Источник

4-е

Преп. Иосифа Песнописца и творца канонов

Сегодня Церковь совершает память св. Иосифа Песнописца – одного из великих борцов, отстаивавших иконопоклонение, одного из высоких молитвенников, «просвещённого дарами Божиими», обогатившего красноречивыми канонами сокровищницу молитвенных излияний, славословий – во все века возносимых верующими от избытка чувств, переполняющих сердце.

Отечеством св. Иосифа была Сицилия, но, когда ещё он был отроком, произошло нападение Сарацин на Сицилию, и родители его, благочестивые Платон и Агафия, принуждённые оставить свою родину, удалились в Пелопонес. – По переселении сюда, со временем, в юноше Иосифе, с детства напитанном чтением св. Писания, взросшем в любви к посту и молитве, определилось окончательно отчуждение от всего мирского. Поэтому, расставшись с родителями, он, на 15-м году своего возраста, поступил иноком в Солунскую обитель, где и предался с самого начала строгой подвижнической жизни.

Спал он на земле, покрытой кожей, одежда его состояла в едва прикрывающем его тело рубище; пища – в небольшом куске хлеба и «в меру» питие воды; молитвой его было постоянное пение в устах, стояние коленопреклонённое и продолжавшееся часто всю ночь. Чтение св. Писания и списывание книг было его главным и любимым занятием; таким образом преуспевал он из силы в силу в разуме духовном; был между братией, как ангел Божий, сияющий святостью, ради чего и был избран единодушно и принуждён принять чин настоятеля обители и сан священства. В этом сане ещё ревностнее предавался он трудам и подвигам, работая Богу своему и молясь о всём мире часто со слезами – при совершении Божественных Таин.

Однажды посетил монастырь, где подвизался Иосиф, преп. Григорий Декаполит и, видя святую жизнь Иосифа, возлюбил его всей душой, сблизился с ним и пожил в монастыре несколько времени. Потом, отправляясь в Византию для укрепления верных, смущаемых тогда еретиками, пожелал ехать туда вместе с Иосифом, провидя в нём великого помощника в деле защиты Церкви, волнуемой бурей еретической. Прибыв в Византию, поселились они в церкви св. мучеников Сергия и Вакха и ревностно занялись вразумлением народа – как оберегать себя от вреда еретического и твёрдо держаться догматов и обычаев веры отцов своих.

В то время возобновилась иконоборная ересь при императоре Льве Армянине. Одним из первых дел его по вступлении на престол было – строго запретить почитание икон. Поэтому их из церквей выносили, выбрасывали с поруганием и попирали ногами. Духовные лица, противящиеся этому, подвергались лишению занимаемых ими мест, ссылались в изгнание и были заменяемы еретиками, единомысленными царю иконоборцу. Тогда св. Григорий с св. Иосифом начали открыто – на площадях городских и среди собраний народных, обходя также и дома верующих – убеждать и умолять всех не соблазняться новым учением, не отступать от правил, преподанных учителями Православия. И «подобно росе утренней, освежающей и оживляющей цветы и травы поникнувшие, полу-увядшие накануне от зноя дневного, слова их оживляли сердца малодушествующие, сомневающиеся и как бы увядающие от зноя яростного гонения и еретических учений»...

Между тем, видя, что многие готовы уступить силе соблазна и отступить от православия, иночествующие в разных монастырях убеждали Григория преподобного, чтобы он послал Иосифа в Рим возвестить православному папе Леону III-му о бедствиях Церкви в Константинополе, надеясь, что любимый учитель их, твёрдый крепостью души и тела, перенесёт тягость дальнего пути и «в слове искусный», красноречивый убедит папу восстать на помощь притесняемым еретиками.

– О сын мой, – говорил св. Григорий Иосифу, возлагая а на него это поручение, – настало время проявить усердие твоё к Богу и доказать преданность твою правому делу: иди на запад и возвести первосвятителю и всем верным о бедствиях гонения на православную веру на Востоке, и как попираются ногами иконы Спасителя и Пречистой Его Матери, и какое поругание совершается над украшением церквей, и как неправославные, подкупаемые золотом или страхом пастыри поставляются вместо верных блюстителей стада Христова. Возвести обо всём этом, убеди и умоли поднять за нас меч слова Божия и восстать на нашу защиту.

Неисповедимыми судьбами Божиими положено было, однако же, препятствие на пути отправившемуся в Рим Иосифу.

