Источник

20-го числа

Святого Льва чудоворца, епископа Катанского

Скончался около 725 года. Славен был учительностию и чудотворениями; уничтожил продолжавшееся еще в той стране служение идолу богини Артемиды и посрамил волхва Илиодора, прельщавшего народ.

† Преподобного Корнилия Псковского

Преподобный Корнилий еще в молодых годах оставил мир и начал подвизаться в Печерском монастыре Псковской области; здесь пострижен он в иночество и проводил жизнь строгую, в трудах и молитве. При нем (с 1519 года) распространили в горе храм Успения Богоматери и устроили его с приделом, в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, а с 1524 года новая храмовая икона Успения Богоматери начала источать исцеления и другие чудеса307. В 1529 году блаженный Корнилий облечен был саном игумена новой Печерской обители. В продолжение 40летнего управления своего он возвысил обитель по всем отношениям. Жизнь его была образцом строгой иноческой жизни и он старался одушевить ревностию к подвижничеству подчиненных ему иноков308. В тогдашнее время случалось, что иные, внося в обитель богатые вклады, дозволяли себе жить в обители не по иночески, и вклад свой считали за право на жизнь по желаниям испорченного сердца. Блаженный Корнилий жил упованием на Господа и не думал поставлять благосостояние обители в зависимость от вкладов; он дорожил высоким значением обители, как училища благочестия, а потому всякого инока, когда не хотел он жить по иночески, подвергал исправительным мерам, а если тот не приходил в себя, то удалял его из обители, кто бы он ни был. Один из таких изгнанных вкладчиков явился с жалобою к митрополиту Макарию. Митрополит велел отправить его в обитель под строгую епитимию. Новгородский архиепископ Феодосий писал к блаженному игумену: «писал к нам святейший господин и отец наш Макарий, митрополит всей России, о вашем Печерском вкладчике старце Савватии, что был он в монастырских службах с мирскими людьми и пал в великие грехи, и что он приходил каяться и плакаться пред тобою о том падении, но ты не привял его на покаяние... Отдайте его доброму старцу под надзор, чтобы жил с правилом и ходил к началу каждой службы, а стоял бы пред церковию каждый день до конца правила, в церковь же не допускайте его. А ты наставляй и учи его по правилам. Ты сам хорошо знаешь писание. Оно говорит: если епископ, или игумен, или пресвитер не принимает на покаяние обращающегося от греха, то должен быть извержен»309. Блаженный Корнилий любил спасение братии и заботился о нем; при нем число иноков обители умножилось до 100 человек, тогда как прежде него было их мало. Он хорошо понимал и долг признательности к благотворителям обители. Памятником тому служит заведенный им синодик обители для поминовения усопшей братии и усопших благотворителей310. Неутомимый в трудах, с неусыпною ревностию ко благу обители, он построил в Пскове, на Печерском подворье, каменный храм в честь Богоматери-Одигитрии; в обители своей деревянный храм 40 мучеников он перенес за монастырь, для монастырских рабочих; а на месте его построил (1548 года) каменный храм Благовещения311. В назидание другим описал он чудеса Печерской иконы Богоматери. «Свидетель этих чудес, говорит он, не я один, а весь Псков и Новгород. Богоматерь подает исцеления не только православным, но и иноверным, приходящим из Немецкой земли (из Лифляндии) с верою к чудотворному образу»312. Блаженный Корнилий любил просвещение для себя и для других; образованные из современников, каков был князь Курбский, проживали по временам в его обители для бесед с ним; ученик его старец Вассиан Муромцев был одним из самых просвещенных людей своего времени313. Блаженный Корнилий насаждал благочестие не только в своей обители, но во всей окрестности; он построил храмы Божии в Агиреве и Топине314.

