21-е
Св. мученицы Иулиании девицы и 630 мучч. с нею
Иулиания, дочь знатных и богатых родителей, язычников, живших в Вифинии в конце III в., в малолетстве ещё была обручена ими за одного юношу, также знатного рода, и язычника, именем Елевсия.
Между тем, придя в возраст, она имела случай просветиться верой в истинного Бога, услышав проповедь о Христе, и тогда устрашилась соединить судьбу свою с идолопоклонником. Поэтому, когда наступило ей время выйти замуж, то она написала Елевсию, что если он не уверует в Бога-Христа, Которому она служит, то пусть ищет себе другую невесту.
Сообщив об этом родителям Иулиании, Елевсий вместе с ними убеждал её к отречению от веры в распятого Христа, но никакие просьбы, ни убеждения не могли склонить молодую христианку сделаться отступницей от Того, Кому она предалась безвозвратно с той минуты, как узнала Его.
Доведённый до ярости тем, что ему казалось непонятным упрямством со стороны Иулиании, отец её отнёсся к ней со зверской жестокостью, беспощадно бил и, наконец, избитую представил на суд Елевсию, который в это время уже состоял в звании епарха. Обрадовался он сначала возможности отомстить отвергнувшей его невесте, но тронутый, когда снова увидел Иулианию, отличавшуюся поразительной красотой, Елевсий снова стал умолять её соединиться с ним, обещая ей никогда не принуждать её поклоняться языческим богам...
– Не могу я быть твоей женой, пока ты не сделаешься христианином... – отвечала ему Иулиания.
– Согласился бы я на это, моя возлюбленная, – возразил Елевсий, – если бы не опасался, что, узнав об этом, император лишит меня не только сана, но и жизни...
– Если ты смертного и временного царя своего опасаешься, то как же могу я не страшиться моего Царя бессмертного, владычествующего над всеми людьми и над земными царями, и как могу соединиться брачным союзом с врагом Его? Обратись к Богу моему, а иначе – поступай со мной, как хочешь... никакие пытки не заставят меня отступиться от Него...
И действительно, ни мольбы, ни угрозы, ни истязания самые бесчеловечные не могли победить неустрашимую исповедницу имени Христова. Обнажённую, перевязанную верёвками, били её сначала сухими жилами, потом повесили за волосы, так что кожа с волосами отделялась от головы; в то же время терзали её тело острым железом, и замученную, едва живую бросили в темницу. Но сердце мученицы горело молитвой, и неземная отрада превозмогала телесную боль. На другой день Иулиания снова была взята на мучения, но подкрепляемая истинно Божественною силой, она и в огне пребывала невредимой.
Поражённый сверхъестественной силой, с которой мученица переносила испытания, превышающие силы человеческие, народ славил Бога Иулиании, творящего чудеса, и, воодушевлённый восторгом, исповедовал Христа, единого Бога истинного. Уверовавших во время страданий Иулиании оказалось до 630 человек. Все они немедленно были усечены мечом, приняв таким образом крещение в своей крови... Наконец, Иулиания была обезглавлена, как полагают иные, в 290 г., а другие – в 304 г. Останки её были погребены христианами, и над ними выстроена церковь285.
Слава св. муч. Иулиании на Западе велика, и части мощей её находятся во многих странах. И православная Церковь чествует её, воспевая ей:
«Девства добротами преочищенна, девице, и мучения венцы Иулиания ныне венчавшися, даеши сущим в нуждах и недугах исцеление и спасение; приступающим к раце Твоей и Божественную благодать Христос источает и жизнь вечную».
Акты св. мученицы Иулиании и пострадавших с нею 500 мужей и 160 жён признают весьма древними, написанными до нашествия лонгобардов286.
* * *
Память святого Фемистокла, уроженца Мир Ливийских и пастыря овец. В гонение Декия (249–251) спрошенный о некоем Диоскориде. скрывшемся в горах от мучителей, не видал ли его, отозвался отрицательно, исповедав себя христианином, схвачен и подвергнут пыткам (бит по чреву, влачим по острому железу) и наконец обезглавлен.
† Преставление св. Петра, митрополита и чудотворца России
Блаженный Пётр, так пишет м. Киприан287, родился в земле Волынской от благоговейных родителей. Отец его именовался Феодором288. Мать его, женщина благочестивая и Богобоязненная, имела видение прежде рождения Петра, когда он ещё младенцем был в её чреве. На рассвете воскресного дня снилось ей, что она держит в руках агнца, между рогами коего выросло дерево, пышно одетое листьями, со множеством цветов и плодов, а между плодами горели свечи, и от них исходило благоухание. Проснувшись, мать недоумевала о чудном видении. Впоследствии Господь оправдал видение, обогатив Своими дарами сына её. До семи лет Пётр рос в доме отца и потом отдан был родителями учиться книгам. Он учился прилежно; но учение шло не успешно. Это печалило родителей и сына. Раз во сне видит он мужа в святительской одежде, который, став близ него, сказал: «чадо моё! открой уста твои;» когда же открыл их, святитель прикоснулся языка его и, благословив, как-бы влил сладость в уста его. Отрок проснулся, но никого не видел. С того времени, что писал учитель его, изучал он легко и в короткое время превзошёл своих товарищей успехами.
Двенадцати лет отрок удалился в один из монастырей, близкий к месту рождения его, и принят был игуменом в число братии; здесь он был послушным во всём духовному отцу; окрепши силами, носил воду на плечах, мыл братские власяницы, зимой и летом не оставляя своего послушания: первый по звону церковному приходил в церковь и в храме стоял, не прислоняясь к стене. – По воле настоятеля, удостоен он диаконства и потом пресвитерства. Он научился и писанию св. икон. Это было для него занятием весьма приятным. Занимаясь изображением святых, проливал он слёзы молитвы и умиления, при мыслях о своей нищете и высоте святости Божией. – Человек Божий усердно писал иконы, а настоятель раздавал братии и христолюбивым мирянам, посещавшим обитель; одних это утешало и ободряло к молитве, других располагало благодетельствовать обители пожертвованиями нужного для жизни.
