Источник

14-е число

Св. муч. Исидора, на острове Хиосе

Исидор, в воинской службе опцион (т.-е. унтер-офицер), в гонение Декиево был представлен воеводе, как христианин, и на повеление принести жертву богам отвечал: «да кто ж ваши боги? не идолы ли

бесчувственные?» Воевода сначала велел бить его воловьими жилами, потом отрезать язык и наконец обезглавить. Тело его унёс Аммоний, потаённый христианин, и похоронил честно. Это было в 250 году. Впоследствии над мощами его устроена церковь.

† Преставление св. Исидора юродивого, Ростовского

Блаж. Исидор родился где-то в Германии216 и вероятно около Бранибора (Бранденбурга), где бедные Славяне теснимы и угнетаемы были Немцами с бесчеловечной жестокостью. Сострадательная любовь его к купцам мореплавателям указывает на то, что и сам он родился на морском берегу и знаком был с опасностями моря217. По житию его, родители его были люди богатые. Сын оставил дом их и Римское исповедание по глубокому убеждению в несостоятельности последнего перед судом совести и здравого рассуждения218. По примеру праведных Симеона и Иоанна, принял он на себя юродство и пришёл в Ростов. Здесь в виде юродивого переносил он насмешки и побои безответно. Подвиг тяжёлый для самолюбия, всегда щекотливого! Много надобно бороться с собой, чтобы достигнуть полной победы над щекотливой гордостью. Это значит стать как бы мёртвым для себя. По воле великого Макария, ученик его сперва бранил, потом хвалил мертвецов и те не отвечали ему ни слова. «Так и ты будь мёртв, сказал великий авва, если хочешь спастись. Когда ругают тебя, молчи и не сердись; а когда хвалят, не возносись; – даже не думай, как не думает мертвец, ни об оскорблениях, ни о похвалах, и спасёшься». Так вёл себя блаж. Исидор, когда осыпали его насмешками и побоями. На топком месте устроив себе хижину из хвороста, удалялся он в неё на ночь; хижина не защищала его ни от холода, ни от зноя; она закрывала только от глаз людских молитвенные подвиги его, которые совершал он по ночам, с вечера до утра. Днём он, если и давал покой измученному телу своему, то не иначе как на куче навоза или на жестокой земле. Крепка была любовь его к Господу. И Господь возлюбил его. Он ещё на земле облёк Исидора даром чудес. Купцы плыли по морю и во время страшной бури решились умилостивить небо, как спутники Ионы: положили жребием узнать самого тяжкого преступника и бросить его в море. Так брошен был Ростовский купец и он уже близок был к тому, чтобы быть поглощённым в море, как является блаж. Исидор и переносит его на корабль. Спутники, увидав товарища на корабле, поражены были страхом; а незримый ими Исидор строго запретил спасённому говорить о нём. Только по смерти Исидора купец рассказал в Ростове, как спасён он был блаженным. Ростовским князем был тогда князь Владимир Андреевич, продавший потом часть свою из наследственного княжества великому князю Иоанну219. Дворецкий князя Владимира, готовивший богатый обед для князя и гостей, с бранью отказал Исидору, когда тот просил утолить жажду и голод его. Во время обеда князь приказал подносить питье гостям; но к изумлению и ужасу, питья не оказалось в сосудах. Является Исидор с просфорой для бывшего тут епископа и сосуды наполнились вином на вразумление жестокосердия. Во время кончины блаж. Исидора, проходивший мимо хижины его почувствовал особое благовоние и возбуждённый тем посмотрел в хижину. Исидор лежал, как увидел он, со сложенными на груди руками, почив на веки от трудов своих. Блаженная кончина его последовала мая 14-го 1484 г. Ростовцы тогда же построили на месте хижины деревянный храм в честь Вознесения Господня, так как день погребения Исидора, 18 мая, был тогда накануне сего праздника.