С 1558 года открылось новое поле деятельности для блажен. Корнилия. Царь решился возвратить православию принадлежащее ему в Ливонии и достойно наказать Немцев, испепеливших православные храмы и ругавшихся над святынею315. В апреле воеводы подступили под Нарву. В страстный пяток «вельможные и гордые Немцы, изобретшие себе новое имя евангеликов, еще с утра были пьяны» и, не смотря на перемирие, начали стрелять в Русских. Им задан урок. Не вразумились. «Найдя икону Богоматери с предвечным Младенцем на руках в доме, где стояли Русские купцы, они стали ругаться над иконою; потом, взяв ее со стены, бросили в огонь, где варилось пиво... Пламень внезапно, быстрее стрелы, бросился вверх, и верх здания запылал». Начался страшный пожар в Нарве. Русские, воспользовавшись пожаром, завладели городом. «Такова награда хулителям Божественного, тем, которые образ Христа, изображенного по плоти, и образ Матери Его равняют болванам богов языческих! Такова награда иконоборцам». Так пишет современник событий, князь Курбский. Нельзя было не содрогнуться при такой каре Божией. Надобно было подумать о себе ученикам новых учителей, тем более, что икона Богоматери и другая святителя Николая, которую также бросили в огонь лютеране, найдены на пожарище целыми. Блаженный Корнилий и Юрьевский архимандрит, по распоряжению митрополита и царя, освятили Нарву и Иван-город торжественным крестным ходом с чудодейственными иконами и затем доставили эти иконы в Москву316. Вслед за Нарвою взяты были замки Нейгауз, Киремпе и потом Дерпт317. Для бедных Эстов, пострадавших и теперь и прежде от войны, блаженный Корнилий щедрою рукою раздавал пособия всякого рода. Он принял на себя построить православный храм в Нейгаузе, тогда как в Нарве и других местах строило храмы правительство. Благотворительность блажен. Корнилия, его кроткие наставления, его бескорыстие и чистая жизнь произвели то, что в приходе Нейгауза все Эсты, а в приходах Рауге, Пельве и Гериеля многие обратились к св. православию, как к благочестию бескорыстному и искреннему318. Да, не трудно понять учение Апостола: «надобно быть исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающими самих себя» (Иак.1:22). Что пользы, если и кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет (Иак.1:14)? Там, где хотят питать и развивать один разум, где с презрением отвергают способы образования воли, – там невозможно живое, вседушевное благочестие, там только обманывают самих себя. Там, где говорят: каждый думай о вере по своему усмотрению, ожидайте всего нечестивого, но уже отнюдь не христианского благочестия. События сами по себе сильно говорили в пользу православия. В 1560 году блаж. Корнилий был орудием дивного дела Божия, на радость православию и в казнь врагам его. В праздник Успения Богоматери он послал просфору и св. воду воеводам, стоявшим под Феллином, и лишь только прибыл туда посланный им, как в Феллине вспыхнул от ядер пожар, истребивший и снаряды и весь хлеб неприятеля. – Немцы вынуждены были сдаться; признательные воеводы прислали в обитель Богоматери Феллинский колокол319. В 1565 году блаженный Корнилий окружил монастырь каменною оградою, и над вратами обители построил храм в честь святителя Николая, поручив сему дивному защитнику чистой веры оберегать обитель православия. При положении обители на границе Ливонских Немцев, заклятых врагов православия, такое укрепление необходимо было не для одной обители, но и для целой России. Это неопровержимо доказали события 1581 года, когда монастырь счастливо выдержал осаду Баториевых войск и грозные силы неприятеля, без пользы для него, истратились под стенами обители320. В 1570 году преп. Корнилий со всем Псковским духовенством торжественно встречал грозного царя во Пскове321.

Царь назначил православного епископа для завоеванной Ливонии, с титулом «епископа Юрьевского и Вельянского» (Феллинского), и первым епископом был посвящен блаженный Корнилий. По летописям, новый владыка Юрьевский 14 октября 1570 г. прибыл из Москвы в Новгород; а в 1572 г. являлся он к царю в Новгороде с иконами322. В синодике Печерского монастыря записана память преставления «священноепископа Корнилия Юрьевского и Вельянского». – Князь Курбский пишет: сумерщвлен им (Иоанном) Корнилий, игумен Печерского монастыря, человек святый, славный по иноческой жизни. Он с молодости своей жил в трудах иноческих и воздвигнул монастырь трудами долгими и молитвами пред Богом»323. В Печерской рукописи сказано о преп. Корнилии: «от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю». – Как это было? за что или по какому поводу? Неизвестно. Только сам больной душою царь записал Корнилия в числе убиенных, показывая тем свою прикосновенность к страдальческой смерти Корнилия324. Подвижник благочестия скончался на 69 году жизни своей, 20 февраля. Святое тело его положено было в стене природной пещеры монастыря Печерского, а в 1690 г. перенесено в Успенскую церковь325. В 1581 году одному благочестивому старцу открыто было, как преподобный Корнилий сопутствовал Небесной Царице вместе с преподобным Антонием на защиту Пскова, как умолял он Ее простить грехи людей и спасти виновный Псков. «Стоявшие по правую руку, говорит современная повесть, игумен Корнилий, Савва и блаженный Николай пали пред Нею со слезами и молились: преступники они; умоли Сына твоего и Бога нашего за людей согрешивших». Потом и благоверные князья молили Ее пощадить город. И Псков спасен от Батория, не смотря на все усилия Батория326.

Св. священномученика Садока (Садофа или Сциадгуста, т. е. «царского друга»), еп. Персидского, и с ним 128 мучеников

В Персии, в IV в., при Сапоре II, против христианской веры возникло жестокое и продолжительное гонение. В это время пострадал с дружиною своею и епископ Селевкийский и Ктезифонский327. Садок, преемник св. архиепископа Симеона (пам. 17 апр.), был доставлен в оковах в г. Бет-Лапат (Вифлапат), в Гузитской области, и после многих мук умерщвлен мечем (в 342 г.). О страдальческой кончине своей св. Садок предупрежден был в сонном видении: «В эту ночь видел я во сне лестницу, доходившую до небес, – рассказал еп. Садок клиру своему за год до исполнения этого сна, – наверху лестницы стоял в великой славе св. епископ Симеон и сказал мне: – иди ко мне, Садок, иди и не бойся! Я вошел сюда вчера, а ты войди ныне!.. – После этого видения верую я, что буду взят на мучение за Христа... А что сказал св. Симеон: – я взошел вчера, а ты взойди ныне, – то это означает, что он пострадал в прошедший год, а я пострадаю в этот год... Не убоимся же, братия мои, когда придет смерть, но каждый из нас да станет добрым Христовым воином!»

Так и сбылось. В одно время с св. Садоком и вскоре после него в Селевкии пострадали за веру Христову 128 человек, в числе которых были и 9 дев, посвятивших себя Богу. Приняв всевозможные истязания и идя на смерть, они молились и славили Бога. О них писал св. Маруфа328 в своей «Истории мучеников Персидских», страданий которых (именно позднейших из них) он был очевидцем, а о первых из них говорит Маруфа, что списал по повествованию престарелых епископов и правдолюбивых, стоящих доверия пресвитеров, которые сами были очевидцами деяний мучеников, совершившихся в их время». «Песни св. Маруфы в честь мучеников» до сих пор поются у Маронитов, Иаковитов и Несториан.

* * *

307

Собр. лет. 4, 293, 295. Повесть о Псков. Печер. мон. 4, 5. М. 1831. Дерпт, 1821 г., ркп. минея июн. 10 Сергиевой лаврской биб. № 5.

308

Повесть о Печер. мон. 5, 6.

309

Допол. к ист. акт. 1 № 35, грамота от 24 февр. 1543 г.

310

Опис. Псково-Печер. мон. стр. 9, 10, 51, 52.

311

Храм 40 мучеников, похожий на молитвенный дом, с крышею в один екат, доселе цел и служит приходским храмом заштатного городка Печерска. Позже, и именно в 1565 г., при входе в монастырь построен пр. Корнилием храм св. Николая. Гр. Толстого святыни Пскова, стр. 103, 115 и прим. 5.

312

Сказание о Печерском монастыре 1531г. в ркп. Минее июн. Серг. лавры № 5.

313

См. письмо Курбского и письмо Полубевского в Москвитянине 1853 г. ч. 5 стр. 147, 148. Там же сочинение Корнилия описание обители стр. 139. Письмо к Вассиану у Устрялова в изд. соч. Курбского, стр. 290, 292. Сочинение пр. Корнилия с такою надписью: «Сказание, откуда бысть прозвание Печерскому монастырю во Пскове». Эго сочинение пополняли Григорий инок в 1585 году, игумены Мелетий в 1587 г., Иоаким в 1601 г.

314

Межевая запись на села и деревни монастырские, данная писцами Юрьева-Ливонскаго, ноябр. 29 1556 г., в Музее Румянцева, стр. 87. Здесь в обводной грамоте 1491 г. видно значение одерена как оброчного. Другая грамота с переписью монастырских земель по писцовой книге дана сент. 8 1563 г., там же стр. 89.

315

Немец: «У Московскаго вел. князя были тогда храмы в Риге, Ревеле и Дерпте, где Русские купцы молились по воскресным дням.– Лютеранство не оставило в покое этих храмов; напротив, в фанатизме неистово нападают на них и разрушают до основания». Brendenb. f. Griefenthal chronie in Monum. livon. Y, 114. 509–515. Фабриций, папистический священник Феллинский ок. 1610 г., говорит о фанатиках лютеранизма: «сожжены ими и Московские храмы в Дерпте, Ревеле, Риге и во многих других местах; они ограблены и истреблены». Livon. liist. in rev. livon. script. t. 2. p. 467. Rigae. 1847.

316

Курбского ист. Иоанна стр. 54–57. Собр. л. 4, 310. Ник. лет. 7, 307. Степ. кн. 2, 278. 279. Повесть о Печер. мон. 5. 6.

317

Собр. л. 4, 310. Степ. кн. 2, 280. 281.

318

Повесть о Печер. мон. Приинц Бухау: «оставлены (в крепостях) Московские гарнизоны, построены храмы, как и во всех завоеванных местах обыкновенно поступает царь, ИИ принесены благодарные молитвы за победы». Script. rer. livon. 2, 704. Летопись (собр. л.4:316): «1565 г. июня 7 приходили Литовские люди, воевали новаго городка (Нейгаузена) уезда Преч. Богородицы деревню Вирста да Рожину мызу (Рауге) с деревнею Кючи (Коссе), – Растинских деревней (Раппину)». Ляхи, взявшиеся защищать Немцев, нападали прежде всего на места, где Русские водворились с своею верою.

319

Собр. л. 4, 312.

320

Повесть о Печер. мон. л. 5.

321

Собр. л. IV, 318. 343. 344.

322

Собр. л. III, 164. 174. С 1570 г. игуменом Печерским был Савва, а с 1572 г. – Сильвестр (Толстого святыни Пскова стр. 109. Собр. л. III, 164). Езуит Поссевин: Vladicam, i. е. episcopum Dorpati imposuit. Comm. p. 17. Riga 1852.

323

Ист. Иоанна, стр. 124. Спб. 1842.

324

У Устрялова в изд. Курбского стр. 165.

325

Повесть о Печерском мон. стр. 4. Год страдальческой кончины неизвестен. Но 20 ч. февр. показано днем кончины Корнилия как в ркп. святцах, так в записях Печерского монастыря.

326

Повесть о Печ. мон. стр. 8. 22. Старца Серапиона повесть о приходе Стефана Батория в чт. общ. ист. 1847 г.

327

Селевкия и Ктезифов – один и тот же город, разделенный рекою Тигром, основанный Селевком Никатором за 300 л. до P. X.

328

О св. Маруфе, еп. Месопотамском, см. 16-го февр.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Февраль. – 479, IV с.

Комментарии для сайта Cackle