17-го числа
Св. великомученик Феодора Тирона
Тирон – слово Римское, значит новобранец, воин новый. Исповедав Христа пред вождями и товарищами по оружию, Феодор сжег капище богини Цибелы, и после бичеваний и других мук, как противник богов и христианин, сожжен на костре в Амасии, в 306 году. Верные похоронили его останки в г. Евхаите, недалеко от Амасии.
Церковь в субботу первой седмицы Великого поста, по древнему названию, Феодоровскую, совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону. Синаксарь в субботу первой седмицы Четыредесятницы начинается стихами:
«Пищею колив питает Тирон град,
Пищу оскверненную учинив непотребну».
Юлиан, отступник и лукавый гонитель христианства, желая осквернить св. пост наш в первую; седмицу Четыредесятницы, издревле: особенно чтимую, и подвергнуть христиан осмеянию, повелел в 362 году епарху Антиохийскому тайно – ежедневно в продолжение первой седмицы осквернять припасы, продаваемые по обычаю в Антиохии на торжище, кровию идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны удерживаться (Деян.15:29). Епарх исполнил повеление Юлиана. Но злоумышление врагов сделалось известно христианам. Св. великомученик Феодор Тирон (воин), стяжавший мученический венец при императоре Максимиане, в Амасии, около 306 года 17 февраля, является Константинопольскому архиепископу Евдоксию и повелевает ему призвать рано утром в чистый понедельник верующих и запретить им покупать на торжище оскверненную пищу. Епископ недоумевал, чем заменить это лишение, особливо имеющим недостаток в домашних запасах. Великомученик советовал употребить для пищи коливо (χολλυβα) или варению пшеницу с медом, называемую иногда кутиею, и таким образом обличил и посрамил нечестивое намерение хитрого кощунника.
В память этого события и в благодарность великомученику Феодору, как потребителю идолов, предстателю и хранителю стада Христова, Православная Церковь с тех пор, т. е. с IV века, доселе ежегодно творит празднование великомученику, совершая в навечерие субботы, в пятницу на литургии по заамвонной молитве, молебный канон – сочинение св. Иоанна Дамаскина, и благословляя в честь великомученика коливо, коим внушил он заменить на первой седмице поста оскверненную постную пищу. В субботу Церковь постановила читать похвальное слово Феодору – сочинение Григория Нисского, и петь канон Иоанна, митрополита Евхаитского.
† Память преп. Феодосия и ученика его Романа
Начальные подвиги иноческой жизни преподобный Феодосий289, Болгарин родом, совершал в Виддинском монастыре св. Николая, под управлением игумена Иова, мужа добродетельного и разумного. «Постриженный Иовом в иночество, Феодосий оказывался готовым на всякое послушание»: и настоятель поручил ему заведывание экономиею обители. Он мужественно подвизался и, как видели, служил не людям, а Богу. Послушание и смирение его были таковы, каких не видели в других. По кончине настоятеля Иова, перешел он в Тернов, тогда стольный город Болгарский, и стал жить в монастыре Богоматери, называвшемся Святою горою. Увлекаемый ревностию к высшей духовной жизни, он желал найти себе духовного наставника и с этим желанием переходил из монастыря в монастырь, из Терновского в монастырь Червеный, из Червеного в Славенскую гору. «Бедны были тогда жившие в Болгарских монастырях подвижники добродетели». В монастыре Эпикерна игумен принял его с любовию и братия оказывали ему любовь. Здесь он прожил не малое время, как слух о великом духовном подвижнике Григории Синаите вызвал его в пустыню Скрытную, где жил Синаит, удалившийся с Афона от тревог времени.
