3-е
Св. Никиты исповедника, игумена Мидикийского
Никита, родом из Кесарии Вифинской, с юных лет посвятил себя на служение Господу и, придя в Мидикийский монастырь, недалеко от г. Плусиады, пострижен тамошним игуменом Никифором. Через несколько лет убеждён был принять сан пресвитера и посвящён Тарасием, Константинопольским патриархом. По смерти игумена Никифора, братия избрала его в игумены. Добродетельная жизнь его была образцом для всех, и Господь прославил его благодатью исцелений. Когда император Лев Армянин и едино-мысленный с ним патриарх Феодот в мае 815 года на своём нечестивом соборе изрекли проклятие на почитающих иконы, то император призвал к себе игуменов лучших монастырей и убеждал согласиться с определением того собора. Несогласившихся заключил в темницы. В числе таковых был и преп. Никита, которого скоро сослали в городок Масалеон, где пострадал и от холода зимнего и от немилосердного приставника. Через пять дней снова был возвращён в Константинополь вместе с другими и посажен в сырую тюрьму, куда подавали и хлеб гнилой, и воду нечистую. Наконец еретики сказали исповедникам: «приобщитесь раз только из рук патриарха Феодота, и мы ничего больше не потребуем от вас!» Тогда игумены решились уступить обстоятельствам и, придя к Никите, убеждали его войти на время в общение с патриархом. Почти насильно извлекли его из тюрьмы и. пошли с ним к Феодоту. А этот, приведши их в некую домовую церковь, украшенную иконами, и лицемерно выставляя себя почитателем их, совершил литургию и из своих рук приобщил их. После того каждый пошёл в свой монастырь; но преп. Никита, сожалея об уклонении, решился идти в другую сторону и там каяться о своём прегрешении. Посему отправился на остров Проконнис (нын. Мармара), но скоро возвратился в Константинополь и, ходя по городу, открыто учил держаться православных догматов. Узнав о том, царь велел ему идти в свой монастырь, но исповедник сказал: «не пойду в монастырь свой, и не оставлю веры своей. Повинуясь отцам, умолявшим меня, я приобщился от лже-патриарха, но теперь жалею и каюсь. Отселе я не в общении с вами; ты же, царь, делай со мной как хочешь!» Царь выслал его под надзор на остров св. Гликерии, близ г. Ираклии, где был монастырь, а в нём игуменствовал еретик Анфим. И пробыл там святой в нужде и терзаниях от еретиков лет шесть, до смерти (25 декабря 820) Льва Армянина, а потом отпущен; но он не пошёл в свой монастырь, а поселился в некоем пустынном месте близ Константинополя, где по малом времени и скончался. Тело его тотчас по кончине перенесено в его обитель.
В тот же день св. муч. Агонии, Хионии и Ирины Солунянки. Пострадали за Христа в гонение Максимиана, в 304 году; сожжены. На месте их мученической кончины, вне городских стен, в VI веке существовал монастырь.
† Преставление преп. Нектария Бежецкого
В ркп. святцах читаем о святых г. Твери: «преп. Нектарий, начальник Введенского монастыря Пресвятые Богородицы, преставися в лето 7000 (1492) апреля 3 дня». По этим словам преп. Нектарий был основателем Введенского монастыря, находившегося в Бежецке и закрытого с 1764 г. Мощи его почивают под спудом28.
* * *
Сведен. о монаст. 519. По переписи 1662 г. при Бежецком Введенском монастыре 6 дворов.