12-е
Св. Спиридона, епископа Тримифунтского
Св. Спиридон родился на острове Кипре от родителей простого звания; был женат, имел детей и отличался необыкновенным смирением и христианской мудрой простотой сердца, чем и приобрёл такое уважение к себе, что по смерти жены своей, за святость жизни был единодушно избран и поставлен в епископа города Тримифунта. И в святительском сане св. Спиридон жил с прежней простотой, трудился в поле вместе с простыми работниками, продолжал заниматься овцеводством, что не препятствовало ему относиться с деятельным вниманием ко всем нуждам своей паствы, духовным и материальным. С величайшей любовью служил он всем словом и делом и был так угоден Богу, что получил дар спасительной для многих прозорливости и, вообще, чудотворений. В воспоминании сохранились бесчисленные примеры совершенной точности его предсказаний, вследствие чего он даже воздерживался произносить угрозы, чтобы его не считали причиной прозорливо предвидимых им бедствий... Так напр. предсказал святитель Спиридон посрамление замысла одного бесчеловечного корыстолюбца, желавшего обогатиться на счёт бедствующих, и это исполнилось. Когда, во время голода на острову, один из хлебных торговцев, закупив большой запас хлебного зерна, не хотел уступить его даже ни одному бедняку по уменьшенной цене, то на жалобу одного из этих несчастных, которым угрожала голодная смерть, святитель сказал: – «не плачь... завтра же дом твой наполнится житом, и богач, который отказал тебе сегодня в хлебе, завтра сам будет упрашивать тебя взять у него хлеб без платы» ... – И действительно в ту же ночь пролился такой сильный дождь, что все житницы хлебного торговца были размыты и хлебные зерна разнесены по всему городу, так что всякий мог собирать себе, сколько хотел, а растерявшийся богач, бросаясь во все стороны, сам упрашивал всех и в том числе вчерашнего бедняка взять, сколько хотят хлеба, чтобы только помочь ему спасти остальное зерно...
Святитель Спиридон, как известный ревнитель веры, был тоже в числе епископов, принимавших участие в первом Вселенском Соборе, созванном в Никее для обличения лжеучения Ария, и, не смотря на свою простоту и на отсутствие всякой учёности, простым, но полным убеждения изложением веры убедил одного знаменитого философа в истине православного верования до такой степени, что он, не найдя слов для возражения, сказал святителю:
– «Верю теперь я во всё то, что ты говорил», – и сознавался потом друзьям своим, что «чувствовал непреодолимую силу истины, всходившую из уст святого епископа» ...
Прославленный многими чудесами, святитель Спиридон, предузнав заранее время своего отшествия из мира, мирно скончался в глубокой старости – в 348 г. Был погребён в церкви святых Апостолов в г. Тримифунте.
О нетленных мощах его известно171, что «около половины VII стол. по причине набегов варваров они были перенесены в Константинополь; в 1453 г., мая 29-го иерей Георгий, по прозванию Калохерет, взяв их и также мощи Феодоры Августы, отправился в Сербию, а оттуда на остров Корфу в 1460 г. Мощи св. Феодоры он передал жителям Корфу в общее достояние, а мощи св. Спиридона до сих пор, как многоценное сокровище, хранятся у его потомков неповреждёнными, так что кожа плоти его сохраняет мягкость. – Действительно Русские паломники XIV и XV веков, Стефан Новгородец в Зосима, видели мощи его в Константинополе в храме Апостолов. Барский в XVII стол. видел всё тело его на о. Корфу в церкви его имени, кроме правой руки, которая – в Риме, в церкви Богоматери новой».
«Слава давшему тебе крепость, слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления!» – воспевает Церковь святителю Спиридону, – любовию Христовою уязвився, священнейший, ум вперив зарею духа, детельным видением твоим деяние обрел еси, Богоприятне, жертвенник Божественный быв, и прося всем Божественнаго сияния» ...
Св. Александра, епископа Иерусалимского
Около 209 года епископствовал в каком-то городе Каппадокии и за ревность к христианству претерпел темничное заключение. Бывши в узах, услышал о возведении (210 г.) на Антиохийский престол исповедника Асклипиада и приветствовал церковь Антиохийскую следующим посланием: «Александр, раб и узник Иисуса Христа, блаженной Церкви Антиохийской желаю здравствовать о Господе. Лёгкими и удобоносимыми соделал Госиодь узы мои во время заключения, сподобив меня услышать, что на епископский престол Антиохийской Церкви вашей промыслом Божиим поставлен Асклипиад, муж достойнейший по заслугам веры» и проч. Освободившись из заключения, прибыл на Богомолье в Иерусалим (212 г.) и тут избран в соправители сто-шестнадцати-летнему Иерусалимскому епископу Наркису (7 августа), по смерти коего, (213 года) епископствовал в Иерусалиме 38 лет. В истории христианского просвещения он известен тем, что на свой счёт собрал при Иерусалимской Церкви значительную библиотеку книг св. Писания и существовавших в то время творений христианских писателей. Этой библиотекой пользовался в своё время (в IV веке) и Евсевий, писатель Церковной Истории.