После многолетних подвигов в общежитии, по благословению настоятеля, вышел он из обители на подвиги уединения. «Обойдя окрестности, нашёл он безмолвное место на р. Рате. – Тут поставил он себе келью и много перенёс трудов. Тут воздвиг церковь во имя Спаса нашего Иисуса Христа и поставил кельи для приходящей к нему братии289. – Не мало иноков в короткое время собралось к нему; как чадолюбивый отец, заботился он о их спасении, наставляя их не только словом, но ещё более примером, выставляя из себя не старейшину братии, а последнего из всех. – Никогда не раздражался он на согрешавших, но тихо увещевал умилительным словом. – Он был так милостив, что никогда просящего именем Божиим или странника не отпускал с пустыми руками, а всё подавал, что только обреталось у него. Если не имел чего другого, то раздавал свои иконы, или отдавал свою власяницу. – Слава о праведной жизни его дошла до князя и вельмож страны Волынской и Галицкой, которая тогда цвела славой и богатством. – Князь и бояре дивились человеку Божию и с любовью приходили слушать наставление его. – Когда митрополит Максим из Владимира посещал Русскую землю, поучая народ по уставу, – пришёл и человек Божий Пётр со своей братией принять благословение у святителя и принёс ему образ Успения Владычицы, который сам писал; святитель с любовью принял образ Пречистой, украсил его золотом и дорогими камнями и до конца жизни благоговейно хранил у себя в кельи, днём и ночью молясь сей иконе о спасении вверенной ему земли Русской».
Когда преставился благочестивый святитель Максим во Владимире, игумен Геронтий дерзнул на восхищение святительства, тогда как всякий дар даётся отцом Небесным. – Одержимый недугом властолюбия и самочиния, он взял утварь святительскую, пастырский жезл и ту икону, которую писал блаженный Пётр, и отправился с некоторыми сановными в Царьград. Галицкий князь Юрий негодовал на самоволие Геронтия, тем более, что на Волыни, недовольные удалением кафедры из Киева в дальний Владимир, желали видеть митрополита где-либо на юге; особенно же князь Юрий хотел, чтобы митрополия была в Галиче. Князь Юрий был могущественный: владея всей Галицией, он именовался царём Руси290. – Он просил блаж. Петра идти в Царьград и просить у патриарха митрополита для юга. Долго блаж. Пётр не соглашался на то, и когда согласился, то не знал того, что ему самому назначен высокий сан. Князь тайно написал прошение к святейшему о рукоположении Петра на святительский престол; для большего же успеха в своём деле отправил от себя особого посла к патриарху вместе с игуменом Петром. Пётр и Геронтий отправились в Царьград из разных пристаней приморских. Плавание Геронтия было несчастное: поднялась буря, и ветры задерживали ход корабля. – Кораблю же Петрову, плывшему по другой полосе Чёрного моря, благоприятствовал тихий ветер попутный, и он скоро достиг Цареграда. – Во время бури ночью явилась Геронтию Матерь Божия и строго сказала: «напрасно трудишься; сан святительский не достанется тебе; тот, кто написал Меня, Ратский игумен Пётр, возведён будет на престол Русской митрополии». – Геронтий в страхе пробудился и потом говорил бывшим с ним: «напрасно мы трудимся, – не получим, чего желаем». Патриаршую кафедру св. Софии занимал тогда Афанасий, муж чудный по добродетелям. – Когда явился к нему блаженный Пётр, – храм наполнился благоухания. – Патриарх духом уразумел, что это для блаж. Петра и принял его с любовью. Узнав причину прибытия его, созвал собор; блаженный Пётр провозглашён митрополитом не одной южной, а всей России. – «Слышал я, говорит св. Киприан, от некоторых в Цареграде, за истину передавших мне, что во время посвящения лицо Петра просветилось, как-бы лучами солнечными, так что все служившие с патриархом изумились. Первосвятитель, убеждённый в святости человека Божия, пророчески сказал всему собору: «истинно повелением Божиим пришёл к нам дивный муж, и благодатью Божией он хорошо упасёт вверенное ему стадо». – Геронтий приплыл в Царьград уже спустя несколько дней после посвящения Петра. – Невольно рассказал он патриарху свой сон. Патриарх, сделав ему строгое обличение, передал блаж. Петру утварь святительскую с жезлом и иконой Богоматери.
Св. Пётр прибыл из Цареграда в Киев в том же 1308 г., в котором был посвящён, а в следующем году переехал во Владимир, где предшественником его поставлена была кафедра митрополита всей России. Здесь в июне 1309 г. посвятил он Новгород. архиеп. Давида. – Вслед затем отправился он осматривать епархии и в конце июля был в Новгороде. – Зимой следующего года видим его. в Брянске. Удельный князь сего города был изгнан дядей Святославом; но, выпросив помощь у хана, ввёл с собою Татар против дяди. Кроткий святитель убеждал Святослава поделиться княжением с племянником, или совсем отказаться от Брянска, чтобы не проливать крови христианской. Святослав не хотел ни того, ни другого, и потерял в сражении жизнь. Татары ворвались в город, и св. Пётр принуждён был искать себе безопасности в церкви291.
Тогда как святитель с такой любовью заботился о покое и спасении паствы своей, против него восстал Тверской епископ Андрей. По всей вероятности, Андрею, происходившему из дама Литовских князей, хотелось занять кафедру митрополита. Знатность рода его и неудовольствие некоторых на избранного югом митрополита поддерживали в нём мечту о высшем сане. – Он тайно послал к патриарху донос на св. Петра. Патриарх изумлён был доносом, но послал доверенное лицо исследовать на месте дело. – «Священнейший митрополит Киевский и всея России!» так писал святейший Афанасий, «возлюбленный во Св. Духе брат и сослужитель нашего смирения! Избранием Св. Духа поставлен ты пастырем и учителем словесного стада Христова. Но вот из вашего племени и твоей области дошли до моего слуха слова тяжкие о тебе. Они смутили мою мысль. Постарайся очистить и исправить дело». Св. Пётр принял искушение с надеждой на Бога, защитника невинных. Составился собор в северном Переяславле. Здесь были между прочими «Боголюбивый Ростовский епископ Симеон и преп. Прохор, тогда игумен». Это было без сомнения во второй половине 1310 г., так как блажен. п. Афанасий в начале 1311 г. уже отказался от кафедры и игумен Прохор, присутствовавший на соборе, в 1311 г. посвящён в Ростовского епископа. На соборе были, кроме других князей, и сыновья в. князя Александр и Димитрий. Но благочестивый в. князь Михаил не захотел быть свидетелем унижения первосвятителя России292. Кн. Курбский писал, что в. князю известно было содержание доноса Андреева на св. Петра, но он не счёл себя в праве рассматривать это дело293. Когда же на соборе прочитан был донос, то произошло сильное волнение между присутствовавшими. Против тех немногих, которые хотели доверять доносу, восстали другие с полным негодованием, указывая на нелепость обвинения, очевидную для знающих святителя Божия. – Кроткий святитель, желая прекратить волнение, сказал: «братия! я не лучше прор. Ионы; если из-за меня такое смятение, выбросьте меня из среды вашей». – Все потребовали на лицо доносителя, чтобы или доказал он справедливость доноса, или подвергнут был строгому осуждению за клевету. – Легкомысленный Андрей увидал себя в невыгодном положении: на клеветника восстал весь собор. Но его принял под свою защиту св. Пётр. «Мир тебе, чадо», сказал святитель. «Не ты виноват, а древний ненавистник людей, диавол. Отныне берегись лжи. Прошедшее да простит тебе Бог»294.
