Источник

13-е число

Святой мученицы Гликерии

Пострадала около 177 года во время гонения на христиан при императоре Антонине. Она была дочь анфипата (губернатора), христианка. Назначено было языческое празднество, во время которого должны были все жители города (Гераклеи Фракийской) участвовать в жертвоприношении богам; Гликерии, как знатнейшей по своему происхождению, предложили быть во главе торжества. Но она явилась на него без светильника, с которым открывались обыкновенно подобные шествия.

– Где же твой светильник? спросили её заведующие празднеством.

– Я ношу при себе неугасимый светильник, – отвечала христианка, – если все погасят свои светильники, то увидят, какую жертву я принесу Богу моему...

И, встав на возвышенное место, чтобы народ мог видеть её, Гликерия открыла своё лицо, и все увидели начертанное у неё на лбу знамение креста.

– Господи! – воззвала она, воздев руки к небу, – Ты, Который явился отрокам в печи Вавилонской и избавил их от огня, и заградил уста львам, и показал победителем раба Твоего Даниила, Иисус Христос, Агнец Божий, прииди в помощь рабе Твоей! Сокруши этого идола, разори жертвоприношения ему...

Внезапный гром раздался в отзыв на веру молящейся... Каменный идол упал и разбился на мелкие части... Жрецы пришли в негодование, народ в ярости начал бросать каменьями в христианку, но камни не долетали до неё и образовали груду вокруг... Не признавая в этом чудной силы Божией, язычники кричали, что это – волшебство... Гликерию приказано было отвести в темницу.

Здесь посетил её пресвитер и укрепил её на предстоящие последствия её чудного заявления себя христианкой.

– Да поможет тебе до конца знамение Христово, которым ты осенила себя! – благословил её старец, прощаясь.

Не замедлили испытания и истязания сокрушившей идолов помощью Божией; но не преодолели они чудную мощь подвига ради Христа...

После страшных истязаний Гликерия была снова брошена в темницу. Лаодикий, сторож тюремный, поражённый её терпением в муках, уверовал во Христа.

– Верую в Бога Гликерии! хочу быть участником смерти её! – воскликнул он в порыве охватившего его стремления к постигнутому Богу.

Лаодикий немедленно был осуждён на усечение мечом.

– Боже христианский! – воззвал новый исповедник, преклоняя под меч свою голову, – сопричтя меня в Царствии Твоём рабе Твоей Гликерии!

Вскоре затем, после различных мук, мирно среди молитвы предала душу свою Богу и Гликерия. Епископ Дометий предал погребению останки мученицы на живописном месте за городом.

«От гробницы её истекло миро, чему очевидец был император Маврикий (582–602). При нём было ещё следующее чудо: епископ Гераклейский, желая заменить медный сосуд, в который истекало св. миро, серебряным, купил его в Константинополе. Но, когда он поставлен был при гробе святой, Миро остановилось. После усиленных молитв, после отнятия сосуда и заменения его старым, оно опять потекло. Оказалось, что серебряный сосуд принадлежал прежде человеку, занимавшемуся волхвованием, и употребляем был им на дела нечестия. Виновники наказаны были императором Маврикием смертью. Об этом пишет современник Феофилакт Симокатта около 629 г. в истории Маврикия. Об истечении мира от св. мощей муч. Гликерии свидетельствует также историк Никифор. Мощи её перенесены были в Лемнос». (См. «Месяцеслов Востока» архим. Сергия, т. II, ч. 2, стр. 134).

Препод. Иоанна, сына его Евфимия и племянника Георгия, Иверских

Преподобный Иоанн Грузин, княжеского рода из города Артануча (близ Карса), оставив военную службу, семейство и стяжания, поступил в один из Имеретинских монастырей, а отсюда, взяв сына Евфимия, перешёл в монастырь горы Олимпа, в Греции, и наконец в Афонскую лавру св. Афанасия. Он исполнял безропотно все послушания, на него возлагаемые, вёл строгую и трудолюбивую жизнь; по его примеру, прибывали и другие Грузины в лавру Афанасия. Рассудив, что неудобно многочисленной Грузинской братии жить между Греками, Иоанн по общему совету купил место на восточной стороне Афонской горы и, построив церковь во имя Иоанна Крестителя, положил основание Иверскому монастырю, которого был первым настоятелем (в 982 году). Во дни его обитель удостоилась благодатного посещения Божией Матери через чудотворную икону Её, именуемую Иверской. Скончался 998 года, передав игуменство, с общего выбора братии, Евфимию.