Зная, что многие жители оставляют Константинополь в это смутное и опасное время борьбы с ересью, нашлись такие люди, которые, желая прислужиться царю, старались захватывать и возвращать убегающих в руки иконоборцев. Узнав и об отправлении Иосифа в западную столицу, эти люди не допустили совершиться его путешествию: устроив с помощью морских разбойников нападение на корабль, они захватили всех бывших на нём и предали их на острове Крите в руки иконоборцев. Преп. Иосиф, окованный цепями, был брошен в темницу, где он встретил многих страдальцев, заключённых также за хранение правой веры. Иные из них, измученные до изнеможения, готовы были впасть в уныние. Тогда-то явился общим утешителем св. Иосиф, день и ночь ободряя всех вдохновенными своими речами: – «что может быть отраднее и радостнее тех цепей, которыми связаны мы ради любви к Богу и ради чествования Его изображения! – говорил он, сам радующийся узам своим за Господа, – если и пострадаем во временном нашем здесь заключении, то должны мы благодарить за это Бога, имея перед собой светлый образ св. Ап. Павла, который узы и цепи почитал лучшим, драгоценнейшим украшением своим, радуясь, что удостоился пострадать за имя Христово. И не больше ли ещё нашего пострадал за нас Сам Христос, Который «не сделал никакого греха и, будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал», – как говорит о Нём св. Апостол Пётр (1Пет.2:22–23).

– Конечно, – продолжал увещевать узников св. Иосиф, – тяжелы страдания и болезни телесные, но невозможно никому назваться носителем ига Христова, если не последует по пути Его, принимая на себя те страдания, которые Господь определил нам понести, чтобы от них рождалась та сила добродетели, которой отверзалась бы для нас небесная дверь, грехами нашими затворяемая... И не на иной путь нам к спасению указал, как только на усыпанный трудами и скорбями. Не смущайтесь же, теряя здоровье в страданиях за честь св. икон Спасителя и Его Божественной Матери: в законной борьбе за правду Божию – человека не оставит Сам Бог».

Между прочими узниками содержался в темнице один православный епископ. Его в особенности удручали тюремные мучения, он уже охладевал в борьбе против ереси... Поняв смущение старца, Иосиф со слезами молил и убеждал его восстать от своего изнеможения и ободриться в борьбе. И не напрасны были Боговдохновенные увещания Иосифа: старец укрепился духом, произвольно предал себя в руки мучителей, с твёрдостью перенёс истязания... Он был повешен, в обнажённом виде предан терзанию тела и наконец, поражённый в голову огромным камнем, предал душу свою Богу.

И многих ещё избавил св. Иосиф от душевной гибели, неутомимо поучая и поддерживая всех на правом пути, и хранил Господь его полезную жизнь... Шесть лет провёл он в темнице – до самой смерти императора Льва Армянина, убитого своими воинами в самую ночь Рождества Христова, во время заутрени, о чём в тот же час был извещён св. Иосиф через явившегося ему, молящемуся всю ту ночь, – св. Николая Чудотворца, сказавшего ему при том, что теперь следует ему возвратиться в Константинополь, для утверждения многих благодатью Духа Святого, в нём пребывающего...

Освобождённый вслед за этим из темницы (в 820 г.), Иосиф прибыл в Константинополь, но не застал уже в живых любимого отца своего Григория Декаполита и поселился в уединённом месте за городом, близ церкви св. Иоанна Златоустого. Здесь занялся он сооружением церкви во имя святителя Николая, перенёс в неё тело св. Григория Декаполита, и близ церкви устроил монастырь, в который скоро собралось значительное число иноков и сверх того множество народа собиралось назидаться его Боговдохновенным, доходящим до сердца каждого, утешительным и вразумительным словом.

Вскоре Иосиф построил при обители ещё новую, небольшую церковь во имя св. Апостола Варфоломея и с честью положил в этой церкви часть мощей св. Варфоломея, полученную им однажды в дар от одного благочестивого человека. Великую любовь и веру имел Иосиф к святому Апостолу, часто видел его в сонном видении и желал хвалебным пением возвеличить праздник его, но, считая себя недостойным приступить к такому делу, он только молился Богу и Апостолу, прося себе вразумления и внушения; при молитве также долго и строго постился. И вот, накануне дня праздника св. Апостола Варфоломея, он удостоился видеть его во сне: св. Апостол явился ему в алтаре в белых ризах и, подняв занавесь в алтаре, казалось, призывал к себе Иосифа. Когда же Иосиф приблизился к нему, то св. Варфоломей, взяв св. Евангелие со стола Божественной трапезы, возложил на грудь Иосифа и сказал: «да благословит тебя десница Всесильного Бога, да истекут на язык твой воды небесной премудрости, да вместит сердце твоё Духа Святого и песнопения твои да усладят вселенную!»

И с этого часа, почувствовав себя осенённым благодатью свыше, св. Иосиф начал писать свои Боговдохновенные каноны и песнословия в честь Божией Матери и святых, за которые Церковь именует его «Песнописцем».

Снова настало время тяжких испытаний для Иосифа, в царствование императора Феофила, приверженца иконоборческой ереси. За смелое обличение еретиков Иосиф был сослан в изгнание – в г. Херсонес, где протомился до тех пор, пока, при вдовствующей жене Феофила – Феодоре, не прекратилось иконоборческое гонение, и все изгнанные ревнители православия, вместе с святейшим патриархом Мефодием, были возвращены из ссылки.

По смерти св. Мефодия, занявший после него патриарший престол Игнатий поставил Иосифа сосудохранителем при великой Константинопольской Софийской церкви. Здесь, пользующийся всеобщей любовью и уважением, Иосиф пребывал в постоянных трудах, молясь, песнословя и неутомимо поучая народ.

Через несколько лет, однако же, он снова подвергся изгнанию, восстановив против себя знатнейшего вельможу Варду тем, что обличал его и укорял за жестокое обращение его с своей женой и за вступление во второй брак при живой жене, да ещё с близкой родственницей. За такие же обличения и подобной же участи подвергся и патриарх Игнатий. Оба они возвращены были из ссылки и заняли вновь свои почётные должности при Василии Македонянине, воцарившемся (827 г.) по смерти сына Феодоры Михаила и родственника царского Варды, убитых царедворцами.

Фотий, патриарх Константинопольский после Игнатия, также любил и настолько уважал Иосифа, что называл его отцом отцов, ангелом во плоти и поставил его духовником всего Константинопольского клира.

Достигнув до глубокой старости, великий труженик Иосиф почувствовал себя наконец изнемогающим телесно и впал в болезнь, которая привела его к кончине, в 883-м г.

Получив извещение свыше о предстоящем ему близком упокоении, Иосиф сделал список всех вверенных ему церковных дел и вещей, послал его к патриарху Фотию, а сам, готовясь к кончине, так молился:

– Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что сохранил меня во все дни жизни моей и ныне до конца сохрани душу мою, да не порадуется враг мой в неведении и в немощи содеянным согрешениям моим. Сохрани, Господи, людей Твоих и всё созданное Тобой защити до конца веков. Буди Помощником сынам Церкви Твоей возлюбленным. Даруй ей мир вечный и тишину безбурную; ересь гибельную из неё искорени; душе же моей дай в мире и тишине отойти от тела моего. И хотя, зная грехи мои перед Тобой, не могу я причислить себя к угодникам Твоим, в которых обитает Дух Твой Святый, но молю Твою всего мира грехами непреодолеваемую благость, не взирая на мои беззакония, достойным меня соделать чести избранных сынов Твоих! – И, причастившись св. Таин и благословив всех окружающих, радостно предал праведник душу свою Господу – в неделю Пасхи, 4-го апреля.

Никто из песнописцев не написал столько священных песней, сколько написал их Иосиф. Большая часть канонов написана в честь мучеников, притом тех, которые менее славятся Церковью, и потом таких же святителей. По исследованию разных лиц, число их простирается от 211-ти до 300.

О песнопениях св. Иосифа ученик его Феофан пишет: «преподобный, быв просвещён благодатью, так легко и скоро составлял св. песни, что казалось, будто он не сочиняет новое, а только припоминает забытое» ...

О духе и силе песнопений св. Иосифа так пишет жизнеописатель преподобного Иоанн, диакон Константинопольской Церкви (около 890 г.):

