18-го числа
Святого отца нашего Льва, папы Римского
Родом из Италии, Лев I или Великий был избран папою в 440 году и святительствовал до 461 года. Он заслужил известность своею добродетельною и благочестивою жизнью. Защищал страну и от внешних врагов302 и от внутренних врагов Церкви – еретиков: манихеев и евтихиан. – При нем Евтихий, архимандрит одного из Константинопольских монастырей, противник учения Нестория, впавший в противоположную крайность, стал утверждать, что в Иисусе Христе следует признавать только одно Божественное естество. На местном соборе, происходившем в то время в Константинополе, были рассмотрены положения Евтихия; он был обличен в ереси и лишен церковной степени. Евтихий восстал против этого решения, обратился ко многим епископам, в том числе и к папе Льву, с просьбою пересмотреть его дело и при этом обвинил в ереси самого патриарха Цареградского Флавиана.
Лев, узнав от Флавиана правду об этом деле, письменно изложил учение Церкви о соединении во Христе двух естеств: Божеского и человеческого.
«Не понимая того, как должно разуметь воплощение Бога Слова, – писал папа Лев Флавиану, – Евтихий должен был следовать тому всеобщему, единогласному учению, которое исповедует вся христианская Церковь, веруя – во Иисуса Христа Единородного Сына Божия, Господа нашего, родившегося от Духа Святого и от Девы Марии... Это рождение, само по себе единственное и изумительное, должно быть постигаемо не так, как будто необычайностию рождения уничтожились обыкновенные свойства родившегося человечества... Божество восприяло нашу немощь, не нарушив свойств ни того, ни другого естества. Истинный Бог явился в истинном и совершенном естестве истинного человека, весь с тем, что свойственно Ему, и весь в том, что свойственно нам (totus in suis, totus in nostris)... Как Бог не терпит перемен через снисхождение к нам, так и человек не уничтожается величием Божества. Та и другая природа действует при взаимном общении, свойственным себе образом, т. е. Слово действует, как свойственно Слову, а плоть совершает то, что приличествует плоти».
Письмо это было читано и одобрено на 4-м Вселенском – Халкидонском соборе, созванном императором Маркианом в Вифинии, в 451 г. Ересь Евтихия была окончательно осуждена.
По прочтении письма папы Льва – был изложен догмат, что «Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек; по Божеству Он вечно рождается от Отца и во всем Ему подобен; по человечеству же Он во времени родился от Пресвятой Девы Богородицы и во всем подобен нам, кроме греха; но в воплощении Он имеет одно лицо и два естества, соединенные в Нем неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно».
После папы Льва осталось до ста слов и до 140 его писем – догматического и нравственного содержания.
«Долг милосердия, – говорит он в одном из последних, – определяется не по мере благ, а расположением сердца. Он – общ для всех, как все должны любить ближнего и по любви помогать ему. Бог для того и дает богатство, чтобы оно текло к бедному. Те злоупотребляют им, на беду себе, которые расточают его на пустые предметы, или берегут его взаперти. Потому-то Господь говорит нам, что милосердие для нас – ключ к Царствию Небесному».
Мощи св. Льва почивают в приделе его имени в Ватиканском соборе Петра в Риме.
Св. Флавиана исповедника, патриарха Цареградского
Флавиан пострадал в борьбе против ереси Евтихия и умер вследствие ударов, нанесенных ему защитниками Евтихия во время собора, известного в истории под названием «разбойничьего» или «Ефесского разбоя», в 449 году. Мощи его были перенесены в Константинополь в 451 году. Преемник св. папы Льва Иларий, бывший легатом на разбойничьем соборе, изобразил в Риме в оратории св. Креста стенною живописью подвиг Флавиана на этом соборе.
† Преставление преп. Козмы на реке Яхроме
Преподобный Козма303 воспитывался у одного боярина, в селе; боярин, полюбив его за кротость, научил его грамоте. Благодетель боярин впал в тяжкую болезнь и переезжал из города в город, ища пособия в болезни; Козма был с ним неотлучно, утешая его чтением книг и ухаживая, как добрый сын за отцом. Во время переездов своих остановились они на реке Яхроме и благоговейному Козме является на дереве икона Успения Богоматери; он слышал от нее глас, повелевавший ему быть иноком и устроить монастырь. Больной господин его тогда же получил исцеление от сей иконы. Это еще более заставило господина любить Козму. Но уже и потому, что господину не нужны были услуги, Козма тайно удаляется в Киев и поступает в Печерскую обитель; облеченный здесь в иноческие одежды, проводит некоторое время в подвигах строгого поста и молитвы. Потом, следуя воле Богоматери, идет с явившеюся ему иконою на реку Яхрому, и здесь, в 40 верстах от Владимира и в 15 от Юрьева-польного, с пособиями добрых людей, сооружает храм в честь Успения Богоматери. Мало-помалу собрались к нему ревнители уединенной жизни, и он ревностно обучал их благочестию, в звании игумена. Постоянно верный правилам иночества, он не оставлял подвигов поста и молитвы, а вместе с любовию принимал странных и целил грешные души врачевством покаяния; слава о дивных подвигах его доходила и до великого князя. Достигнув глубокой старости и приобщившись св. Таин, он мирно предал дух свой Богу 18-го февраля 1492 года. В памяти Юрьевцев остались его строгая жизнь и наружный вид: лицо его было бледно и сухо, волоса седые, брада долгая и к концу узкая, несколько свившаяся; светлый взор сиял из-под высокого чела. – Различные исцеления ознаменовали святость жизни его. Мощи его почивают под спудом в Успенском монастырском храме304. Митрофан, впоследствии святитель Воронежский, быв игуменом Козмина монастыря, так говорил в надписи на Евангелии: «выменено сие Евангелие – преподобного отца нашего Козмы Яхринского чудотворца при игумене Митрофане»305. Явившаяся преподобному икона, ознаменовавшаяся чудесами, находится в том же храме, где и мощи преподобного, и ей празднуют 14-го октября306.
* * *
В 452 г. силою слова своего папа Лев убедил и удержал жестокого царя Гуннов Атиллу, готового вторгнуться в Рим с огнем и мечем, а в 455 г. успешно подействовал на такого же лютого предводителя Вандалов – Гензериха и отвратил пролитие крови и предание огню зданий в Риме.
Житие преп. Козмы описано было иноком Григорием, но описание было потом распространено игум. Варлаамом. Из того составилась витиеватая повесть, богатая словами и скудная мыслями. Повесть у Румянцева № 371. В сборнике Петерб. дух. акад. № 277.
Святцы: «преп. отец Козма, игумен Успенскаго монастыря Яхренский, иже в Шахматицех, Юрьевский чудотворец, преставися в л. 7000 мес. февр. в 18 день». Ист. иер. 4, 567. Служба преп. Козме на 18 д. февр. и житие его в сборнике Нижегор. Благовещ. монастыря.
Буслаева: словесн. и искусст. 2, 952. Владимирский сборник стр. 110. ст. М. 1858 г. По описи 1662 года «за Кузминым монастырем 94 двора».
Сведения о монастыр. стр. 31. М. 1852 г. В соч. «слава Пресв. Богородицы», о сей иконе ошибочно говорится в двух местах, как о двух различных (ч. 3, отд. 3, стр. 104, 106, 107, М. 1853 г.). В первом сказано, что св. икона явилась в 1482 г. Но это было раньше. – Ркп. повесть о Яхромской иконе в б. общ. ист. № 213. Румянцева № 371.