Преподобный Евфимий ещё при жизни своего родителя провёл много лет в трудах над переводами книг священного Писания и Богослужебных с Греческого на Грузинский язык, а в продолжении 12-летнего настоятельства с ревностью продолжал дело, начатое отцом его, по устройству обители и братства, установил порядок и чиноположение в отправлении церковного Богослужения и написал устав общежития, в исполнении коего служил примером для братии. Так как с принятием игуменства, он невольно прекратил труды свои по переводу священных книг, то многие высшие духовные и мирские сановники Грузинские убедили его сложить с себя бремя настоятельства и продолжать начатые им труды для блага Церкви и своего народа. Евфимий передал игуменство родственнику своему иноку Георгию и снова принялся за прерванные было труды; скончался на 65 году Богоугодной жизни своей, в 1028 году, обессмертив своё имя в памяти благодарного народа Грузинского.

Преподобный Георгий, племянник Иоанна, был шестым игуменом Иверской обители, которая при .Георгии, третьем игумене, и его двух непосредственных преемниках не свободна была от некоторых неурядиц. Он родился в Грузии 1014 года и на 25 году жизни пострижен в Хахульском монастыре, откуда потом посещал святые места Сирии и Палестины, и наконец, по убеждению старцев, отправился на св. гору Афонскую продолжать труды Евфимия по переводу книг на Грузинский язык. Семь лет провёл он в безусловном послушании братству и, удостоенный сана пресвитерского, тогда только начал приводить к концу начатое Евфимием. В 1047 году братия избрала его в игумены, и он воздвигнул по ныне существующий соборный храм в честь Успения Богоматери, и перенёс сюда же мощи Иоанна и Евфимия. Через 10 лет сложил с себя игуменство, чтобы иметь больше времени для просветительной деятельности, посетил Дивную гору близ Антиохии, где было тогда много монахов Грузин, и по приглашению царя Баграта IV четыре года прожил в Грузии для устройства дел церковных. Скончался на обратном в Афон пути, в Константинополе в 1066 году, на 52 году своей жизни.

Святого мученика Александра Римского

Максимиан, Римский император (285–305 г.), устроивши близ Рима новое капище в честь Юпитера, на день открытия его назначил торжество и народный праздник. При трубных звуках глашатаи ходили по городу и взывали: «кто любит богов, завтра утром идите вместе с государем в храм Юпитера». И утром действительно пошло туда много народу частью для поклонения, частью для торга. Некий трибун Тивериан приглашал туда и подчинённых ему воинов, но один из этих воинов, именем Александр, ответил: «если б ты приглашал идти и поклониться истинному Богу, то хорошо сделал бы; а теперь вот зовёшь воздать честь Юпитеру, который, как и все ваши боги, не имеет в себе ничего доброго и поклонников своих учит только беззаконию и мерзостям». И пошёл в дом свой.

Когда же император приносил жертвы, то стоявший при нём Тивериан трибун донёс ему, что Александр не слушает царского повеления, а богов порицает и осуждает. Император тотчас велел привести к себе ослушника. Был в это время шестой час дня, и Александр почивал в доме своём. И явился ему Ангел Господень в сонном видении, говоря: «будь мужествен и крепись! Много имеешь пострадать за имя Христово, и уже идут за тобой воины; но не страшись! Восстань и помолись Богу; а я буду с тобой, пока не скончаешь подвига твоего». И, пробудившись, Александр начал петь псалом Живый в помощи Вышняго.., а выйдя из дома, встретил воинов, которые наложили на него оковы и повели к царю.

Александр имел от роду восемнадцать лет, был высок ростом, красив и цвёл здоровьем. Царь спросил его: «ты ли, безумец, оскорбляешь власть мою, не повинуешься начальнику своему и не пришёл поклониться великому богу Юпитеру?»

Александр отвечал: «я поклоняюсь единому Богу, а другого бога не знаю».

Царь: «какой это Бог твой?»

Александр: «Бог мой невидим и всемогущен; всё Ему подвластно».

Царь: «щажу юность твою; принеси жертву, и будешь принят ко двору».

Александр же стал обличать безумие язычников, обоготворивших пороки и порочных людей, и укорил царя, находящего удовольствие в мерзостях и не познающего Бога, давшего ему и честь и царство.

Тогда Максимиан отдал его во власть Тивериану трибуну, и самому трибуну поручил идти во Фракию изыскивать и преследовать христиан. Тивериан же, подвергши его сначала пыткам (строганию железом) на дереве (equuleus – деревянная кобыла), велел вести за собой во Фракию. Мать святого, Пимения, извещённая о подвиге сына, с упованием на Бога последовала за ним в путном шествии его.