У преподобного Григория Феодосий нашел все, чего давно искала душа его. «Здесь днем и ночью научаем он был вере чистой и священным заповедям, возводящим душу в меру возраста духовного. Последуя священному учителю, насыщался он духовным питием. Великий подвижник, видя его ревность к жизни но Боге, передавал ему не» только обыкновенные правила подвижничества, но и наставления в умозрительной жизни». Преподобный Григорий известен преимущественно как наставник созерцательной жизни; – таков он и в письменных наставлениях290. Вот как говорит он в одном своем наставлении: «я ниже всех людей по незнанию души моей, земля пепел ног их. Как не считать мне себя нечестивейшим всей твари, которая остается в своем естестве по прежнему, тогда как выступил я из естества моего безмерными беззакониями моими? Истинно, звери и скоты чистее меня грешного; я ниже всего и прежде смерти лежу в ад низверженный. Кто не сознается искренно, что грешник хуже бесов, как послушливый раб их, и потому вместе с ними затворен в бездне? Истинно, хуже бесов тот, кем владеют они. Ты с ними наследовала бездну, несчастная душа моя. Живя жё прежде смерти в земле и аде, как сметь могу считать себя праведником? Нет, я сотворил себя нечистым грешником, подобным бесу»291.
И пустыня препод. Синаита часто страдала от нападения разбойников. Потому авва послал Феодосия к Болгарскому царю Александру с просьбою о защите от людей испорченных. Благочестивый царь, по просьбе Феодосия, доставил средства оградить монастырь крепкою оградою и башнею, и еще обезопасил обитель угодьями и скотом292.
Возвратясь в обитель, Феодосий продолжал подвижническую жизнь, отделяя и ночь на молитву. Преподобный наставник дозволил ему проводить безмолвную жизнь в келье. Так он вступил в высший подвиг борения с духами и помыслами. Духи злобы наносили ему много тревог: но он побеждал их твердою молитвою. Случилась и еще нужда монастырская. По поручению наставника Феодосий снова был у царя Александра и выполнил поручение к утешению старца. Во время последнего пребывания в Тернове один из благородных и богатых людей явился к нему с неотступною просьбою взять его с собою в пустыню. Иначе, говорил он, лишусь жизни. – Это был Роман, впоследствии самый искренний и самый любимый ученик Феодосия. Феодосий взял его теперь с собою и привел к Синаиту. Принятый Григорием, Роман волею аввы послан был на послушания. В его отсутствие скончался преподобный Григорий. – Братия усильно просили Феодосия принять на себя звание настоятеля, но он отказался и удалился из обители293.
Он предпринял теперь долгое странствование по обителям с желанием слушать наставления опытных людей. Так он был в Солуне и в Месемврии. В последнем месте посещал он скит Антония, где тогда «много было постников, один другого предварявших в жизни добродетельной и проводивших жизнь ангельскую». Затем был он в Константинополе и возвратился в Скрытную обитель. Посетив братию Синаита и поклонившись раке его, вместе с Романом пришел на Эмонскую гору, что близ Месемврии, и тут подвизался в посте и молитвах. Но разбойники выгнали его из этого уединения.
Гора, не далекая от Тернова, показалась сколько безопасною от разбойничьих нападений, столько и удобною для уединенной жизни. Феодосий поселился на ней с Романом. Три года прожили они здесь уединенно. Феодосий видит видение: гора его покрыта прекрасными птицами певчими. И вслед за тем стали приходить к нему ревнители пустынной жизни; число их дошло до 50. Это были искренние рабы Божии. Феодосий иеромонах вел такую постническую жизнь, что на нем оставались кожа да кости. Вместе с тем он ревностно занимался переводом Греческих сочинений на Славянский язык294.
Начинаются особые подвиги преп. Феодосия. Монах Феодосий приходит из Константинополя и начинает возмущать народ странным учением. Употребляя волхвования, он одобрял поклонение одному дубу, как цельбоносному; дело доходило до того, что пред дубом закалали в жертву овец и ягнят. Этот восстановитель народного суеверия обличен был преподоб. Феодосием и раскаялся в заблуждении.
