20-е
† Св. священномуч. Игнатия Богоносца
Св. Игнатий Богоносец259, живший в Апостольские времена, был учеником св. Апостола Иоанна Богослова, слушателем св. Апостола Петра, был, как говорит о нём св. Иоанн Златоуст: «общником Апостолов и в речах и в том, что неизреченно»260, – впоследствии был поставлен вторым после Эводия епископом Антиохийским, по назначению Апостолов.
Св. Игнатий управлял Антиохийской Церковью в продолжении 40 лет, проявив в это время, как выражается св. Иоанн Златоуст в похвальном слове о нём, «все добродетели, какие только возможны для людей». Во время гонения на христиан, воздвигнутого Домицианом, он, по письменному свидетельству учеников его, «кормилом поста и молитв, неутомимостью в учении, ревностью духа противодействовал волнению, чтобы не потонул кто-либо из малодушных или неопытных»261.
Тщательно соблюдая все попечения, в которых нуждаюсь младенчествующая ещё тогда Церковь, святитель Игнатий способствовал ко всестороннему устройству её и благолепию; он первый, как передаёт церковный историк Сократ, по бывшему ему видению ангелов, воспевавших Пресвятой Тронце торжественную песнь на двух противоположных сторонах, ввёл в подражание им в Антиохийской Церкви пение на два лика (антифонное) Божественных песней, которое перешло впоследствии и в другие Церкви.
Любовь свою к Богу и высокое служение Ему св. Игнатий запечатлел, наконец, и мученической кончиной. В царствование императора Римского Траяна, преследовавшего всякого рода общины или союзы, в которых он видел опасность нарушения государственного единства и к которым причислял он и общество христиан, епископ Игнатий подвергся ответственности и взысканию, как представитель многочисленных христиан в Антиохии (имевшей в то время до 200,000 жителей). Прибыв в Антиохию (в 106 г.), Траян пожелал сделать личный допрос христианскому епископу.
– Кто ты такой, злой демон, что нарушаешь наши законы, да ещё и других побуждаешь к тому-же? – спросил император св. Игнатия, представленного к нему по его повелению.
– Богоносец не может быть называем демоном, – отвечал святитель, – демоны или злые духи бежат от рабов Божиих; если же ты думаешь, что я неприязнен им, то я согласен с этим и ставлю это в честь себе.
– Что же значит это название – Богоносец? – спросил Траян.
– Название «Богоносец» означает человека, который носит Бога в своём сердце...
– Так ты носишь своего Христа в себе самом?
– Поистине ношу, – сказал св. Игнатий, так как в Свящ. Писании говорится: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они – Моим народом» (2Кор..6:16).
– Но неужели ты думаешь, что мы не имеем в душе богов, которые помогают нам одерживать победы над врагами?
– Ты, по заблуждению, величаешь языческих богов – богами, так как один только Бог – Иисус Христос, единородный Сын Божий, – возразил христианин.
– Не о том ли ты говоришь, который был распят при Понтии Пилате?
– Да, я говорю о Том, Который распял на кресте мой грех вместе с виновником его...
Убедясь из дальнейших рассуждений епископа в твёрдости его христианских убеждений, опасной в особенности в главе и руководителе христианского общества, император осудил его на казнь и велел отправить его в Рим, чтобы там предать на съедение зверям, в потеху народу, который, не зная, что Игнатий осуждён за веру, мог принять его за обыкновенного преступника, и таким образом страдания мученика не способствовали бы на этот раз распространению последователей ему в подвиге за истинного Бога.
