19-го числа
Св. Апостол от 70: Архиппа и Филимона и св. Апфии
Апфия была супругою Филимона, к коему есть послание Ап. Павла; проповедовал о Христе в Газе и других местах, а св. Архипп был епископом в Колоссах после Епафраса. В царствование Нерона скончались мученически: Филимон и Апфия побиты камнями, Архипп же изрезан ножами.
Пр. Евгения и Макария исповедников
Юлиан отступник, прибывши в Антиохию 362 года, потребовал священников Евгения и Макария на состязание о вере и, обличенный в злочестии, приказал бить обоих. Затем вместе с дуксом Артемием, который при сем открыто усовещевал царя, ввержены они были в темницу; на следующий же день царь осудил их на заточение в один из болотных оазисов Ливии, где они и скончались. Об Артемии см. 20 октября.
Преподобного Досифея
Ученик преподобного Дорофея, умершего в 620 году (пам. 5-го июня). Не долгими годами суровых аскетических подвигов угодил Богу блаженный Досифей. Едва только пять лет потрудился он на своем земном поприще, и среди выпавшего на его долю возлюбленного им труда не успевал даже соблюдать одного из главных правил иночества, в котором состоял он, а именно: неуклонного присутствия в церкви во время Божественной службы. Он нередко ее пропускал... Изнемогающий силами под бременем возложенного на него труда, Досифей не мог также выдерживать и строгого поста, разрешая себе иногда подкрепление пищею сверх положенного времени и более питательного качества...
Это приводило в недоумение и даже соблазн прочих иноков обители (Палестинской – св. Серида, близ Газы), и не почитали они Досифея настоящим Божиим подвижником... так что, когда изнуренный болезнию юноша Досифей, почувствовав приближение смерти, сказал жившему в то время в монастыре прозорливому старцу Виссариону: «Владыко мой, уже не могу быть в живых», а старец отвечал ему: – «Чадо, иди с миром, предстани Святой Троице и моли о нас!» – то братия, услышав ответ старца, пришли в негодование, говоря: «Что такое великое совершил этот молодой инок, едва пять лет проживший в монастыре, что удостоился услышать такие слова от великого старца?... мы не видели его особенно подвизающимся в посте и бдении, напротив, он приходил к службе после всех, а иногда и дома оставался».
Но чем же пополнял инок Досифей опущение им иноческих обязанностей?
Он пополнял их тем, что́ для Бога всего дороже: любовию, с которою он исполнял назначенное ему дело – ухаживать за больными. Он был истинным утешителем страдальцев; о усердием и величайшим вниманием предупреждал все их желания, облегчая их всеми способами. Он так любил своих больных, что если когда-нибудь, по человеческой слабости, случалось ему изредка раздражиться на их ропот и нетерпение, то это составляло для него величайшее горе, которое искупал он горькими слезами раскаяния, так что братии трудно было даже утешить его в такие минуты...
И если отсутствовал он иногда или запаздывал к Богослужению, то или в случае крайнего утомления от денно-нощного неустанного труда, или потому, что больные в это время нуждались в усиленном его ухаживании за ними.
И кто знает, легко ли было для такой души лишение «пребывания в доме Господнем во все дни жизни, созерцания красоты Господней и посещения храма Его»? (Пс.26:4).
Но обязанность помогать ближнему была для него дороже всего, и с беспредельною любовию и самоотвержением служил он людям, и чистейшею жертвою возблагоухала перед Господом короткая, но полная любви жизнь его...
И Бог не оставил ее без знамения Своего благоволен я... Недоумение, смущавшее иноков, разрешено было особым видением о св. Досифее одному уважаемому старцу, которому явлены были прежде почившие, угодившие Богу старцы и между ними – юноша Досифей, участвовавший в блаженстве их.
Недолговременные подвиги деятельной любви к ближнему явлены были равными перед Богом с долговременными подвигами поста и молитвы.