«Когда он стал писать стихи, то и слух поражал чудной приятностью звука, и поражал сердце силой мыслей. Какого рода музыки нет у него? какая сладость стиха не исторгается из уст его? Сон и леность бегут от людей ленивых, когда начинают они не слух только, но и душу услаждать пением. Чудное отдохновение находят здесь и те, которые стремятся к жизни совершенной; возмущаемые, как волнами, сердечными движениями, укрощают в себе смятение, когда слушают их; а радующиеся начинают плакать от полноты радости и восторга. Писатели, оставив другие стихотворения, из этой одной сокровищницы – из писаний Иосифа, стали почерпать сокровища для своих песней или, лучше, ежедневно черпают. Наконец, все народы переводят их на свой язык, чтобы просвещать песнями тьму ночи и, прогоняя сон, продолжать бдения до восхода солнечных лучей. Да и кто столько нечувствителен будет, чтобы, читая сладкие восхитительные песни Деве Богородице, не поразился до глубины души и не стал скорбеть и оплакивать грехов своих? Но что я говорю о разнообразии и гармонии стихов? Зачем распространяюсь о приятности и сладости, которыми, как благоуханными ароматами, благоухают поэмы Иосифа? Если кто прочтёт жизнь святого, празднуемого в какой-либо день Церковью, тот сам увидит достоинство песней Иосифа и узнает жизнь прославляемого. Подлинно, тогда как жизнь и дела почти каждого святого украшены хвалами, не достоин ли бессмертной славы тот, кто так достойно и прекрасно умел прославить их! Пусть славят иные святые кротость его, другие – мудрость, третьи – дела его; и все вместе да славят благодать Св. Духа, которая так щедро и беспримерно обогатила его своими дарами».

Для первого ознакомления с канонами св. Иосифа, могут служить ниже помещаемые стихи из его покаянного и других канонов:

«Множество грехов моих, по множеству милости Твоея, истреби, Христе, молюся Тебе: даруй мне помышление об обращении, чтобы славил я Твою благость, превосходящую ум мой!»

«По великой милости Твоей, Ты явился на земле воплощённый. И потому, согрешившего более всякого человека, приими меня ныне, когда припадаю в покаянии к щедротам Твоим!»

«Чины бесплотных вместе с нами воспевают Тебя, достойная песней Дева: ибо Необъятного, во чреве Твоём вместившегося, Ты родила, оставшись Девой, как и прежде рождества, Богоневеста!»

«Пробудись, иди душа и взывай к Создателю твоему, ведающему твои тайные дела; покажи плоды покаяния, да помилует тебя щедрый Господь и избавит огня вечного!»

«Очисти, Единый Благий, очисти и спаси меня; как мытарь взываю перед Тобой во трепете: увлекаюсь множеством грехов, преклоняюсь под тяжестью прегрешений, полон стыда безмерного.»

«Спаситель мой! Ты, Который определил покаяние для обращающихся, даруй мне покаяние, Благий, прежде конца жизни моей, даруй мне сокрушение и воздыхание, как подал блуднице, лобызавшей ноги Твои, Владыко!»

«Каждый день грешу и не страшусь Тебя, Христе, Тебя, Который долготерпеливо ищет моего покаяния. Даруй же мне помышления об обращении, как Благий, и не пренебреги мною.»

«Грехи к грехам прилагаю, Христе, и нимало не престаю несчастный. Единый Благий и Безгрешный! Ущедри и спаси меня!»

«Потоки слёз пошли мне, Слово Божие! да отмою, Владыко, нечистоты грехопадений!»

«От мглы чрезмерных страстей ослеп я умом, не знаю, что делаю, опустошённый в сердце моём; обрати меня, Христе, и даруй покаяние для очищения скверн моих!»

«Стенай, душа моя, чтобы избавиться стенаний; лей слёзы, чтобы не пришлось тебе в муке лить слёзы непрестанные и совсем бесполезные...»

«Из глубины лености и страстей безмерных извлеки меня, Благая; Ты, Которая родила Источник милосердия, даруй мне источник слёз, Приснодева!»

«Как Хананея, взываю к Тебе: помилуй меня, Христе; как некогда скорченную, так меня исправь, Иисусе, как Петра Спаситель, спаси меня, утопающего в грехах»

«Вот, при дверях Жених: укрась душа свечу, напоя её елеем милостыни и прочих добрых дел; потщись войти со Христом в радость несказанную!»

Св. Церковь поёт св. Иосифу: «Покаяния источник неисчерпаемый, утешения податель некончаемого, и умиления пучина еси, Иосифе, слёзы нам даждь покаяния Божественного, ими же утешение зде плачущеся, обрящем от Бога, твоея помощи просяще, Святе!»

Преп. Феоны, митр. Солунского

Преп. Феоны, митр. Солунского, мощи которого находятся в монастыре св. Анастасии (в Галачисте), предстоятелем которого он был до возведения его на митрополитскую кафедру. Преставился в XVI веке (см. Афон. Патер. изд. 4, ч. II, стр. 72 и в жизни св. преп. Иакова – 1-го ноября).

