27-го числа
Преподобного Фалалея, отшельника Сирийского
Родом из Киликии, подвизался сначала в обители Саввы Освященного, где он посвящен был в сан пресвитера. Потом поселился в Сирии, близ небольшого красивого городка Гавал, на холме, где, устроив тесное жилье, в котором ни сидеть, ни лежать, ни стоять не было удобно, он подвизался в молитве, посте, неустанной борьбе с злыми искушениями и в неослабеваемом покаянии.
По свидетельству окрестных жителей (как рассказывает о преп. Фалалее Феодорит, епископ Киррский340, молитвами этого подвижника совершены многие чудеса, имевшие такое влияние на народ, что из прежде бывшего нечестивым он просветился христианскою верою, и тогда преп. Фалалей на месте бывшего языческого капища воздвиг храм в честь мучеников, и сам совершал в нем ежедневное Богослужение.
После 60-ти летних подвигов, которые, по свидетельству св. Софрония, сопровождались неиссякаемыми слезами смиренного покаяния, преп. Фалалей мирно скончался в глубокой старости, около 460 г.
Преп. Прокопия Декаполита, исповедника
Декаполем, то есть Десятиградием, назывался округ десяти городов за Иорданом, из коих знатнейшие были Вефсан (Скифоиоль) и Пелла. В этой стране Прокопий родился ιι проводил монашескую жизнь. Во время же иконоборного царя Льва Исаврянина за безбоязненное обличение ереси жестокое бичевание претерпел и с другом своим, преп. Василием, содержался в темнице до самой смерти мучителя (в июле 741 года). После сего был вместе с другими исповедниками отпущен и прочее время жизни провел в молитвах и пустынных подвигах.
† Преподобного Тита, пресвитера Печерского
И вот еще расскажу тебе о чуде, что сам я видел», пишет блаженный Симон к Поликарпу. «Были два брата но духу, пресвитер Тит и черноризец Евагрий диакон. Тит имел искреннюю любови» к Евагрию, так что все дивились тому. Но ненавистник добра посеял вражду между ними до того, что стали они ненавидеть друг друга, не могли смотреть один на другого и старались не встречаться между собою. Когда один ходил с кадилом по храму, другой бегал от фимиама; если же последний не уходил, то тот проходил мимо его, не кадя. Так прошло много времени и они дерзали приносить св. Дары и причащаться, не примирясь и не попросив прощения. Братия старались примирить их, но они и слышать о том не хотели. Вот пресвитер Тит стал сильно больным, так что потерял и надежду выздороветь. Тогда начал он горько плакать о своем грехе и послал к Евагрию с просьбою простить его, Господа ради, за оскорбление гневом. Но тот не только не простил, но и бранил его жестокими словами. Братия, видя Тита уже умирающим, насильно привели Евагрия, чтобы простился с братом. Больной, увидев его, тотчас поднялся, упал к ногам его и со слезами говорил: «прости меня и благослови». Евагрий отворотился от брата и произнес такие слова: «не хочу проститься с ним ни в этом, ни в будущем веке». Сказав это, он вырвался из рук братии и тут же упал. Братия хотели поднять его и нашли его уже бездыханным; не могли даже ни согнуть рук, ни закрыть уст и очей его. Больной же пресвитер Тит в то же время встал и стал здоровым. Что было с тобою? спросили Тита. Я видел, говорил он, ангелов, отступивших от меня и сетующих о душе моей; а темные духи были в восторге, что в гневе не прощал я брата. И тотчас начал я просить брата о прощении. Когда привели его ко мне: увидел я ангела с пламенным копием; когда тот не захотел простить меня грешного: ангел ударил его и он пал мертвым, а мне сей ангел подал руку и исцелил меня».
«Слыша это», говорит затем блаженный Симон, «мы в ужасе повторяли слова: оставите и оставится вам, яко всяк, гневайся на брата, повинен есть суду (Мф.5:22). Горе человеку, побежденному такою страстию! Блюдись ее и ты, брат мой! Не давай места гневному бесу. Кто кому покорится, тому и поработает. Поклонись враждующему против тебя, чтобы ты не был предан немилостивому ангелу. – Да сохранит тебя Господь от всякого гнева! Он сказал: солнце да не зайдет во гневе вашем»341.
Кальнофойский, показывая мощи почивающих в Антониевой пещере, пишет: «святый Тит, пресвитер, чудотворец, с братом своим во Христе Анастасием»342. Итак преподобный Тит вполне воспользовался уроком, преподанным ему благостию небесною. Он усвоил себе на вечность любовь, которая, по слову Апостола, есть союз совершенства (Кол.3:14). В остальное время жизни своей не опускал он случая, чтобы опытами усовершать в себе любовь, и стал чудотворцем. Мелетий Сириг в своем каноне говорит, что Тит смирением низложил беса гневного. Иначе – это значит, что смирение возвысило душу Тита до полной, самоотверженной любви, так как без смирения такая любовь – недостижима. По ркп. святцам, преп. отец иерей Тит преставися февраля 28 дня. Это было, по всей вероятности, не прежде 1190 г.343.
Преподобных Асклипия и Иакова
К обществу Боголюбцев, – повествует блаженный епископ Кирский Феодорит, – принадлежит и дивный Асклипий, отшельник и подвижник Сирийский. Говорят, что, еще живя с людьми в селении, Асклипий проводил жизнь подвижническую и воздержную, и не потерпел никакого вреда от сообщения с многими».
«Добродетелям его подражали многие другие, и его любомудрием исполнены не только наш город, но и соседние города и селения. Одним из таковых подражателей его был блаженный Иаков, заключившийся в небольшом домике близ селения, называемого Нимузами: до конца своей 90-летней жизни подвижник оставался заключенным один, давая ответы вопрошавшим его через небольшое отверстие, просверленное наискось, никем невидимый, никогда не употреблял огня и не пользовался светом светильника».
Отличительными свойствами обоих подвияшиков были: кротость, страннолюбие, простота, любовь к величайшей бедности. Им доступно было болыиую часть жизни проводить в собеседовании с Богом. – Оба мирно кончили жизнь в Т веке.
* * *
Современник, лично знавший преп. Фалалея.
Послание по ркп.
Teraturgima p. 15. Kiow 1636.
Печ. патерик 187. Опис. К. лавры 108. Акафисты, Κ. 1674 г.