Радостно и с благодарностью к Богу, удостоившему его пострадать за веру в Него, отправился связанный тяжёлыми оковами св. Игнатий в свой последний путь. Проходя через г. Смирну, он имел утешение видеться с епископом Поликарпом и многими христианами, прибывшими сюда из разных мест, чтобы принять от него благословение и наставление. Видя скорбь их о нём и встревожась опасением, как- бы христиане из любви к нему не попытались спасти его от смерти, св. Игнатий, в предупреждение подобной попытки их, поспешил послать Римским христианам следующее письмо:
«Исполняя молитву мою, – писал он им, между прочим, – Господь дарует мне счастье увидеть вас. Я – узник за имя Христа и молю Бога, чтобы Он помог мне до конца восприять жребий мой; но боюсь любви вашей... не мешайте мне любовью вашей... Только просите мне у Бога внешней и внутренней силы, чтобы я не только говорил, но и желал; чтобы я не назывался только христианином, но и на самом деле был таким. Я пишу всем Церквам, что добровольно умираю за Бога, если только не воспрепятствуете мне. Умоляю и вас, не удерживайте меня безвременной любовью. Оставьте меня быть снедью зверей... Я – пшеница Божия, я должен быть измолот зубами зверей, чтобы быть чистым хлебом Христовым... Я ещё раб; во Христе воскресну свободным... Ныне только начинаю быть учеником, когда не желаю ничего, ни из видимого, ни невидимого, а чтобы только достигнуть мне Христа... Господа желаю, Сына истинного Бога и Отца; Того ищу, Кто за нас умер и воскрес!.. Простите мне, братья! Не мешайте мне получить жизнь, не желайте мне смерти!.. Дайте мне увидеть чистый свет, дайте мне быть подражателем страданий Бога моего! Кто сам имеет Его в себе, тот поймёт меня... Не слушайте меня, если бы я, при свидании с вами, стал просить об ином; а верьте тому, что я пишу к вам теперь. Теперь пишу я, полный жизни, объятый желанием умереть за Христа. Моя любовь распята, и нет во мне огня любви к миру; но вода живая течёт во мне и взывает ко мне: иди к Отцу. Сам Бог Отец и Господь Иисус Христос да явит вам, что я говорю правду. Молитесь о мне, чтобы я достиг».
Вслед за письмом своим прибыл в Рим и сам епископ Игнатий; с теплейшим сочувствием встретили его здешние христиане; они действительно намеревались употребить все старания, чтобы избавить от смерти Игнатия, но он повторил им то, о чём просил их в своём письме, и убедил не воспрепятствовать его казни. Помолясь усердно вместе с ними, между прочим, о даровании мира Церкви, об укреплении между братиями взаимной любви, св. Игнатий был отведён воинами на казнь. Идя туда, он продолжал молиться, призывая имя Христа. – «Что ты все повторяешь это имя?» – спросили его воины. – «Оно у меня в сердце, потому и повторяют его уста», – отвечал Игнатий Богоносец.
Прибыв в цирк, полный нетерпеливо ожидавших своей потехи – «зрелища казни старца – ожесточённых и развращённых преступников, Игнатий не смутился, услышав рыкание голодных львов. С величественным спокойствием обратясь к народу, он громко сказал:
– «Знайте, Римские граждане, что не за злодеяние и преступление осуждён я на смерть, но только за веру в единого Бога моего, Которого люблю, и к Которому желаю идти. Я – пшеница Его и зубами звериными измалываюсь, чтобы соделаться для Него чистым хлебом» ... Едва успел мученик произнести эти слова, как на него накинулись два выпущенные льва и мгновенно растерзали его; – остались только немногие твёрдые части, которые были собраны потом христианами и перенесены впоследствии в Антиохию.
Мученический подвиг св. Игнатия Богоносца совершился 20-го декабря 107 г. Подлинные акты о нём, написанные и очевидцами – Филоном и Агафоподом262 для Антиохийцев, заключаются следующими словами:
«Мы, видевшие это собственными глазами, всю ночь потом провели в слезах и, с коленопреклонением и молитвой, просили Бога утешить нас о случившемся. Когда потом мы немного заснули, то некоторые из нас увидели блаженного Игнатия, стоявшего близ нас и нас обнимающего; другие видели его с нами молящегося; иные – орошённого потом, как будто после большего труда пришедшего к предстоящего Господу. С радостью увидев это и сравнив сонные видения, мы воспели хвалу Богу, Подателю благ, ублажали святого мужа и записали день и год его кончины, чтобы, собираясь в день его мученичества, иметь нам общение с подвижником и доблестным мучеником Христовым».
