31-е
Св. Мелании Римлянки
Внука блаженной Мелании, проводившей последнюю половину жизни своей в обителях Востока, принадлежала к богатейшей и очень древней дворянской фамилии381. Блаженная Мелания ещё в детском возрасте изъявляла желание посвятить себя на служение Богу. Это желание не слабело в ней с летами, не взирая на жизнь роскошную аристократического дома. Когда минуло ей 13 лет, её почти насильно соединили браком с Пинианом, сыном префекта Италии и Африки. Любовь к чистоте душевной и телесной была так сильна в ней, что в первое же время брака упрашивала она мужа уволить её от супружеского сожития. Молодой муж обещал ей дать это дозволение, когда она родит ему сына. Первым плодом брачного сожития была дочь382. Мелания дала обет посвятить дочь Господу.
Она снова обращалась с прежней просьбой к мужу, предлагая за выполнение желания её передать ему всё состояние своё, которое было огромно; но он не согласился. Тогда она решилась терпеливо ждать воли Божией, но вместе положила жить уединённо и строго, сколько возможно будет в её высоком звании. Она пламенно просила Господа услышать желание сердца её; особенно горяча была молитва её о том в день св. Лаврентия. Молитва её была услышана. При вторых родах Мелания была в смертной опасности. Муж, очень любивший её, испугался до крайности. Он бросился в церковь молить Бога о жизни жены. Мелания послала сказать ему, что если даст он обещание исполнить её просьбу, сердце её уверяет, что она останется жива. Муж дал обет, не колеблясь ни минуты. Мелания почувствовала облегчение и родила сына.
Сынок вскоре после крещения умер, потом умерла и дочь. Эти потери горьки были для Пиниана, но они укрепили в Пиниане решимость следовать желаниям благочестивой супруги. Пиниан и Мелания стали жить по правилам Евангелия и ослабили связи с весёлым миром. Так, замечает Палладий, исполнились слова Апостола: что веси жено, аще мужа спасеши? (1Кор.7:16)383. Событие это – перемена с Пинианом относится к августу месяцу 401 г.; тогда минуло семь лет супружества их; Пиниану было тогда 24 года, а Мелании – 20 лет. Пиниан ещё не совсем расстался со и светской пышностью, но Мелания осторожно перерабатывала сердце его.
Благочестивая бабка Мелания, узнав о доброй перемене в жизни внучки и её мужа, не смотря на свои шестьдесят лет, и прибыла с Востока в Рим. Семейство и родственники встретили её в Неаполе; отселе отправилась она в Нолу к св. Павлину, который был её родственником. Преподав в Риме всем своим совет дорожить чистой верой и оберегаться ереси, отправилась она в Африку по имениям своим. Возвратясь снова в Рим, она настойчиво советовала внукам продать недвижимые имения и расстаться с шумной столицей.
Меланию старшую все уважали. Дочь её Альбина, мать младшей Мелании, решилась жить для Господа, как и дочь её; патрициянка Авхозия, при влиянии Мелании, убедила мужа и язычника принять христианство; Астерий, сын её, и дочь Евкопия посвятили себя уединённой жизни. В Риме произошло сильное движение в пользу христианского благочестия. По наставлениям благочестивой бабки, Мелания и Пиниан ещё более изменили жизнь свою; решено было продавать имения по частям. Мелания бросила все наряды; отдала дорогие платья свои церквам384. Сперва она начала было поститься по четыре дня сряду, но потом, умерив ревность, принимала пищу через день. Вместе с мужем посещала она больницы, выкупала содержащихся за долги, принимала странников и понемногу продавала имения свои.
Брат Пиниана, Север, смотрел, как смотрят люди светские, на дела милосердия супругов; это – вредная расточительность, говорил он. Недолго думая, он захватил, что мог, из имений брата; «надобно спасать, говорил он, не умно растрачиваемое богатство». Пиниан и Мелания терпеливо переносили насилия его и молчали. Но императрица Верина, глубоко уважавшая добродетели Мелании, узнав о всём, просила её к себе. Муж и жена явились во дворец в простой одежде. Смирение их не только не унизило, а возвысило их в глазах императрицы. Она сказала Мелании, что знает все несправедливые поступки Севера, и что он будет строго наказан за них. Тогда обиженные обратились в ходатаев за обидевшего и просили об одном – возвратить им собственность и при том не для них, а для бедных. Императрица, тронутая добротой их, выпросила у императора Гонория полное право продавать имущества и земли, без всякого, с чьей бы то ни было стороны, препятствия. Такая воля императора оказалась вдвойне полезной. Покупатели, увидев, что они безопасно могут покупать имения супругов, возвысили цену на имения, и продажа пошла скоро и успешно.
Муж и жена имели земли не только близ Рима, но и в целой Италии и Аквитании, в Сицилии и Испании, в Галлии и Англии, в Террачине и Африке. Мелания продала сперва земли отдалённые – в Испании, Галлии и Англии. Прочие сохранила до тех пор, пока смерть отца не дала ей свободы отправиться с мужем на Восток. Доходы с имений оставшихся, как и деньги проданных имений, супруги употребляли на дела Богоугодные. Бедные храмы, монастыри, кафедры Запада получили от них богатые приношения. Блаженная Мелания поручила Далматскому иеромонаху Павлу большие суммы для раздачи на Востоке: 10.000 златниц дано было для обителей Египта и Фиваиды; столько же для церквей на островах и для ссыльных; 15.000 – для Палестины. Сама же она раздавала вчетверо более. Всем рабам предоставлена была свобода385.
Север не переставал тревожить добрых супругов. Но Господь не оставлял их без Своей помощи. Наставления бабки и св. Павлина много подкрепляли их. Палладий, епископ Еленопольский, бывший в Риме (в 406 г.) по делу св. Иоанна Златоустого, принят был Меланией и мужем её с полной любовью. «Когда мы были в Риме в большом числе, говорит он, для блаженного епископа Иоанна: то они приняли нас с великой почестью, покоили нас в гостинице, снабдили нас богатым дорожным запасом. Так они снискивают участие в вечной жизни Господа нашего Иисуса Христа и в лучшем образе жития».
В 407 году скончался отец Мелании. Вслед затем Мелания оставила шумную столицу и поселилась в имении своём, чтобы жить уединённо. Отсюда супруги ездили в Кампанию к св. Павлину. Мелания собрала себе несколько дев благочестивых и с ними молилась и подвизалась. Пиниан точно также жил с 30 отшельниками.
Осада Рима Алариком (в 408, 409 и 410 г.) доказала, как мудр был совет, данный благочестивой бабкой внукам о продаже имений. Готфы разграбили бы имения их; а выполнив совет, они передали богатую цену имений руками бедных небу. Пиниан и Мелания удалились в Сицилию, где продали оставшиеся имущества, потом переехали в Африку386.
В Тагасте был епископ Алипий, друг блаж. Августина; беседы с добрым пастырем были приятны для Мелании и Пиниана. Здесь же надеялись они видеться с великим учителем Августином; но из письма его узнали, что, при всём желании, никак не мог он быть в Тагасте387. Пиниан и Мелания отправились в Гиппон, оставив Албину в Тагасте. Духовная радость свидания всех 5 друзей была возмущена особенным случаем. Народ Гиппонский, давно знавший Пиниана, объявил, что избирает Пиниана в пресвитеры и притом с тем, чтобы он обязался не разлучаться с ними. Сколько Августин, Алипий и Пиниан ни хлопотали о том, чтобы народ не связывал свободы Пиниана, пришлось уступить его настоянию, впрочем, впоследствии, народ, признательный к Пиниану, освободил его от данного слова388. Благотворительные Пиниан и Мелания и в Африке расточали благотворения свои. В Тагасте они пожертвовали для кафедры Алипия земли и для храма его металлы и дорогие каменья; в пользу бедных дали большую сумму денег; недовольные тем, они построили два монастыря, мужской для 24 иноков и женский для 130 инокинь, обеспечив существование их капиталами. Семь лет прожили они в Африке, пока проданы были здешние имения их. Мелания жила в своём новом монастыре, под управлением игуменьи. В Риме принимала она пищу через день; в Тагасте, подвигаясь вперёд в жизни духовной, она сперва кушала через три дня один раз, потом один раз через 5 дней, а наконец, только раз в неделю. Келья её была так мала, что она едва могла встать и поворотиться; спала она на рогоже – и только 2 часа в сутки, большую же часть времени посвящала молитве и чтению Писания. Так жила теперь богатейшая аристократка Рима. Многих молодых людей обратила она на путь добра и привлекла к вере Христовой нескольких язычников и Евреев.
В 419 году Мелания с матерью отправилась на Восток. Она виделась в Александрии со св. Кириллом и, по прибытии в Иерусалим, занемогла. Выздоровев, поспешила поклониться св. местам. Получив в Иерусалиме деньги за проданные имения, раздала их бедным, и сама осталась бедной по любви к нищете Христовой. Известный Пелагий сблизился с Меланией. Она настойчиво требовала от него отказаться от заблуждений; хитрый Пелагий отказывался на словах от явных ошибок, но тонкими умствованиями хотел закрыть себя от позора. Мелания передала разговоры свои с ним Августину, и тот прислал Мелании и Албине две книги свои: «О благодати Иисуса Христа» и «О первородном грехе».
Посетив Египетских пустынников, Мелания заключилась в Елеонской келье на подвиги молитвы; сюда допускала она к себе лишь мать и двоюродную сестру. Последняя любила рассеянную светскую жизнь, но увещания Мелании довели её до того, что полюбила она уединённую жизнь. В келье своей провела Мелания 14 лет. По настоятельной просьбе некоторых дев и жён устроила она им монастырь. За смертью матери следовала (в 435 г.) смерть супруга или, точнее, брата, благочестивого Пиниана, жившего последние годы в Иерусалимском монастыре389. Мелания, по убеждению, что не долго переживёт дорогих ей людей, усилила строгость жизни своей. Но ей ещё предстоял подвиг.
Дядя её Волузиан, не смотря на просьбы сестры и увещания Августина, всё ещё оставался язычником. Теперь он по особым поручениям западного императора был в Константинополе и сильно желал видеть племянницу. Светлая надежда вывести его из мрака в свет Христов одна могла заставить Меланию, уже слабую, пуститься в путь. Она оставила Иерусалим. В Халкидоне утешена она была чудом. Когда стояла она здесь близ раки св. Евфимии, погружённая в молитву, небесный аромат осенил её и в ней исчезло всякое сомнение в успехе доброго намерения её. В Константинополе остановилась она во дворце Лавза, знаменитого префекта, для которого писан Паладием «Лавсаик»390. Дядя её лежал сильно больным. Бедная и смиренная наружность бывшей аристократки Римской изумила Волузиана. Христианка объяснила язычнику, что христиане стремятся к благам более высоким, чем земные, к благам вечным, перед которыми всё земное – прах и ничтожество. Это объяснение, оправдывавшееся живым примером, подействовало на Волузиана. Скоро Волузиан почувствовал припадок, грозивший смертью, и он сам потребовал освятить его крещением. Он желал, чтобы Мелания была восприемной матерью его от купели крещения, но сильная боль ноги уже около 7 дней не дозволяла ей выходить из дома. Узнав о крайнем положении дяди, она, не смотря на страдания, просила нести её к Волузиану. На дороге извещают её, что над Волузианом совершает крещение св. Прокл, архиепископ. Радость Мелании об этом событии была так велика, что боль её внезапно прекратилась, и она сама пешком прошла остальную часть дороги; при ней дядя приобщился тела и крови Христовой. Пребывание Мелании в Константинополе было полезным для многих. Императрицу Евдокию убедила она посетить св. места. Император Феодосий также с пользой для себя слушал беседу её. Многие из увлекавшихся ересью Нестория удержаны были на стороне православия советами Мелании.
По возвращении в Иерусалим, Мелания выстроила часовню и при ней основала другой мужской монастырь, соединённый с первым под начальством одного настоятеля. Императрица Евдокия прибыла в Иерусалим (438 г.) и на себе испытала, что в Мелании обитает благодать. Императрица вывихнула ногу и сильно страдала, но едва Мелания коснулась ноги, вся боль прекратилась.
Чувствуя близость кончины своей, святая ещё раз обошла святые места святой земли; день Рождества Христова провела в Вифлееме; по возвращении в Иерусалим почувствовала озноб, приобщилась св. Таин и 31 декабря (439 г.) мирно предала дух свой Богу, на 57 году жизни своей391.
«Возлюбив чистоту девства, ты склонила к добру и сожителя, расточила множество богатства, построила обители для иночествующих. Потому и вселилась в обитель небесную. Поминай нас, Мелания всечестная». Конд.
Св. преп. Зотика Сиротопитателя
Сиротопитание есть священнейшая добродетель. Господь говорит через Моисея: всякия вдовы и сироты не озлобите: аще же злобою озлобите я, и возстенавше возопиют ко Мне, слухом услышу глас их (Исх.22:22). Буди сирым, яко отец, и будеши яко сын Вышняго (Сир.4:10–11). Вера бо чиста и непорочна пред Богом и отцом сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их и нескверна себе блюсти от мира (Иак.1:27). Христиане издревле много пеклись о сиротах. Святые, прославившиеся призрением сирот, поставляли для себя особенной обязанностью надзирать за сиротами и вдовицами, нищими и больными, неимущими собственных средств пропитания, и помогать им. К лику сих св. благодетелей человечества между прочими принадлежит преподобный IV века – Зотик Сиротопитатель, который, будучи лично известен Константину Великому, пришёл из Рима в Константинополь и, отвергши мирскую честь и суету, принял пресвитерство и служил меньшей братии Христовой. Как Авраам свою кущу, так св. Зотик свой дом открыл для принятия и питания нищих; принимал в свою странноприимницу бескровных, странников и болящих; был истинным отцом для вдовиц, немощных и сирых; он пёкся особенно о прокажённых. Пишут, что сих несчастных определили бросать в море, но милосердый Зотик выкупал их своим золотом, устроил для них вне Цареграда больницы, и служил им – отверженным всеми. Господь даровал ему благодать исцелять недужных, и он врачевал их своими молитвами.
Столько щедрый и любвеобильный для других, преподобный был строг для себя. Постом и воздержанием побеждал свои страсти, удалялся всех прелестей мира, и уподоблялся жизнью Ангелам.
Император Констанций, заражённый арианством, не любил преп. Зотика за его благочестие. Узнав, что данное преподобному Константином Великим золото всё истрачивалось на нищих, больных и прокажённых, велел привязать его к диким мулам и прогнать в поле. Таким образом милосердый питатель бедных и болящих предан был самой жестокой смерти за своё человеколюбие ради Христа.
* * *
Жизнь св. Мелании по Метафрасту – в Четье-Минее на 31-е декабря. Известно Греческое описание жития Меланиина, писанное современником, более верное, чем Метафрастово (Fabritii bibl. Gr. X, 292), но к сожалению, не изданное. В Прологе декаб. 31, извлечение из манускрипта. Палладиево известие (Лавзаика, гл. 69) в сборном Патерике под знам. Μ. зн. 20. Здесь замечено, что известие берётся из Египетского Патерика.
Палладий в Лавзаике (Русск. пер. 1850 г., стр. 271) говорит, что у Мелании было два сына. Но Иероним и Августин, близко знавшие всё относящееся до Мелании, показывают другое.
Палладий в Лавзаике, стр. 272.
Палладий, гл. 119: все свои шёлковые полуодеяния (τα σηριϰαννημιφορια ϰαλυμματα) подарила жертвенникам.
Палладий в Лавзаике, гл. 119; Гераклид, гл. 49.
По словам Палладия (в Лавзаике) видно, что он не знал о долгой жизни Мелании в Африке, он ведёт её из Рима прямо в Иерусалим.
Augustini, ер. 227.
Augustini, ер. 224. Hieronymi, ер. 79.
Палладий в Лавзаике, гл. 121 (107): И Пииниан, когда-то муж младшей Мелании, а теперь, по воле Христа, единодушный сподвижник её в добродетели, подвизается вместе с тридцатью монахами, читает священное Писание, занимается обрабатыванием сада и беседами».
Кодин: «дом Лавза, патриция и префекта, который при Аркадии, сыне Феодосия Великого, занимал высшие правительственные места и украшен был почестями; он построил этот дом и украсил его мрамором и дорогими колоннами», ed. Beckerei 1843. р. 38.
Летопись Феофана под 426 г.: «опочила в Иерусалиме, в тружевичестве и совершенстве жизни, блаженная Мелания, внучка великой Мелании». Время смерти показано неверно. По Римскому мартирологу, декабря 31. Кончина «святой Мелании младшей: удалясь из Рима с мужем своим Пиниаыом и придя в Иерусалим, оба почили святою кончиною».