После того как невинность св. Петра торжественно признана была собором, св. митрополит предложил собору о незаконных поступках Саранского епископа Измаила. Летопись, говоря, что Измаил лишён был сана, не показывает, за какие вины наказан он295. – За то блаж. Феогност пишет, что св. м. Пётр писал грамоту на Чёрный Яр о пределах Сарайской и Рязанской епархий и что о том же предмете объявлено было определение м. Максима296. После сего несомненно, что Измаил, вопреки соборному решению, по корыстным расчётам, причислял к своей епархии Церкви, принадлежащие к Рязанской епархии, а не желал трудиться на новой ниве своей, по Хопру и низовьям Дона. Святитель Пётр признавал такие поступки Измаила тем более преступными, что в низовьях Дона угрожали православию происки папизма: вскоре после того (в 1318 году) папа назначил в Кафу (Феодосию) своего бискупа, и епархию его простёр от Чёрного моря до России и от Болгарии до Волги297. Святитель Пётр на место низложенного Измаила посвятил (в 1312 г.) «в епископа Сараю и странам Донским» Варсонофия298.
В 1312 г. умер хан Тохтагу и на престол взошёл Узбек, принявший магометанство. К новому хану надлежало явиться вместе с в. князем митрполиту, чтобы испросить подтверждение правам духовенства, тем более, что эти права подвергались разным оскорблениям со стороны дикого произвола даже христиан. К тому же надобно было предупредить и происки послов папы у хана. Посольство святителя увенчалось успехом. Святитель принят был Узбеком с почестью и без Монгольской проволочки отпущен был из Орды299, а с в. кн. Михаилом прислана была милостивая грамота хана митрополиту Петру300.
Более, чем вероятно, что эта грамота составлена была по записке, оставленной святителем в Орде кн. Михаилу: так видно по исчислению предметов и лиц церковного ведомства и по указанию на грамоты князей и церковные законы. – По содержанию своему, это – самая замечательная из грамот, какие давались ханами для Русской Церкви. – В ней не только ограждена личная свобода духовных лиц с правом на владение имуществами, но ограждена свобода святой веры угрозой смертной казни оскорбителям её, признана независимость церковного управления. – Вот эта замечательная грамота!
«Вышнего Бога силой и милостью Узбеково слово всем нашим князьям301... Пусть никто не обижает на Руси соборной Церкви митрополита Петра, его людей и людей церковных. Пусть не касаются ни имений, ни людей. Митрополит Пётр заведует своими людями, судит их и управляет ими, во всех случаях: в разбое, в поличном, в воровстве; во всех делах ведает один митрополит Пётр, или кому он прикажет. – Пусть все повинуются ему, пусть слушают его церковные причты, согласно с изначальными законами их и по прежним грамотам царей наших. Пусть никто не вступается в церковную собственность митрополита; это – собственность Божия. Если кто вступится и нарушит наше слово, тот будет под гневом Божиим и от нас наказан будет смертью. Митрополит имеет спокойно и свободно устроять, судить и приводить в порядок церковные дела, сам или через доверенных. Ни мы, ни дети наши, ни князья нашего царства и всех улусов наших не будут вступаться ни во что церковное и митрополичье, ни в города, ни в волости, ни в сёла, ни в ловли, ни в борти, ни в земли, ни в сады, ни и в мельницы, ни в стада. Всеми имениями церковными, людями, причтами, всеми старыми уложениями и законами заведует митрополит, или кому он прикажет. – Пусть митрополит живёт спокойно и молит Бога за нас и наших детей. Мы управляем и жалуем, как и прежние цари, дававшие им ярлыки. И мы теми же ярлыками жалуем, чтобы нас Бог помиловал. – Мы оберегаем Божие и данного Богу не отнимаем. – Кто берёт Божие, тот будет в вине перед Богом, гнев Божий будет на нём и от нас смертная казнь. Когда поедут наши баскаки, таможенные даньщики, писцы: пусть по этому нашему ярлыку остаются неприкосновенными и без оскорбленья все церкви митрополита, и все люди его, архимандриты, игумены, священники и все церковные причты. – Будут ли брать дань для нас или другое что, тамгу ли, поплужное, ям, мостовщину, ловитву, или прикажем собирать войско на нашу службу: с соборной церкви митрополита Петра, с людей его и со всего его причта пусть никто не берёт. – Они молят за нас Бога, охраняют и укрепляют наше войско. – Кто и прежде нас не знал того, что силой и волей бессмертного Бога все живут и воюют? Все знают это. По грамотам прежних царей и мы выдаём жалованную грамоту, не изменяя прежнего пути. Какой есть закон у них и по закону церкви, монастыри, часовни: пусть не портят того и не хулят. Кто станет хулить или осуждать веру: извинения тому нет, умрёт злой смертью. Если у священников и диаконов брат и сын живут вместе с ними в одном доме и один едят хлеб: то и на тех простирается наше жалованье. – Если же кто вышел от них, митрополиту не служит и живёт особо, только с именем поповича: пусть даёт дань. Кто неправым сердцем будет молиться за нас: на том – грех. Так установило наше слово. Такой крепостью утверждено, в заячий год (1315) осеннего первого месяца 4 ветха (сентября 19 ч.)»302.
В сущности, ханские грамоты не избавляли никого от необузданного произвола диких и гордых степняков: их обуздывал только меч. Тем не менее грамоты, как дело закона самих Монголов, служили некоторой охраной св. вере. Потому благоговейный святитель ожидал грамоты, как милости Божией303. – По молитвам его, ещё прежде чем доставлен был в Россию ярлык Узбека, он утешен был верным знамением милости Божией к бедствующей России, – явлением Богоматерней иконы на Толге, что было в 1314 г.304.