Опаснее были богомилы, еще скрывавшиеся там и здесь и тайною проповедию распространявшие разврат в народе. В Солуне одна монахиня, увлеченная богомильством, обратила келью свою в блудилище. Посещавшие ее иноки перенесли ее учение на Афон, и там тайно развращали иноков. Так длилось три года, – нока Афонские старцы, составив собор, предали анафеме упорных. Двое из осужденных, Лазарь и Кирилл, пришли в Болгарию. Первый из них надел на себя личину юродивого и под этим прикрытием учил скоплению. Оба же хулили крест и иконы, отвергали брак, одобряли разврат, унижали крестную смерть Христову, хулили иерархию и на место единого Бога проповедали два начала, начало добра и начало зла, сонные мечтания свои выдавали за видения Божественные, и тогда, как вводили самую грязную жизнь, говорили о себе, что они – Божии рабы, нищие духом.
Преподобный Феодосий, собрав точные сведения о них, доложил о них царю и патриарху. «Иже тогда Церкви предстательствующий патриарх, прост сый, недоумевашеся отвсюду». Феодосий вызвался доказать нечестие новых учителей пред собором. Царь Александр любил просвещение столько же, сколько и истинное христианское благочестие295. – По воле его составился собор, где был и царь с своим советом. Приведены были сеятели лжи. «Что это у вас за новое учение?» спросил Феодосий. «Учение наше не новое», отвечали те, – «оно – то самое, которое выражено в словах: блаженны нищие духом; не делайте брашно гибнущее». – «Апостол Христов», отвечал в обличение Феодосий, «говорил о себе: руце мои послужисте мне и сущим со мною. Он трудился, а не бродил праздно, как вы, сеятели разврата. Напрасно выставляете вы из себя чтителей смирения: в вас вовсе нет смирения. Кто дал вам право быть учителями? Брак честен и ложе не скверно, учит Апостол, и Спаситель был на брачном пире. Только дух злобы может учить, как вы учите: выполняйте, говорите вы, стремления природы. На что же нам дана свобода, если не для того, чтобы дух побеждал нечистые движения плоти? Вы допускаете начало добра, и начало зла, одно небесное, другое земное. Но Господь велел признавать Бога Отцом неба и земли, Творцом и Промыслителем вседействующим». Учители нечестия стояли безмолвные. Лазарь пришел в сознание и принес раскаяние. Но Кирилл и ученик его Стефан остались упорными в своем нечестии. Царь велел заклеймить их раскаленным железом и выгнать из Болгарии.
Открылись и еще лжеучители жидовствующие. Эти отвергали воплощение Сына Божия. Не смотря на явное антихристианство свое, они надеялись найти защиту себе в царице, которая была из Евреев296. Но благочестивый царь своею ревностию к благочестию побудил и царицу стать на стороне благочестия297.
Так как с одной стороны еще оставались и проповедники разврата мессалианского, а дерзости жидовствующих, оскорбляя одних, смущали нетвердых в вере, то преп. Феодосий снова явился к царю и настоял на том, чтобы собран был новый собор. Так явились на соборе царь с сыновьями своими Шишманом и Ясенем, патр. Феодосий, митрополиты: Преславский и он же прототроп Дорофей, Дристерский (Силистрийский) Захария, Овча-поля (Праводский) Лазарь, Ловчанский Парфений, Филиппопольский Мануил, Средечский (Софийский) Леонттий, епископ Мадитский Иаков, архимандрит лавры 40 мучеников Иоанникий, несколько иеромонахов из обители Феодосиевой с своим настоятелем. Прочтен был символ веры вселенской, и произнесена анафема как жидовствующим, так и богомилам. Распространителей учений ложных царь сперва осудил па смертную казнь, но потом ограничился телесным наказанием. Один покаялся и принят в общение с Церковию. Два другие остались непреклонными. Соборное деяние записано было на память для потомства. Это было в 1360 г.298.
Когда Турки подняли войну, царь, не желая отпустить от себя Феодосия, устроил для него в безопасном месте пещеру – с кельями, где и поселился он с братьями.