В гонение Декия, в 250 году, святитель Александр вытребован был в Кесарию Палестинскую на суд и там вторично исповедал Христа. Брошенный в темницу, он долго пробыл там и умер в 251 году.
Св. мученика Разумника
Римлянин по рождению, он папой Сикстом (257–258) произведён был в чтеца, а в царствование Аврелиана, около 275 года, за исповедание имени Христа подвергнут пыткам и обезглавлен. Имя Разумник есть перевод Греческого Синетос (Συνετός – Разумный); у Римлян же называется он Синезий.
† Преподобного Ферапонта Монзенского
Преподобный Ферапонт172 почти во всю жизнь свою был сокровенным рабом Божиим. Он старался скрывать свои подвиги от глаз людских. По некоторым случаям и словам его видно, что он жил в Москве и проводил жизнь, по примеру блаженного Василия. Так, когда видел его Пафнутий ещё в Обнорском монастыре, на вопрос Пафнутиев: «кто он»? отвечал: «я сожитель Василиев, что на Москве». Точно также, когда в первый раз виделся с ним Адриан, он сказал ему: «ты будешь мне отцом и тогда узнаешь моё имя; теперь же скажу, что я сожитель Василия, который в Москве». Поселясь в Монзенской обители, на вопросы любопытных отвечал, что он «постриженик Воздвиженского монастыря, что и в Костроме, но бывал и в царствующем граде, где жил близ дома блаженного Василия, отделённый от него одним лишь тыном». За 16 лет до кончины своей, как сам он сказал духовнику, пострижен он в Костромском Воздвиженском монастыре, и след. в 1575 г. Таким образом ясно, что он не видал в живых блажен. Василия († 1554 г.), а только подражал сокровенному духовному житию его. О жизни его в Костромской обители дознано, что он служил здесь примером послушания, был великим постником, и братия уважала его за высокую жизнь. Жители Костромы, начиная с воеводы, питали к нему уважение, приходили слушать наставления его и принимать благословение; он принимал посещавших с любовью, но иных строго обличал за слабую жизнь и пристрастие к мирской суете. Тяготясь известностью, удалился он из Костромы и поселился на реке Монзе, при впадении её в Кострому, в 25 верстах от Галича; место, где поселился он, было лесное и окружено болотами, так что сюда можно было проникать только рекой Костромой. – Незримый никем, подвизался он здесь в молитве и посте. Только след незнаемого человека видели здесь на траве; но пустынник не показывался никому. Инок Адриан, поселившийся с несколькими в запустевшем Благовещенском монастыре и обижаемый здесь полой водой, хотел перенести монастырь на другое, понравившееся ему, место. Незнаемый отшельник пришёл к нему и сказал: «не трудись, старец! другое тебе назначено место, – на берегу реки Монзы; ты узнаешь его тогда, как двое юношей исцелятся от жестокой болезни», Адриан осматривал место на реке Монзе и, наконец, решился перевозить туда монастырь. В это время привезены в Благовещенскую обитель Адриана два больных отрока, один из Буйгорода, другой из Сольгалича; отец первого сказал, что неизвестный старец сказал ему, что сын его исцелится у старца Адриана, у которого ветхий монастырь Благовещенский, а на новом месте – храм Воскресения Христова и Николая чудотворца. По рассказу другого, старец сказал ему, что больной сын его исцелится у Адриана, который переносит монастырь на устье реки Монзы. Больные действительно исцелились у Адриана по совершении молебствия в храме. Когда монастырь уже устраивался на новом месте, преподобный Ферапонт сам пришёл в обитель Монзенскую и стал жить здесь. Он взял слово с Адриана, что не будет говорить о нём ничего, что известно ему, и просил быть его духовным отцом. «Скоро, прибавил преподобный, спустя два года с половиной, исполнится надо мною воля Божия; до смерти же моей не разглашай о мне». С того времени Ферапонт каждый день выходил из обители и, перейдя реку Монзу, скрывался в чаще леса; там молился он наедине, ночь же проводил в келье без сна и переписывал книги. Инок Кирилл возроптал на св. старца, что не участвует в строении обители, и увидел Эфиопов, внушавших ему негодование на святого; тяжело ему было от этих посетителей, пока не пришёл к нему Ферапонт, разогнавший духов, но запретивший говорить о том. Раз вышел преподобный в лес на обычное место для уединённой молитвы. Женщина Пелагия, собиравшая ягоды, увидев его издали, перешла овраг, чтобы посмотреть на него вблизи. Старец сидел на колоде, обнажённый до пояса; по телу его, искусанному комарами, лилась кровь, и над ним роились оводы. По пытливости женской, она подошла ещё ближе и ослепла. В страхе закричала она: «угодник Божий! прости меня грешную», и с этим словом невидимая сила отбросила её за овраг, и она стала видеть; но она боялась сказать о случившемся с ней кому-либо другому, кроме старца Адриана. Служивший в обители Пётр, видя однажды преподобного, идущего за реку Монзу, сказал ему с насмешкой: «древен ты годами, а ступаешь искусно, как-бы плывёшь ногами, и мантия на тебе не движется». Старец ничего не отвечал ему и прошёл мимо. Пётр, возвратясь в монастырь, почувствовал страшную боль в голове, и лицо его искривилось. Адриан, узнав о его болезни нечаянной, спросил: «не говорил ли ты при встрече чего-нибудь оскорбительного св. старцу?» Пётр исповедал грех свой. Адриан советовал ему молиться и просить прощения у блаженного Ферапонта. Когда св. старец выходил от вечерни, больной просил у него помилования. Ферапонт возложил на него руки и сказал: «не надобно осуждать никого», и болезнь миновалась. За день до кончины, блаженный Ферапонт сказал братии: «близок конец мой», и просил причастить его св. Таин во время литургии. Братия, видя его на ногах, не хотели верить, что скоро умрёт он. В самый день, кончины его все собрались к утрени; это был воскресный день неделя св. праотец; пришёл к утрени и блаженный Ферапонт: по окончании службы простился он со всей братией и пошёл в келью. Игумен Адриан пригласил братию идти в келию, чтобы видеть кончину праведника. Братия и теперь повторяли, что ещё крепок он; но когда пришли в келью, – преподобный лежал на одре в мантии и куколе, и свечи горели перед иконами; он уже отошёл ко Господу. Это было декабря 12-го 1591 г.173.