Святой Пётр пастырски заботился об устроении благочестия в обширной своей пастве. Не смотря ни на немощь свою, ни на тогдашние опасности пути, объезжал он епархии, наставлял всех в вере и святой жизни. – «Он объяснял, говорит современник, писание Евангельское и Апостольское; как Василий Бел., Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, так он предлагал учение»305. Это, как очевидно, относится и к письменным и к устным наставлениям святителя.
Великий пастырь имел в своё время нужду обличать и своеволие людей в вере. «В то время, говорит блаженный Киприан, являлся еретик Сеит, который проповедовал противное Церкви Христовой и православной вере. Святой обличил его и за упорство против св. истины предал проклятию, и он исчез». Хотя Сеитами по летописям постоянно называются учители магометанства 306, и Узбек ревностно распространял алкоран между Татарами; но название еретика и отлучение от Церкви показывает, что обличённый св. Петром был такой исповедник христианства, который извращал христианское учение, название же Сеита дано ему конечно за увлечение некоторыми мыслями магометанства. По некоторым известиям, Сеит был Новгородский протопоп и проповедовал против монашеского девства с такой силой, что многие из монахов оставили монашество и вступили в супружество307. По известию блаж. Прохора, святитель «еретика препре, приехавши на прю, и прокля и». – Значит, еретик распространял учение своё и возмущал людей не там, где жил св. Пётр: этим подтверждается известие о Сеите, как о Новгородском протопопе. По словам Нестора видно и то, что обличение Сеита было во время обзора епархий митрополитом. Так несчастный протопоп увлёкся магометанской страстью к чувственной жизни. Название Сеита – меткое название ему и анафема святителя достойно пала на него и увлечённых им иноков308. Конечно, это дело ревнителя чистой св. веры имел в виду пр. Иосиф, когда, оплакивая время жидовствующих, говорил: «отлетели от нас соловьи громогласные, Божественные святители и великие чудотворцы Пётр и Алексий, которые в саду церковном оглашали слух учением православия»309.
Неизвестно, в каком году «купил Пётр митрополит Алексин место домовое св. Богородицы»310. Но покупка означала, что приобретена земля с постройками, нужная частью для временного пребывания святителя, частью для местного духовного управления. Епископ Прохор, сказав об осуждении Сеита, продолжает: «святой ещё более стал подвизаться в посте и делах милости, наставлял иереев, как пасти овец стада Христова, равно черноризцев и черноризиц, проходя города». – Это значит, что после осуждения Сеита он снова осматривал епархии России для преподания наставлений в вере и благочестии311.
В 77 главе стоглавника упоминается «о вдовствующих попех поучение иже во святых отца нашего Петра митрополита всея Русии, чудотворца», и предлагается из него правило: «аще у попа умрет попадья и идет в монастырь и стрижется, имеет священство своё паки; аще ли же имет пребывати и любити мирские сласти, да не служит. Аще ли кто имет не слушать моего писанья, будет не благословен и иже приобщаются с ним. Который поп имет упиватися, да не явится священник Христов». – На соборе 1503 г. также свидетельствовались «учением Петра митрополита» о том, чтобы не служили вдовые священники и диаконы312.
Известны ещё два поучения святителя Петра, имеющие вид окружных посланий.
В первом святитель убеждает христиан проводить время поста в строгом воздержании и молитве и непременно приобщаться св. Таин. Обращаясь к духовным лицам, пишет: «учите духовных детей своих ходить в церковь Божию, приказывайте плакать о грехах своих перед Богом; пусть проводят пост благоговейно, без песней, без объедения и пьянства и приобщаются св. Даров каждый год. Кто не принимает св. Даров: священники! не благословляйте их, не принимайте от них просфор и не ходите в дом их; если не принимающий Даров явится на пир или придёт в братчину: вы, священники, высылайте их вон. – Тот не христианин, кто не принимает Христова Дара... Дети! чтите родных отца и матерь и вы будете жить долго; кто бранит или бьёт отца или матерь: умрёт злой смертью, – смерть грешников люта, говорит Давид... Совершайте крещение, по преданию св. Апостолов, не обливайте водою, а погружайте в воду три раза» ... Далее запрещается духовенству торговать и отдавать в рост деньги, даётся наставление о браке и строго запрещаются поединки. «Чтите духовного отца: он – печать тела твоего. Войдя в церковь, стойте со страхом, слушайте чтение Апостола и Евангелия и всё что поётся. Кто говорит в церкви: это диавол шепчет в уши ваши... Горе непринимающему св. Даров! На что надеется? Кажется человеком Божиим, а не принимает тела Христова?.. Это – псы»313. Лестный привет раскольникам нашего времени!
В другом поучении святитель говорит священникам: «поймите, дети, в какое достоинство вы призваны Богом! Апостол Павел пишет: кийждо в звании, в немже призван бысть, в том да пребывает (1Кор.7:20). Вы, дети, называетесь стражами Церкви, пастырями словесных овец, за которых Христос пролил Свою спасительную кровь. Будьте же, дети, истинными пастырями, а не наёмниками, которые питаются млеком и одеваются волною, а об овцах не пекутся (Иез.34:31). Невходящие дверьми во двор овчий также не пастыри, а воры и разбойники (Ин.10:1). Не следуйте таким, дети. Подражайте истинному пастырю Христу, как Сам Он сказал в Евангелии: Я Пастырь добрый, полагаю душу Мою за овец (Ин.10:15). Будьте, дети, образцом для своего стада, по слову Спасителя; Он говорил Апостолам: вы свет мира, вы соль земли. Так да светит свет ваш перед человеками, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:11,14,16). Прежде всего должно светить добродетелями, – кротостью и смирением и беречься всех дел непристойных, которыми соблазняется мир. «Горе тому человеку, которым приходит соблазн», сказал Спаситель (Мф.18:17). Оградитесь страхом Божиим; отсеките, дети, от сердец ваших всякую страсть вредную для души: гнев, ярость, зависть, ненависть, пиянство – корень зла, и смех. Сказано: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших (Еф.5:29). И Спаситель говорит: от словес твоих оправдишися и от словес твоих осудишися (Мф.12:37). Будьте, дети, в дому Божием маслиной плодовитой, приносите духовные плоды, святость. Упражняйтесь в чтении св. книг и учении день и ночь, по слову пророка: в законе Господни поучится день и нощь и (Пс.1:2)... Как велико имя ваше: таковы же должны быть и дела ваши... Иерей должен молить Бога сперва за себя, потом за людские прегрешения, а духовных детей должен учить страху Божию, покаянию в грехах, любви, кротости, смирению, милостыни. Без епитимии не оставляйте детей своих, а назначайте каждому по силе его и по греху. Вовремя надобно вязать и вовремя разрешать. Поучайте детей своих удаляться блуда и пьянства, чародеяния, волхвования, жадности к ростам, чтобы не были рабами греха. – Если так, дети сотворите, как я написал вам, по закону Божию: тогда можете сказать перед Богом: Господи! се мы и дети, которых дал Ты нам... Все блага мира сего ничего не значат перед Богом в сравнении с душой человеческой. Потому Бога ради, всеми силами старайтесь спасать себя и стадо своё... И сам прошу вас, преподобные, – помолитесь о моём недостоинстве и о худости моей»314.
Тяжело было святому первосвятителю смотреть на упорную и несовестливую борьбу князя Юрия с блаженным князем Михаилом Тверским. Святитель конечно не оставлял Юрия без увещаний, тем более, что, по милости Юрия, Татары не раз опустошали Россию. Но Юрий был не таков, чтобы слушать святителя, и он довёл св. князя Михаила до мученической кончины315. К новой скорби святителя, язычник Гедимин в 1321 г. завладел Волынью и Киевом316. – В годы стольких бед и скорбей святитель Божий усовершался в смирении, которое было любимой его добродетелью и отличием духа317. В чувстве бессилия своего перед злодеяниями сильных, он предавал себя и Церковь Христову защите Всевышнего и слезами сердца молил о лучшем Благость всемощную.
Только у благочестивого князя Иоанна Даниловича святитель находил отдых душе своей. Тот и при брате Юрии постоянно жил в Москве. Юрий и тогда, как стал великим князем, не жил в Москве, – он то дрался с Тверским князем, то жил в Новгороде и там возился с Немцами, то пресмыкался в Орде318. Ещё цела панагия св. Петра, золотая, полуовальная, с лалами по краям и с ониксом на середине; на ониксе вырезано изображение прор. Даниила, с Греческой надписью: ό προφητης Δανιηλ, – на другой стороне по золоту вырезан образ Божией Матери Одигитрии319. – Очевидно, что это дар – благочестивого князя Иоанна Даниловича, поднесённый с желанием молитв за отца его. – Цел саккос и епитрахиль св. Петра. По древней описи, саккос, «доспет в 1322 г.». Он лазоревого атласа, ткан кругами, с золотыми на них крестами; оплечья и зарукавья низаны жемчугом и украшены серебряными дробницами с изображениями святых320. Это – опять дар княжеский. Летопись, описывая возведение Никона в сан патриарший, говорит: «в поставление на патриархе сак был Петра митрополита, Московского и всея России чудотворца... Посох Петра чудотворца с патриарша места государь сам взял и поднёс патриарху в Литургию после трисвятого в царских дверях321 – По древней описи, посох св. Петра Китайского чёрного дерева; на нём возглавие оправлено серебром позолоченным, по сторонам возглавия вырезаны кресты322. По всей вероятности, в Москве святитель имел утешение наставлять св. вере и крестить царевича Берку, выехавшего из Орды. В радости об этом событии святитель подарил Аникию, родоначальнику Аничковых, панагию с мощами и ковш с надписью: «Аз, смиренный митрополит Пётр Киевский и всея Руси, благословил есмь сына своего Берку царевича, а во святом крещении Аникия, сим ковшом»323.
Жадный до власти Юрий погиб в орде: Тверской князь убил убийцу отца своего. Тело Юрия привезено было в Москву. Святитель оплакал бедного князя, отпел погребение с несколькими архипастырями, и князь похоронен близ Спасского храма. Это было в первую субботу в. поста, 8 февр. 1326 г. На вербной неделе в Москве же святитель посвятил блаж. Моисея в архиепископа Новгородского324. Святитель Божий, просвещённый благодатью, видел великую будущность Москвы, хотя тогда это был город малолюдный, не такой, каким видим его ныне, замечает блаж. Киприан. Он видел, что Москва соберёт под свою сень раздробленные и истерзанные части России и – решился навсегда остаться в Москве. Князя Иоанна любил он за его благочестие и любовь к бедным. Оттого, что тот постоянно носил с собой калиту (мешок) с деньгами для раздачи бедным, его назвали Калитой. Св. Пётр зрел в нём избранника Божия и убеждал его быть достойным назначенной ему великой доли. – Прося князя построить в Москве каменный кафедральный храм Успения Богоматери, святитель говорил ему: «если послушаешь меня, сын мой: то и сам прославишься с родом твоим более других князей, и твой город будет славен между Русскими городами; святители будут жить в нём, руки его взыдут на спину врагов его, и Бог прославится в нём». – Вероятно в это время прозорливый святитель благословил крестом, как говорит ц. Иоанн, «прародителя нашего вел. кн. Ивана Даниловича и весь род наш»325. Этим благословением очень дорожили великие князья, передавая крест чудотворца не иначе, как наследнику престола326. Благочестивый Калита поспешил сделать распоряжения по желанию святителя. В августе 1326 г. храм был заложен. – Доставка материалов и работы шли быстро; быстро воздвигались стены храма. Но ещё скорее близился к концу подвигов своих святитель Божий. А Он приготовил себе в новом храме каменный гроб, близ жертвенника. Князь Иоанн Данилович видел сон. Ему представлялась высокая гора с снегом на вершине; внезапно снег растаял и исчез. Когда князь пересказал святителю поразивший его сон: святитель сказал, – «высокая гора – ты князь, а снег – я смиренный, который скоро должен выйти из этой жизни». – Спустя четыре месяца после основания храма, святитель перешёл (21 дек. 1326 г.) в жизнь блаженную.
В самый день погребения св. Петра, которое совершал Луцкий епископ Феодосий, когда несли тело святого на одре, некто видел: святитель благословлял с одра своего сопутствующих на обе стороны. – В 20 день после кончины молодой человек, расслабленный руками со дня рождения исцелился при гробе святителя. Тогда же глухому возвращён слух, а слепому – зрение. Затем следовали и другие чудеса. «Чаще же, говорит блаж. Киприан, совершаются исцеления незаметно. – Угодник Божий и по смерти сохраняет смирение»327.
Μ. Феогност, преемник св. Петра писал о чудесах почившего святителя к патриарху. П. Иоанн отвечал следующей грамотой: «преосвященный митрополит всей России, всечестный, возлюбленный во Св. Духе брат и сослужитель нашего смирения! Благодать и мир от Бога твоему святительству! Мы получили писание твоего святительства, извещающее и удостоверяющее нас вполне о предшествовавшем тебе архиерее, что он прославлен Богом по смерти и принят им как искренний служитель, что совершаются им и великие чудеса и исцеляются болезни всякого рода. Мы весьма обрадованы тем духовно и вознесли хвалу Богу. – Твоё святительство спрашивает нас: как поступить с такими св. мощами? Ты сам знаешь, какой есть чин на то в св. Церкви Божией, когда узнаёт она о подобных несомненно. – Пусть выполнен будет такой чин церковный. – Твоё святительство почтёт раба Божия священными песнями и хвалами, то же установи и на будущие времена, во славу Бога, прославляющего славящих Его. Благодать Божия да будет с тобою»328. Согласно с волей патриарха установлено было празднование памяти святителя329.
Чудеса святителя Петра последующего времени записаны и в летописях330; «св. чудотворец Пётр», таково обыкновенное имя его в грамотах331.
Мощи святителя поставлены в храме в 1471 г.; гроб его тогда найден был истреблённым от пожара, а его тело осталось целым и невредимым. «Камень не выдержал силы огня, говорит очевидец, а мощи св. угодника, в показание всемощной силы, сохранились невредимыми»332.
И плоды благочестивых трудов человека Божия также известны по явлениям силы Божией. Такова икона Богоматери в Московском Успенском соборе, писанная св. Петром; это та самая, которую игумен Пётр поднёс блаж. м. Максиму333. Новгородская икона Богоматери, его же руки, ознаменовалась множеством чудес, чему свидетелем был и св. Димитрий, в 1677 г.334. Икона Богоматери Владимирская списана святителем с той чудотворной иконы, которую принёс с собой кн. Андрей Боголюбский из Вышгорода, куда перешла она с Востока335. В Переяславской Воздвиженской церкви икона Богоматери, писанная святителем, послана им в Переяславль на благословение336.
«Управь, как кормчий, молитвою твоею многочисленную Церковь Русскую, останови бурю волнений мысленных и чувственных твоими молитвами; избавь от всяких искушений и бед, храни её до конца целою».
«Великий Пастырь всех явил тебя, блаженный, пастырем и учителем разумных овец. Как пастырь сострадательный, взыщи меня блуждающего по горам погибели, – твоя я овца»337.
† Страдание св. Иулиании, княгини Вяземской
Блаженная княгиня Иулиания – образец высокого супружеского целомудрия338. Супруг её князь Симеон Мстиславич – (Иванович) Вяземский разделил несчастную долю Смоленского князя Юрия Святославича. – Когда Витовт завладел Смоленском, захватив в нём в плен и супругу Юрия, Симсон последовал за Юрием в Новгород. В. кн. Василий Дмитриевич, которого брат Юрий женат был на дочери несчастного Смоленского князя, дал изгнанным князьям Торжок. – Супруга кн. Симеона цвела телесной красотой, а ещё более душевной. Сластолюбивый Юрий, разжигаемый похотью скотской, не раз хотел осквернить её. – То словами строгой правды, то мольбой удерживала она несчастного от греха. – «Нельзя быть тому: у меня есть муж и я дорожу верностью ему более, чем жизнью», говорила целомудренная княгиня Юрия. Князь решился на явное злодеяние в своём доме. Среди весёлого пира, убил князя Симеона. Затем хотел он безнаказанным насилием насытить скотскую похоть свою. Чтобы отрезвить его и легче уйти, княгиня ударила рассвирепевшего в плечо ножом. Юрий с мечем в руке догнал ушедшую Иулианию на дворе, изрубил её и велел бросить в реку. Это было 21 декабря 1406 г. Гнусный убийца убежал к Татарам, но, не найдя там покоя от мучений совести, удалился в Рязанскую пустынь, где в горьком раскаянии окончил жизнь в 1408 г.339.
Весной один расслабленный бродил по берегу реки и увидел тело, плывущее против течения; изумлённый тем, что видел. он почувствовал оживление в больном теле своём и услышал голос: «человек Божий! иди в Торжок, в соборную церковь, скажи протопопу и братии, чтобы взяли отсюда грешное тело Иулиании и погребли у южных дверей». – Исцелённый с радостью поспешил исполнить приказание явившейся. В сопровождении многочисленного народа, св. тело перенесено было в собор, и здесь многие больные получили исцеление.
В 1598 г. соборный диакон Иоанн хотел сам собой осмотреть мощи св. княгини. Он постился 40 дней и потом стал откапывать гроб; но внезапно исторгшийся из земли огонь опалил его, и он упал в изнеможении. «Не трудись напрасно, отец! был к нему голос; не следует видеть тело моё, пока не будет на то воли Божией». Два месяца диакон лежал в расслаблении и получил исцеление у гробницы княгини-мученицы. – В 1811 г. на второй неделе великого поста, жена соборного протоиерея Артемия потеряла рассудок и зрение; много она мучилась и страдала. В день памяти св. княгини совершён был соборный молебен и – больная освободилась от своей болезни. Три года спустя, при разобрании обветшавшего собора, открылся каменный гроб благов. княгини Иулиании, и потекли потоки чудесных исцелений. Более 50 таких исцелений записано в книге, хранящейся в соборе, при раке св. княгини-мученицы340.
Повторим наставления св. писания, которые так свято чтила блаж. княгиня: «бегайте блуда. Не знаете ли, что тело ваше храм живущего в вас Св. Духа, Который имеете от Бога, и уже не свои? Вы куплены дорогой ценой. Посему прославляйте Бога в теле вашем и в духе вашем, которые суть Божии» (1Кор.6:18–20). «Брак да будет у всех честен и ложе непорочно: блудников и прелюбодеев судит Бог» (Евр.13:4). «Прелюбодей глупостью сердца своего наносит пагубу душе своей. Бесчестие и срам собирает он себе и бесчестие его неизгладимо» (Притч.6:32–33).
† Преставление Прокопия юродивого, Вятского
Блаженный Прокопий был современником пр. Трифона Вятского. Спасение души приобретал он добровольным юродством. – В те времена не мало являлось с именем юродивых. – Но на каждом пути спасения нужны чистота намерений и верность совести до смерти. Иначе патр. Иоасаф I в 1636 г. жаловался на юродивых: «иные ходят, писал он, в образе пустынническом и в одеждах чёрных и веригах, растрепав волосы», но не для Господа и не во Господе341. II собор 1667 г осуждал таких же людей: «иже мнятся благоговейни быти, не суть же такови, живут посреди градов и сел в образе отшельника и затворника, волосаты, и в монашеской свитце, иные же и в железах скованы, такожде наги и босы ходят по городам и селам в мире, тщеславия ради, да воспримут славу от народа и да почитают их за святых, ко прелести простым и невеждам»342. – Гибель душе, а не спасение, когда облекаются в образ благочестия с тем только, чтобы свободнее питать свои страсти. Не спасаются и тогда, когда, начав дело духом, оканчивают плотью. Претерпевший до конца спасается. Блаж. Прокопий Вятский, как и Прокопий Устюжский, взяв иго юродства для одного Христа, для Христа нёс его до смерти: до смерти терпел скорби самолюбия, язвимого то насмешками, то бранью, то холодностью людей; до смерти заставлял страдать плоть свою и от недостатка пищи, и от перемен погоды. Он блаженно почил 21 дек. 1627 г. Мощи его почивают в Успенском Трифоновом монастыре, источая исцеления343.
* * *
Как полагают, Софией Римлянкой, бывшей свидетельницей мученического подвига св. Иулиании.
«Месяцесл. Вост.» архим. Серг., т. II, ч. 2, с. 394.
Житие св. Петра митрополита в степ. кн. 1, 410–424. в Никон, л. III, 132–137. Другое древнее житие св. Петра м., написанное современным Ростовск. епископом Прохором, в ркп. Синод. № 324. Бл. Киприан во многом повторяет Прохора.
Так у Киприана, который пишет ещё, что имя матери неизвестно. – То же – у Прохора. Сочинитель статьи: кто из святых откуда родом? говорит: «Пётр митрополит сын Яковль, а матере Евпраксии». Опись музея, стр. 514. Не назывался ли Феодор в иночестве Иаковом?
По краткому житию св. Петра (в Анфологионе Львов. п. 1694 г.): и «водрузи жилище себе на реке Рате, ныне реченный монастырь Дворцы». Монастырь давно закрылся. У Ратигина (свед. о мон.84:85). Новодворский и Ратский – два монастыря, по ошибке.
Надпись на печати его: Rex Russiæ, на другой стороне Princeps Ladimeræ. Карамз. 4, пр. 204. 268. Киприан: «князь же Волынские земли – восхоте Галичскую епископию в митрополию претворити». – Кн. Юрий Львович упоминается в истории до 1316 г. После него мужественно берегли южную Русь (Галицию и Волынь) от Татар сыновья его Андрей († 1334 г.) и Лев († 1337 г.). Карамз. 4, пр. 268.275. 276. Грамота кн. Андрея Юрьевича 1328 г. в иностр. акт. 1. № 39. При кн. Юрии Львовиче, короле Галичском и князе Владимирском, на Волыни были князьями четыре брата: Мстислав, Даниил, Василько и Владимир Романовичи (Долгорукого родосл. 1,130.131); но они были в зависимости от Юрия. Князь Владимир Иванович, сын кн. Ивана Васильковича, в 1320 г. потерял с жизнью княжество Владимирское, захваченное Гедимином; а по смерти Владимира Львовича (1340 года) Галичское королевство силой оружия Казимирова присоединено к Польше.
Никон. л. 3, 107. Собр. л. VII, 185. Воскр. л. 2, 275.
Μ. Киприан говорит, что в. кн. Михаил не был на соборе от того, что был тогда в Орде. Но это – неверная догадка. Михаил был в Орде в 1313 г. Ник. л. III, 108. Михаил просто уклонился от собора неприятного для него по самому предмету, а для людей мог указать на болезнь матери, которая и скончалась в 1312 г. Никон. л. III, 107. Г. Kapнов (чтен. общ. ист. 1864 г., кн. 3) хочет верить, что собор о клеветнике Андрее был в 1313 г. – Но это значит верить тому, чего не допускают памятники истории.
Ист. Иоанна, стр. 108. Говоря так определённо об этом деле, Курбский, конечно, имел в виду неизвестную ныне летопись.
Никон. л. III, 108. Прод. Нестора 60. Львов. л. II, 70. Собр. л. VIII, 165.
Никон. лет. III, 108. Львов. лет. II, 70. Собр. лет. VII, 186.
Ист. акт. 1. № 3. Карамз. IV, пр. 362.
Raynaldi Annal. eccl. Т. 15. Рассужд. о ересях, стр. 245–249.
Никон. лет. III, 108. Собр. лет. VII, 186. Львов. лет. 2, 70.
Никон. лет. III, 108. Карамз. 4 пр. Сказ. о хождении св. Петра в орду у Толстого 2. № 341 нап. р. Григорьева: о достоверности ханских ярлыков, стр. 111. Μ. 1842.
Ярлык дан «в заячий год», иначе в 1315 г. (Григорьев, стр. 92. 93. 118). И в том же году кн. Михаил возвратился из Орды. Никон. лет. III, 110. 108.
Следует перечень Татарских чиновников: «князьям великим, средним и нижним, сильным воеводам и вельможам, князьям удельным, дорогам славным, полковым князьям, высоким и низшим, книжникам, уставщикам, учительным вестникам народам, сборщикам, баскакам, послам нашим, тоннам, даньщикам, писцам, проезжающим послам, ловцам нашим, сокольникам, пардусникам и всем людям нашим царства, высоким и низким, малым и великим, по всем нашим странам и улусам, где владеет наша власть и наше слово». – Значение этих названий чиновничества Монгольского объяснено Беляевым в архиве истор. юрид. Калачова. Μ. 1850 г.
Лучшее издание ярлыка у Григорьева, стр. 112–118. Μ. 1842 г., у Карамзина 4, пр. 248 издание с ошибками.
Пишут (декабрь 148): «не достойно ли внимания, какое благоволение к св. церкви внушил Господь в сердце язычника?» Узбек не был язычником, – он был магометанин и даже фанатик магометанства. Каков он был сам по себе для христиан, видно по истории св. кн. Михаила Тверского. См. ноября 22 ч. ярлык его, по его же словам, – подражание примеру прежних ханов, иначе невольное повиновение яссе Чингиса, государственному закону Монголов. На основаниях этого закона обещана была покорность России Монголам при Батые, и преемники Батыя не могли отступить от того. Г. Костомаров (сев. Рус. народопр. 2, 268) изволит хлопоты святителя, вынужденные необходимостью и благодетельные для тысячей бедных земледельцев, называть «испрашиванием милостей и покровительства сильных нехристей». – Легкомыслие!
Четь-минея 8 августа.
Прохор Ростовский епископ († 1327 г.) в житии м. Петра, по сборнику Соловецкому № 805.
У Карамз. VII. пр. 263. 181. VIII, пр. 256. IX, пр. 644.
Татищева ист., кн. 4.