Вскоре затем преподобный сделался больным и болел 20 месяцев. В этой болезни желал он видеться с преп. Каллистом, как с духовным другом. Каллист писал в Болгарию о том, чтобы отпустили Феодосия к нему. – Но на это не изъявили желания в Тырнове. Преподобный, передав управление братиею Роману, тайно удалился в Царьград и здесь скоро скончался в Мамантовой обители.
«Следует, прибавляет патриарх, сказать и о помянутом ученике Романе. Он был муж добродетельный, и по примеру наставника ревностный исполнитель заповедей Господних. Приняв обитель в свое попечение, усердно поучал братию. Потому часто приходили к нему и окрестные за наставлениями о постническом житии. Он раз в день вкушал пищу и то очень мало. Его томила болезнь тяжкая – кашель. – Но он никогда не опускал бдения и проводил ночи без сна, засыпая только утром». Скончался он февраля 17 дня.
Патриарх в описании жизни Феодосиевой не объясняет, почему в Тернове не согласились отпустить Феодосия в Царьград. Но дело объясняется грамотою преп. Каллиста, писанною «к почтенным инокам, пребывающим в Тернове», или, как сказано в Славянском переводе, «честнейшим в священноиноцех Феодосию и Роману и прочим священникам Тернова». В этой грамоте преп. Каллист осуждает Терновскую Церковь за то, что не поминает она в молитвах Константинопольского патриарха и что будто не по праву Терновский архипастырь называется патриархом299. Так как Терновское патриаршество учреждено было по согласию Константинопольского собора300, то, естественно, в Тернове были недовольны грамотою Каллиста и потому не были довольны желанием Феодосия посетить Царьград. Так прел. Феодосий приблизился к смерти скорбию, в 1362 г.
Служба преп. Феодосию написана была иеромонахом Серапионом, скорбевшим о том, что тогда, как Константинополь отдал честь подвигам преподобного, Болгарская страна не чтила своего подвижника301.
Св. Мариамы (Мария), сестры Апостола Филиппа
Святой Апостол Филипп, проповедуя Евангелие в областях Малой Азии, пришел в Лидию и Мизию. Здесь присоединился к нему святой Апостол Варфоломей, и с этих пор, сопровождаемые сестрою Филиппа, девицею Мариамою, давшею обет девства и последовавшею за братом, они вместе продолжали свой Апостольский труд во славу Божию и во спасение людей, и вместе переносили все тяготы и скорби, «быв биеми, и в темняцах затворяеми, и камением побиваеми». Таким образом прошли они все Лидийские и Мизийские города, охраняемые Господом во время проповедования слова Его; на пути имели утешение встретиться с Иоанном Богословом, с ним вместе отправились во Фригию и прибыли для проповедования Евангелия в г. Иераполь. Здесь, «едва прибыли они, – рассказывает о них, на основании древних преданий, церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул, – тотчас прекратилось служение идолам»; «боготворима.я жителями Иераполя ехидна изгнана была из своего обыкновенного жилища»; «чтившие ее покрылись стыдом и досадою».
Здесь святой Апостол Иоанн расстался с ними, отойдя для благовествования в другие города. Оставшиеся же в Иераполе Фригийском святой Апостол Филипп с святым Апостолом Варфоломеем и Мариамою день и ночь неустанно проповедовали слово Божие здешним жителям.
Когда же святой Апостол Филипп был распят головою вниз на кресте и среди молитв скончался, то сестра его Мариама с любовию обняла снятое со креста тело его, радуясь неземною радостию о святом брате своем, чудным подвигом завершившем преданную Христу жизнь свою...
По смерти святого Филиппа святая Мариама отправилась в Ликаонию ιι там, среди успешного благовествования, мирно упокоилась от трудов своих.
Память Гермогена, Всероссийского патриарха
Память Гермогена, Всероссийского патриарха. (См. в «Месяцеслове» – прибавлении к «Тамб. Епарх. Ведом.» вып. II, стр. 213.)
Феодора Молчаливого Печерского
Феодора Молчаливого Печерского, удостоившегося дара чудотворений, действующего и поныне в помощь с верою поклоняющимся св. мощам его, почивающим в Феодосиевых пещерах в Киеве.