После св. Игнатия Богоносца остались замечательные послания его, о которых св. Поликарп, епископ Смирнский, говорит, что «в них можно найти большую пользу, ибо они содержат в себе веру, терпение и всякое назидание в Господе нашем». Главная же цель этих посланий – способствовать к сохранению единения церковного в духе веры – в ограждение от еретических учений, которые начали уже сильно распространяться в то время. Об еретиках именно писал св. Игнатий: «предостерегаю вас от зверей, облечённых в человеческий вид: вам надобно не только не принимать их, но, если можно, и не встречаться с ними, а только молиться за них... Не обманывайтесь, братия, прелюбодейцы не внидут в Царствие Божие... Что-ж будет с тем, кто растлевает ложным учением веру Божию, за которую распялся Христос?» – «Не обманывайтесь. Кто следует учителю раскола, не внидет в Царствие Божие; кто ходит по учению еретическому, тот не сообразен страданию Христову».
Называя еретиков то отравителями, а учение их – ядом; то – зверями в образе человеческом, или бешеными псами, которые кусают исподтишка и часто на смерть, св. Игнатий, карая заблуждение, но исполненный вместе с тем нежнейшей любви к заблуждающемуся человеку, беспрестанно напоминает об обязанности молиться за заблуждающихся. – «Непрестанно молитесь о них, – пишет он Ефесеям, – потому что им есть надежда покаяния, чтобы прийти к Богу. Дайте им научиться из дел ваших. Против гнева их будьте кротки; против их заносчивости – смиренномудры; их злословию противопоставляйте молитву; их заблуждению – твёрдость в вере; против их грубости будьте тихи». – «Всё совершенство, – пишет св. Игнатий в послании к Смирнянам, – в вере и любви, выше которых нет ничего на свете. Посмотрите же на тех, которые иначе учат о пришедшей к нам благодати Иисуса Христа; как они противны воле Божией! У них нет попечения о любви, о вдовице, ни о сироте, ни о притесняемом, ни об узнике, или освобождённом от уз, ни об алчущем, или жаждущем.
В животворном духе единой истинной веры, начальником которой есть Иисус Христос, св. Игнатий убеждает искать и решение сомнений и правила для всей жизни263. – Я прибегаю к Евангелию, как телу Иисусову, – говорит он, – и к Апостолам, как к пресвитерству Церкви. И пророков любить надобно, потому что и они предвозвестили Евангелие, уповали на Христа. Убеждаю вас, не делайте ничего по любопрению, но по учению Христову. Некоторые, как слышал я, говорят: если чего не нахожу в древнем (писании), то не верю в Евангелие... А для меня древнее – Иисус Христос, непреложное древнее – Крест Его, Его смерть и воскресение, вера Его, учение, принесённое Им264... Старайтесь утвердиться в догматах Господа и Апостолов, чтобы всё, что говорите, имело благой успех, внутренно и наружно, в вере и любви, в Сыне и Отце и Духе, в начале и конце»265. «Господь Иисус есть дверь Отца, которой входят патриархи, пророки, Апостолы и Церковь, чтобы достигнуть единения с Богом. То и другое, древнее и новое, превосходно, если вы веруете в любви. Вера есть начало жизни, любовь – конец; та и другая в совокупности от Бога... И так христианство состоит не в исповедании, но в силе веры, когда кто соблюдает верность до конца266.
В отражение различных еретических учений св. Игнатий Богоносец так объясняет личность Иисуса Христа: – «Христос Иисус прежде веков был у Отца и, наконец, явился». «Он – вечное слово Отца». «Он – Сын Божий и Бог». «В человеке Бог, в смерти истинная жизнь, и из Марии, и из Бога». «Через Него открылось нам Божество». «Он истинно родился от Девы, крестился от Иоанна, истинно пригвождён был за нас во плоти, при Понтии Пилате и Ироде Тетрархе». Истинно страдал, как истинно и воскресил Себя, не так, как говорят некоторые неверы, будто пострадал Он призрачно, сами будучи призрачными; как мудрствуют, так и поживут они, – тени бестелесные и духи злые».
«Те, которые отвергают во Христе истинное человечество, – заключает св. Богоносец, – удаляются от Евхаристии, потому что не исповедуют с нами, что Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, та плоть, которая страдала за нас и которую Отец воскресил по Своей благости». «Ясно, по учению Церкви, как Сын Божий в вочеловечении облечён был истинной плотью и кровью, так истинная плоть и кровь Его находится в Евхаристии. Учение противоположное тому – учение еретиков».