Шествие трибуна из Италии к Византии было продолжительно; следовавшего за ним Александра подвергал он мукам и пыткам в разных местах своих остановок (особенно в Сардике, Филиппополе, Веррее) и наконец, пройдя Адрианополь, близ города Дризипера, у реки Еригона сделан последний допрос ему. «Александр! вот смерть перед тобой; говори, принесёшь жертву богам или нет? Ибо иначе здесь казнят тебя и тело бросят в реку». Святый отвечал: «никогда не принесу жертвы богам твоим, хотя бы ты грозил мне и тысячами смертей». Тогда трибун приговорил отсечь ему голову и тело бросить в реку. Воины остались исполнить приговор, а сам Тивериан отправился в путь.

Множество народа из окрестностей сошлось туда, – большей частью христиане. Святой просил спекулатора (палача, исполнителя казни) повременить и позволить совершить молитву. И, умыв руки и лицо, оградил себя крестным знамением и, помолившись, сказал предстоявшим христианам: «отцы и братия! Поминайте труды мои; потому что я не ленился страдать за Господа нашего, да будет милостив ко мне и всем христианам. Сами знаете, как я прошёл от Рима до сего места в узах и оковах, с лишениями, муками и пытками; и всё это я мужественно претерпел не моей силой, а помощью Господа нашего Иисуса Христа. Теперь же отхожу предстать Владыке моему, а вы помолитесь о мне, чтоб я обрёл милость у Него».

После казни тело мученика брошено в реку. По смотрению же Божию, четыре пса извлекли тело на берег и сидели при нём, отгоняя зверей и птиц, пока не прибыла мать святого. Она предала его честному погребению, а верные создали на том месте, уже в царствование Константина, и церковь. См. об этой церкви сказанное под 20 августа в житии св. Филиппа Ираклийского.

† Память о праведной Гликерии девице

По летописи, 1572 г. июня 14 дня в Новгороде у церкви св. Флора и Лавра обретены нетленными мощи святой девицы Гликерии, скончавшейся за 50 лет перед тем; это была дочь старосты Легощинской улицы Пантелеймона; архиепископом Леонидом и собором духовенства мощи положены были в самом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырёхлетний сын подьячего Богдана Суворова214. Память праведницы местно чтится мая 13 дня215.

Праведница изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев, который ныне находится в ризнице Черниговской кафедры. Образ – достойный внимания! Вверху – св. София с предстоящими Богоматерью и Предтечей. В первом ряду: «Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука»; во втором ряду: «Иоаким, Симеон. Мартирий, Василий, Антоний (святители), Варлаам (Хутын.), Савва (Вишер.), Михаил (Клоп.), Александр (Свир.)». В 3 ряду: «Александр (Ошев.), Зосима и Савватий (Солов.), Нил (Столб.), Арсений (Кон.), Никодим (Кожеоз.), Ефрем (Новот.), Антоний (Римл.), Антоний (Сийск.)». В 4 ряду: «Антоний (Леохн.), Ефрем (Перек.), Варлаам (Шенк.), Сергий и Герман (Валаам.), Евфросин (Синоз.), Владимир (кн.), Анна (кн.), Феодор (юрод.), Николай (юрод.)». В 5 ряду: «Арсений (Новг.), Афанасий (Череп.), Корнилий (Палеос.), Антоний (Дым.), Ксенофонт (Робейс.), Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий (Алфановы)». В 6 ряду: «Мартирий (Зелен.), Феофил и Иаков (Омуч.), Кирилл (Челм.), Феодор (кн.), Мстислав (кн.), Иоанн Логгин (Ярен.), Диодор (Юрьег.), Елиазар (Анз.), Макарий (Оред.), Артемий (Верк.), Иаков и Иоанн (Менюж.), Гликерия».

Св. Сергия исповедника, скончавшегося в изгнании при императоре Феофиле

Св. Сергия исповедника, скончавшегося в изгнании при императоре Феофиле (829–842). Он известен как песнописец и описатель событий от времён Копронима до Михаила Заики.

* * *

214

Собр. л. III, 172. Надпись на раке праведницы.

215

Макария Новгор. древн. I. 221. Тихомирова сказание о чудотв. иконе знамения Богородицы и Новгор. святых, стр. 96, 97. Новгор. 1861 г.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Май. - 1900. - 438, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle