30-е
Св. мученицы Анисии
Анисия, родом из Солуни, дочь знатных, богатейших и благочестивых родителей, получила в доме их тщательное воспитание и образование и, обладая таким редким сочетанием всех земных преимуществ, обладала притом и замечательной красотой. Но душевная красота её оказалась превыше всего этого и сделала её способной вменить в ничто всё её земное счастье в сравнении с блаженством загробным, в которое научили её верить её родители.
Потеряв их в ранней молодости, Анисия по-христиански перенесла временную разлуку с ними, зная, что её заменит вечное соединение с ними в ином мире, и употребила все свои старания и заботы на спасительную деятельность для достижения благой участи в загробном мире. Несметное богатство, доставшееся ей после родителей, употребила всё в пользу бедных, приложив к этой благотворительности и свой личный труд ухаживания за больными, посещения заключённых в темницы и доставления всякого утешения всем бедствующим от разнообразных расстройств.
Был знаком этой возлюбившей всецело Бога молодой душе и подвиг внутренней борьбы, но она уже владела искусством почерпать в молитве победоносное оружие в этой борьбе...
Нападала ли на неё леность или закрадывалось в душу уныние, она прибегала к молитве и освобождалась от искушения. Становилась ли в тягость суровая жизнь, которой добровольно подчинила себя Анисия, смущал ли её безотчётный страх, она молилась и преодолевала свою человеческую немощь и, укреплённая и вразумлённая свыше, воспринимала снова своё благодатное настроение...
Так, бодрствуя о своём спасении и благотворя всем, жила молодая подвижница. И среди этого пути Бог призвал к Себе её, готовую предстать перед Ним и облечённую, в довершение красоты, мученическим венцом...
Живя в царствование Максимиана, во время гонения на христиан, когда ничья, из исповедников Христа, безопасность жизни не была ограждена, так как и сам закон не вменял в вину убиение христианина, Анисия оказалась в числе подобных жертв... Идя однажды в церковь в тот день, когда, по случаю праздника, в честь солнца совершалось в капище языческое торжество, Анисия встретила воина-язычника, который, спросив её, кто она и куда идёт, и узнав, что она «раба Христова и идёт в свою церковь», стал принуждать её пойти с ним в языческое капище, чтобы принести жертву, но, раздражённый её мужественным сопротивлением, обнажил меч и нанёс ей такую тяжёлую рану, от которой она через несколько часов умерла. – Это было около 298-го года.
Сами язычники восстали против убийцы неповинной молодой Анисии и допустили христиан с честью предать земле останки её.
Св. Феодоры. Кесарийской
Дочь аристократической фамилии, плод молитв благочестивой матери, блаженная Феодора с детства воспитывалась в Кесарийской обители св. Анны375. Отец её был патриций Феофил, мать Феодора. Мать долго была бесплодной и часто молилась о разрешении неплодия её; когда родилась дочь, мать дала обет посвятить её Богу. В выполнение обета дочь воспитывалась в обители и полюбила уединение её. У св. Василия, архипастыря Кесарийского, разрешён был вопрос: «с какого возраста надобно дозволять произносить обет о посвящении себя Богу?» Как видно и в его время были строгие судьи делам благочестия и осуждали за принятие детей в обитель. Он пишет: «поскольку Господь говорит: оставите детей приходить ко Мне (Мк.13:14), и Апостол похваляет измлада изучившего писание (2Тим.3:15), то всякое время и время первого возраста почитаем способным к принятию приходящих. Детей, у которых нет родителей, принимаем сами собой из соревнования Иову (Иов.29:12) быть отцами сирот; которые же зависят от воли родителей и которых сами родители приводят, принимаем при многих свидетелях, чтобы не подать случая желающим найти случай; но заградить всякие неправедные уста, говорящие против нас хулу». Сказав, что принятым детям надобно давать особое помещение, продолжает: «но молитвы, которые установлено совершать днём, должны быть общие и для детей и для старших, потому что у детей через соревнование старшим укореняется навык к сокрушённой молитве». Занятиями детей в келье должны быть обучение грамоте и обучение какому-нибудь ремеслу. «Когда раскроется разум и придёт в действие рассудок, тогда должно принимать обет девства, как уже твёрдый, произносимый по собственному расположению и рассуждению при совершенной зрелости разума376. Имп. Лев Исаврянин (717–740 г.), первый иконоборец из императоров, не любил монашества. Он нашёл себя в праве распорядиться юной Феодорой по-своему усмотрению, вопреки обету матери её и вопреки воле самой дочери. По его повелению юную Феодору насильно взяли из монастыря и доставили ко двору. Лев назначил для неё жениха – одного из молодых аристократов. Всё приготовлено было к браку – и наряды и приданое. Тяжело, очень тяжело было невольной невесте:
Не можем не вспомнить недавнего «совета невесте»:
Что делать, чтоб с миром сколь можно поладить?
Идти с упованием Божьим путём,
И путь тот любовью и верой угладит.
Беды от разбойник, беды и от сродник
Апостол святой на себе испытал,
И тайну семейную Божий угодник
Нам собственным опытом ясно сказал.
Разбойники в свете, а сродники дома,
Как в мире духовном диавол и плоть.
И те и другие причина содома.
От тех и других храни нас Господь377.
Святую невесту Феодору, горячо молившуюся, сохранил Господь. Неожиданно ворвались в империю неприятели. Жених послан был с войском и на сражении был убит378. Когда получено было известие о том в столице, блаженная дева благодарила Господа за посланную ей свободу: дело произвола человеческого рушилось, Феодора поспешила сесть на корабль и возвратилась в свою любимую обитель. Отдав брачные наряды и подарки в дар обители, приняла она монашество, надела на себя вериги и стала вести жизнь примерно-строгую. Пищей её был кусок хлеба и то раз в два и три дня; одежда – суровая власяница, постель – камни, покрытые ветошками. Если бы сказали, что насилие, употреблённое Львом для удаления от иноческой жизни, возбудило жаркую ревность к иноческим подвигам в Феодоре, то сказали бы не полную правду. Энергия души раздражается препятствиями; но она же, когда душа не укрепляется благодатью, со временем, в покое слабеет и пропадает.
Бдите и молитесь, да не внидете в напасть: дух бо бодр, плоть же немощна, говорит Господь. И с лучшими расположениями не спасёмся мы без благодати Божией, также как не спасёмся, если, надеясь на благодать, сами живём праздно, без труда и подвигов. Горячность души сама по себе до того ненадёжна, что если увлекаются ею без рассуждения, может обратиться в холодность ко всему доброму; она только тогда бывает надёжной, когда, освещаемая рассуждением, поддерживается понуждением себя к добру и усердной молитвой. Духа не угашайте, учил Апостол. Блаженная Феодора, при высокой любви к чистоте девственной, молилась и подвизалась до гроба; молитвы низводили в душу её благодать и с благодатью совершала она свои подвиги; она удаляла от души нечистое, оскорбляющее благодать. Блаженная кончина её последовала не позже 755 года.
Св. Феодоры Цареградской
Феодора была зажиточная гражданка Цареграда379. По смерти мужа, она посвятила себя на служение ближним и молитве. Когда блаженный Василий стал жить в доме благочестивого Константина, в соседстве с домом Феодоры, Феодора, по приглашению Константина, с полным усердием прислуживала блаженному Василию, как рабу Божию. Если кто приходил видеться с затворником Василием, Феодора докладывала о том Василию, и Василий в келье Феодоры беседовал с приходившими к нему. Кто принимает во имя праведника, получит награду праведника, сказал Господь. «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назаданию», учил Апостол (Рим.15:2). Феодора была притом усердная молитвенница. Это было в то время, когда в той же столице преп. Симеон Богослов ревностно одушевлял подвизающихся наставлениями о любви к Богу. Проповедуя о чистой любви к Богу, он вместе учил: «надобно поститься в три поста. В великий пост пощение усиленное, кроме великого праздника, субботы и недели, а в два другие – через день. В другие дни года следует принимать пищу один раз в день, кроме субботы, недели и праздника, при том не в сытость380. Это значит, что чистая любовь к Богу – не любовь мечтательная, довольная восторгами чувства и мыслями своеволия, а любовь трудолюбивая, строгая исполнительница заповедей Божиих и уставов Церкви. Так жила блаженная Феодора. Перед смертью приняла она иночество и скончалась 30 декабря 940 года. Ученик Василия, Григорий, усердно просил наставника открыть, где и как пребывает почившая Феодора? По молитвам Василия, Григорию во сне показаны были в образах состояния, которые прошла Феодора, пока достигла покоя; показано и то, что молитвы праведника служили великой помощью для Феодоры в загробной жизни её.
* * *
О ней Сипаксарь Греч. Минеи на 30 дек. Пролог и Четь-Минея дек. 30.
Простр. прав. вопр. 15. В другом случае св. Василий писал: «исповедание обета допускаем в возрасте полного ума. Не прилично принимать в этих вещах детские слова за верные. Та дева, которая имеет 16 или 17 лет и зрелый ум, долго была испытана и постоянно просила о принятии, должна быть включаема в число девственниц; её исповедание должно быть принимаемо за правильное, а нарушение оного должно быть строго наказываемо. Многих (девочек) приводят родители, братья, родственники, прежде возраста, не по своей воле расположенных к девству, а имеют в виду свои выгоды. Таковых не надобно легко принимать, пока не дознаем собственное расположение их». Epist. 199. Ор. s. Basilii 4, 719 ed, Migne. Св. Феодор Студит осуждал за то, что иные настоятели принимали обет девства от невозрастных и полагал 16-летний возраст таким, в который можно давать обет. «Когда они уже владеют умом, т. е. на 16 году и позже; тогда уместны для них как почести, так и наказания». За то он строг был к тем, которые, дав обет, выходили в мир. «С того времени если захотят возвратиться к мирской жизни: то не отворять им ворот, если опять явятся, хотя бы это было в скором времени». Epist. 165, lib. 2.
Домашняя беседа 1866 г. № 30.
В греческом синаксаре говорится, что женихом Феодоры был сын пмн. Льва Христофор. Но Дю-Канж (Familiae byzant. р. 125) справедливо заметил, что Христофор жив был и при Копрониме, ослепившем его.
О ней пролог дек. 30 и Четь-Минея мар. 26. История блаж. Феодоры отдельно от жития Васильева – в Греч. рук. (Lambeicomm. bibl. Vindob. IV, 422) и в житии Василия по Греч. рук. Синод. Библ. (Mattaei descr. N. 236).
Добротолюбие, главы деятельные, гл. 142.