Называя Евхаристию «врачевством бессмертия, противоядием против смерти», св. Игнатий призывает принимать как можно чаще участие в ней, указывая при этом и на славу общественной молитвы, совершаемой в духе единства, мира и любви. – «Собирайтесь чаще для Евхаристии и славословия Бога, – ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные дела его. Никто не обманывайся! Кто не находится внутри алтаря (церкви), тот лишается хлеба Божия. Если молитва того или другого имеет великую силу, то тем более молитва епископа и всей Церкви. И так, кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам себя отлучил (от Бога). Ибо написано: гордым Бог противится. Потому, прошу вас, старайтесь всё совершать в единодушии Божественном». Нет ничего лучше мира, ибо им обесславливается всякая против нас вражда поднебесных и земных. Всё это понятно вам, если вы имеете совершенную веру и любовь ко Христу».
Наставления свои преподаёт святитель Игнатий в духе любви и крайнего смирения. – «Не повелеваю я вам, как будто имеющий на то власть или что-либо значащий, – пишет он, и между прочим, незадолго до своего мученического подвига; ибо хотя я и в узах за имя Христово, но ещё не совершен во Христе: теперь только начинаю учиться, а говорю вам, как учить, потому что любовь моя к вам не позволяет молчать, но побуждает меня писать вам и умолять вас следовать пути Господню».
Эти 7 писем или посланий св. Игнатия из Смирны, а потом из Троады во время его путешествия в Рим на казнь – (к Римлянам, к Ефесеям, Магнезийцам, Траллианцам, Филадельфийцам, к Церкви Смирнской и к епископу Поликарпу) – содержат драгоценные указания на состояние Церкви и её учения в I и в начале II века. Ими руководствовались и свидетельствовались св. Афанасий, св. Ириней, Ориген и многие другие церковные писатели и учители. Вообще, пользовались эти послания великим уважением: их списывали, перечитывали, изучали, приводили в подтверждение или пояснение церковного учения и церковного предания, из них приводили наизусть достопамятные изречения, например: «как совершенный подвижник, переноси немощи каждого».
«Христианин не властен над собой, принадлежа Богу».
«Кто усвоил себе Иисусово слово, тот, и ничего не говоря, открывает о себе».
«Хорошо учить тому, кто поступает, как учит».
«Нужно не говорить только, но и желать, не называться только, но и быть христианином».
«Христианство не такое дело, чтобы молчать о нём» ...
† Преставление св. Даниила, архиепископа Сербского
Блаженный Даниил был муж высокий по уму и просвещению, по строгой жизни и по любви к отчизне267.
Сын богатых родителей и остававшийся единственным у них по смерти братьев, он был любимым сыном их; по любви не хотели они изнурять его учением, но он сам упросил их поручить его хорошему учителю и скоро оказался даровитым и лучшим учеником. По окончании учения он принят был на службу при дворе короля Милютина268. Король полюбил его и отличал своим вниманием; но почести не увлекали за собой сердца его. Раз, сопровождая короля, посещавшего Сопочанский монастырь, беседовал он в обители с старцем иноком о душевном спасении и, вслед затем, скрылся в Кончульскую обитель, где и принял иночество. Евстафий архиепископ (1286–1304 г.), узнав о его иноческой жизни, по совещании с королём, посвятил его в иеромонаха и потом в игумена Афонской Хиландарской обители. Тут он проводил время в посте, молитве и подвигах. Так прошло довольно времени. И вот поднялась на Афоне буря: изгнанные из Палестины крестоносцы и поселенные из милости в Романии начали буйствовать, как достойные ученики папы; к разным мерзостям своим присоединили они и то, что вздумали совсем поселиться на Афоне, чтобы жить на счёт монастырей Афонских. Они грабили монастыри, не щадя никакой святыни. Хиландар был осаждён. Так как от злодейств крестоносцев сбежались в монастырь и слуги его, то скоро оказался недостаток в содержании; многие из братии, спасаясь от голода, попались в плен и лишены жизни. Крестоносцы ломились в обитель вооружённой рукой; но были отражены. Хиландарский игумен поступал не по мыслям гуманного социализма. Почему бы не отдать всего этим людям, т. е. тем, которые не хотели принять на себя никакого труда, а желали жить на счёт других, да и ещё делать мерзости? Но видно, социализм, проповедуемый ныне, – вовсе не новизна, а давно известный грех, строго преследуемый зрелым умом. Отец Даниил, сделав распоряжение об имуществе и защите обители, явился к королю Милютину. Король удерживал его при себе до окончания осады; но он, получив пособия, поспешил к несчастной обители и с трудом пробрался в неё; он купил корабль пшеницы и нанял несколько воинов для охранения обители. Три года и 3 месяца св. Гора была в осаде, пока Милютин не разогнала бродяг франков269.