* * *
«Житие пр. Феодосия, описанное тт. Каллистом», нап. в чт. общ. ист. 1860 г. кн. I. Описание богатое цветами красноречия, но не бедное и известиями о былом. Это описание по местам передаем в буквальном переводе, а чаще в извлечении.
Сочинения пр. Григория Синаита показаны у Медведева в оглавлении книг, § 52. Синодальной библиот. № 172. Жизнь пр. Григория, описанная тем же п. Каллистом, нап. в Афонском патерике 1, 348–376. Сл. заметки поклонника св. горы стр. 142, 143.
У Нила Сорского слово 5 о борении со страстьми.
Об этом конечно дана была грамота монастырю. Но ныне неизвестна она. Известен только хризовул ц. Александра Зографскому монастырю 1342 г. о даровании монастырю с. Хонтака близ Струмницы. Изв. ак. 11, 313.
Красноречивый жизнеописатель как в житии Феодосия, так и в житии пр. Григория, не показал, в каком году скончался пр. Григорий. Это – жаль. Серапион в записке своей о пр. Феодосии (чт. общ. ист. 1860 г.) говорит, что Каллист, соученик Феодосия, по смерти Григория «взят бысть в Сербии на архиерейство». В Афонском патерике (1403) сказано, что Каллист подвизался в Афонском скиту Могула, под руководством пр. Григория Синаита, и в 1350 г. поставлен в патриарха, а в 1368 г., быв послом к Сербской кралеве Елисавете, скончался в Ферах.
Более, чем вероятно, что сочинения Григория Синаита переведены были на Славянский язык этим трудолюбивым переводчиком. Пр. Нил Сорский уже читал в Славянском переводе Синаита.
«Повелением господина моего благородного и христолюбивого – царе прекрасного Иоанна Александра в лето теченно 6853 (1347)», писал летописец Манассии. – См. Черткова о летописи Манассии стр. 4–7. М. 1842.
Ц. Александр был дважды женат. От первой жены Феодоры, в иночестве Феофании, имел он сыновей Страшимира и Михаила. Потом, увлеченный красотою жидовки, окрестил ее и сочетался с нею браком. От этого супружества были сыновья Шишман и Ясень. Бывшую жидовку обвиняли (Раича ист. 1, 488–490), будто его отравлен пасынок Михаил и будто из опасения за жизнь Страшимира Страшимир послан был в Виддин с правами полномочного правителя. Но так ли все это было? В Болгарском синодике читаем: «Феодоре, благочестивой царице велик. ц. Иоанна Александра, сющеи от рода Еврейска, восприемши св. крещение и благочестивую верю делю сохранши и церквы мнозы объновлыши и монастыря различна воздвигшеи, матери сющи вел. ц. Иоанна Шишмана, вечная память». Временник м. общ, ист. Кн. 23, стр. 13.
Лука новокрещенный «благороднейшаго – Авраама Асана Ходжаиса», писавший Ватопедский октатевх с сведениями о Греческих переводах библии и разорениях Иудеи (у поклонника горы стр. 99. 100) едва лит не из Тернова, как и Авраам Асаи, и едва ли оба не из Евреев, родственников Еврейки Феодоры.
Когда Болгарские павликиане-богомилы обратились в папистов? Вероятно, Иоанн Ясень тем только и отблагодарил п. Иннокентия за присланный царский венец, что предоставил ксензам обращать богомилов в поклонников папы. По крайней мере несомненно то, что нынешние паписты в Болгарии не иначе и называются как павликианами и живут именно там, где поселил Цимисхий павликиан, около Филиппополя, Григоровича путеш. 166, 167, 177. Русск. бес. 1860 г. 11, 16.
Грамота на Греч. языке и с Слав. переводом издана в Изв. ак. VII, 155–160.
Акты учреждения патриаршества Терновского нап. в Изв. акад. VII, 151–153.
Чтен. общ. ист. 1860 г. кв. 1.