В загробной жизни своей преподобный творил много чудес для земли. Раз после литургии игумен Адриан лёг отдохнуть на рогожке. Является Ферапонт и говорит: «спустя десять лет будет великий голод в России; береги рожь: многие будут тогда питаться из твоих житниц, и они не оскудеют; тогда заселятся и пустые земли твои». Феодосий, слепой старец, постриженик обители, в полночь молол жерновом рожь. И вот яркий свет наполнил храмину, и он увидал свет, исходящий из храма св. Николая; перед царскими дверьми стоял преподобный Ферапонт. «Чего ты просишь у Господа?» спросил его преподобный. «Отпущения грехов», отвечал слепой старец. «Подвизайся, и как начал, так и довершай; спустя немного времени увидишь ты свет вечности», сказал ему чудный Ферапонт. После того старец опять остался во мраке. В другое время Феодосий в полдень молол хлеб. Опять явился ему Ферапонт и сказал: «мир тебе и благословение». Феодосий, хорошо знавший его при жизни, пал к его ногам. Преподобный сказал: «спустя немного времени будет великий голод во всей России, но ты не доживёшь до того; скоро ты увидишь меня в другом мире; скажи тайно Адриану, чтобы крепко берёг рожь; многим придётся питаться от монастыря». Блаженный Феодосий скоро скончался174. В Успенский пост 1601 года мороз уничтожил хлеб по всей России: настал страшный голод и продолжался три года. В Москве похоронено в скудельницах до 127,000 человек, умерших от голода175. Обитель преподобного Ферапонта была питатальницей для всей окрестности, люди селились на пустошах монастырских, не находя на прежних местах пропитания. Игумен Адриан отпускал хлеб всем нуждающимся, в уповании на Господа, и, как предсказывал преподобный Ферапонт, житницы обители не оскудели176.
Жизнь преподобного Ферапонта повторяет нам наставление Спасителя:
«Когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на улицах становиться на молитву, чтобы видели их люди. Истинно говорю вам: они получили уже себе награду. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив за собою двери, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец Твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:5–6).
* * *
Из Греческого Часослова (1838 г.) – по указ. архим. Серг. в «Полном месяцесл. Вост.» т. II, ч. II, стр. 385.
Ркп. повествование о начале Монзенского монастыря, писанное Монзенским иеромонахом, спустя 39 лет после кончины преп. Ферапонта. У Царского № 118.
В повествовании о начале монастыря сказано, что преподобный преставился в 1591 г. В ркп. святцах: «пр. Ферапонт, чудный отец Благовещенского монастыря Монзенского, чудотворец, преставился в л. 7094 м. дек. 12 д.» след. 1585 года. То же в ист. иер. 6, 849. Правда на стороне повести: голод, бывший спустя 10 лет после кончины пр. Ферапонта, был в 1601 г.
«Преподобн. Феодосий, трудник Монзенского монастыря», в ркп. святцах.
О трёхлетнем голоде, начавшемся успенским моровом 1601 г. Арцибашев в повеств. о России, кн. 5, стр. 62–64. У Трехлетова Апостол, писанный в Ростовском Борисоглебском монастыре, со след. современными паметками: «л. 7110 (1601) мороз побил... яр запала от него. С тех мест стал быть хлеб дорог. 110 г. В Ростове была четверть ржи по 20 алтын, а 111 г. в Ростове была в полтретья рубли четверть ржи, а на Москве была по три рубли и слишком, и того году людей множество с гладу мерло и со мразу и от разбоя и от пожара. Тот год был мятеж. А 112 г. была рожь по сороку алтын, а на Москве в полтора рубли, а овес по 20 алтын» (Яросл. губ. ведом. 1855 г. № 36).
Служба у Царского № 118.