По окончании осады Даниил перешёл в Карею. Когда поднялись неудовольствия между королями братьями – Драгутиным и Милютиным, Даниил, посвящённый в епископа Баньского270, был посредником-миротворцем между братьями и, отклонив войну, убедил Драгутина отказаться навсегда от предприятий, оскорбительных для чувств христианских271. Совершив христианское дело, Даниил возвратился в любимое Карейское уединение. Потом он же, по просьбе страдальца королевича Стефана, принимал живое участие в примирении отца с сыном272. После того Даниил собрался было отправиться в Иерусалим; во король, призвав его к себе, назначил ему покойное пребывание в патриаршей обители. По избрании блаж. Никодима в архиепископа, предоставлена была Даниилу Холмская кафедра273. Он был свидетелем смерти короля Милютина. Новый король Стефан любил его ещё более, чем отец, так как живо чувствовал признательность за участие его в избавлении из заточения. Когда двоюродный брат короля Владислав склонил Болгарского князя в свою пользу и против короля, в совете вельмож Стефана положили: дело посредника успешнее других может совершить Холмский епископ Даниил и – блаж. Даниил счастливо исполнил поручение в Константинополе и у Болгарского князя274. – Не взирая на почести и знаки любви, которыми осыпал король блаженного Даниила, Даниил снова удалился в Афонское уединение.
По смерти блаж. Никодима Сербский собор (в 1325 г.) избрал Даниила в архиепископа275. В этом звании Даниил ревностно заботился об обращении к православию Богомилов, живших около Прилепа276, равно как с успехом отражал нападения папы277. – Во время войны Болгарской (1330 г.) он оставался при королеве для советов278. Сербия одолжена была ему построением многих храмов и разведением виноградников279, Он венчал на королевство Душана, хотя и со скорбью за его отношения к отцу280. Блаженный Даниил, при любви к Господу, любил просвещение и отчизну свою281. Он собирал сведения о прошлом Сербии и написал Родослов, где в первой части красноречиво описал дела Сербских властителей, а во второй – жизнь Сербских первосвятителей282. Блаженно почил 19 декабря 1338 г.283. Сербская Церковь поёт ему: «чудо явився извещения (по повествованию), делами добродетелей Божиих воссиял еси, монашествующих лики упасл еси, архиерейская седалища утвердил еси, еретическаго нападения не усуминився, Церковью Христовою управляя, преподобне отче Данииле, премудре: уснул еси, яко спя, тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть и подает цельбы болящим от различных недугов и демоны прогоняет. Сего ради молим тя, моли спастися душам нашим»284.
Празднование Новодворской иконе Богородицы
Сия икона, именуемая и Новгород-Северской, по нынешнему нахождению её, написана св. Петром, митрополитом Всероссийским, когда он жил на Волыни в монастыре, устроенном им близ Ковеля при реке Рате в урочище Новый Дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенёс её в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда устроялся монастырь Суражский в Черниговской губернии при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский благословил ею этот монастырь (упразднённый в 1786 году). В 1677 г. 14 августа икона перенесена была из старой церкви в новую в крестном ходе перед литургией. Св. Димитрий Ростовский, прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывает, что 16 августа Никодим, игумен Цеперский. оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери. По местному преданию (см. описание Новгород-Северского монастыря. Чернигов. 1873 г.), архиепископ Лазарь Баранович передал эту икону в Новгород-Северский Преображенский монастырь, где она и доныне для жителей города и окрестных мест служит предметом благоговейного чествования и поклонения.
* * *
Наименование Богоносца присвоено св. Игнатию, как говорит предание, потому, что он был тем именно дитятей, которого во время Своей земной жизни Иисус Христос, взяв однажды на руки, показал в пример Апостолам, сказав: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное» (Мф.18:23). – Называется св. Игнатий – Богоносцем также потому, что был постоянно по всем делам своим носителем Бога и имени Божьего в уме и сердце и устах своих.
