лучшие из братии не оставлять обители своей. Сказав им, что он не расстанется с ней духом, он поручил управление обителью 12 ученикам, а сам с учеником Геннадием отправился искать себе уединения и за 70 вер. от своей обители, на Сурском озере, стал подвизаться в посте и молитве. В 1526 г. в. к. Василий с молодой супругой Еленой ходил на Богомолье в Кириллов монастырь288 – и на пути, посетив Корнилиеву обитель, узнал, что Корнилия нет в его обители. В. князь послал сказать Корнилию, что желает видеть его. Преподобный явился к в. князю в Вологду. Василий рад был свиданию с великим старцем; он просил его молить Господа и Богоматерь, дабы даровано было ему чадородие; потом изъявил желание, чтобы старец возвратился в свою обитель. Старец кротко объяснил в. князю, что дряхлость его имеет нужду в безмолвии. – В. князь назначил от себя оброчное содержание для Сурской пустыни, дал 50 рублей для Корнилиева монастыря и велел возобновить в последнем Антониев храм. Прожив два года в Сурском уединении, старец отправился в Москву просить дозволения – построить храм в Сурской пустыни. В. князь, дав слово искренним ученикам его возвратить его в обитель, решительно отказал старцу в просьбе и объявил, что должен он возвратиться в свой монастырь. Старец огорчился и скрылся из Москвы в Сергиеву лавру. В. князь прибыл сюда к празднику Богоявления и снова требовал, чтобы Корнилий шёл к своим ученикам. Корнилий повиновался и в. князь сказал ему: «слышал я, отче, что монастырь твой не имеет ни сёл, ни деревень: проси, что тебе нужно, – дам всё». Преподобный благодарил в. князя и просил утвердить за монастырём окружающую его землю с лесом, дабы братия спокойно, трудами рук своих, доставали себе хлеб. В. князь исполнил желание старца289.
В обители с радостью встретили старца. Он принялся по-прежнему трудиться здесь и очищать лес для нивы. Раз в полдень братия отдыхали, а он собирал хворост; внезапно поднявшееся пламя обхватило вокруг него лес и едва не сгорел он, но поднявшийся ветер открыл ему дорогу среди пожара. Не взирая на старость, он не уклонялся ни от каких трудов по обители и первый являлся на церковную службу. – Одежду любил он самую бедную. Инок Закхей просил его, чтобы мантия Закхеева, связанная лыками, заменена была другой. Преподобный игумен отдал Закхею свою, а на себя надел Закхееву.
При старости лет управление умножившеюся братией было тяжело для преподобного, и он хотел провести остаток дней в Кирилловом монастыре, в затворе. Настоятельная просьба учеников возвратила его из Кириллова затвора в свою обитель; но он не принял на себя управления ею, а затворился в келье. – Слух о приближении татар встревожил учеников Корнилия, Когда сказали ему о татарах: «сотворям человеческое, сказал он, удалимся, чтобы иначе не явилась гордость и тщеславие›. И вместе с прочими ушёл в Белозерские пределы. Но неприятели не коснулись обители, устрашённые видением охраняющих воинов290. – Св. старец возвратился потом в свой затвор.
Великий подвижник примером жизни своей и наставлениями воспитал мужей высокой духовной жизни. – Преп. Геннадий Любимский, пр. Кирилл Новоозерский, преп. Иродион Илозерский, пр. Адриан Пошехонский – основатели обителей, пр. Лаврентии Комельский были учениками его291. – Сила Божия, действовавшая в нём могущественно, действовала через него и в других, которых сердца были открыты для неё. – Осязаемый опыт тому был следующий: инок, посланный на работу, принесён был в монастырь едва живой, быв избит разбойниками. Преподобный велел позвать духовника, а сам пошёл к больному и лишь только коснулся перстом ран его, как тот встал здоровым.
За год до смерти передал он управление обителью ученику своему Лаврентию. На четвёртой неделе после Пасхи, изнемогший от лет старец велел вести его в церковь, чтобы ещё раз причаститься Святых Таин. Возвратясь из церкви, простился со всеми, выслушал акафист Спасителю и Богоматери и тихо предал дух свой Господу; это было 19-мая 1537 г. на 82 году жизни.
По наружному виду «Корнилий чудотворец сед, кудреват, брада тупая»292.