В рукоп. житии Исидора записано 6 чудес, совершившихся при гробе его. Один от пьянства лишился ума и бил людей; связанного привели его ко гробу блаженного и во время пения молебна больному возвратился рассудок его. По службе Исидору, священник, хотевший открыть святое тело Исидору внезапно поражён был болезнью и исцелился при гробе блаженного220. Мощи блаженного доселе покоятся под спудом. Над нами при царе Иоанне, на место деревянного, построен был каменный храм221.

«Просветясь благодатию Божиею, премудрый, прекрасно совершал ты течение жизни временной, в целомудрии и терпении крепком. Святость жизни твоей прославила тебя и по смерти, ибо источаешь ты исцеления притекающим ко гробу твоему. Блаженный Исидор! моли Христа Бога о спасении душ наших»222.

Память первого открытия мощей святого Тихона Задонского

Память первого открытия мощей святого Тихона Задонского. В Задонском монастыре, где открыто почивают моща святителя, 14-го мая совершается праздничное воспоминание первого негласного открытия их в 1846 году архиепископом Воронежским Антонием, вследствие особенного видения.

Празднование Ярославской иконе Божией Матери

В Ярославле мещанка Александра Димитриевна Добычкина 17 лет страдала весьма жестокой болезнью, сначала внутреннею тоской, потом ломотой в руках и во всех составах; мучительная боль исторгала у ней страшные вопли. В 1823 году видела она во сне некоторый храм с изображением в нём иконы Богоматери. Ходя по церквам, она везде искала сего храма. Мая 1-го пришла она в Ярославский архиерейский дом и, увидя здесь под колокольней церковь Происхождения честных древ, узнала в ней виденный ею во сне храм. С радостным предчувствием вошла и, как скоро увидела написанную на стене икону Божией Матери Печерской, вдруг повержена была на пол с необыкновенными корчами всего тела. Пришедши в себя и питаясь несомненной надеждой получить исцеление своих многолетних недугов от иконы Богоматери, виденной ею во сне, она и на другой день мая 2-го пришла в сию церковь и, помолясь перед иконой Богоматери, хотела подойти и приложиться к ней; но вдруг почувствовала внутри себя какое-то сильное и непонятное движение и вместе с сим получила совершенное исцеление от болезни. С того времени от сей иконы благодатью Богоматери начали источаться бесчисленные чудеса всем, с верой к ней притекающим.

Преп. Серапиона Синдонита, жившего в V-м веке в Египте

«Потому узнают все, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).

«Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё: как пребывает в том любовь Божия?» (1Ин.3:17.)

Ни одно из слов, заповеданных Божественным Учителем, не невозможно для исполнения, – и как ни трудно осуществимы некоторые из них, всё же встречаются примеры, подтверждающие, что и самое трудное – исполнимо для истинных последователей Слова Божия. Нестяжательность, и сострадание, и полная любви забота о ближнем проявились, например, в такой крайней степени у инока Серапиона, память которого чествуется сегодня, что после того никто не может извинять себя, если отказывается поделиться с неимущим хотя от избытка своего...

Инок Серапион, избравший путь странничества (он переходил с места на место по Египту, Елладе, Италии), достиг того, что не имел привязанности ни к какому земному предмету. Ещё в молодости роздал он имение своё нищим, оставив себе лишь одежду да Евангелие, и, бесприютно скитаясь, не имел даже постоянного жилища, к которому бы он мог привязаться. Таким образом, ещё существуя в земной оболочке, расторг он все узы, которые могли бы его прикреплять к земле...

Однажды на пути в Александрию встретил Серапион нищего, который дрожал от холода.

– Вот, я почитаю себя постником и прикрыт одеждой – подумал он, смотря на скудные лохмотья нищего, – а этот раб Христов терпит холод... Если бедный человек замёрзнет, то, по правде, это я буду его убийцей... И, сняв с себя одежду, он отдал её нищему, а сам, обнажённый, сидел на распутье, держа в руках последнее своё достояние – Евангелие...