Ни у Прохора, ни у Киприана не показан год, когда происходил суд над Сеитом. Татищев (ист. кн. 4, ст. 95) рассказывает об этом под 1313 г. Но в этом году святитель не имел времени разбирать такое важное дело, каково дело Сеита: он ходил тогда в Орду. По известию Татищева, святителю помог низложить Новгородского протопопа кн. Иван Данилович Калита. По летописям (Карамз. IV, пр. 228) Калита был в Новгороде с войском в начале 1319 г. По соображении этих обстоятельств надобно положить, что Сеит и возбуждённое им волнение Новгородское утишаемы были в 1319 г.
Просветитель, стр. 57. Казань. 1856 г.
Грамота 1392 г. у Иванова в опис. госуд. арх., стр. 212. Алексин – митрополичий город в патриаршей грамоте 1361 г. Acta patriarch. const. 1, 434.
В 1315 г. на место удалившегося в обитель Андрея рукоположен в Тверь епископ Варсонофий. Собр. л. VIII, 187. Никон. л. 3, 110. 111. Львов. л. 2, 72.
А. э. 1, 485. 486.
Изд. Костомаровых в 4 ч. памяти, стар. литературы, стр. 186–189. Во втором поучении святитель писал: «я должен всегда напоминать и писать вам о полезном для души», – Итак, святитель писал не одно поучение. Поучение всем христианам находится в той же Волоколамской ркп., где и поучение духовенству; то и другое поучение называется поучением св. Петра митрополита; сборник принадлежал «Леониду Рязанскому владыке», который с 1571–1577 г. был Волоколамским игуменом.
Изд. в подлиннике и с перевод. в прибав. к твор. отц. 2, 85–90.
Собр. л. V, 206–216. Воскр. л. 2, 278–283.
Нарбуть в ист. Литов. напр. IV, 484–491.
«Украшая жизнь свою милосердием, кротостью, любовью, ты оказался подражателем доброму Пастырю и разумно избрал добродетели Его», песнь канона на 21 дек. в минее, печ. Μ. 1645 г.
Никон. л. 3, 127–129. Собр. л. VII, 70–74.
Саввы указатель патр. ризн., стр. 13. Μ. 1858 г.
Там же, стр. 36. 37. 60. 61.
Новый летоп. кн. Оболенского, стр. 199. Саввы указ. ризницы, стр. 74. Чин поставления патриарха: «Иерусал. патриарх приемлет посох вел. чудотворца Петра митрополита и даёт Филарету». Карамз. К, пр. 206.
Саввы указ. ризн., стр. 74.
Ник. л. 7, 314.
Собр. лет. III, 73. V, 217. VII, 73. Львов. л. 2, 84.
Завещание ц. Иоанна Грозного: «благословляю сына моего Ивана: – крест Петра чудотворца, которым чудотворец благословил прародителя нашего» ... Карамз. IX, пр. 849.
Крестом чудотворца Петра благословил и в. кн. Иоанн сына своего и наследника престолу Василия, Карамз. VI, пр. 607. Им благословил в. кн. Василий Тёмный сына своего Ивана. Собр. грам. 1. 202. Вот описание сего креста времени ц. Алексея: «крест золот Петра чудотворца, – на нем образ Спасов резной стоящей, посторонь образа Пресв. Богородицы да Иоанна Богослова, назади арх. Михаил; в голове камень яхонт чревчат; сорочка бархат чревчат же; крест и около креста низано большим жемчугом». – (Забелина, быт Русских царей, стр. 344. Μ. 1862 г.).
Степ. кн. 1, 418–421. 406. Никон. лет. 3, 129–131. Собр. лет. VII, 200. Ист. акт. 1, 320.
Acta patriarch. const. 1, 191. Vindob. 1860. Степ. кн. 1, 421. 422. В собрании правил, которое известно было ещё в XII в., одно правило говорит: «аще где мощи явятся в земли, то да сотворят три чудеса: глух да прослышит, нем проглаголет, слеп да прозрит. – И аще створят чудеса, то от Бога и от св. Апостол. Аще ли не створят тех чудес, то не приимите их» (Опис. Синод. ркп. 2, 283. Μ. 1859). Вероятно, на это правило указывал патриарх Феогносту.
По ркп. сборнику служб 1698 г. надпись над службой св. Петру на 21 дек. (она же и в минее) говорит: «писа же смиренный митрополит Киприан тояж митрополья».
По летописям видим чудеса св. Петра под 1347. 1348. 1350. 1372, 1395 г.
Ист. акт. 1, 87. 138.
Собр. лет. IV, 196. VIII, 171. 172. Слово Пахомия на перенесение мощей св. Петра в минее Макария под 24 авг. В 1477 г. мощи святителя перенесены в новый собор и тогда установлено праздновать 24 авг. степ. кн. 2, 133. Румянц. муз. 204. До 1652 г. праздновали ещё 4 август. обретение мощей (Вивлиоф. VI, 211. X. 413), но потом перестали.
Слава Богоматери, ч. III, стр. 54, 55. Карамз. VIII, пр. 173.
Там же, стр. 102. 103. Сведен. о мопаст. 542.
Древн. гос. Росс. 3–7.
На иконе надпись: «Божиею благостию написася си образ в пресловущем граде Москве от имене, крепляющеюся рукою. Петр митрополит на благословение усердному прошателю во град Переяславль, затворником монастыря в л. 6318 (1310). Благословен дом и место, иже тя Матерь Божию и мать и с верою примет». Тихонравова Владим. сбор., стр. 49. Μ. 1857 г.
Служба в минее на 21 дек. Μ. 1645 г.
Повесть о св. кн. Иулиании Вяземской в муз. Румянцева № 156.
Собр. л. IV, 107. 109. 144. 145. V, 256. VI, 133. 134. Русск. врем. 1. 210. 220. Степ. кн. 1, 563–565. Никон. л. V, 8. 9. 13. Родосл. Долгорукого 1. 144–146. 149. 150. Кн. Юрий погребён в Веневском монаст. Русск. врем. 1, 220. Полевого ист. 5, пр. 232.
В музее Румянцева № 156, по списку 1706 г. кроме повести тропарь. В ркп. святцах: «св. благоверная княгиня Иулиания, Новоторжская чудотворица».
Ак. э. III, 402.
Допол. к акт. ист. V, 465. 474.
Ист. иер. VI, 437. Сведен. о монаст. 93. Ркп. святцы: «св. Прокопий, иже Христа ради юродивый, Вятский чудотворец, преставися в л. 7136 м. дек. в 21 д. Ркп. житие у Ундольского № 361.