Преподобный оставил после себя устав иноческой жизни, отличающийся простотой и опытностью духовной. После предисловия 1 глава устава говорит о церковном благочинии; 2. о благочинии трапезы; 3. о пищи и питии; 4. о том, чтобы не пить и не есть нигде, как только в трапезе; 5. об одежде. «Каждый брат пусть имеет две одежды, одну ветхую, с заплатами, другую крепкую». Прочее – дело тщеславия и соблазн для братии. 6 глава: не следует просить себе ничего у сторонних, 7-я: не следует иметь никакой собственности. «Инок, имеющий в общежитии что-либо своё, малое ли или великое, чужд любви Божией... Устрашимся, чтобы в час, в который не знаем, не постигла нас смерть, и не застала совесть нашу осквернённой сребролюбием, чтобы не сказал нам Господь: «безумный, в сию ночь берут душу твою, а то, что собрал ты, кому будет?» Желающий сподобиться Божией благодати, здесь и там, должен быть с полным нестяжанием и с нищетой, подобно убожеству Христову». 8 гл.: не следует брать ничего без благословения настоятеля. 9-я: не должно ходить в трапезу безвременно. 10-я: на общей работе следует быть с молчанием и молитвой. 11-я: без особенной нужды не посещать ни родных, ни чужих. 12-я: не принимать подаяний для себя. «Если бы кто из великих людей или кто бы то ни был, захотел раздавать милостыню по рукам, пусть лучше не будет такой милостыни, нежели принимать её на разорение общежития». 13-я: не терпеть в обители хмельных напитков. «Всё то, говорится в заключении, написал я, недостойный и грешный инок Корнилий, моею рукою и предаю братии моей. Желаю, чтобы как при жизни моей, так и по смерти, соблюдалось это предание»293.
* * *
Житие его, описанное иноком Логгином, у Царского № 134, у Толстого 2. № 140, у Ундольского № 186, в Синод. библ. № 866.
Собр. л. 4, 160. Продолж. Нестора стр. 339. Карам. 5. пр. 333, 334. Русс. времен. 2, 159. 160. 171.
Собр. л. 3, 198. В прологе память князя 19 мая.
Карамз. 8. пр. 94. 95. Родословная: «а князья, Андреевы дети Угличского: князь Иван, в иноцех Игнатий – да кн. Димитрий; в изымании их не стало; оба бездетны; оба лежат на Вологде у Спаса на Прилуке; да две дочери: Одна была за князем Андреем Дмитриевичем за Курбсейм, а другая за князем Иваном Семёновичем Кубенским». См. июля 27 дня.
Ист. иер. 6, 218. 244. Пролог 19 мая.
Царского № 663. Толстого 2, № 368.
Ркп. житие в импер. б. № 755; сочинитель говорит: «мы знаем обычай старца своего уклоняться похвал, но желаем передать письму, что видели и слышали из уст старца... Святого мы аще и недостойни есмы ученицы нарицатися, но рукоположение от святаго сподобихомся». – Более подробное у Ундольского № 329. 369, в Синодальн. ркп. № 608 с службою и уставом.
В ставленной грамоте: «Божиею милостию се аз Симон митрополит всея Руси поставил есмь дьяка инока Корнелия Фёдорова сына Крюкова» и проч. Ист. иер. 4, 660.
Служба Корнилию в минее на май. Μ. 1646 г.
Ставленная грамота от 1 февр. 1501 г. в истор. иер. 4, 659. 660. В ркп. прологе ошибочно сказано, что святитель Геннадий принудил Корнилия принять сан священства. В житии Корнилия ученик его верно говорит, что Корнилий рукоположен Симоном, но ошибочно относит это к году поселения в Комельском лесу.
Собр. л. 6, 264. 265. 283.
Ркп. житие Корннлия и Геннадия. Грамота в. к. Василия Корнилиевой обители 1529 г. в ист. иер. 4, 704. 705. Прежде того в 1526 г. Корнилий с братией продал землю в Пошехонском уезде, которую дал им кн. Семён Андреевич Шелешпанский. – Юрид. акт. стр. 121. Несудимая грамота от 18 сент. 1532 г. в музее Румянцева стр. 83.
Служба пр. Корнилию в минее на май. Μ. 1646.
О первых четырёх см. янв. 23, февр. 4, авг. 26, сент. 28. О последнем ркп. святцы: «преп. Лаврентий, игумен Комельский, ученик пр. Корнилия, преставися в л. 7000». В житии пр. Корнилия говорится, что Лаврентий был подвижник, постник и молитвенник, строго соблюдал устав Корнилия в обители и скончался спустя 10 лет после аввы, мая 16 д. 1547 г.
Буслаева народ. словесн. и искусство 2, 351.
Устав. в ист. иер. 4, 661–704.