Св. Иоанн Златоуст в 42 Беседе о св. Игнатии, т. II, стр. 592 (По указ. Филар., архиеп. Черниг., в «Уч. об Отц. Церкви», § 19).
Извл. из указ. Филар., архиеп. Черниг., в «Уч. об Отц. Церкви», § 19.
Эти акты помещены у Рюиварта, т. I, 15–48 («Месяцесл. Вост.» архим. Серг., т. II, ч. 2, стр. 393).
Извл. из указа Филар., архиеп. Черниг., в «Уч. об Отц. Церкви», §20.
Там же.
Там же.
Там же.
Житие Даниила, описанное учеником его, известно и Раичу (II. 544) – в музее Румянцева, стр. 157. Извлечение из него – в Гласнике VI, 35–41.
Житие кр. Милютина говорит о Милютине: «в юности своей имел воспитателя и наставника блаженного во архиепископех Сербских Даниила мужа свята и преподобна» (Сербляк л. 55). Но Милютин († 1320 г.) был много старше Даниила († 1338 г.) Потому невероятно, чтобы последний был воспитателем первого.
Так говорит ученик Даниила. По его известию, сличённому с грамотой Милютина и родословом, это нападение Франков на Афон окончилось в 1296 г. Феодул магистр, известия которого напечатаны in Anecdota Boissonadi II, 226, относил разорение Афона Каталонцами к 1308 году. Но преимущество остаётся. за современниками.
Слова Даниила в Зап. геогр. общ. XIII, 302. Гласник VI. 38. Даниил говорит, что при погребении кор. Елены († февр. 6-го 1306 г.) был он в звании Баньского епископа.
Летоп. в Гласнике V, 57. Даниил у Раича II, 421. 422. Так как при погребении кв. Елены в февр. 1306 г. Даниил был уже Баньским епископом, то примирение Драгутина с Милютиным и матерью совершено, без сомнения, в 1305 году.
Известие Даниила у Раича II, 531–533. Гласник VI, 40.
Гласник VI, 39.
Известие ученика у Раича II, 545.
Гласник VI, 40.
Григоровича, стр. 17–21.
Служба: «святителю Христов, Божественных преданий учителю, тебе, яко истинного пастыря Христос показал есть словесному стаду, Сербским людем, ихже и от соблазнов спасл еси и укрепил их быти в православии».
Раича II, 569.
Раича II, 379. Гласник VI, 41, V, 57.
Раича II, 590. 601. 603.
У Григоровича (путеш. 19) Евангелие 1329 г., писанное «повелением преосв. госп. архиеп. всех Срьбских земль и Поморских кир. Данила, тогда владычествующа на престоле св. святителя кир Саввы». Майкову (стр. 50) известен перевод Кормчей, приписываемый арх. Даниилу.
Родослов в музее Румянцева, стр. 155–157. Подлинник в Хиландаре; три списка в Карловцах и Львовской университетской б-ке. Ученик Даниила: «провозвести жития Богоугодная господий своих, – благоверных царей земль Сербских – и паки по сих благая действа жизни непорочныя преосвященных архиепископов». После Даниила писались только заметки по годам, краткие летописи. У Шафарика (в памятниках) изданы три летописи: одна оканчивается 1453 годом, другая – 1503 г., третья, изданная по 8 спискам, переходит, по некоторым спискам, в ХVII столетие. Троношская летопись, изданная в 5 ч. Гласника, отличается полнотой и в составителе её видно желание излагать события в их связи. Она оканчивается первой четвертью XVI стол. Ещё краткая летопись в Латинском переводе В Псячевича издана – в «ар.» Кукучевича 3, 3–30. Кроме краткости и сухости известий, в Сербских летописях видна ещё одна странность: хронологические показания их большей частью неверны.
Раича II, 614. По известию о первосвятителях (Гласник VI, 41) Даниил был архиепископом 14 лет и 3 месяца. По Сербскому уставу (Гласник XI) «дек. 19 престависе архиепископ Даниил». Предшественник его Никодим умер в мае 1325 г., см. авгус. 30.
Сербляк л. 174.