Преп. Иосифа Печерского, болезненного

Преп. Иосифа Печерского, болезненного. Страдая продолжительной болезнью, Иосиф дал обет, в случае своего выздоровления, посвятить свою жизнь на служение в Печерском монастыре, что он и исполнил, когда избавился от болезни, и усердными трудами, постом, молитвой и служением братии достиг прославления от Господа нетлением по своей кончине. Препод. Иосиф преставился в ХIV-м веке. Мощи его почивают открыто в Феодосиевых пещерах в Киеве.

Св. мучениц Тарбы и Фервуфы с рабыней последней

Сёстры Персидского епископа Симеона, пострадавшего 17 апреля 344 года. Случайно заболела царица, и пронырливые жиды распустили при дворе слух, что она заболела вследствие чар Тарбы, желающей на царском семействе отмстить смерть брата. Царь велел главе могов произвести дознание, и как сёстры с рабыней не изменили своей вере, то и были осуждены на смерть за чародейство: перепилены надвое (4 апр. 345 года).

Пр. Зосимы, отшельника Палестинского

Пр. Зосимы, отшельника Палестинского. О нём см. в житии пр. Марии Египетской. Скончался ста лет, в 523 году.

† Память о преп. Зосиме Ворбозомском

Преподобный Зосима Ворбозомский, соимённый пр. Зосиме Палестинскому, коего память 4 апреля, приобретал спасение на месте глубоко безмолвном, на острове оз. Ворбозомского, в 22 верстах от Белозерска. – Начальное иноческое воспитание получил он у преп. Корнилия Комельского. Оставив Комельскую обитель, он подвизался на уединённом острове сперва один; потом построил храм в честь Благовещения Богоматери, и к нему собирались любители пустынной тишины. – Люди мирские думают о себе, что они крепки, что мир – не помеха спасению души. Печальная мечта! Ныне и вчера душа полна образами нечистыми, раздражающими страсти; ныне и вчера заняты всем, за исключением

Бога; ныне и вчера убито время без пользы для души. И это ни по чём! «Как глаз, говорит Василий Вел., когда непрестанно движется и обращается то на стороны, то вверх, то вниз, не может ясно видеть предметы и, чтобы хорошо рассмотреть вещь, должен устремить зрение на неё одну; так и уму человеческому, когда развлекают его бесчисленные мирские заботы, невозможно ясно видеть истину»29. Вдали от сует и тревог людских, на безмолвном острове, преп. Зосима посвящал всё своё Господу и заботился об одном – о душе. Нетление мощей его свидетельствует, что он шёл верным путём и мирно почил в 1550 г.30.

† Священномученика Никиты

Святый Никита, Славянин Албанский, подвизался иночески в Русском Афонском монастыре и совершал здесь служение чередного священника. – По ревности к безмолвию жил он потом в скиту св. Анны. По ревности к славе Господа Иисуса, оскорбляемой магометанством, он решился принять на себя звание обличителя магометанства. Оставив Афон, приходит он в Серрес и в Серрской обители несколько времени приготовляется молитвой к своему подвигу. Потом идёт к местному начальнику магометанину и говорит, что желал бы, чтобы доказали ему, что магометанство – не заблуждение жалкое, которое каждый, кому дорога душа, должен бросить. Начальник собрал учёных и мулл. Когда учёные остались в стыде от обличений исповедника, его уговаривали ласками признать пророка Магомета, потом обратились к насилиям. Поклонники лжепророка, не будучи в состоянии оправдать магометанства разумными убеждениями, принялись оправдывать ударами насилия. Они подвергли исповедника, самым зверским истязаниям за мнимое оскорбление Магомета. Стягивали голову его винтами, забивали иглы за ногти, повешенного вниз головой палили огнём. Мученик твёрдо переносил всё и славил Христа Господа. Наконец судьи решили удавить его. И мученик скончался в вечер Великой субботы, 4 апр. 1808 г. Спустя 3 дня христиане выкупили у нечестивых тело священномученика и погребли его с честью; а спустя несколько времени Господь прославил мученика Своего несколькими чудесами. Так писали о подвигах мученика от 19 февраля 1809 г. в Руссик Константий, иеромонах Серресский, и местный врач Николай31.

* * *

29

Письмо к Григорию Богосл. о пустынножительстве. Христ. Чт. 1821 года.

30

Ист. иер. 3, 611. Сведен. о монаст. 402. Словарь святых, стр. 115. СПб. 1836 г.

31

Афонский патерик 2. 394–396.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Апрель. – 316, IV с.

Комментарии для сайта Cackle