– Отец Серапион, кто тебя обнажил? – спросил его один знакомый, проходивший мимо.

– Вот эта книга меня обнажила... – отвечал преподобный, указывая на Евангелие.

Потом он встретил человека, которого вели за долг в темницу. Не имея средств выкупить его, Серапион продал Евангелие и заплатил долг за того человека. Когда он возвратился в хижину, где пребывал временно, ученик спросил его: «Где же твоя одежда?»

– Я отослал её туда, откуда вместо неё подаётся лучшая... – отвечал Серапион.

– А где Евангелие?

– Оно мне постоянно говорило; продай имение твоё и раздай деньги нищим... Вот я и продал его и отдал деньги требующему...

По этим проявлениям Божьего человека, сохранившимся в памяти у людей, можно судить, что это был истинный, высокий в простоте своей – исполнитель слова Божия, и что возможное для одного не может быть невозможным, особенно же – в менее крайнем проявлении – для других.

Но отрешённый от земной жизни полнейшим беспристрастием к каким-либо благам земным, Серапион был связан с людьми любовью к ним, той любовью, которая на земле есть начало вечного рая; любовью, спасающею души людей, под покровом которой все люди составляют единое (духовное, бессмертное) тело в Единородном Сыне Божием (1Кор.12:27). Вразумление заблуждающихся было делом встречавшегося постоянно на своём странническом пути с заблуждениями человеческими. Для достижения этой цели Серапион не отступил и перед продажей своей свободы и самоотверженно жертвовал этим благом, не располагая больше никаким другим. Так, придя в Лакедемон, он узнал, что один человек, ведущий вообще добродетельную жизнь, держится опасной ереси. Преподобный продал ему себя в рабство и в течение двухлетнего пребывания у него в доме успел своей святой жизнью обратить его со всем его семейством к православию. В другой раз Серапион подобным же образом, поступив рабом в дом одного Эллинского комедианта – язычника, обратил его к Христу со всем его семейством. Он скончался в глубокой старости – в пустыне Египетской. Синдонитом назван, как полагают, потому, что не носил ничего кроме синдона – одежды льняной.

* * *

216

Ркп. житие св. Исидора в Минее Макария под 15 мая, в Синод. б. 90. Сокращение его в ч. минее св. Димитрия.

217

Пролог 14 мая: «поведают непыи, бяше Латынска языка, земли же Немецкия, – от славна и богата рода бе, яко же глаголют местерскаго». Догадка о происхождении Исидора из Немецкого магистерского рода не принята св. Димитрием, да она мало и вероятна, тогда как известны многие роды Славянские, перешедшие с Славянского поморья в Россию от притеснения Немцев. Лакьера геральдика 2, 479–492.

218

Пролог: «возненавидев богомерзкую веру Латинскую, возлюби христианскую веру православную». То же в ркп. житии. – В службе, написанной при ц. Иоанне, говорится: «отеческаго небрегл еси неверствия и еже идолом приношения гнушася». – Это выдумка очень неудачная! В XV в. и Славяне и Немцы Германии были христианами.

219

В. к. Иоанн в 1474 г. купил половину (одна уже принадлежала ему) Ростова и Ростовского княжества у князей Владимира Андреевича и Ивана Ивановича (Карамз. VI. 113, пр. 293). Последний был владетельным князем Пужбольским (Родосл. кн.).

220

Минея на май, Μ. 1646 г.

221

Уже в уставе 1522 г. положена мая 14 «память св. Исидора Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца». Опис. муз. Рум. стр. 713. Служба Исидору (в муз. Рум. 595, у Царского № 563) написана при ц. Иоанне в 1548 г. Исидор юродивый святой – в грам. 1563 г., ист. акт. I, 320.

222

Тропарь в минее, Μ. 1646.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Май. - 1900. - 438, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle