2-е
Память о преподобном Афанасии Печерском
Был, рассказывает Симон1, в святом Печерском монастыре один брат, проводивший святое и богоугодное житие, именем Афанасий. После долгой болезни он скончался. Два брата обмыли его тело, одели его, как нужно, но не похоронили: приходили и другие, но, посмотрев на него, также уходили. Мертвец оставался непогребённым. Он был очень беден, и никто не хотел позаботиться о нем. Ночью некто явился игумену и сказал: «Человек Божий два дня лежит непогребённый, а ты веселишься». Поутру игумен со всей братией пришёл к умершему и нашёл, что он сидит и плачет. Все ужаснулись, видя его живым, и спрашивали, как он ожил и что видел? На их вопросы он не отвечал ничего, а только говорил: «Спасайтесь». Они просили его сказать им что-нибудь на пользу, с клятвою обещаясь выполнить слова его. Тогда Афанасий сказал: «Имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно и молитесь Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы скончать живот свой здесь. Более не спрашивайте». Вслед затем он вошёл в пещеру, заклал у себя дверь и пробыл тут 12 лет. Так как блаженный Афанасий «жил при святом игумене Поликарпе»2, то время само объясняет нам проповедь его. В 1169 году северный князь Мстислав с 12 другими князьями взял Киев, и Киев отдан был на разграбление войску. Подол, Гора, София, Десятинная церковь «были ограблены», говорит Киевская летопись. Не было никому и ничему пощады: церкви горели, люди были убиваемы или вязали их, жены шли в плен, разлучаемые силою с мужьями. Множество имения было взято; из церквей забрали иконы, книги, ризы, колокола. –«Зажжён был и Печерский монастырь Богородицы язычниками» Берендеями, но «Бог сохранил от такой беды»3. – Итак, проповедь Афанасия о покаянии не было бесплодна в Печерской обители; иноки её, по внушению Афанасия, удвоили молитвы свои и покаянием отклонили от обители грозившее страшное бедствие. Что творил преподобный Афанасий в затворе?
«В продолжение всего времени – 12 лет – продолжает Симон об Афанасии, – он не сказал ни с кем ни слова», время само говорило; он «плакал день и ночь, мало вкушал хлеба, через день немного пил воды. Когда наступило время его кончины, созвав всю братию, он опять повторил им наставление о важности послушания и покаяния. Он с миром отошёл ко Господу и положен был с честью в той же пещере, где подвизался. После своей кончины известил он чудесами о своём блаженстве. Брат Вавила, много лет страдавший ногами, исцелился при мощах его. «Однажды лежал я, – говорил он братии, – и кричал от сильной боли. Внезапно вошёл ко мне блаженный Афанасий и сказал: “Приди ко мне, и я исцелю тебя”. Я хотел спросить его: как и когда пришёл он? Но он стал невидим. Однако, я поверил явившемуся и постарался о том, чтобы принесли меня к его мощам, и вот, я исцелился». Блаженный Симон прибавляет, что он «слышал об этом от исцелённого Вавилы». Потому надобно положить, что блаженный Афанасий почил около 1176 года; так определяет время кончины его и митрополит Сильвестр4.
Блаженный Симон оканчивает свою жизнь о преподобном Афанасии так: «если кажется тебе невероятным написанное здесь, прочти житие Антония и Феодосия, начальников русского монашества, и тогда веруй. А если и после того останешься сомневающимся, я не виноват в том. Пусть сбудется притча, сказанная господом: изыде сеяй сеяти семени своего, ово паде при пути, а другое посреде терния (Лк.8:5–7). О таких пророк говорит: одебеле сердце людий сих (Ис.6:10). Нет, не следуй таким, сын и брат мой! Не для них я пишу о сём, но, чтобы тебя приобрести для Христа. – Советую тебе, – утвердись благочестием в святом монастыре Печерском; не домогайся ни власти, ни игуменства, ни епископства; довольно будет для тебя, если скончаешься в обители. Ты знаешь сам, что я мог бы привести тебе подобное из других книг; но для меня и для тебя лучше, что кое-что передаю тебе из дел, совершившихся в святом Печерском монастыре».
† Страдание святого царевича Уроша Стефана
Единственный сын Сербского царя Душана, Урош, родился в 1337 году5. В 1346 г. он венчан был королевским венцом, тогда как отец венчался царским венцом6. – Никогда Сербия не была так сильна и обширна, как при царе Душане Сильном. Вся Болгария была тогда под властью владетеля Сербии; греческие города Македонии, Эпира и Фессалии также были покорены Душаном. Душан, могущественный властитель, просил руки дочери французского короля для сына; но папа настоял, чтобы дочь короля не изменяла латинского исповедания, а Душан не хотел видеть в семье поклонницу папы. Урош, сын Душана, вступил в брак с дочерью Влада, могущественного князя Валахии. Казалось империя Душана проживёт века. Но Душан сам потряс основания своей империи и приготовил печальную судьбу для сына. Он при жизни своей, надеясь на свою силу, дал много силы шести областным правителям своей империи. Например, Оливер, «великий начальник» Сербский и Струмский, чеканил монету со своим именем, как независимый властитель. В Кратовском монастыре на картине представлены областные правители Душана (шесть), а внизу читаются слова, как бы от Душана: «отсюда большая вина падения царства моего»7. Мысль давно поверенная опытами; но люди не слушают и опыта. – Когда бы южные славяне долгим рядом страданий твёрдо убедились в том, что политические беды их всегда зависели от их раздробленного правления и не кончатся дотоле, доколе не соединятся они под одно твёрдое правление твёрдого единовластия! Душан, не безвинный в смерти отца своего, умер среди замыслов о славе, на 45 году жизни, в декабре 1355 г.8
По смерти отца Урош принял в своё управление Сербию. Он писался: «Стефан Урош, благоверни царь Сербьлем и Грьком»9. На первое время власти ему пришлось иметь дело с претендентом на царский престол. Синиш, дядя его, правитель Фессалии, поднялся с сильным войском, чтобы согнать племянника с престола Сербии; он занял Зету и осадил Скутарь. Но Сербия поднялась за Уроша, и Синиш смирился. Явился другой искатель власти. Никифор Ангел, даже с согласия царицы, матери Урошевой, с мечом в руке занял Фессалию, оттого, что с ним обручена было сестра царицы. Но греческих интриг не любили в Сербии, и Никифор усмирён был10.
В первые годы правления Урош являлся сколько независимым, столько и деятельным правителем Сербии. В 1357 г. в Сербии был сильный голод11. Урош старался ослабить бедствие покупкой хлеба в Дубровнике. В 1357–1358 гг. он дал Дубровнику несколько грамот – о торговле, судоустройстве, землях, повинностях12. Особенно замечательно обязательство, взятое с Рагузян, платить каждый год 1000 перпер иерусалимской церкви арх. Михаила, куда удалились вытесненные из Стона папизмом иноки обители св. Николая13. В 1362 г. он смирил Рагузян, воевавших с Которским наместником его. Им предписано в случае споров представлять дело на суде царя, а не расправляться самим с наместником его; Воислав по его воле выдал грамоту Дубровнику с обещанием, – не нарушать условий соляного откупа, а республике сделано внушение исправно платить подать царю14. По примеру предков своих построил он себе Задушбину – монастырь Рождества Богородицы в Скопле. «От юности предан он был Господу, отечески покоил вдов и сирот, усмирял ссоры и утверждал мир, миловал нищих, защищал обижаемых»15.
Между тем росло и зло – своеволие наместников. Каждый из них действовал по личным видам и хотел быть независимым. Умные, христианские патриоты советовали Урошу заменить разбогатевших и зазнавшихся наместников людьми, умеренными в желаниях. – Но Урош не имел довольно твёрдости против гордых магнатов. – Он доверился особенно Вулкашину. Вулкашина и Душан отличал доверием более, чем других магнатов. Он и брат его Углеш были великими дворниками Душана16. Но страсти наши, если не видят узды себе, даже и помимо нашей воли, даже и помимо сознания, увлекают нас на дорогу порока и злодейств. Так было с Вулкашином. – Сперва он взял себе в управление Босну, чтобы быть ближе к центральному правлению Сербии. Потом объявил себя королём Боснии, а брат Углеш оказался деспотом Романии17. Только правитель Срема, князь Лазарь, с зятем Вулком Бранковичем оставался искренним в отношении к Урошу. Блаженный царь видел это и страдал особенно за ожидаемые беды родины. Вот явился грозный меч на восточных и южных христиан. Султан Мурат овладел Одрином и перенёс сюда столицу из Бруссы. Орды турецкие ограбили Болгарию18. Теперь более, чем когда-либо, нужен был для Сербии Душан. У Вулкашина было столько же страсти к власти, сколько было у Душана; только не было у него ни ума, ни храбрости Душана. Болгарский пришелец, он не имел и любви к стране, которая так много дала ему; он весь предался себялюбивым замыслам; было бы ему хорошо и его семье, думал он, а прочее пусть идёт, как идёт. Он забрал себе власть у доброго Уроша; потом, не краснея, назначил на содержание его только незначительную провинцию. Чем далее, тем грознее становились опасности для Уроша. Чтобы охранить жизнь свою, Урош удалился на Дунай к князю Лазарю; с ним он был в родственной связи по Милице, жене Лазаря, происходившей из рода Неманичей. – Удельные правители, которым Урош заявил о наглостях Вулкашина, дали ему слово в следующем году силою оружия смирить Вулкашина. Вулкашин, узнав о том, обратился к сестре своей и матери Уроша с пышными обещаниями – сделать все для Уроша; он успел столько уверить сестру в своей преданности к Урошу, что та, по желанию Вулкашина, настоятельно требовала и вызвала сына к себе в Скопле для примирения с Вулкашином. – Вулкашин встретил Уроша с почестями, как царя19. Между тем коварный злодей приготовил товарищей задуманного злодейства. – Он позвал Уроша на охоту, на Косово поле. – Утомлённый охотой, Урош сошёл с коня у колодца и нагнулся, чтобы достать воды. В эту минуту Вулкашин ударил его булавой по голове, и тот упал мёртвым. В тёмный вечер с наёмными товарищами Вулкашин перенёс убитого в монастырский Успенский храм, что вблизи Пестрича. В монастыре, понятно само собой, сказали, что – неожиданно умерший охотник. Почивший страдалец положен в усыпальнице храма, издавна готовой; печальный храм поныне цел, хотя и запустел. – Блаженный, будучи 31 года, пострадал 2 декабря 1367 года20.
Вулкашин недолго пользовался плодами тайного злодейства. Хотя силой заставил он признать себя главным властителем Сербии, тогда как даже мать не знала об убийце сына, но скоро потеряно было все. – Султан Сулейман явился в Сербию с 70 тысячами войска. Необходимость собрала сербов около Вулкашина. На Косовом поле сербы были разбиты; братья Вулкашина, Углеш и Гойко, были убиты; Вулкашина вынес из кровавой сечи конь; но, когда злодей лёг отдохнуть, оруженосец, прельщённый богатым нарядом его, отрубил ему голову. Это было в сентябре 1370 г. на том же месте, где злодей носился со злодейским замыслом21.
Между тем, тело праведного страдальца оказалось нетленным, и слава его проявлялась в исцелениях. Его с почестью положили в Неродимльском храме. Впоследствии от ужасов магометанского фанатизма перенесено оно было в Сремский Язакский монастырь22.
Святого пророка Аввакума
Аввакум, из колена Левиина, был певцом при храме и пророчествовал около 650-го года до Рождества Христова о нашествии Вавилонян, которое и совершилось при нем и во время которого он удалялся в Аравию, откуда возвратился в своё отечество по удалении от него врагов. Предсказывал и о падении врагов и ободрял благочестивых надеждою на спасение, готовое для них у Бога.
– Доколе, Господи, я буду взывать к Тебе, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? – обращается к Богу Аввакум, изнывающий душою о нечестии своего народа, – для чего даёшь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?
«Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь… – прозирает пророк ответ Господа, – ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали… Ибо, вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков; издалека прибывают всадники его, прилетают, как орёл, бросающийся на добычу. Весь он идёт для грабежа; устремив лицо своё вперёд, он забирает пленников, как песок. И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеётся: насыплет осадный вал и берет её… Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его – бог его».
– «Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святой мой! – взывает к Богу пророк, содрогаясь от ужаса видения, – мы не умрём! Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала моя! Для наказания Ты назначил его…»
«Чистым очам Твоим несвойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?»
«На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?»
«И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий мог легко прочесть».
«Вот, душа моя надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет».
«Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою, как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена».
«Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь: горе тому, кто без меры обогащает себя не своим – надолго ли? И обременяет себя залогами!»
«Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение?»
«Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем».
«Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо своё на высоте и тем обезопасить себя от руки нечестия».
«Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им: – горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!»
«Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня, и племена мучат себя напрасно?»
«Ибо земля наполнится познанием славы Господней, как воды наполняют море…»
«Господи! Услышал я слух Твой и убоялся, – молитвенно взывает пророк. – Господи! Соверши дело Твоё среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости».
«Бог от Фема грядёт и святой – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее, как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы».
«Он стал, и поколебал землю; воззрел, и в трепет привёл народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные».
«Во гневе шествуешь Ты по земле, и в негодовании попираешь народы».
«Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха».
«Я услышал и вострепетала вся внутренность моя… а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придёт на народ мой грабитель его…»
«Хотя бы не расцвела смоковница, и не было бы плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи… но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего».
«Господь Бог – сила моя; Он сделает ноги мои, как у оленя, и на высоты мои возведёт меня!»
Пророк Аввакум умер в глубокой старости и погребён был на своей родине. Об обретении мощей его так говорит Созомен (кн. 7, гл. 29): «Тогда (при Феодосии Младшем) обретены были пророки – Аввакум и, спустя немного, Михей».
«Тела обоих, как я слышал, указаны были Божественным сновидением Зевенну, бывшему в то время епископом церкви Элевферопольской. Имя месту, где обретён Аввакум, было Кела или прежний город Кила. От того города на 10 стадий отстоит местечко Вирафсатия, близ которого находился гроб Михея»23.
Святого Исе или Иессея, епископа Цикланского
Исе, родом из Антиохии Сирийской, был из числа тех 13-ти отцов Сирских, память которых святая Церковь чествует 7-го мая. Он жил в VI веке. Рукоположенный в епископа Цикланского24, он в плачевном состоянии нашёл свою паству, в которой преобладали языческие обычаи и суеверия, и где христианство, насаждённое здесь св. Ниною и процветавшее около двухсот лет после неё, теперь почти совершенно упало и нравственности христианской не оставалось почти и следов. Деятельно и ревностно предался святитель искоренению языческих суеверий и восстановлению благочестия, и неутомимые труды его Бог благословил успехом. Для утверждения веры в народе, он построил несколько новых храмов и основал несколько монастырей; а для ограждения своей паствы от влияния соседних народов-язычников Исе отправился с проповедью слова Божия к Осетинам и другим жителям, обитавшим в центре Кавказского хребта, и многих из них обратил ко Христу.
Не смотря на эти подвиги Апостольского служения, святитель никогда не оставлял и своих иноческих, аскетических подвигов. Труженическая и произрастившая богатые плоды жизнь его была увенчана мирною, блаженною кончиною. Предузнав её по откровению свыше, святитель собрал свой церковный клир, в последний раз преподал им своё духовное наставление, приобщился Святых Таин и, с воздетыми к небу руками, предал Богу свою душу. – Он был погребён в храме Божией Матери (в том, где древняя икона Её), и прославленный многими чудесами (продолжающимися и поныне) от нетленных останков его, причтён Церковью к лику святых.
* * *
Ркп. послание к Поликарпу.
Слова м. Сильвестра «Patericon. р. 144». О св. Поликарпе см. июля 24.
Собр. л. 11, 100.
Patericon. р. 144. В словаре святых (СПб. 1836 г., стр. 47), в указателе Киев. святыни (стр. 45) и в месяцеслове Вершинского (стр. 192. 375) – странности: «преставился 1264 г.», тогда как и повествователь Симон почил в 1226 г., а вышел из Печерской обители около 1204 г. См. мая 10 д.
«Житие св. Уроша, м. декем. 2 память св. и блаж. Уроша, младого мученика, царя Сербского», писано при пособии надёжных источников около 1595 г.
Майков, стр. 240.
Изв. акад. VI, 389. 390.
О годе смерти Душана справедливы замечания Майкова, стр. 241. 242. В грамоте 10 января 1356 г. пишется: «царская власть моя предписывает и повелевает, что если мать царского величества моего, государыня царица, захочет взять что-либо у них (Дубровичан) из торга: то царское величество моё даёт им за то что-нибудь и без выкупа не берёт». (Споменн. № 44). Мать Уроша была царица, а мать Душана – королева. След. янв. 10-го 1356 г. был царём и распоряжался с властью царской Урош, а Душана уже не было на свете. В синаксаре (л. 74) – странная ошибка и о времени смерти Душана и о летах его. У Миклошича мать Уроша первая царица Елисавета, в монашестве Евгения (Monum. № 234).
Так в грамоте 1357 г. на монетах: Urosius imperator, Урош царь. Гласник III, 231–233. VI, 195–198. VII, 208–215. Зап. археол. общ. IX, 175. 176.
О Синише и Ангеле у Майкова, стр. 259–261. Летопись в Гласнике XI, 147. Сербские Комнены в Гласнике XIII, 284–305.
Летоп. в Гласнике I, 165. XI, 147.
В памятниках Аврамовича № 45. 49. 50. 53. 54. В грамоте № 47. от 24 апр. 1357 г.: «кнезове царьства ми, кои дрьжеть кукю царьства ми».
Миклошича топит. № 148. Гласник II, 197–199. В 1332 г. Душан уступил Рагузянам Стон, с тем, чтобы платили за него 1000 перпер в год. Фанатизм папизма скоро потребовал, дабы иноки обители св. Николая оставили Стон; при этом обещали давать им 400 перпер за два года. В 1347 г. те переселились в Иерусал. обитель св. Михаила, построенную кн. Милютиным. Скоро православие и совсем вытеснено было из Стона. Макушев о Рагузе, стр. 10. 11. 69–71. В Чтен. общ. ист. 1865 г. Об отношении ц. Душана к православию летоп. в Гласнике V, 67. 68. У Норова триодь цветная 1374 г., писанная «святому архистратигу Церкве Сербскые у Ерусалиме», (Жур. мин. просв. 1836 г., ч. XI, 537).
Аврамовича памят. № 55. 56. Миклошича № 151.
Так говорит древняя служба. Гласник IX, 260.
Изв. акад. V, 400. О советах Урошу летоп. у Раича II, 792. Шафарика памят., стр. 54. Arkiu za povestu. III, 54. Византийцы у Стриттера Serbica р. 334. 350.
У о. Порфирия (стр. 55) хрисовул деспота Иоанна Углеша о построении Симонопетрского монастыря, по случаю исцеления дочери, в октябре 6872 (1364 г.). Грамота деспота Иоанна Углеша 1368 г. о подчинении церквей Греческому патриарху – inter acta patriar. constant. 1, 558=566. Vinidub. 1860. У Григоровича (стр. 52) «кесарь Углешь, господарь Серблем и Подунавию» в 6931 (1423) даёт Хиландарю село Вране. Но здесь в означении года, ошибка; по летописи Углешь был убиен на Косовом поле в 1370 г. (Гласник V, 76).
Халкондила hist. р. 33 ed. Bonn. Франзо lib. 8. 11, р. 46, ed. Bonn.
Раича ист. 2, 613. 648. 676. Серб. летоп. в Гласнике V, 68–72. В Трескавце камень с надписью: «м. генвара успе рабь Бож. Дабиживь, инохиарь (виночерпий) цара Уроша вьсе Срьбскые земьле, Грьчьские и Поморьские, в л. 6875» (1367), за 10 месяцев до страдальческой кончины царя. (Григоровича, стр. 139). В 1320 г. кнез Дабижив» посол короля в Рагузы (Споменницы из Дубровачке архиве 2, 2. Белгр. 1862). Дабижив внесён и в Сапочанский синодик. См. Гильфердинга Сербские имена запис. в помяннике Сопочанском – в изв. акад. VII, 325–330.
Выписка из жития Урошева – у Гильфердинга, в зап. геогр. общ. XIII, 223–225. Летоп. в Гласнике V, 72–75. Заметка в типике у Миклошича: monumenta Serbica р. 177.
Зап. геогр. общ. XIII, 325. Летопись в Гласнике V, 76. 77. «Исайя мниха о крале Влъкашине» у Миклошича: «chrestomathia palæoslovenica, Vindob. 1864. По цароставнику (Раич II, 693) убит сент. 26-го 6879 (1370).
Раича II, 678. Сербляк л. 76. Летоп. в Гласнике 75. 76.
«Полн. месяц. Вост.» архим. Сергия, т. II, ч. 2, стр. 377.
«Город Цилкани находился в Карталинии у подошвы гор, носящих название Тини, близ речки Нареквави, впад. в Арагву: теперь на месте прежнего города существует большое и довольно богатое селение, в котором уцелел храм во имя Божией Матери, построенный ещё в IV стол. сыном царя Мириана. В этом храме есть сокровище первых веков христианства: ветхая икона Божией Матери древнейшего письма на доске, как известно по преданию, из яслей Вифлеемских и относящаяся ко времени принятия Грузинами веры христианской».